Mitsubishi-ufa.ru

Авто СТО Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности возбуждения уголовного дела по факту ДТП

Адвокат по ДТП — бывший следователь

ДТП – ситуация, которая может принести неприятности не только с порчей автомобиля, но и в некоторых случаях потребовать от водителя административной ответственности. При тяжелых телесных повреждениях или смерти участников ДТП может грозить уголовное дело и лишение свободы. В таких ситуациях нелишним будет консультация и поддержка опытного адвоката-следователя, который знает все тонкости уголовного процесса и может помочь избежать серьезных последствий.

Обратившись в нашу Группу компаний, вы можете получить профессиональную помощь. В нашем штате делами по ДТП, которые чреваты уголовным наказанием, занимается адвокат по ДТП, опыт работы которого и знания позволяют найти самый лучший выход из сложившихся обстоятельств.

Наш специалист – бывший следователь по уголовным делам, который много лет проработал в сфере, касающейся дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, причинивших в результате фатальный исход или серьезные нарушения здоровья. Как любой другой адвокат по уголовным делам, связанным с происшествиями на дороге, он руководствуется основной статьей УК РФ – ст. 264, по которой заводится уголовное дело и определяется наказание. Окончательный вердикт об ответственности может зависеть от следующих факторов:

  • причина, повлекшая за собой ДТП, особенности обстоятельств;
  • количество жертв;
  • тяжесть последствий, включая смерть участников ДТП;
  • смягчающие обстоятельства.

Самым сложным обстоятельством возбужденного уголовного дела является состояние алкогольного или наркотического опьянения водителя, что послужило причиной аварии, наезда на пешехода или другого происшествия. Но даже в этом случае имеется множество путей решения проблемы, которые может найти наш адвокат по ДТП.

Особенности возбуждения уголовного дела

Уголовные дела могут быть возбуждены в следующих случаях:

  • если имеется факт ДТП и собрано достаточно доказательств, указывающих на виновность обвиняемого;
  • если есть заключения экспертов медицинского освидетельствования пострадавших и обвиняемого;
  • если документальные заключения, экспертизы, протоколы, освидетельствования, показания очевидцев оформлены правильно.

Для случаев с наездом на пешехода, в случае ДТП дело уголовное можно открыть, имея хотя бы одно подтверждение несоблюдения Правил дорожного движения. Для уголовного дела достаточно будет даже факта несоответствующего технического состояния автомобиля.

Из совокупности всех этих факторов формируется картина обвинения. Задача следователя в этом вопросе состоит в том, чтобы определить все факты по делу, найти причину и виновного в происшествии. Цель адвоката в этом вопросе – найти пути спасения виновного, способ облегчить участь или при наличии возможности полностью оправдать обвиняемого. Например, при грубом нарушении пешеходом правил перехода дороги в неположенном месте водитель транспортного средства может быть полностью оправдан. В этом случае решение суда может быть также без лишения права на управление авто.

Так как наш адвокат, которого можно нанять в случае угрозы уголовной ответственности, – это бывший работник следственного отдела, он имеет колоссальный опыт в решении подобных проблем и сможет найти верный путь, чтобы смягчить обстоятельства или исключить виновность полностью.

Что нужно для успешного рассмотрения уголовного дела?

В первую очередь, если наступило ДТП и лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, нужно заручиться помощью адвоката как можно раньше. Почему? Первые этапы расследования – предварительный сбор информации, касающейся будущего уголовного дела. Если адвокат своевременно получит информацию, это повысит результативность его работы и эффективность построения линии защиты. Мы рекомендуем сразу после ДТП, в котором пострадали люди, позвонить правозащитнику. Наш телефон лучше всегда иметь с собой.

После выбора адвоката по ДТП необходимо позаботиться о поиске очевидцев, свидетельствование которых может помочь в доказательстве невиновности. Также на успешность линии защиты может повлиять любой факт или доказательство, поэтому адвокат по ДТП создает на начальном этапе несколько концепций защиты и выбирает ту, которая наиболее подходит под картину происшествия.

Если действия адвоката выполняются правильно и грамотно, исход дела в суде в большинстве случаев приводит к оглашению ст. 79 УК РФ (освобождение от уголовной ответственности) и является положительным для лица, на которого возбуждено уголовное дело. Как показывает практика, некоторые дела могут вовсе не дать хода в суд, но только при наличии выстроенной линии защиты. Главное, чтобы выбранный адвокат по уголовному делу ДТП был грамотным, имел опыт в подобных делах. Именно такого специалиста вы можете нанять в случае проблемы, возникшей на дороге.

Что может грозить виновнику ДТП при наступлении уголовной ответственности?

Если произошло ДТП, необходимо вызвать представителей ГИБДД, поставить аварийный знак, включить аварийные огни, вызвать скорую помощь. При записи протокола, составлении схем водитель может отказаться от каких-либо показаний до прибытия адвоката. Если имеется номер телефона специалистов нашей компании, важно оперативно связаться с адвокатом. Необдуманные версии и показания в волнительном состоянии после ДТП могут лишь навредить и послужить доказательством при обвинении в суде. Если телефона адвоката нет, лучше отказаться от свидетельствования, так как в будущем изменить показания практически невозможно.

Все дела, которые получены после осмотра места ДТП, остаются в УРППБД или в отделе дознания ГИБДД, и находятся в производстве. Доработанные документы передаются в руки следователя, который будет в дальнейшем заниматься рассмотрением дела, сбором дополнительных доказательств для возбуждения уголовного дела. Если доказательств достаточно, открывается уголовное дело по факту ДТП. Все дела, касающиеся уголовного дела, передаются в районный суд.

На этом этапе задача адвоката – доказать невиновность, указать на недостаточное количество фактов или полное отсутствие нарушения правил дорожного движения. В этом случае уголовное дело не возбуждается. Если же в ходе работы следователя доказана вина, водителю грозит лишение свободы:

  • 2 года – за тяжкий вред;
  • до 5 лет – за смерть пострадавшего;
  • до 7 лет – за смерть нескольких пострадавших.

Количество лет будет больше, если документы следователя будут указывать на опьянение (алкогольное, наркотическое).

Какие пути решения может предложить адвокат?

В случае возбуждения уголовного дела роль адвоката является главной в вопросе свободы водителя. В зависимости от формы ДТП и его исхода адвокат может предложить следующие концепции защиты:

  1. Настаивать на невиновности, соблюдении ПДД, отсутствии состава преступления, связанного со злоумышленным наездом или неправильным вождением транспорта. Наш адвокат по уголовным делам способен доказать отсутствие состава преступления.
  2. Пытаться примириться с потерпевшим. Любой адвокат по ДТП подтвердит, что договоренность с пострадавшей стороной является самым выигрышным способом избежать возбуждения уголовного дела. При такой возможности наш адвокат по уголовным делам может предупредить судимость, избежать лишения прав на вождение авто.

Иногда эти линии защиты неуместны, например, при желании пострадавшей стороны во что бы то ни стало наказать виновного. В этом случае адвокат по ДТП делает все для того, чтобы снизить степень понесенного наказания до условного.

Как избежать уголовного наказания?

Чтобы избежать уголовного наказания, адвокату нужно приложить максимум усилий, особенно если обвиняемый водитель действительно виновен в совершении наезда. Если дела следователя имеют фактические подтверждения в виде показаний свидетелей, действия адвоката по ДТП заключаются в следующем:

  • доказать отсутствие состава преступления по ДТП;
  • доказать отсутствие связи между выполненными/невыполненными действиями водителя с происшествием;
  • доказать незаконность полученных доказательств;
  • найти несоответствия в делах по обвинению и т. д.

Наиболее действующим способом доказать невиновность является доказательство адвоката, которое указывает на нарушение Правил дорожного движения самого пострадавшего. Адвокат может указать на факт перехода пешехода на красный сигнал светофора или в неположенном месте. Если участники ДТП – несколько автомобилей, эффективной линией защиты является подтверждение несоблюдения ПДД пострадавшим водителем. При выборе такой стратегии наш адвокат по уголовным делам одновременно находит способы убедить суд в том, что обвиняемое лицо не имело возможности избежать ДТП или другие пути развития ситуации могли повлечь более тяжкий вред.

Если нет заключений медицинской экспертизы, адвокат может настаивать на отсутствии тяжкого вреда при ДТП и соответственно отсутствии оснований для уголовного дела.

Если вам грозит уголовное дело, следователь-адвокат сможет оказать вам лучшую помощь, представить ваши интересы в суде, выиграть дело. Помните, чем раньше будет осуществлено обращение к нам, тем больше шансов у адвоката построить концепцию защиты, при которой вердикт суда будет смягчен или вынесен в вашу пользу. В нашей команде адвокат по уголовным делам гарантированно поможет в любой возникшей ситуации. Звоните прямо сейчас, если вам нужен адвокат для уголовного дела, или запишите номер, чтобы он был у вас всегда под рукой.

Особенности возбуждения уголовного дела. Типичные ситуации первоначального этапа расследования и действия следователя

Поводами для возбуждения дел этой категории являются заявления участников ДТП, свидетелей, родственников потерпевших, посторонних граждан; сообщения должностных лиц лечебных учреждений, куда поступил и потерпевшие от ДТП, транспортных предприятий и других организаций, чьи интересы затронуты в результате этого происшествия; непосредственное обнаружение ДТП работниками нравоохранительных органов, в основном сотрудниками ГИБДД.

Чаще всего уголовное дело по факту происшедшего ДТП возбуждается следователем по материалам, поступившим из органов ГИБДД или непосредственно после осмотра места происшествия, если в результате ДТП причинен тяжкий и средней тяжести вред здоровью человека, либо причинен крупный ущерб, или наступила смерть одного или нескольких лиц.

Прибывшие на место ДТП работники ГИБДД и следователь, в первую очередь, должны принять меры к оказанию потерпевшим медицинской помощи и предотвращению или смягчению других вредных последствий (при возгорании – тушение транспортного средства, извлечение потерпевшего из автомобиля и т.п.). Кроме того, выявляются свидетели, устанавливаются все участники ДТП, у водителей изымаются документы и все они подвергаются медицинскому освидетельствованию на предмет установления алкогольного опьянения.

Материалы, поступившие из ГИБДД по факту ДТП, должны содержать: протокол осмотра места происшествия со всеми приложениями (схемы, фототаблицы, кассета с видеозаписью и т.п.); рапорт сотрудника ГИБДД, обнаружившего происшествие и принимавшего участие в осмотре; объяснения участников ДТП, свидетелей; справка о ДТП; телефонограммы из лечебных учреждений с указанием диагноза; акт медицинского освидетельствования.

По делам о ДТП на первоначальном этапе расследования выделяют три типичные ситуации (рис. 71): 1) водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия; 2) водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия; 3) транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся.

Наиболее распространенной является первая ситуация, когда и водитель, и транспортное средство находятся на месте ДТП. Следует учесть, что в данной ситуации не имеет значения – находится водитель непосредственно на месте происшествия или с места происшествия он направлен в лечебное учреждение либо в ОВД: главное – он установлен и место его нахождения достоверно известно. Основной задачей в данной ситуации является установление всех обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и виновности конкретных участников.

Наиболее характерными для данной ситуации являются следующие следственные действия: осмотр места происшествия (включая осмотр транспортного средства и, если есть жертвы, трупа); допросы свидетелей ДТП; освидетельствование водителя и потерпевшего с целью установления алкогольного и наркотического опьянения; допрос водителя; допрос потерпевшего; назначение судебных экспертиз.

