Mitsubishi-ufa.ru

Авто СТО Онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возмещение ущерба от ДТП без ОСАГО

Без полиса: кто возместит ущерб при ДТП

Какие полисы являются недействительными и поддельными

Полис ОСАГО — это договор между водителем и страховой компанией, по условиям которого страховщик выплачивает возмещение при причинении вреда жизни, здоровью, имуществу, которое возникло при использовании авто. Страховая компания выдает полисы ОСАГО в печатном или электронном виде. Каждому полису присваивается уникальный номер и QR-код.

Полис ОСАГО не нужен для владельцев транспорта, скорость которых не превышает 20 км/ч, не имеющего колес, а также иностранным перевозчикам (если они застрахованы за границей).

К недействительным относятся полисы ОСАГО, которые:

выданы без уникального номера или оформлены не на официальном сайте страховщика;

такой же полис есть у другого водителя, который получил его раньше;

полис оформлен после отзыва или приостановлении действия лицензии страховщика;

выданы на испорченных, утерянных или похищенных у страховщика бланках;

выданы на старых бланках, использование которых не продлено.

Подделывают полисы ОСАГО по-разному: кто-то изменяет дату выдачи и период действия документа, подпись на нем или гербовую печать. Так, в Воронеже автолюбитель переписал ручкой срок страховки, а в Волгограде злоумышленник оформил полис на мототехнику, затем в фотошопе изменил сведения о водителе и авто.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что в такой ситуации необходимо подать заявление в полицию, поскольку в действиях менеджера имеются признаки преступления по ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»). В рамках проверки будет установлен виновник, добавляет эксперт: «Затем вы вправе предъявить гражданский иск о взыскании материального и морального вреда к причинителю ущерба».

Как проверить действительность страховки

Автовладельцу необходимо ввести серию и номер полиса ОСАГО на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Помимо действительности полиса водитель узнает, принадлежит ли документ страховщику и какой договор ОСАГО он заключал. Также можно проверить страховку через QR-код или сравнить по характеристикам подлинного полиса.

Основные признаки действительного полиса ОСАГО

Какое наказание грозит за недействительный полис

Если водитель ездит с недействующей страховкой, то получит штраф 800 руб. по ч. 2 ст. 12.37 КоАП («Несоблюдение требований об ОСАГО»). Если полис подложный, то автовладельцу грозит уголовная ответственность по ч. 1,5 ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»):

за подделку страховки или изготовление подложных бланков для использования или сбыта;

использование заведомо ложного полиса ОСАГО.

Если водитель обнаружил, что полис является фиктивным, то ему необходимо написать заявление в полицию, чтобы изготовителей незаконной продукции нашли и привлекли к уголовной ответственности.

Кто будет выплачивать возмещение при отсутствии страховки, поддельном полисе

Вред здоровью после аварии возмещается Российским союзом автостраховщиков независимо от наличия и действительности полиса ОСАГО.

Виновник даже может быть не установлен или скрыться с места ДТП, а потерпевшие получат компенсацию. Но затем РСА будет взыскивать эти деньги с виновника происшествия.

Если при аварии никто из людей не пострадал, а ущерб был причинен только имуществу, то расходы будет компенсировать виновник. Но если водитель ехал на служебной машине по рабочим делам и попал в ДТП, то придется платить работодателю.

Если при ДТП причинили только вред имуществу, то расходы возместит виновник или его работодатель, если авария произошла, когда сотрудни исполнял трудовые обязанности.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что можно обратиться к виновнику ДТП для возмещения вреда даже в том случае, если автомобиль продан. Денежная сумма от продажи не влияет на размер ущерба, отмечает эксперт: «Если после ДТП вы продали авто без оценки, то в суде доказать убытки будет сложно».

Определяем ущерб, затем договариваемся с виновником

Сначала нужно рассчитать сумму вреда, причиненного автомобилю после ДТП. Это делает независимый эксперт. Он подготовит отчет, в котором укажет сумму ремонта авто. Помимо денег на ремонт автовладелец может взыскать с виновника аварии расходы на проведение экспертизы, эвакуацию машины и ее хранение, доставку пострадавшего в больницу, проезд на общественном транспорте к месту нахождения авто или эксперта.

Потерпевший вправе требовать возмещение реального ущерба, в том числе, утрату товарной стоимости авто.

После оценки потерпевший просит другого участника ДТП заплатить за ремонт добровольно. Для этого он вручает претензию лично или направляет её по почте. Когда виновник согласен возместить ущерб, стороны заключают соглашение, в котором определяют размер выплат и порядок их перечисления. Если отказывается, то автовладелец может обратиться в суд.

Подаем иск в суд

Потерпевший вправе требовать выплаты ущерба имуществу с виновника через суд в течение трех лет с момента, когда узнал о своем нарушенном праве. Иск о возмещении вреда здоровью не ограничивают по времени. Но компенсация будет взыскана только в счет расходов за последние три года.

Иск подается в суд по месту жительства виновника ДТП. Заявление о возмещении вреда здоровью может быть подано по месту жительства потерпевшего или причинении ему вреда. Если сумма ущерба не превышает 50 000 руб., то дело рассмотрит мировой судья, в остальных случаях — районный суд.

В исковом заявлении необходимо описать обстоятельства ДТП, повреждения автомобиля, в какой части ущерб не был возмещен, сведения о попытке разрешить спор до суда, требование о возмещении ущерба с его размером. Также истцу следует обратить внимание на отсутствие страховки у виновника или наличие недействительного/подложного полиса.

Кроме этого, к иску следует приложить:

схему ДТП, объяснения очевидцев, протокол об административном правонарушении по водителю без страховки и др.;

документы на автомобиль (свидетельство о госрегистрации, паспорт транспортного средства);

отчет эксперта об оценке ущерба;

досудебное соглашение, претензию или иные документы, подтверждающие, что истец пытался урегулировать спор до суда;

квитанцию об оплате госпошлины;

уведомление о вручении копии иска с приложением другим участникам процесса (ответчику, третьим лицам).

Судебное разбирательство длится, как правило, два месяца. Решение суда вступит в силу через месяц, если его никто не обжалует. В противном случае решение вступит в силу незамедлительно после рассмотрения жалобы вышестоящим судом.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов говорит, что следует обжаловать решение суда в апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что выплаченные суммы не являются неосновательным обогащением. Эксперт утверждает: «Страховая компания перед возмещением признала аварию страховым случаем, проверила и подтвердила факт заключения между виновником ДТП и страховщиком договора ОСАГО, действовавшего на дату ДТП, поэтому она не может требовать возврата выплат как неосновательного обогащения».

Обращаемся к судебным приставам

После вступления решения суда в законную силу водителю нужно получить исполнительный лист в суде и направить его приставу. Тот возбудит исполнительное производство. В ходе исполнения пристав может наложить арест на имущество или денежные средства должника, взыскать деньги с банковских карт или других источников дохода и даже запретить выезд виновнику за границу.

Если приставу не удастся взыскать деньги, то он окончит исполнительное производство. Только через 6 месяцев после такого решения автовладелец сможет возобновить исполнение.

*Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.

Что делать, если у виновника ДТП нет ОСАГО?

По разным данным в России ежегодно обходятся без полиса ОСАГО до трех миллионов водителей. Цифра устрашающая, учитывая аварийность на наших дорогах. Как действовать пострадавшему по вине такого водителя?

Страховое возмещение по автогражданке разделено на две категории:

  • вред жизни либо здоровью;
  • имущественный ущерб.

В зависимости от наличия пострадавших или погибших действия по получению страхового возмещения сильно отличаются, поэтому стоит рассматривать их отдельно от имущественного ущерба. Но чаще дорожные происшествия все-таки обходятся без жертв, а значит начинать надо с порядка действий при повреждении имущества, когда нет травмированных или погибших людей.

Возмещение имущественного ущерба

Если у виновника дорожной аварии на момент происшествия не было действующего полиса ОСАГО , то ему первым делом выпишут штраф в размере 800 рублей, как того требует статья 12.37 КоАП. В документах ГИБДД будет зафиксирован факт отсутствия у виновника полиса ОСАГО.

Это значит, что владелец поврежденного имущества не сможет получить возмещение по автогражданке.

Отлично, если у пострадавшего есть полис КАСКО. В таком случае он обратится за направлением на СТОА в рамках добровольной автостраховки, машину починят, а страховая компания сама будет разбираться с виновником дорожного происшествия.

Если же полиса КАСКО нет, то взыскивать ущерб предстоит непосредственно с виновника ДТП, причем чаще всего это происходит в судебном порядке.

Владельцу поврежденного транспорта или другого имущества нужно заказать независимую экспертизу. Реестр таких организаций можно найти на сайте Российского Союза Автостраховщиков.

Далее пострадавший предлагает виновнику ДТП возместить ущерб в добровольном порядке. Если они не приходят к соглашению, то остается только обращение в суд.

Если владелец поврежденного транспорта изначально планирует решать вопрос через суд, то он может не заказывать независимую экспертизу.

Главное – не ремонтировать и не утилизировать машину до момента проведения судебной экспертизы, которая будет назначена в любом случае.

После вынесения решения суда о взыскании с виновника ДТП денежных средств владельцу поврежденного имущества нужно незамедлительно получить исполнительный лист. Данный документ нужно передать судебным приставам. Они найдут все банковские счета и все ликвидное имущество должника.

В некоторых регионах судебные приставы работают медленно. Чтобы их ускорить, автовладелец может обратиться в прокуратуру с жалобой на их бездействие. Как правило, после этого приставы начинают активно работать над исполнительным производством.

Что в итоге?

Если у виновника ДТП есть официальный доход или ликвидное имущество, которое может быть продано, то проблем с возмещением ущерба не будет. Если же он числится безработным, у него единственное жилье, где находятся только диван и холодильник, то о возмещении ущерба придется забыть.

Возмещение вреда жизни и здоровью

С возмещением вреда здоровью либо жизни дело обстоит иначе. С каждого проданного полиса ОСАГО страховые компании отчисляют по три процента в компенсационный фонд Российского Союза Автостраховщиков. Именно из него выплачивают возмещение гражданам, пострадавшим по вине водителей без полисов ОСАГО.

Пострадавшему или родственникам погибшего необходимо собрать документы, а затем обратиться в РСА за компенсационной выплатой.

Порядок осуществления такой выплаты подробно описан в третьей главе Федерального закона «Об ОСАГО» , а именно в его восемнадцатой, девятнадцатой и двадцатой статьях. Однако лучше незамедлительно обратиться на «горячую линию» Российского Союза Автостраховщиков по телефону 8 (800) 200-22-75.

Читать еще:  Оценка ущерба после ДТП в Челябинске

Оператор контактного центра подскажет, какие именно потребуются документы в зависимости от ситуации, а также проконсультирует относительно срока перечисления компенсационной выплаты. Кроме того, оператору можно задать любой вопрос, например, если речь про нестандартную ситуацию, не описанную в соответствующем законе.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Последствия для виновника

После выплаты пострадавшему или родственникам погибшего компенсации юристы РСА получат право на взыскание понесенных расходов с виновника ДТП. При этом у него нет никаких шансов добиться положительного для себя судебного решения. Единственное, что может сделать виновник – до конца жизни укрываться от судебных приставов. Но в таком случае он лишится существенной составляющей социальной жизни, в частности ему ограничат право выезда за границу.

Что делать сразу после ДТП, если у виновника нет ОСАГО?

Сразу после ДТП при возможности нужно получить максимально подробные сведения о виновнике. Записать его контактный телефон, место прописки и постоянного проживания. Конечно, он может и не дать такой информации. Позже ее можно найти в документах ГИБДД.

Непременно нужно сфотографировать место ДТП: общий план, конкретные повреждения, государственные регистрационные знаки транспортных средств.

Кроме того, желательно скрытно сфотографировать виновника аварии, чтобы впоследствии он не попытался доказать, что не он находился за рулем транспортного средства. Фотография существенно поможет и в его розыске, если виновник начнет скрываться от пострадавшего или его представителей.

Желательно уже на месте аварии выстроить конструктивный диалог с виновником аварии, объяснив все последствия его действий, предложив урегулировать конфликтную ситуацию в досудебном порядке.

Виновнику выгодно возместить ущерб добровольно, ведь в таком случае ему не придется оплачивать судебные расходы пострадавшего, которые в зависимости от региона могут достигать двадцати-тридцати тысяч рублей.

Если же виновник ДТП без полиса ОСАГО ведет себя агрессивно, не стоит провоцировать конфликт. Лучше вызвать наряд полиции, закрыться в своем автомобиле и дожидаться полицейских.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
18 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Водитель без ОСАГО и без денег: с кого получить компенсацию при ДТП

У попавших в ДТП по вине водителей без полиса ОСАГО появился реальный шанс возместить ущерб, даже если у нарушителей нет денег и источника дохода. Речь идет о случаях, когда виновник управлял чужим автомобилем, и его владелец проигнорировал обязанность водителя страховать свою ответственность.

Как рассказал Autonews.ru юрист Дмитрий Дугин, раньше претензии на возмещение ущерба чаще всего удовлетворяли только в отношении непосредственных виновников аварии. Однако нередко потерпевшим это никак не помогало, ведь денег у таких водителей просто не было. После совсем недавнего решения Верховного суда по аналогичной ситуации, в судах стали лояльнее подходить к искам в адрес непосредственных владельцев транспортных средств, передавших автомобили недобросовестным водителям.

В качестве примера юрист привел один из подобных случаев из своей недавней практики. 17 июня 2019 года в седан Cadillac ATS врезался автомобилист за рулем фургона Volkswagen Caravelle, который решил проскочить на красный сигнал светофора. Оба автомобиля получили серьезные повреждения, а у пассажира Cadillac врачи зафиксировали еще и легкий вред здоровью. За рулем Caravelle с оклейкой клининговой компании находился гражданин Украины — полиса ОСАГО у него не было. Автомобиль принадлежал не ему, а некой Татьяне К. Приехавшие на место инспекторы ГИБДД оформили аварию, виновником которой указали водителя Volkswagen.

Когда владелец Cadillac ATS решил подать в суд на виновника ДТП и возместить стоимость ремонта, в полиции сообщили, что мужчину лишили прав и депортировали из-за ряда других нарушений. Тогда владелец разбитого американского седана составил иск к владелице автомобиля, которая оказалась матерью хозяина клининговой компании. Хотя было очевидно, что виновник работал в этой компании, официально он нигде не числился, да и автомобиль на балансе компании не состоял. Поэтому сделать компанию соответчиком не получилось.

Для оценки стоимости восстановительного ремонта своего Cadillac ATS истец обратился в независимую экспертную организацию. В соответствии с заключением специалиста, расчетная стоимость ремонта оказалась даже выше стоимости самого автомобиля — 1 704 594 руб., а с учетом износа — 1 523 600 руб. При том, что среднерыночная стоимость такого автомобиля — 1 076 000 рублей. Годные остатки иномарки можно было продать за 355 тыс. рублей. Эксперт таким образом пришел к выводу о конструктивной гибели автомобиля истца и определил сумму к взысканию — от стоимости аналогичной машины вычел цену годных остатков и получил 721 тыс. рублей. Ответчики на осмотр автомобиля не пришли. Не явились ответчики и на последующее судебное заседание, никаких возражений на иск и результаты экспертизы они не предоставили.

28 августа состоялось судебное заседание Одинцовского городского суда Мособласти. Там сторона истца представила полученную из ГУ МВД по Москве карточку учета фургона Volkswagen, где владелицей числилась Татьяна К. На основании этого, а также протокола ГИБДД, судья пришла к выводу, что собственник автомобиля не обеспечила его сохранность и не контролировала, кто пользуется принадлежащим ей источником повышенной опасности. Кроме того, получалось, что она не выполнила требования закона об ОСАГО по страхованию гражданской ответственности.

«Поэтому в силу п. 2 ст. 1079 России ответчик обязана нести материальную ответственность перед истцом, как лицо виновное в причинении вреда в полном объеме», — говорится в решении суда.

Кроме того, суд частично удовлетворил требования истца о ряде других компенсаций. Ему присудили выплату морального вреда в размере 20 тыс. руб. на основании медицинской документации, подтверждающей обращение на получение первичной медпомощи. Также суд обязал выплатить истцу расходы на проведение экспертизы — 10 тыс. руб. и госпошлины — 10 410 руб.

Такое решение юрист Дугин объяснил недавними примерами решений Верховного суда. «Еще пару лет назад все мои попытки привлечь собственников оказывались неудачными, к счастью, я вижу, что практика меняется, — рассказал Дугин. — Верховный суд своим примером указал, что судам следует устанавливать, на каких основаниях водитель управлял транспортным средством, а также проверять, проявил ли собственник должную осмотрительность при передаче автомобиля и на каком основании он это делал. Таким образом практика становится более справедливой. Ведь у собственника есть не только есть право распоряжаться своим автомобилем, но и обязанности в части страхования».

По словам эксперта, ответственный собственник может быть освобожден от ответственности, если, например, передал автомобиль по договору аренды с указанием необходимости его застраховать, либо у собственника это ТС выбыло противоправно, например, если машину угнали.

Также оказалось, что некоторые недобросовестные собственники подделывают договоры аренды и подписывают их за водителей-виновников ДТП. Однако существует возможность проверить действительность таких документов — например, с помощью запроса в Налоговую службу узнать, исполнялся ли договор, переводились ли по нему платежи.

«Незастрахованные водители ездят на чужих дорогих автомобилях, собирают штрафы, устраивают ДТП, а потом говорят, что они не причем. Но так быть не должно. Поэтому всем автовладельцам нужно сейчас гораздо внимательнее относиться к своему имуществу, — предостерегает Дугин. — Пока не было постановления пленума ВС, тем не менее суды стараются придерживаться единства практики».

Попавшим в подобную ситуацию водителям эксперт советует внимательно оценивать ситуацию: привлечь к ответственности можно попробовать и собственника, и водителя. Все зависит от их статуса и платежеспособности, а в дальнейшем соразмерность ответственности будет определять суд.

В свою очередь юрист Илья Афанасьев в беседе с Autonews.ru также подтвердил, что решение Верховного суда начало серьезно менять сложившуюся практику. По его словам, необходимость в этом назрела уже давно.

«До этого момента действительно просто невозможно было привлечь к ответственности собственников автомобилей, — согласился Афанасьев. — В итоге без страховки стали ездить таксисты, странные люди с неопределенным статусом. При этом на совершенно разных автомобилях, в случае ДТП они могли просто пропасть и потерпевший оказывался просто ни с чем. Ему разбили машину и на этом все — нормы Гражданского кодекса гласили, что несет ответственность только непосредственный причинитель вреда. Однако ВС уточнил трактовку: согласно закону об ОСАГО владелец должен страховать свой автомобиль».

Эксперт также дал полезный совет тем автомобилистам, которые не смогли получить компенсаций от водителей без ОСАГО и привлечь к ответственности собственников в течение последних трех лет. Теперь, по словам Афанасьева, можно смело обращаться в суд с исками к собственникам и добиваться выплат. Исковая давность по таким делам составляет три года.

Попали в ДТП, а виновник без ОСАГО — что делать?

Сколько бы ни ругали несовершенство ОСАГО, но нельзя отрицать того факта, что обязательное автострахование значительно упростило жизнь водителям. Теперь в случае аварии больше нет необходимости судорожно соображать, где взять деньги, да и конфликтов из-за ДТП стало значительно меньше. Но далеко не все российские водители оформляют страховой полис. И если они виновны в ДТП, это создаёт для пострадавшей стороны большие проблемы. Разберём, что же делать, если виновник аварии оказался без страховки?

Стоит ли брать деньги на месте?

Водителям, которые попадают в ДТП без полиса ОСАГО, фактически ничего не угрожает. Да по закону за езду без страховки, положен штраф в размере от 500 до 800 рублей, но кто будет его выписывать? Как показывает практика, инспекторы ДПС выезжают только на те аварии, в которых есть пострадавшие, в остальных случаях придётся оформляться самостоятельно. Компенсацию причинённого ущерба придётся требовать с виновника через суд, ведь ваша страховая откажет вам в выплате, если у второго участника аварии не будет полиса.

Многие автомобилисты советуют в таких ситуациях решать сразу на месте все финансовые проблемы. Но такой выход подойдёт только тогда, когда повреждения на вашей машине минимальны. При значительном ущербе, например, сильно мятых кузовных деталях, лучше отказаться от денег. Дело в том, что вы не сможете должным образом оценить весь объём восстановительных работ и скрытых повреждений. А, взяв деньги, вы будете вынуждены добавлять недостающую сумму из своих средств.

Что будем делать?

Как только вы узнали, что у виновника аварии нет страховки, то для себя нужно чётко осознать явную неадекватность человека. Не стоит надеяться на то, что ваш оппонент будет идти вам на встречу и помогать в разрешении этой проблемы. После получения всех бумаг из ГИБДД необходимо пройти независимую экспертизу. Естественно, эта услуга платная, и потраченные на неё деньги тоже придётся требовать с виновника.

Читать еще:  Госдума ужесточила наказание для водителей за бегство с места ДТП

Но с этой процедурой не всё так просто. На неё обязательно нужно пригласить второго участника аварии. Делается это телеграммой с вручением или заказным письмом с уведомлением о получении. Если он не придёт на экспертизу, то затем в суде не сможет заявить, что не согласен с суммой ущерба.

На основе экспертизы, в произвольный форме необходимо составить досудебную претензию. В ней необходимо отразить суть ваших требований, описать вид и размер причинённого вам ущерба. В конце письма вы указываете итоговую сумму и дату, до которой готовы подождать, прежде чем передавать документы в суд. К этому письму можно приложить копии документов из ГИБДД, чеков за экспертизу, услуги юриста и т. д. Затем оправляем заказным письмом с уведомлением.

Идём в суд

Поскольку мы помним, что наш оппонент не совсем адекватен, то шансы на решение сложившейся ситуации без суда невелики. В суд мы передаём всё те же документы, только не копии, а их оригиналы. Трудность может вызвать только грамотное написание заявления. Но тут на помощь могут прийти юристы. В том случае, когда причинённый вам ущерб не превышает 50 тысяч, то такими делами занимается мировой суд, а свыше — районный. Оплачиваете госпошлину и ждёте решение судьи. Скорее всего, он обяжет виновника ежемесячно отчислять в вашу пользу какой-то процент от его зарплаты. К сожалению, возмещение ущерба может растянуться на месяцы, а то и годы.

У виновника ДТП нет ОСАГО, что делать?

Заказать услугу или консультацию у нас можно одним из способов:

  • Позвоните нам: +7 (846) 979-85-08
  • Оставьте заявку на почту info@gradocenka.ru
  • Напишите нам
  • Приезжайте в наш офис: 443080, пр. Карла Маркса, д. 192, оф. 513
  • Свидетельство от аккредитации №1291/63-1111/12;
  • Более 15 лет на рынке оценочных и экспертных услуг;
  • Более 25 специалистов в 8 филиалах по России;
  • Состоим в Саморегулируемой Организации «Российское общество оценщиков»;
  • Гражданская ответственность компании застрахована на 100 млн. рублей;
  • Эксперты компании входят в состав палаты судебных экспертов.

В крупных городах дорожные аварии происходят ежедневно, поэтому с процедурой получения компенсации по ОСАГО и КАСКО знакомы многие водители. Но возможны и нестандартные случаи, а именно, когда у виновной стороны нет действующего полиса страхования. В таком случае ответственность за нанесение ущерба несет виновник ДТП.

ОСАГО является защитой автогражданской ответственности, а факт аварии – страховым случаем, при котором компания должна возместить пострадавшим ущерб в пределах лимита выплат.

Полис будет считаться недействительным при истекшем сроке давности. Не осуществляют выплаты также, если на момент аварии обнаружено, что страховка была поддельной. Отсутствие полиса должно быть зафиксировано сотрудниками ГИБДД. Если одна сторона просто не имеет документ при себе, то будет невозможно правильно оформить документы на месте аварии. Впрочем, сейчас многие знакомы с электронным ОСАГО, данные договора всегда можно узнать через интернет.

Отказ в выплате также может быть осуществлен, если виновник аварии не вписан в полис или авария зафиксирована неверно.

Какие нормативные акты регулируют ситуацию?

  • Согласно нормам ФЗ «Об ОСАГО» использование транспортного средства без действующего полиса запрещено. В 2019 году штраф за езду без страховки, согласно ст. 12.3 КоАП, составляет 500 рублей. Штраф за просроченную страховку или ее отсутствие составляет 800 рублей. При фиксации аварии на виновника будет наложен штраф, и возложена обязанность компенсировать материальные убытки.
  • Возмещение ущерба при ДТП осуществляется исключительно в рамках действующего законодательства, в частности статьи 15 ГК РФ. При аварии может быть причинен ущерб имуществу (автомобилю), происходит утрата товарной стоимости ТС. Кроме того, может быть упущена выгода, например, понесены убытки, если авто является рабочим.
  • Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания несения ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности.
  • Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда вследствие управления транспортными средствами.

Варианты разрешения ситуации

Каждая ситуация имеет индивидуальный характер и иногда определить степень вины очень сложно. Авария может произойти из-за третьих лиц или же по обоюдной вине. Но для того, чтобы получить полную сумму убытков, требуется получить объективную оценку ущерба. Для этого существует независимая экспертная оценка, благодаря которой можно выявить все скрытые повреждения. Эксперт в заключении перечисляет количество пострадавших агрегатов и узлов, указывает степень износа, а также приводит среднерыночную стоимость восстановительных работ.

Чтобы виновник не смог оспорить акт в суде, необходимо заранее отправить на его имя уведомление о дате и времени проведения осмотра. Обе стороны могут присутствовать на процедуре.

Существуют следующие варианты разрешения конфликта:

  1. Решение проблемы на месте. Если виновник согласен возместить убытки, то необходимо зафиксировать событие. Важно вызвать сотрудников ГИБДД. Если этого не сделать, факт аварии будет сложно доказать. Далее, нужно заказать независимую экспертизу с указанием полной суммы ущерба и стоимостью ремонтных работ. После выплаты указанной суммы стороны могут составить расписки об отсутствии претензий друг к другу.
  2. Составление досудебной претензии. Если причинитель вреда не желает идти на контакт, можно решить вопрос мирным путем. Для этого составляется досудебная претензия, в которой перечисляются факты, предшествующие аварии, к документу прилагают копию акта экспертной оценки. Претензия должна быть аргументирована законодательными актами, нужно предельно четко указать, какие нормы были нарушены. Грамотный документ поможет составить юрист. В претензии должны быть четко очерчены сроки предоставления ответа.
  3. Судебный иск. Претензионный порядок – это обязательный шаг перед составлением иска. В судебную канцелярию нужно предъявить документы о ДТП, акт независимой оценки, копию досудебной претензии. Далее решения вопроса будет производиться в судебном порядке.

Возмещение ущерба в порядке исполнительного производства может быть осуществлено не в полном объеме. Изначально производится списание средств со всех имеющихся счетов виновника ДТП. Если этой суммы будет недостаточно, будет подаваться запрос по месту работы ответчика, согласно которому с ежемесячного заработка будут вычитать определенную сумму.

Отсутствие ОСАГО не лишает возможности компенсировать убытки. Материальный ущерб обязана возмещать виновная сторона. В качестве доказательной базы сейчас используется независимая экспертная оценка ущерба. Урегулировать вопрос можно как мирным путем, так и через суд. В нашей компании можно получить не только квалифицированные экспертные услуги, но и бесплатную консультацию, в том числе и по правовым вопросам.

Каждый пятый без ОСАГО: что делать, если у виновника ДТП нет страховки

На сегодняшний день каждый пятый автомобиль в России ездит без полиса ОСАГО. Такую статистику привел генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников. По его словам, из 50 млн зарегистрированных машин автогражданку имеет 40 млн транспортных средств. Однако количество тех, кто пренебрегает покупкой полиса, скоро может увеличиться. Дело в том, что 15 ноября вступили в силу поправки в КоАП, согласно которым за это нарушение больше не снимают номерами. Водителям без ОСАГО выписывают штраф в размере 800 рублей и отпускают.

Смягчение наказания – не единственная причина для отказа от покупки полиса. В октябре, напомним, автогражданка существенно подорожала из-за увеличения лимита выплат. Стоимость полисов увеличилась на 23-30 процентов в зависимости от региона. Базовая цена страховки теперь составляет 2 440 руб. вместо прежних 1980 рублей.

Пострадают от послаблений, прежде всего, добросовестные автомобилисты. В случае ДТП с водителем без ОСАГО процесс получения компенсации может затянуться на несколько месяцев. Еще придется оплатить судебные издержки и независимую экспертизу. Autonews.ru выяснил, что делать автомобилисту, если в него въехала незастрахованная машина.

В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского Кодекса, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Таким образом, виновник ДТП обязан полностью компенсировать стоимость ремонта. Первое что нужно сделать – проследить, чтобы отсутствие полиса ОСАГО у виновника аварии было зафиксировано в справке о ДТП. Без соответствующей отметки подготовить документы для досудебной претензии будет сложнее.

Как рассчитывается стоимость ОСАГО

При расчете страховки учитывается возраст водителя, стаж, год выпуска и мощность автомобиля. Также на конечную стоимость влияет регион: как правило, чем больше город, тем выше коэффициент. Самые дорогие страховки на текущий момент в Москве – здесь повышающий коэффициент равен двум. Средняя стоимость страховки в столице на Renault Logan (водитель старше 22 лет, стаж более 3 лет) составит 6178 рублей. За полис на Mazda6 с 2,5-литровым мотором придется отдать уже 8 237 рублей. В случае если у водителя отсутствует стаж, то стоимость полиса составит и более 10 тыс. рублей. Например, чтобы застраховать новый Range Rover Sport, нужно заплатить 14 826 рублей. В мелких региональных городах повышающий коэффициент составляет от 0,6 до 0,8. Таким образом, покупка полиса там обходится почти в 2,5 раза дешевле.

Также юристы советуют уточнить адрес виновника аварии и мобильный телефон. Сделать это можно через инспектора ГИБДД, который оформлял документы на месте. Без адреса прописки невозможно отправить исковое заявление и, соответственно, это может существенно затянуть судебный процесс. Самое сложное начинается с того момента, когда потребуется собирать бумаги для оформления юридической претензии.

Первый документ (он же самый главный) – отчет о проведении независимой экспертизы. В Москве есть несколько десятков компаний, предоставляющих подобные услуги. Стоимость в среднем колеблется от 2 до 7 тыс. рублей. В большинстве случаев оценка ущерба происходит по одной и той же схеме: сначала составляется акт осмотра автомобиля, где фиксируются все повреждения, в том числе, скрытые. В эту стоимость также включена калькуляция ущерба, данные по методике расчета и копии документов, позволяющие компании заниматься оценочной деятельностью.

Если автомобиль восстановлению не подлежит, то по результатам проведения независимой экспертизы должен быть составлен отчет об утрате товарной стоимости. Цена на услугу составляет от 1,5 до 5 тыс. рублей. Эксперты советуют, чтобы при проведении экспертизы присутствовал виновник аварии. Уведомить его нужно строго по почте: в противном случае доказать, что будущего ответчика ставили в известность о проведении оценки ущерба, будет невозможно. Виновник аварии должен получить тот же пакет документов, что и потерпевшая сторона: акт осмотра, калькуляцию ущерба, а также бумаги, подтверждающие законность деятельности компании, проводившей оценку.

После того, как была произведена оценка, необходимо составить досудебную претензию. Сделать это можно и самостоятельно, без юристов – они потребуют за бумагу от 3 до 5 тыс. рублей. В какой-то мере досудебная претензия похожа на объяснение, которое просят составить сотрудники ГИБДД при оформлении аварии. В документе нужно указать маршрут следования, место и обстоятельство ДТП. Желательно подкреплять собственные утверждения выдержками из законодательных актов. В самом конце досудебной претензии следует указать общую сумму причиненного ущерба. Она может быть существенно выше той суммы, которая указана в акте независимой экспертизы. Например, в качестве ущерба можно также посчитать услуги по эвакуации, хранению автомобиля, а также стоимость услуг по проведению оценки ущерба и моральный вред.

Читать еще:  Помощь при ДТП со страховой

К составленной претензии должны быть прикреплены следующие документы: копия справки о ДТП, копии постановления от ГИБДД об административном правонарушении, копии писем с вызовом на осмотр, экспертная оценка ущерба, копии документов на транспортное средство, а также чеки, подтверждающие расходы.

Как правило, после направления досудебной претензии большинство виновников ДТП соглашаются с суммой ущерба и предпочитают не доводить дело до суда. В противном случае им придется компенсировать и другие издержки. В том числе: услуги адвоката потерпевшей стороны (в среднем 20-30 тыс. рублей), госпошлина (400 руб.), а также стоимость оценки ущерба и прочие издержки, которые были указаны в досудебной претензии.

Судебный процесс в среднем занимает от одного до трех месяцев. Однако в случае, например, неявки виновника аварии на заседания, он может затянуться и на неопределенный срок. Для того чтобы ускорить процесс получения компенсации, адвокат может потребовать наложить арест на транспортное средство виновника ДТП. Однако даже отсутствие постоянной работы и другого движимого и недвижимого имущества не послужит причиной отказа от выплаты компенсации. В крайнем случае, по решению суда виновника ДТП могут обязать выплачивать по 50% от ежемесячной заработной платы. Сумма может вырасти и до 70% в случаях, если в ДТП был причинен еще и серьезный вред здоровью.

КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО

11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден. «В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда. Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО. «Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина. – Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector