Можно ли виновнику ДТП сразу ремонтировать машину?
Что делать с машиной после ДТП
Когда нужно и не нужно вызывать ГИБДД, кто должен эвакуировать пострадавший автомобиль, какому страховщику звонить и когда приступать к ремонту машины. Инструкцию опубликовал Autonews.ru.
Любая авария создает стрессовую ситуацию, в которой теряются даже опытные автомобилисты. Не все знают, что именно делать и куда звонить, как оформлять документы для страховой компании и куда везти разбитый автомобиль. Хотя ошибки при оформлении могут дорого обойтись.
Действия сразу после аварии
В первую очередь нужно понять, есть ли пострадавшие и кому из них в первую очередь требуется медицинская помощь. Даже при незначительных внешне травмах рекомендуется вместе с ГИБДД вызывать скорую помощь, поскольку именно врачи могут наиболее адекватно оценить состояниt побывавших в ДТП. Потом нужно выставить аварийные знаки и, по возможности, организовать безопасный объезд места аварии. Передвигать автомобили нельзя, как и трогать разбросанные обломки. Кроме того, нужно найти свидетелей и запросить их контактные данные.
Обязательно нужно сфотографировать разбитые машины с разных ракурсов и все повреждения по-отдельности. На фотографиях должны быть видны уличные ориентиры и, желательно, адресные таблички.
Если же пострадавших нет, а повреждения автомобилей можно оценить, как незначительные, лучше обойтись европротоколом, заполнив стандартные бланки. Сотрудников полиции в этом случае вызывать не надо, но оба участника ДТП должны уведомить о событии свои страховые компании. Также имеет смысл написать взаимные расписки об отсутствии претензий — в дальнейшем они могут подтвердить факт того, что участники не оставили место аварии без ее оформления.
В какую страховую звонить
С 2014 г. в России действует схема прямого возмещения убытков, когда за компенсацией нужно обращаться в «свою» компанию, где автомобилист купил полис ОСАГО. Именно ее эксперты проведут оценку машины и предложат варианты ремонта, либо денежную выплату, если ремонт невозможен. В компанию нужно будет предоставить извещение о ДТП, документы на машину и полис ОСАГО, а также заявление на выплату страхового возмещения. Если нет возможности приехать лично, документы нужно отправить по почте. В итоге выплату производит своя страховая компания, которая потом взыскивает ущерб с компании виновника.
Куда везти разбитый автомобиль
Страховая компания должна получить все документы и произвести осмотр автомобиля в течение пяти дней, но самостоятельно отвозить машину на стоянку страховщика не обязательно. Эксперт страховой компании может сам приехать на место ДТП, либо по адресу, который пострадавший укажет в заявлении при подаче документов в страховую компанию. Оплачивать услуги эвакуатора придется из своего кармана, но потом эти деньги можно будет получить с виновника ДТП или у своего страховщика, если это предусмотрено договором.
Если же после ДТП водитель или его близкие не могут забрать разбитый автомобиль, ГИБДД отправит его на одну из своих спецстоянок, откуда машину впоследствии можно будет увезти при предъявлении комплекта документов.
Когда нужна независимая экспертиза
Если пострадавший не согласен с выплатами или объемами ремонта, он вправе заказать независимую экспертизу. Эксперт оценит наличие видимых и скрытых повреждений, стоимости ремонта и запасных частей. Кроме того, эксперт пригодится, если страховщик некачественно отремонтирует машину. Опираясь на данные экспертизы, можно предъявить страховой компании требование о доработке или обратиться в суд. Также экспертиза пригодится в случае судебной тяжбы с виновником ДТП, если у него не было полиса, либо ущерб оказался больше установленного законом об ОСАГО лимита выплат.
Когда начинать ремонт
До тех пор, пока не проведена оценка повреждений, начинать ремонт нельзя. Не стоит ехать в сервис и после получения калькуляции, если она кажется автовладельцу заниженной. При несогласии с оценкой страховщика могут понадобиться дополнительные экспертизы, которые на отремонтированном автомобиле провести невозможно. Не исключено, что дело в итоге может дойти до суда.
Даже если выплаченная сумма выглядит правдоподобной, все чеки и документы из сервиса и магазинов запчастей нужно сохранить на случай, если реальные затраты превысят смету, предложенную страховой компанией.
Чинить или продавать
Страховая компания может отремонтировать автомобиль, либо выплатить его стоимость на момент аварии с учетом износа, если ремонт не имеет смысла. Годные остатки машины в таком случае придется отдать страховщику. В случае ремонта за свой счет все зависит от калькуляции работ. Не исключено, что выгоднее будет продать разбитый автомобиль на запчасти, чем чинить и выставлять на рынок.
Эксплуатационные характеристики машины после восстановительного ремонта напрямую зависят от качества сделанных работ. Хороший сервисный центр возьмется за починку только если сможет гарантировать качество работ и беспроблемную эксплуатацию в дальнейшем. Кроме того, сервисная станция дает гарантию на свои работы.
При ремонте за свой счет есть соблазн сделать работы максимально дешево для последующей продажи, но некачественно отремонтированный автомобиль не будет цениться на вторичном рынке, а если новый владелец впоследствии обнаружит недостатки, это может стать поводом для судебного иска.
Как утилизировать автомобиль
Если машина не подлежит восстановлению и не имеет ценности на рынке запчастей, ее придется утилизировать. Для этого нужно будет обратиться в ГИБДД с заявлением на утилизацию, причем предоставлять автомобиль на осмотр не нужно. А вот документы и номерные знаки привезти в отделение ГИБДД придется. После внесения изменений продать машину будет уже невозможно. Снятый с учета автомобиль придется везти к месту утилизации на эвакуаторе даже если он все еще способен передвигаться своим ходом.
Можно ли ремонтировать или продавать автомобиль до суда?
Данный вопрос мучает многих автовладельцев и большинство из них считает, что пока решение суда не состоялось, ничего делать с машиной (например чинить ее), а уж тем более продавать категорически нельзя. Иногда подобными («ценными») советами грешат и юристы, к которым за помощью обращаются, попавшие в беду люди.
На самом деле, со своим автомобилем человек вправе делать все, что ему заблагорассудится, ведь необходимо понимать, что суд не является скоротечным процессом и занимает, как правило не менее 4 месяцев и это при самых благоприятных обстоятельствах. В отдельных случаях рассмотрение дела может длиться и не один год (видели и такие процессы). Неужели все это время автомобиль должен стоять разбитый и гнить, тем самым принося владельцу дополнительные траты? Естественно нет.
Ст. 35 Конституции РФ установленно, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. При этом никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Таким образом, единственным способом, который может воспрепятствовать пользованию и распоряжению, принадлежащим человеку имуществом, остается принятое судом решение. Однако, с учетом того обстоятельства, что в основном в суд обращаются именно владельцы автомобилем с тем, чтобы получить причитающуюся им компенсацию за ущерб, вынесение подобных решение судами практически исключено. Правда необходимо правильно оценивать сложившуюся ситуацию, так как, если в дальнейшем возникнет вопрос об отчуждении годных остатков в пользу страховщика, то безусловно ремонтировать или продавать автомобиль смысла нет.
Еще один важный момент по поводу ремонта или продажи автомобиля, связан с возможным назначением по делу судебной экспертизы, которая может быть назначена судом например в том случае, если спор идет со страховщиком по ОСАГО. Здесь, так же нет ничего страшного, так как в настоящее время подобные экспертизы прекрасно проводятся многими экспертами и по документам, имеющимся в деле, а с учетом грамотной подготовки к предстоящему судебному заседанию, проблем возникнуть не должно совсем.
В случае возникновения каких-либо вопросов или необходимости профессиональной помощи в решении Вашей проблемы, Вы всегда можете позвонить нам или написать свой вопрос на наш электронный адрес.
8 случаев, когда страховая заставит виновника ДТП самого заплатить за ремонт
Водитель, застраховав свою ответственность по ОСАГО, должен знать — бывают случаи, когда страховая может с него потребовать деньги за ремонт машины, пострадавшей в аварии. Причем подобное право страховщика прописано в законе «Об ОСАГО». Когда это происходит?
Страховщик может потребовать виновника ДТП оплатить ремонт постращавшего авто в следующих случаях:
1. Сумма выплат по полису обязательного страхования не совпадает с реальной компенсацией тем водителям, чьи машины пострадали — придется выплатить часть, превышающую сумму компенсации по ОСАГО.
2. За рулем сидел человек, который не вписан в страховой полис — речь идет только о закрытых или ограниченных страховках. Если полис открытый, действующий на неограниченное число лиц, тогда кто бы ни сидел за рулем, страховка будет действовать.
3. Водитель, виновный в дорожной аварии, где пострадали люди, пытался нанести вред их жизни и здоровью умышленно — компенсацию в этом случае могут заставить выплатить всю по суду.
4. Водитель сел за руль пьяным и устроил ДТП — страховщик заставит его вернуть все деньги, которые перечислил пострадавшим, а также сами потерпевшие могут через суд потребовать дополнительную компенсацию ущерба.
5. Человек, управлявший машиной, никакого права садиться за руль не имел, но все же поехал и попал в аварию. Сюда входят водители, которых лишили прав за серьезные проступки, те, кто и не получал никогда права, а также те, у кого водительское удостоверение есть, но права не той категории, к которой относится автомобиль, попавший в ДТП.
6. Водитель уехал с места дорожно-транспортного происшествия — если установят личность виновника, тогда он будет нести полную финансовую ответственность за произошедшее.
7. Виновник дорожной аварии начал ремонтировать авто или вообще ее утилизировал в течение 2 недель после ДТП и не предоставил по требованию пострадавшее авто страховой на осмотр — придется выплатить полную сумму.
8. Виновник аварии при покупке этого полиса онлайн указал недостоверные данные, чтобы уменьшить цену страховки.
ВС разъяснил, можно ли исправлять авто до страховых выплат
В результате ДТП 9 июня 2018 года машина Игоря Манукова* получила повреждения. Он сначала ее отремонтировал и лишь затем обратился в АО «СОГАЗ» за страховым возмещением. Заявление Мануков подал 19 июня 2018 года. В этот же день его направили на независимую экспертизу. Эксперт составил акт осмотра и насчитал стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа в размере 1,4 млн руб.
Но страховая в выплате отказала — поскольку «не подтвержден факт выполнения требований, предъявляемых к участнику ДТП, и право урегулировать заявленное событие в рамках прямого возмещения убытков».
ИСТЕЦ: Игорь Мануков*
ОТВЕТЧИК: АО «СОГАЗ»
СУТЬ СПОРА: О выплате страхового возмещения
РЕШЕНИЕ: Принятые акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд второй инстанции
Тогда пострадавший обратился в суд. Там по ходатайству истца провели судебную автотехническую экспертизу, которая оценила стоимость восстановительного ремонта авто с учетом износа в 1,4 млн руб. Но суд пришел к выводу, что такое исследование является недопустимым доказательством. Оно не может отражать действительную стоимость ущерба, поскольку поврежденная машина фактически не осматривалась. Поэтому Анапский районный суд Краснодарского края отказал в иске, Краснодарский краевой суд с ним согласился. Если машину отремонтировали до экспертизы, значит, нельзя подтвердить страховой случай и размер убытков, решили суды (п. 20 ст. 12 Федерального закона об ОСАГО).
Мануков подал жалобу в Верховный суд. Тот напомнил: у страховой нет права отказать в выплате возмещения только на том основании, что авто предоставили на осмотр уже в отремонтированном виде. По мнению ВС, суды должны были найти другие возможности установить размер убытков. Экспертизу правомерно проводить на основе ранее составленного акта осмотра и других материалов дела, если осмотреть машину нет возможности ввиду ее продажи, ремонта и т.п. Поэтому ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в суд второй инстанции (№ 18-КГ20-9).
Пока еще оно не рассмотрено. По словам управляющего партнера Варшавский и партнеры Варшавский и партнеры Федеральный рейтинг. Профайл компании × Владислава Варшавского, подобные выводы ВС уже делал (№ 37-КГ19-6). Учитывая это, можно с высокой степенью вероятности ожидать отмены решения суда первой инстанции, предполагает эксперт.
* — имя и фамилия изменены редактором.
ЗаСАГО по полной: почему лучше не врезаться в машину с каско
Автомобилисты, застрахованные по ОСАГО, совершенно не подозревают, чем может обернуться для них ДТП с водителем, имеющим полис каско. Если по договору ОСАГО страховщики компенсируют убытки гражданам заниженными суммами или ремонтом на мутных СТО с дешевыми деталями, то по каско автомобили ремонтируют с помощью новых оригинальных запчастей и у официальных дилеров. Разницу переплаты такого дорогого ремонта, непокрытую «автогражданкой», страховщики взыскивают с виновника ДТП. Причем за долгом страховщик может обратиться и через год после аварии. Непрозрачная экспертиза ущерба будет исключительно на их стороне, водителю останется лишь платить столько, сколько захотел страховщик. Подробнее об этой проблеме в материале «Известий».
«Сюрприз» замедленного действия
Вышеописанная ситуация произошла с корреспондентом «Известий», который на своем автомобиле Mazda 6 в мае прошлого года столкнулся с автомобилем Nissan X-Trail на одном из московских перекрестков. После небольшого разбора ДТП на месте сотрудники ГИБДД признали виновником водителя Mazda и вынесли соответствующее постановление. Оба автомобилиста были застрахованы по ОСАГО, а находящийся на гарантии кроссовер X-Trail вдобавок еще и по каско.
Страховые компании виновника и пострадавшего (ГСК «Югория») были вовремя уведомлены о наступившем страховом случае. Корреспондент хоть и оспаривал первоначально свою виновность в ГИБДД, но в итоге не стал доводить дело до суда, полагая, что страховка сможет покрыть ущерб. Тем более что Nissan X-Trail в аварии получил типичный страховой ущерб: повреждение бампера, правого крыла и правой фары и, как отметили сотрудники ДПС, возможные скрытые повреждения.
Учитывая, что стоимость запчастей и ремонта оценочно составляла не более 250 тыс. рублей, страхователь понадеялся, что страховой лимит по ОСАГО в 400 тыс. рублей сможет его покрыть. Однако спустя без малого девять месяцев внезапно на номер Сергея пришло сообщение из страховой компании с уведомлением о задолженности, возникшей в результате ДТП.
«По ОСАГО лимит по убытку 400 тыс. рублей, а всё, что выше, — претензия к вам. Общая сумма ремонта автомобиля 493,2 тыс. рублей за минусом 400 тыс. получается 93 тыс. рублей», — отрапортовал представитель «Югории».
Стоимость нового Nissan X-Trail составляла в середине 2019 года примерно 1,6–2,1 млн рублей. Таким образом, ущерб, оцененный страховщиками, составил 30–23,5% от стоимости нового автомобиля. Страховая компания «Югория» на запрос не ответила.
Проблема масштабная
Ситуация, при которой автомобилисты — виновники аварии бывают должны деньги страховщикам сверх покрытия ОСАГО, как правило, возникает с новыми автомобилями, застрахованными по каско, объясняет автомобильный эксперт Сергей Ифанов.
«Для ОСАГО страховщики используют «Единую методика оценки ущерба на восстановительный ремонт», которую сами же ежегодно составляют. Так вот цены на запчасти, которые там указаны, не соответствуют рыночным реалиям. Отремонтировать машину у официального дилера по ним весьма проблематично, поэтому по ОСАГО зачастую направляют на ремонт в мутные сервисы, расположенные в гаражных кооперативах, где из самых дешевых запчастей не высококвалифицированными мастерами проводится ремонт авто. Ситуация кардинально меняется в случае с каско — добровольным и более дорогим. Страховщик заинтересован сохранить такого клиента, поэтому машину ремонтируют и на нормальном дилерском сервисе, и с оригинальными запчастями. Тем более что все убытки свыше лимита «автогражданки» легко переложить иском на виновника ДТП», — рассказывает Ифанов
Подобные претензии довольно распространены и подаются в качестве иска суброгации, объясняет юрист Коллегии правовой защиты автомобилистов Москвы Константин Кожевников.
«Что делают страховые компании? Они, как правило, накручивают итоговую сумму ремонта на сервисе. Например, крыло в магазине стоит 100 тыс. рублей, а они пишут — 150 тыс. рублей. На бумаге-то проводятся одни договоренности, а на самом деле у них другие. И так по всем деталям», — рассказывает Кожевников.
Эксперт рекомендует в таких случаях знакомиться со всем списком документов страховщика. И самый первый из них — это акт осмотра транспортного средства (вынесенное определение), который был составлен инспектором ДПС. Далее страховая компания должна провести второй акт осмотра, где изучаются в том числе и скрытые повреждения. Очень часто страховщики, минуя это звено, составляют калькуляцию ущерба напрямую от автосервиса, перечисляя все повреждения автомобиля. Это неправильно, этому должно предшествовать заключение эксперта-техника страховщика с независимым заключением. Причем к заключению должны быть приложены цветные фотографии, где повреждения запечатлены вместе с линейкой. Только они помогут понять повреждения.
Суд, экспертиза
Доказать, где были приписки, а где повреждения указаны справедливо, можно лишь сделав свою независимую экспертизу.
«В ней перед экспертом ставится вопрос: все ли детали относятся к заявленному событию. Могли они образоваться именно от этого ДТП, потому что клиент обращается в рамках каско, а заодно мы ему еще и старые повреждения сделали. Экспертиза делается самим клиентом на досудебной стадии либо когда на него уже в суд подают. Вся доказательная база в данном случае ложится на самого ответчика. Где каждый представляет свою калькуляцию. Затем судом уже назначается экспертиза, которая может насчитать как меньше, так и больше, к этому надо быть готовым. Сама экспертиза судебная обойдется никак ни меньше 30–40 тыс. рублей, — рассказывает Кожевников из Коллегии правовой защиты автомобилистов Москвы.
Адвокат, ссылаясь на свою судебную практику, констатирует, что страховые компании в подавляющем большинстве случаев завышают сумму восстановительного ремонта машины пострадавшего. По словам Кожевникова, автосервисы и страховые компании работают в тандеме.
«Судебная экспертиза определит реальную стоимость ремонта, потому что если страховщика направили к дилеру, а там ремонт получился так, как будто запчасти позолотили, то будет названа нормальная цена ремонта», — в свою очередь, отмечает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
Страховщики сделали всё, чтобы сделать ОСАГО убыточной и неудобной для автомобилистов услугой, убежден вице-президент «Движения автомобилистов России» Леонид Ольшанский.
«Человек покупает полис для того, чтобы именно компания платила за ремонт при ДТП вместо него. Любимая метафора — даже если горбатый «Запорожец» врежется в Rolls-Royce, то страховщик должен заплатить за ремонт последнего. Сейчас же получается, что страховщики за счет различных поправок в законы наживаются. А причина этого в том, что в Гражданский кодекс они протащили положение, что к страховой компании переходит в собственность та сумма, которую они заплатили кому-то по страховому случаю. Текущие страховые дела иллюстрируют пример звериного капитализма, и страхование может быть только добровольным, — убежден Ольшанский.
Можно ли отремонтировать автомобиль по ОСАГО спустя год после ДТП
Бывает так, что автомобилисты, попавшие в аварию и оформившие все документы по правилам, откладывают визит в сервис до последнего. Обычно это происходит, когда повреждения автомобиля несерьезные. ОСАГО виновника ДТП покрывает все расходы по ремонту, но оставлять машину в СТО на несколько дней ради мелких царапин не хочется.
В итоге может пройти несколько месяцев. Действие старого полиса ОСАГО подходит к концу, и автовладелец вспоминает, что хорошо бы заняться ремонтом за счет виновника. Но не поздно ли?
Временных ограничений по сроку действия направления на ремонт нет, пояснили в Российском Союзе автостраховщиков. Как уточняет aif.ru, это прописано в законе об ОСАГО.
Однако здесь есть важный нюанс. Натуральное возмещение ущерба происходит в рамках договоров между страховщиками и СТО. Сервис — это коммерческая организация, которая может внести изменения в своей работе. Так, в СТО могут быть скорректированы особенности взаимодействия со страховщиками, механизмы оплаты работ, специфика подбора запасных частей. Все это должно быть отражено в новых договорах. И в документах может быть предусмотрен срок действия направления на ремонт.
В этом случае автомобилисту, «запоздавшему» в сервис на год и более, придется составлять новое направление. Как правило, СТО практикуют двухнедельный период ожидания. Если он не будет соблюден, руководство может потребовать дополнительного подтверждения от страховщиков и выдачи нового направления.
Эксперты советуют перед поездкой в сервис изучить документы, полученные в страховой. Если в них не указаны сроки постановки поврежденного автомобиля на ремонт в СТО, лучше уточнить их в самом сервисе. Если возникают какие-то проблемы — например, не работает направление на ремонт, или мастерская закрылась и больше не принимает клиентов, нужно обратиться в страховую, которая должна все это урегулировать. В частности, выдать новое направление, либо перенаправить автовладельца в другой сервис.
Ранее «РГ» рассказала, как самому устранить мелкие вмятины на кузове автомобиля, а также почему опасно покупать подержанную резину.
Возмещение ущерба виновником ДТП
Заказать услугу или консультацию у нас можно одним из способов:
- Позвоните нам: +7 (846) 979-85-08
- Оставьте заявку на почту info@gradocenka.ru
- Напишите нам
- Приезжайте в наш офис: 443080, пр. Карла Маркса, д. 192, оф. 513
- Свидетельство от аккредитации №1291/63-1111/12;
- Более 15 лет на рынке оценочных и экспертных услуг;
- Более 25 специалистов в 8 филиалах по России;
- Состоим в Саморегулируемой Организации «Российское общество оценщиков»;
- Гражданская ответственность компании застрахована на 100 млн. рублей;
- Эксперты компании входят в состав палаты судебных экспертов.
В статье 1064 ГК РФ говорится, что вред, причиненный имуществу гражданина другим лицом, должен быть компенсирован в полном объёме. ГДЗ №40 «Об ОСАГО» обязывает водителей страховать ответственность. Однако не все выполняют предписание действующего законодательства. Если полис отсутствует, или ситуация не попадает в список страховых случаев, можно взыскать деньги с виновника ДТП. Пострадавший имеет право попытаться договориться с другим автолюбителем. Если он отказывается выплачивать компенсацию, проблему предстоит решать через суд.
Когда стоит требовать возмещение материального ущерба с виновника ДТП?
Процесс регламентирует ФЗ №40 «Об ОСАГО», Гражданский кодекс РФ и ряд Постановлений Верховного суда. Лицо обязано самостоятельно предоставить денежные средства потерпевшему, если:
- водитель покинул место ДТП, тем самым нарушив установленный порядок оформления;
- у человека, чьи действия повлекли за собой возникновение происшествия, отсутствует полис;
- произошедшее не попадает под список страховых случаев, по которым может быть предоставлена компенсация по ОСАГО;
- пострадавший хочет истребовать выплату за моральный ущерб;
- размер нанесенного урона превысил доступные лимиты по автогражданке (400000 руб., если пострадало только имущества, 500000 руб. – вред нанесен жизни или здоровью людей).
Что можно взыскать с виновника в рамках закона?
Компенсация производится в соответствии с нормами главы 59 ГК РФ. Пострадавший имеет право рассчитывать на следующие выплаты:
- возмещение морального и материального вреда;
- покрытие расходов на лечение и реабилитацию;
- компенсирование утраченного заработка;
- возмещение затрат на эвакуацию машины, её хранение и восстановление;
- покрытие расходов на оплату услуг юриста, оценочной компании, судебного разбирательства.
Отдельного внимания заслуживает вопрос учета износа. Обычно граждане выдвигают требования, не принимая показатель во внимание. Однако получается, что стоимость автомобиля после ремонта становится выше. В результате человек увеличивает свое благосостояние за счёт другого гражданина.
Ситуацию разрешило Постановление Пленума ВС РФ №25 от 23 июня 2015 года. В нормативно-правовом акте говорится, что потерпевший имеет право выдвигать требования без учета износа, однако у другой стороны разбирательства присутствует возможность опротестовать их законность. Но именно лицо, не согласное с выплатой, должно будет доказать неправомерность искового заявления и аргументировать снижение величины выплаты.
Способы возмещения ущерба виновником ДТП
Лицо, чьи действия повлекли за собой возникновение аварии, имеет право компенсировать вред добровольно или отказаться от выполнения действия. В последнем случае пострадавший может подготовить исковое заявление и обратиться в суд.
Добровольно
Если речь идет о возмещении ущерба после аварии, выполнять претензионный порядок не обязательно. Потерпевший может сразу обратиться в суд. Однако попытка мирного урегулирования вопроса выгодна для обеих сторон. Водитель сможет уменьшить размер взыскания, поскольку истец включит в перечень требований компенсацию затрат на оплату юриста и судебных издержек. Лицу, понесшему ущерб в результате аварии, метод позволит ускорить получение денег, не дожидаясь завершения разбирательства. Добровольное компенсирование обычно применяется в следующих ситуациях:
- виновник согласен с тем, что именно его действия привели к аварии;
- характер вреда и его размер не вызывают споры;
- выплата за счет страховки не предоставлена, или организация выплатила только часть суммы.
Потерпевший обязан обосновать размер выдвигаемых требований. Для этого нужно пройти независимую экспертизу. Она позволит точно определить величину ущерба. Эксперт предоставят клиенту заключение. Документ выступает в качестве доказательства.
Когда экспертиза проведена, потребуется подготовить досудебную претензию. В документе нужно отразить следующие данные:
- ФИО участников разбирательства;
- сведения об аварии и автомобиле;
- выводы, к которым пришла независимая экспертиза;
- запрашиваемая сумма и данные о страховой выплате;
- срок, в течение которого адресат должен расплатиться;
- данные для оперативной связи;
- реквизиты для перечисления.
Претензию необходимо дополнить доказательной базой. В список потребуется включить:
- копию акта, постановления или определения по делу об административном правонарушении;
- копию результатов независимой экспертизы;
- копии платежных документов, подтверждающих понесенные расходы.
Досудебную претензию лучше направлять в адрес виновника происшествия заказным письмом с описью вложений.
В судебном порядке
Если человек отказывается добровольно компенсировать вред, допустимо обращение в суд. Соответствующие права закрепляет статья 3 ГПК РФ. Пострадавший должен собрать доказательную базу, включив в перечень документы, демонстрирующие размер нанесенного ущерба и подтверждающие правоту заявителя. В обязательном порядке потребуется заказать проведение независимой экспертизы. Она позволит точно установить размер нанесенного ущерба. Затем оформляется исковое заявление. В нем нужно отразить следующие данные:
- сведения об инстанции, в адрес которой направляется обращение;
- информация об истце и ответчике;
- суть сложившейся ситуации;
- выдвигаемые требования;
- перечень приложений;
- подпись и дата.
Обращаться необходимо к мировому судье, если размер требований не превышает 100000 руб. В иной ситуации иск подается в районный суд. Процедура рассмотрения в среднем занимает два месяца. Срок может быть продлен.
Порядок действий для взыскания ущерба
Вне зависимости от того, как будет предоставляться выплата, в первую очередь гражданин обязан грамотно оформить аварию. Для этого потребуется:
- Воспользоваться европротоколом, если присутствуют условия для его применения или вызвать сотрудников ГИБДД.
- Определиться с процедурой взыскания. Если у участников ДТП присутствует полис ОСАГО, можно истребовать сумму со страховой компании, но только в случае, если ситуация подлежит компенсированию.
- Обратиться в страховую компанию или отправить досудебную претензию в адрес виновника ДТП.
- Обратиться в суд, если лицо не хочет выплачивать компенсацию, или сумма начислена не в полном объёме.
Судебное решение подлежит обязательному исполнению. Если требования заявителя не удовлетворены, к разбирательству может быть привлечена служба судебных приставов. Ее представители обладают большими полномочиями, позволяющими арестовать счета, имущество, списывать денежные средства в счет закрытия обязательств и выполнять ряд иных мер воздействия.
Ситуация усложняется, если виновник скрылся с места происшествия. В этом случае обязательно нужно вызывать сотрудников ГИБДД. Они оформят процессуальные документы и объявят нарушителя в розыск. Если удастся выявить личность водителя, взыскание будет производиться по общим правилам.