Читать еще:  Оформление Осаго задним числом после ДТП

Вторая ситуация – когда ни водителя, ни транспортного средства на месте происшествия нет (есть лишь информация о самом событии и его последствиях). Основной задачей в таком случае является установление и обнаружение как транспортного средства, так и его водителя. Для этого проводятся: осмотр места происшествия; допросы свидетелей; допрос потерпевшего: медицинское освидетельствование потерпевшего на предмет установления алкогольного или наркотического опьянения; назначение судебных экспертиз; поручение органам дознания производства соответствующих оперативно-розыскных мероприятий.

Для третьей ситуации – когда транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся, характерны те же следственные действия (в ходе осмотра места происшествия проводится также осмотр транспортного средства). Поскольку водители, совершившие ДТП, нередко делают ложные заявления об угоне транспортного средства, создают себе ложное алиби на это время, основная задача расследования в данной ситуации – разоблачение виновного путем проведения как следственных действий, так и оперативно-розыскных мероприятий, которые поручаются органам дознания.

Рис. 71. Типичные ситуации и действия следователя на первоначальном этапе расследования ДТП

Особенности возбуждения уголовного дела по факту ДТП

Уголовное дело по признакам ч.2 ст. 264 УК РФ возбуждается либо по факту ДТП, либо в отношении конкретного лица, в зависимости от обстоятельств произошедшего и с учетом последствий, предусмотренных диспозицией данной статьи. Например, чаще своего при наезде на пешехода, уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица (водителя), при столкновении транспортных средств, трудно без заключения эксперта определить виновного в случившемся, и, соответственно дело возбуждается по факту ДТП.

В действительности, механизм этого вида происшествий настолько неочевиден и сложен, что в начале расследования не представляется возможным высказать мнение о наличии или отсутствии в действиях водителя преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Это удается сделать позднее, как правило, на следующем этапе расследования, когда будут собраны и проанализированы все сведения о процессах, которые не поддаются непосредственному восприятию и оценке. Какова, например, была скорость транспортного средства, если обнаружены следы торможения транспортного средства определенной длины, можно сделать вывод, только используя помощь специалиста-автотехника.

Производство предварительного расследования по ДТП данной категории проводится в форме предварительного следствия, в виду причинения тяжкого вреда здоровью (в том числе смерти), высокой общественной значимости и значительной сложности расследования.

Уголовное дело по факту произошедшего ДТП возбуждается следователем по материалам, поступившим из органов ГИБДД или непосредственно после осмотра места происшествия, если в результате дорожно-транспортного происшествия наступила смерть.

Особенности возбуждения уголовного дела по делам данной категории заключаются в проблемах, связанных с их расследованием. Так, при расследовании, следователь может столкнуться со следующими проблемами:

1. Дорожно-транспортное происшествие скоротечно, оно развивается и заканчивается в течение нескольких секунд. Обстановка места ДТП не может сохраняться длительное время в связи с тем, что дорога должна быть быстро освобождена от транспортных средств. К тому же, следы на проезжей части уничтожаются либо проходящим транспортом, (раскатываются по проезжей части осколки стекла или других отделившихся от транспортных средств деталей, закатываются следы торможения (скольжения) или следы отделившегося грунта), либо, в результате атмосферных воздействий, а в некоторых случаях лицами, находящимися на месте ДТП (при оказании помощи пострадавшим, транспортные средства могут быть сдвинуты с первоначального положения) и т.д.

Поэтому любой сотрудник, прибывший первым на место происшествия, обязан незамедлительно принять все меры для сохранения обстановки или полного и четкого ее фиксирования процессуальными средствами. На практике же, к приезду следственно-оперативной группы, она нередко оказывается существенно измененной и, наряду с фиксированием, приходится заниматься ее восстановлением.

Например, сотрудники ГИБДД, оказавшиеся на месте ДТП на 37 километре трассы Барнаул-Рубцовск, не предприняли должных мер к охране следов, поэтому, ко времени осмотра, проведенного спустя 1,5 часа, многие следы были утрачены. В итоге место столкновения двух транспортных средств не было установлено. Это вызвало обоснованные жалобы родственников погибшего Бунина. Принимаемые следователем решения регулярно отменяются прокурором. Уголовное дело по факту гибели Бунина расследуется более 2 летСм.: Уголовное дело 77017..

2. Предварительная проверка по делам о ДТП, повлекшим причинение тяжкого вреда здоровью, проводится сотрудниками ГИБДД, низкий профессионализм которых нередко может привести к утрате или не отражению в материалах проверки необходимой для дальнейшего возбуждения следователем уголовного дела информации.

3. Самой же главной особенностью и основной проблемой является то, что нередко, для выяснения точной картины дорожно-транспортного происшествия и правильной квалификации случившегося, требуется проведение экспертиз. И если судебно-медицинская экспертиза трупа проводится в рамках срока предварительной проверки, то, например, производство автотехнической экспертизы (и других) требует значительного времени, а без ее производства невозможно установить кто прав и кто виноват в случившемся. Таким образом, дела часто «забрасываются в стол» и расследование по делу приостанавливается и возобновляется только с получением результатов экспертизСм.: А.И. Свинцов. «Из опыта работы следственно-оперативной группы по ДТП» / Информационный Бюллетень СК МВД России, №4(81), 1994 г..

При нормальном ходе расследования материалы, поступившие из ГИБДД по факту ДТП, должны содержать:

ь протокол осмотра места происшествия со всеми приложениями (схемы, фототаблицы, кассеты с видеозаписью и т.д.);

ь рапорт сотрудника, обнаружившего происшествие и принимавшего участие в осмотре;

ь объяснения участников ДТП, свидетелей;

ь справка о ДТП и его характере;

ь телефонограммы из лечебных учреждений с указанием диагноза;

ь акт медицинского освидетельствования.

На первоначальном этапе расследования водитель обычно допрашивается в качестве свидетеля. Его процессуальное положение (свидетель, потерпевший) определяется, как правило, позднее.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела обычно имеется типичная информация о дорожно-транспортном происшествии, которая включает в себя сведения о следах, обстановке места происшествия, транспортном средстве и водителе. Эта информация содержится в первичных документах, составленных в связи с осмотром места происшествия: протоколе осмотра места происшествия; рапорте сотрудника милиции, первым прибывшим на место происшествия; справке, составленной сотрудником ГИБДД, выезжавшим на место происшествия самостоятельно или вместе со следователем; акте медицинского освидетельствования водителя, для определения состояния опьянения.

В протоколе осмотра содержится информация, позволяющая решить вопрос о скорости транспортных средств, направлении и характере движения, месте столкновения (наезда), неисправности отдельных систем транспортного средства и образовавшихся на нем следах, а также о месте дорожно-транспортного происшествия.

Пострадавшие при дорожно-транспортных происшествиях направляются в лечебные учреждения, откуда в территориальное подразделение ГИБДД направляются телефонограммы с указанием предварительного диагноза, что позволяет принять обоснованное решение о возбуждении дела.

В рапорте сотрудника милиции, первым прибывшим на место происшествия, и справке о дорожно-транспортном происшествии, содержатся сведения о водителе, транспортном средстве, потерпевшем, свидетелях. Поскольку эти документы составляются на основе анализа информации, полученной непосредственно при изучении места происшествия и бесед с водителем, потерпевшим, свидетелями, то они содержат ценную информацию о времени происшествия, освещенности, видимости, состоянии погоды и проезжей части. Естественно, такие сведения должны быть проверены в процессе расследования.

Принимая решение о возбуждении уголовного дела, важно определить, не находился ли водитель в момент совершения происшествия в состоянии алкогольного опьянения? По общему правилу все водители — участники дорожно-транспортного происшествия, при котором наступили уголовно-правовые последствия (имеются пострадавшие или погибшие), подлежат медицинскому освидетельствованию для установления состояния опьянения (алкогольного или наркотического).

Нередко освидетельствование водителя для определения состояния алкогольного опьянения проводится с применением индикаторной трубки «Контроль трезвости». Освидетельствование с применением индикаторной трубки проводится в присутствии двух граждан, и по его результатам составляется протокол освидетельствования водителя с использованием индикаторной трубки «Контроль трезвости» установленной формы, который подписывают участники освидетельствования.

Для проведения медицинского освидетельствования водитель, не позднее двух часов с момента дорожно-транспортного происшествия, должен быть доставлен в медицинское учреждение, в котором, на основании письменного направления органа внутренних, дел осуществляется освидетельствование.

Медицинское освидетельствование проводится в любое время суток в специальных кабинетах наркологических диспансеров, в передвижных автолабораториях или в определенных органами здравоохранения лечебно-профилактических учреждениях врачами (психиатром, психиатром-наркологом, невропатологом), а также специально подготовленными медицинскими работниками других специальностей.

По результатам медицинского освидетельствования составляется акт в двух экземплярах, один экземпляр которого передается работнику органов внутренних дел, доставившему водителя, а другой хранится в медицинском учреждении.

Другой путь установления состояния опьянения — назначение судебно-медицинской экспертизы после возбуждения уголовного дела. В этих целях она назначается в случае смерти водителя или причинения ему в результате дорожно-транспортного происшествия тяжких телесных повреждений, по поводу которых он направляется для оказания медицинской помощи в лечебное учреждение. Вывод об опьянении делается по наличию в крови, моче или слюне алкоголя.

Если водитель с места происшествия скрылся, и подвергнуть его медицинскому освидетельствованию не представляется возможным, факт нахождения водителя в состоянии опьянения может быть установлен путем допроса свидетелей об обстоятельствах употребления им спиртных напитковСм.: С.В. Горяев «Тщательное исследование обстоятельств ДТП обеспечило правильную квалификацию тяжкого преступления». Информационный Бюллетень СК МВД России, № 4 (93), 1997 г. .

Таким образом, как видно из вышесказанного, возбуждение уголовного дела по ДТП имеет ряд особенностей, отличающих его от других видов преступлений.

§ 1. Особенности возбуждения уголовного дела

За редким исключением уголовное дело возбуждается не в отношении конкретного лица (водителя), а по факту дорожно-транспортного происшествия (столкновение транспортных средств, наезд на пешехода, опрокидывание). В действительности механизм этого вида происшествий настолько неочевиден и сложен, что в начале расследования не представляется возможным высказать мнение о наличии или отсутствии в действиях водителя преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Это удается сделать позднее, как правило, на следующем этапе расследования, когда будут собраны и проанализированы все сведения о процессах, которые не поддаются непосредственному восприятию в оценке следователя. Какова, например, была скорость транспортного средства, если обнаружены следы торможения транспортного средства определенной длины, можно сделать вывод, только используя помощь специалиста-автотехника.

На первоначальном этапе расследования водитель обычно допрашивается в качестве свидетеля. Его процессуальное положение (свидетель, потерпевший) определяется, как правило, позднее.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела обычно имеется типичная информация о дорожно-транспортном происшествии, которая включает в себя сведения о следах, обстановке места происшествия, транспортном средстве и водителе. Эта информация содержится в первичных документах, составленных в связи с осмотром места происшествия: протоколе осмотра места происшествия;

телефонограмме из лечебного учреждения, куда доставлен пострадавший; рапорте сотрудника милиции, первым прибывшим на место происшествия; справке, составленной сотрудником ГАИ, выезжавшим на место происшествия самостоятельно или вместе со следователем; акте медицинского освидетельствования водителя для определения состояния опьянения.

В протоколе осмотра содержится информация, позволяющая решить вопрос о скорости транспортных средств, направлении и характере движения, месте столкновения (наезда), исправности отдельных систем транспортного средства и образовавшихся на нем следах, а также о месте дорожно-транопортного происшествия.

Читать еще:  Независимая экспертиза после ДТП Оценка ущерба после ДТП

Пострадавшие при дорожно-транспортных происшествиях направляются в лечебные учреждения, откуда в территориальное подразделение ГАИ направляются телефонограммы с указанием предварительного диагноза, что позволяет принять обоснованное решение о возбуждении дела.

Если не пострадали люди, а причинен только материальный ущерб, то, прежде всего, следует определить, можно ли вред, причиненный повреждением транспортных средств, дорожных сооружений, груза или иного имущества, отнести к разряду существенного. В законе (ст. 211 УК РСФСР и аналогичные статьи УК других союзных республик) не указано, какой ущерб следует считать существенным. Это понятие оценочное. Конкретизация и раскрытие этого понятия производится судом, прокурором, следователем на основе критериев, сложившихся в следственной и судебной практике. В следственной и судебной практике ущерб признается существенным, если он составляет 450—500 руб. (в РСФСР). Критериями, в силу которых он признается таковым, могут быть стоимость, ценность поврежденного имущества, имущественное положение потерпевшего и другие обстоятельства.

В рапорте сотрудника милиции, первым прибывшим на место происшествия, и справке о дорожно-транспортном происшествии содержатся сведения о водителе, транспортном средстве, потерпевшем, свидетелях. Поскольку эти документы составляются на основе анализа информации, полученной непосредственно при изучении места происшествия и бесед с водителем, потерпевшим, свидетелями, то они содержат ценную информацию о времени происшествия, освещенности, видимости, состоянии погоды и проезжей части. Естественно, такие сведения должны быть проверены в процессе расследования.

Принимая решение о возбуждении уголовного дела, важно определить, не находился ли водитель в момент совершения происшествия в состоянии алкогольного опьянения? Установление этого факта, с одной стороны, необходимо для правовой оценки его действий—нарушение правового запрета управлять транспортом в состоянии опьянения является отягчающим вину обстоятельством.

По общему правилу все водители — участники дорожно-транспортного происшествия, при котором наступили уголовно-правовые

последствия (имеются пострадавшие или причинен существенный материальный ущерб), подлежат медицинскому освидетельствованию для установления состояния опьянения.

Нередко освидетельствование водителя для определения состояния алкогольного опьянения проводится с применением индикаторной трубки “Контроль трезвости”. Такал предварительная мера необходима для определения возможности участия водителя в осмотре места происшествия и других проводимых на месте происшествия следственных действий. Если будет установлено, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, его не следует привлекать к участию в следственных действиях, а после устной беседы об обстоятельствах происшедшего направить в медицинское учреждение для проведения освидетельствования.

Применяемый в практике органов внутренних дел прибор представляет собой стеклянную трубку со специальным наполнителем. Па один конец трубки надевается эластичный полимерный пакет, (свидетельствуемый водитель ртом выдыхает через трубку до полного заполнения воздухом этого баллона. Под действием содержащихся в выдыхаемом воздухе паров алкоголя наполнитель в течение 1—2 мин изменит окраску с желтой на зеленую. На трубке имеется специальная риска красного цвета, которая служит ориентиром наличия или отсутствия опьянения. Если изменение окраски не достигает этой риски, то это свидетельствует об отсутствии опьянения. Если высота изменившего цвет реагента достигает риски или превышает ее, это свидетельствует о наличии опьянения.

Освидетельствование с применением индикаторной трубки проводится в присутствии двух граждан, и по его результатам составляется протокол освидетельствования водителя с использованием индикаторной трубки “Контроль трезвости” установленной формы, который подписывают участники освидетельствования.

Для проведения медицинского освидетельствования водитель не позднее двух часов с момента дорожно-транспортного происшествия должен быть доставлен в медицинское учреждение, в котором на основании письменного направления органа внутренних дел осуществляется освидетельствование.

Медицинское освидетельствование проводится в любое время суток в специальных кабинетах наркологических диспансеров, в передвижных автолабораториях или в определенных органами здравоохранения лечебно-профилактических учреждениях врачами (психиатр, психиатр-нарколог, невропатолог), а также специально подготовленными медицинскими работниками других специальностей.

По результатам медицинского освидетельствования составляется акт в двух экземплярах, один экземпляр которого передается работнику органа внутренних дел, доставившему водителя, а другой хранится в медицинском учреждении.

Другой путь установления состояния опьянения — назначение судебно-медицинской экспертизы после возбуждения уголовного

дела. В этих целях она назначается в случае смерти водителя или причинения ему в результате дорожно-транспортного происшествия телесных повреждений, по поводу которых он направляется для оказания медицинской помощи в лечебное учреждение. Вывод об опьянении делается по наличию в крови, моче или слюне алкоголя.

Если водитель с места происшествия скрылся и подвергнуть его медицинскому освидетельствованию не представилось возможным, факт нахождения водителя в состоянии опьянения может быть установлен путем допроса свидетелей об обстоятельствах употребления им спиртных напитков.

МВД назвало выезд на встречку причиной ДТП со школьным автобусом в Дагестане

По предварительным данным МВД, выезд грузового автомобиля на встречную полосу движения стал причиной ДТП с участием школьного автобуса в Дагестане. Об этом “Ъ” сообщили в пресс-службе министерства.

Как сообщал “Ъ”, в среду в Кизлярском районе Дагестана на трассе «Кавказ» столкнулись пять автомобилей, в том числе школьный автобус. В результате ДТП пострадали, по уточненной информации, 14 человек (в том числе 10 детей), погибли водитель школьного автобуса и две женщины. По предварительной информации МВД по Дагестану, выехавший на встречку грузовой автомобиль IVECO столкнулся поочередно с четырьмя другими машинами.

По данным минздрава республики, состояние троих детей и одного взрослого оценивается как тяжелое, они находятся в реанимации. Остальные получили травмы средней степени тяжести. Врачи провели несколько операций. У госпитализированных зафиксированы в основном черепно-мозговые травмы, а также переломы и ушибы. Наиболее тяжелых пациентов планируется отправить вертолетом санавиации на дальнейшее лечение в Махачкалу.

Вчера республиканское управление Следственного комитета России (СКР) начало доследственную проверку по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей уполномоченными должностными лицами, бездействие которых повлекло возникновение дорожно-транспортного происшествия. Сегодня глава СКР Александр Бастрыкин дал указание «незамедлительно возбудить уголовное дело» по факту ДТП, поручил региональному следственному управлению доложить обо всех обстоятельствах произошедшего и поставил на контроль ход следственных действий.

Спустя час республиканское управление СКР доложило о возбуждении уголовного дела по ч. 3 ст. 238 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц) УК РФ.

Особенности возбуждения уголовного дела по факту ДТП

Бесплатная консультация автоюриста
Москва и МО : +7 499 938-93-12
СПб и область: +7 812 467-39-73
Фед. номер: 8 800 350-73-54

ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня — 21, за месяц — 687, за год — 11 345

  • Бесплатная консультация автоюриста
    Москва и МО : +7 499 938-93-12
    СПб и область: +7 812 467-39-73
    Фед. номер: 8 800 350-73-54

    ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня — 21, за месяц — 687, за год — 11 345

    Отказ в возбуждении уголовного дела по факту ДТП. Что это значит?

    Очень часто, в процессе юридических разбирательств по фактам автодорожных аварий, заинтересованные граждане обращаются к адвокатам и юристам для того, чтобы обжаловать такое решение, как отказ следователя в возбуждении уголовного дела по ст. 264 УК РФ.

    Неискушенные в юридических премудростях граждане, узнав, что по факту аварии, в которой пострадали или, не дай бог, погибли близкие им люди, отказано в возбуждении уголовного дела, начинают паниковать. Особенно граждан смущают формулировки отказа в возбуждении уголовного дела — «в связи с отсутствием события или состава преступления». Ведь, для несведующих в юриспруденции людей такие выводы звучат примерно следующим образом: «в аварии никто не виноват, разбираться дальше не будем, всем спасибо, все свободны…».

    Но, на самом деле не все так однозначно.

    В этой статье мы расскажем вам, что такое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту ДТП, что означает вынесение такого решения, по каким причинам оно может выноситься неоднократно и почему в ожидании итогового результата нужно запастись терпением.

    Расследование любого ДТП, в котором имеются пострадавшие или погибшие, начинается с выезда следователя на место происшествия, где делается первоначальный осмотр, отбираются объяснения у участников аварии и очевидцев, составляются схемы, изымаются автомобили, проводится освидетельствование участников ДТП на состояние а/о, изымаются следы и предметы, имеющие значение для установления обстоятельств аварии и т.п. Затем, уже в кабинетной обстановке, назначаются экспертизы, определяется необходимость проведения следственных экспериментов и т.д. На этом первичная стадия проверки, как правило, заканчивается.

    Далее идет следующий, более длительный этап разбирательства – ожидание результатов назначенных экспертиз, проведение необходимых следственных экспериментов.

    Основная задача следователя на этом этапе – получить ответ на главный вопрос любого расследования дорожно-транспортного происшествия – кто из его участников нарушил ПДД и состоит ли это нарушение в причинной связи с наступившими последствиями. От времени получения ответа на этот вопрос, по большому счету и зависит, как скоро будет возбуждено уголовное дело и будет ли оно возбуждено вообще. И вот на этом этапе, как правило, начинаются процессуальные пробуксовки с вынесением по фактам ДТП постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Эти пробуксовки, в большинстве случаев связаны с длительностью ожидания следователем результатов автотехнических экспертиз , которые проводятся в специализированных экспертных учреждениях. Учреждения эти, обычно, завалены работой под самую завязку. Количество экспертиз, которые находятся в производстве у эксперта, могут исчисляться сотнями. Такой режим работы неизбежно приводит к длительным очередям на производство экспертизы. Зачастую, от даты ее назначения до фактического проведения, могут пройти многие месяцы. Иногда для назначения экспертизы нужно получить исходные данные, которые требуют проведения следственного эксперимента в точно таких же погодно-дорожных условиях, которые имелись на момент аварии. Например, если ДТП случилось в темное время суток во время сильного дождя, следователь должен будет терпеливо ждать возможности, когда погода предоставит ему шанс провести такой эксперимент. Как вы понимаете, это ожидание также может затянуться на многие месяцы.

    В течение всего этого времени следователь фактически бездействует, ожидая выводов эксперта. При этом, конструкция действующего законодательства такова, что следователь обязан принять процессуальное решение по материалу в определенные сроки. А поскольку, результатов экспертизы еще нет, то следователь выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В соответствии с УПК РФ, это решение проверяется на предмет его законности прокурором, который изучает поступивший к нему материал и, видя, что он не доведен до логического конца, отменяет постановление следователя. Следователь получает отмененный прокурором «отказной» и….через 10 дней выносит точно такое же решение об отказе. Затем он снова направляет материал прокурору, ну, а дальше вы уже знаете…

    К сожалению, в России практика в обозначенной части такова, что постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по факту ДТП могут выноситься многократно (десятки раз) и столько же раз отменяться. Со стороны такой юридический футбол выглядит довольно абсурдно. Материалы проверок о ДТП, наполовину состоящие из формальных отказных и постановлений об их отмене – это реалии современной российской правоохранительной системы. Следователь штампует бесконечные отказные, меняя только даты их вынесения, а начальник СО или прокурор точно так же отменяет их. Происходит это, как правило, до тех пор, пока следствие не соберет по делу все необходимые доказательства, на основании которых можно будет делать выводы о виновности того или иного участника аварии. А «главное» из этих доказательств, как мы уже говорили – автотехническая экспертиза. Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев длительное ожидание возбуждения уголовного дела связано именно с очередями на проведения экспертиз.

    Читать еще:  Справка о ДТП

    Впрочем, из этого «правила» бывают и исключения. Например, когда случаются крупные, резонансные ДТП с большим количеством погибших. В таких случаях уголовные дела, как правило, возбуждаются молниеносно, т.к. многократные отказные и волокита могут быть неправильно поняты вышестоящим руководством, которое в таких вопросах чутко ориентируется на общественный резонанс и внимание прессы.

    Однако же, значительное количество, если не большинство, возбужденных и доведенных до обвинительного приговора рядовых уголовных дел по ст. 264 УК РФ, в начале своего «юридического пути» прошли через стадию «отказного». Сломать практику бесконечных отказных очень сложно, даже, практически невозможно, поскольку она обусловлена особенностями действующего уголовно-процессуального законодательства. Формально, следователь, до получения достаточных данных, указывающих на признаки преступления, не обязан возбуждать уголовное дело только лишь «по факту» самого ДТП и поэтому он может выносить по одному и тому же материалу десятки «отказных», до тех пор, пока не получит на руки заветное заключение автотехнической экспертизы.

    Как нам представляется, разорвать этот полузамкнутый круг можно, лишь, возбуждая уголовные дела о ДТП со смертельным исходом и неочевидным виновником, по факту аварии, без ожидания результатов экспертиз. Исключением из этого правила, как нам кажется, могут быть лишь аварии, в которых погиб сам очевидный виновник ДТП (например, водитель уснул за рулем и врезался в дерево и т.п.). В остальных случаях уголовные дела можно и нужно возбуждать незамедлительно, поскольку, рано или поздно, по очень большому числу смертельных ДТП, они равно будут возбуждены. Так к чему же плодить ненужную макулатуру и испытывать нервную систему родственников пострадавших, у которых после многократных безуспешных попыток добиться возбуждения дела, возникает ощущение, что они пытаются прошибить головой бетонную стену!

    Казалось бы, здравый смысл озвученного очевиден для всех.

    Но здесь, к сожалению, в игру вступают другие, скрытые от непосвященных людей механизмы отечественной правоохранительной системы. Например, ведомственная статистика, которая, по факту, сегодня является главным мотиватором в работе следователя, несмотря на задекларированный отказ МВД от «палочной системы». Если вы еще не догадались, о чем идет речь, поясним на примере уголовных дел о ДТП.

    В системе МВД, которое занимается расследованием абсолютного большинства дел о ДТП, такой показатель, как прекращение уголовного дела на стадии его расследования, является весьма негативным.

    Соответственно, если по всем фактам ДТП со смертельным исходом или с причинением тяжкого вреда здоровью, будут сразу же возбуждаться уголовные дела, то это может сильно подпортить следственную статистику, т.к. определенная часть этих дел, после проведения всех необходимых экспертиз, будет прекращаться по тем или иным причинам. Например, в связи с гибелью виновника аварии. Сейчас эти потенциальные «прекращенки» отсеиваются еще на стадии проверки, завершаясь отказом в возбуждении уголовного дела. Казалось бы, с точки зрения здравого смысла — какая разница системе, чем в итоге завершится разбирательство ДТП, в случае, если выяснится, что состава преступления нет – отказом в возбуждении уголовного дела или прекращением уже возбужденного дела? Вопрос без ответа…

    Впрочем, вопросы формирования и оценки статистических показателей в системе МВД — это предмет для большой отдельной дискуссии. И возможно, мы об этом еще как-нибудь поговорим…

    К слову, сравнительно недавно, определенный здравый шаг в направлении решения обозначенной проблемы был сделан, когда в УПК РФ внесли изменения, позволяющие использовать результаты доследственных проверок в доказывании вины. До этого, следователь не имел права использовать заключения экспертиз, полученных до возбуждения уголовного дела и затем, в ходе расследования был вынужден назначать и проводить все экспертизы по второму кругу. Выглядело это, надо сказать, довольно абсурдно.

    Подводя итог сказанному, хотим дать вам следующий совет: если следователь по факту ДТП вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела – не паникуйте. Это далеко не во всех случаях означает, что в разбирательстве по факту аварии поставлена точка. Действуйте спокойно и прагматично. Изучайте вынесенные следователем решения и если вы с ними не согласны – обжалуйте в установленном законом порядке. И хотя уголовно-процессуальный закон не ограничивает срок обжалования процессуальных решений следователя, тем не менее, не пускайте процесс на самотек и не откладывайте обжалование в долгий ящик. Если видите, что волокита и бездействие следователя переходят разумные границы — не стесняйтесь поторопить его путем написания жалобы, дабы не увеличивать шансы виновника ДТП на избежание уголовной ответственности по сроку давности.

    Помните — рано или поздно, собрав все необходимые доказательства, следователь обязан будет принять окончательное решение. И уже тогда, проконсультировавшись с хорошим автоюристом, вы должны будете решить – соглашаться с этим решением или отстаивать свою позицию до конца.

    Добиться отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с последующим возбуждением уголовного дела – задача не из легких, а потому рекомендуем вам в этом деле воспользоваться помощью опытных юристов.

    Австрия

    Правовое регулирование обязательного страхования

    a) Правовое основание. Правовое регулирование обязательного страхования осуществляется в соответствии с положениями Закона об автогражданской ответственности (KHVG) от 01 сентября 1994 г. В соответствии с указанными положениями потерпевшая сторона обладает прямым правом предъявления иска компании, страхующей автогражданскую ответственность виновной стороны.

    b) Минимальная страховая сумма. Минимальная сумма страхового покрытия материального ущерба составляет 1 400 000 евро, а нематериального ущерба – 6 300 000 евро. Для автобусов и грузовых автомобилей установлены более высокие суммы.

    Тип транспортного средстваРазмер компенсации телесных поврежденийРазмер компенсации материального ущерба
    Каждому пострадавшемуЗа
    отдельное
    ДТП
    Каждому пострадавшемуЗа
    отдельное
    ДТП
    Мотоциклы, велосипеды с моторами и прицепы (кромеавтобусов, автобусов-прицепов и грузовых транспортных средств для перевозки более 8 пассажиров, не считая водителя)5 000 000 Евро1 000 000 Евро
    Автобусы с вместимостью до 19 человек, не считая водителя и грузовые транспортные средства для перевозки более 8 пассажиров, не считая водителя.12 000 000 Евро
    Для каждых 5 дополнительных пассажирских мест застрахованная сумма увеличивается до 3 000 000 Евро.
    Автобусные трейлеры с количеством пассажирских мест до 106 000 000 Евро
    Для каждых 5 дополнительных пассажирских мест застрахованная сумма увеличивается до 3 000 000 Евро.
    Моторизованный транспорт, прицепы, предназначенные и эксплуатируемые для транспортировки опасных грузов6 000 000 Евро12 000 000 Евро12 000 000 ЕвроДенежные убытки (материального ущерба или телесных повреждений на 60 000 Евро, убытки прямо или косвенно вызванные. )

    Урегулирование претензий во внесудебном порядке.

    a) Регистрация подробностей происшествия. Полиция обязана по требованию составлять отчет о ДТП даже в тех случаях, когда нанесен только материальный ущерб. Тем не менее, для составления такого отчета полиция не обязана посещать место ДТП. Если в результате ДТП есть погибшие или раненые, полиция обязана прибыть на место происшествия и произвести работу по регистрации подробностей происшествия (составление схемы места происшествия, опрос свидетелей ДТП). Также рекомендуется заполнить Отчет о ДТП европейского образца (European Accident Report) (Согласованное заявление сторон об обстоятельствах дела), даже в тех случаях, когда полиция составляет отчет о ДТП.

    b) Установление страховщика автогражданской ответственности.Страховщик автогражданской ответственности может быть установлен при помощи Информационного центра Объединения страховых компаний Австрии (на Интернет-сайте: www.vvo.at или по телефону: +43‑1‑71156‑0), куда необходимо сообщить регистрационный номер автомобиля и дату ДТП.

    c) Процедура уведомления страховщика автогражданской ответственности. Необходимо направить уведомление о предъявлении претензии в региональный главный офис страховщика; страховщику должна быть предоставлена возможность осмотреть поврежденный автомобиль. Подавляющее большинство претензий урегулируется во внесудебном порядке. В простом случае причинения вреда имуществу свое письменное согласие на возмещение ремонтных расходов должен предоставить только страховщик, благодаря чему потерпевшая сторона может не производить первоначальную оплату ремонта. Документальные подтверждения иностранного происхождения обычно принимаются безо всяких проблем. В случае нанесения серьезных повреждений рекомендуется поручить ведение дела австрийскому юристу.

    d) Бюро рекламаций. Рекламации относительно урегулирования претензий каким-либо австрийским страховщиком автогражданской ответственности необходимо направлять в Гарантийный фонд и в Наблюдательный совет по делам страхования (Министерство финансов Австрии).

    Удовлетворение исков в судебном порядке.

    a) Гражданское судебное разбирательство. Иски о возмещении ущерба, нанесенного вследствие ДТП, находятся в местной юрисдикции суда, расположенного по месту регистрации или постоянному месту жительства ответчика, а также в юрисдикции суда по месту ДТП.

    Фактическая компетенция определяется в зависимости от суммы претензии. Иски на сумму до 10 000 евро рассматриваются Федеральным окружным судом, иски на большие суммы – Земельным судом.

    b) Процедура слияния. Если по факту ДТП возбуждается уголовное дело (по причине совершения уголовно наказуемого деяния) потерпевшая сторона вправе подать прошение о включении ее гражданского иска в судебное разбирательство. Такое явление довольно распространено. Если же, однако, вынесение решения по ущербу требует проверки доказательств, по такому иску начинается отдельное гражданское судебное разбирательство. Обычно решение уголовного суда не является обязательным для исполнения гражданским судом.

    c) Привлечение солиситора. Если сумма иска превышает 4 000 евро, для ведения дела в Федеральном окружном суде и в Земельном суде в обязательном порядке привлекается солиситор.

    d) Доказательства. В суде принимаются следующие доказательства: официальные документы, показания свидетелей (включая иждивенцев и пассажиров автомобиля), экспертные заключения, очевидные доказательства (доказательства primafacie) и показания сторон. Данные, полученные в ходе частной экспертизы, выполненной по заказу потерпевшей стороны, не всегда принимаются судом. Более вероятно, что суд запросит проведение дополнительной экспертизы.

    e) Средства правовой защиты.

    Апелляция: Обжалованию подлежат судебные решения, вынесенные судом первой инстанции. При подаче апелляции проводится повторное рассмотрение обстоятельств дела и правового положения сторон, однако введение новых фактов в дело, находящееся в апелляционном производстве, является невозможным. Срок подачи апелляции составляет 4 недели с момента вынесения судебного решения судом первой категории.

    Кассационная жалоба: Подача кассационной жалобы на судебное решение допустима только в случаях, когда сумма иска превышает 4 000 евро. – Однако если затронуты вопросы существенной или процессуальной важности, подача кассационной жалобы является допустимой во всех случаях. Срок подачи кассационной жалобы составляет 4 недели с момента вынесения судебного решения.

  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector