Mitsubishi-ufa.ru

Авто СТО Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Должен ли виновник ДТП выплачивать разницу?

Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?

Говоря об ОСАГО при авариях, мы уже привыкли к схеме «попал в ДТП, не являясь его виновником – получил недостаточную компенсацию – обратился к «независимым автоюристам» – через суд получил дополнительную компенсацию – починил автомобиль и не остался в накладе». Все гладко и складно – но никто не задумывался, откуда берется та самая «дополнительная компенсация»? И можно ли быть абсолютно спокойным, имея действующий полис ОСАГО?

П рактика, в том числе и судебная, показывает, что водитель, купивший полис ОСАГО и полагающий, что теперь его финансовая безопасность обеспечена полностью, сильно заблуждается. На деле оказывается, что становиться виновником ДТП весьма невыгодно – и не только из-за того, что это негативно влияет на КБМ, повышая стоимость следующего полиса. Попав в аварию по своей вине, можно остаться без гораздо большей суммы денег, чем кажется на первый взгляд.

Первый сложный случай – ДТП, в котором автомобиль потерпевшего застрахован не только по ОСАГО, по и по каско. В отличие от ОСАГО, каско не имеет верхнего предела страховой выплаты, а также, что более важно в нашем случае, позволяет отремонтировать автомобиль без учета износа.

При расчете страховой выплаты по ОСАГО используется единая методика «определения размера расходов на восстановительный ремонт», утвержденная Положением Банка России № 432-П, в которой имеется «порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий». Проще говоря, выплаты по ОСАГО производятся с учетом износа автомобиля, который растет в соответствии с его пробегом и возрастом. А водитель, приобретающий полис ОСАГО, в случае ДТП по собственной вине может рассчитывать именно на выплату пострадавшему компенсации в соответствии этим расчетом.

Однако потерпевший может обратиться в свою страховую компанию, где он приобрел полис каско, и воспользоваться им для ремонта. В этом случае износ учитываться не будет, а компенсация будет произведена в той форме, которую установили для себя пострадавший водитель и страховая компания. Ну и, разумеется, стоимость ремонта в этом случае с большой вероятностью окажется выше, чем по расчету с применением методики ОСАГО.

Починив автомобиль потерпевшего, страховая компания предоставит требование о компенсации убытков страховой компании виновника ДТП. А та, в свою очередь, выплатит лишь ту сумму, которая была рассчитана в соответствии с единой методикой. Ну а компенсировать разницу между этой выплатой и фактическими затратами страховщика на ремонт автомобиля потерпевшего будет… именно виновник ДТП.

Право страховой компании, отремонтировавшей автомобиль, взыскать с виновника эту разницу, определяется статьей 965 Гражданского Кодекса РФ, которая регламентирует «переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба». Согласно этой статье, выплатив страховое возмещение потерпевшему, страховая компания получает право требования от виновника компенсации в пределах выплаченной ей суммы. И часть этой суммы, недополученную от страховой компании виновника ДТП, она может взыскать в судебном порядке уже с самого виновника.

Резюмируя все вышесказанное простыми словами, можно сделать краткий вывод: если вы виновник ДТП, а у потерпевшего есть каско, то в случае ремонта его машины по каско вы будете обязаны выплатить разницу между суммой за ремонт по расчету ОСАГО и реальной конечной суммой ремонта по каско.

Второй случай, который может заставить виновника ДТП раскошелиться – это ДТП, по итогам которого пострадавший обратится к независимой экспертизе для определения ущерба и размера выплат. Формально введение единой методики расчета страховой выплаты, которая в обязательном порядке действует при проведении любой экспертизы, в том числе и независимой, должно было свести на нет разницу между результатами оценки ущерба страховщиками и независимыми экспертами. Однако на практике итоговые суммы ущерба, определенные первыми и вторыми, зачастую оказываются разными – из-за различий в оценке характера, масштаба и объема повреждений.

Таким образом, в случае, когда потерпевший получил от страховой компании выплату, с размером которой он не согласился, и провел независимую экспертизу, он может обратиться в суд для компенсации разницы виновником ДТП. Формально такая ситуация исключается законом об ОСАГО, который определяет выплату страховщиком всего ущерба, рассчитанного по установленной методике и не превышающего верхнего порога страховой выплаты. Однако на практике подобные судебные иски встречаются.

Третий случай, когда виновник ДТП может пострадать финансово, наиболее прост: это ДТП, в котором размер ущерба превышает размер максимальной страховой выплаты, предусмотренной договором ОСАГО. На сегодняшний день размер максимальной выплаты составляет 400 тысяч рублей в случае, если пострадал только автомобиль, и 500 тысяч, если в ДТП пострадали люди. Таким образом, если сумма ущерба, оцененного по единой методике, окажется выше максимальной, то возмещение «остатка», не покрываемого страховкой, в полном объеме ляжет на виновника ДТП.

Страховые выплаты при ДТП: сколько выплачивает страховая компания по ОСАГО

Согласно украинскому законодательству, для компенсации ущерба при ДТП водитель должен иметь полис ОСАГО. Ситуация участия в аварии неприятна сама по себе. За ней, как правило, следуют хлопоты по получению выплат. Владение информацией по данному вопросу дает возможность действовать грамотно, получить законное возмещение ущерба с минимальными нервными и временными затратами.

Расчет ущерба по ОСАГО

Возмещение по страховому полису автогражданки – это средства, которые выплачивает страховая компания пострадавшим в дорожном происшествии. Имеются в виду аварии, спровоцированные водителями, управляющими застрахованными транспортными средствами (ТС). По закону Украины, выплаты производятся до 90 дней после подачи всех документов страховщику. Некоторые компании возмещают ущерб в течение 10-15 дней, до получения судебного решения.

После наступления страхового случая, которым является исключительно ДТП, пострадавшая сторона обращается с заявлением в СК, после чего проводится процедура осмотра автомобиля и анализ ущерба.

Факторы, влияющие на сумму компенсации:

  • количество пострадавших автомобилей. Общая сумма за ущерб имуществу всем пострадавшим в одном дорожном происшествии равна пятикратной сумме максимального лимита (650 000 гривен в 2020 году);
  • степень износа транспортных средств;
  • рыночная стоимость автомобиля;
  • степень нанесенных повреждений;
  • стоимость ремонта;
  • затраты на эвакуацию авто.

Износ насчитывают, если фактический пробег авто в два раза больше нормативного, если составные части кузова были восстановлены, если транспортное средство эксплуатировалось как автомобиль специального назначения (например, такси).

Насчитывать износ разрешается для транспортных средств производства СНГ, срок эксплуатации которых больше 5 лет, для авто других стран со сроком более семи лет.

Сумма ущерба складывается из стоимости работ по ремонту, покраске автомобиля, лакокрасочных материалов, комплектующих, которые подлежат замене. В расчет принимается цена деталей с учетом их амортизации. При оценке ремонта на СТО берется стоимость новых узлов и составных частей, поэтому реальная цена восстановления авто и сумма ущерба, рассчитанная страховой компанией, могут существенно отличаться.

В таких случаях суд обязывает виновника аварии возместить убытки, вне зависимости от начального уровня износа узлов и деталей авто, после осуществления и оплаты потерпевшей стороной ремонтных работ.

Выполнять восстановление поврежденного автомобиля следует только после расчета компенсации по полису ОСАГО. Оценка должна быть произведена в течение 10 дней после наступления страхового случая.

Если в результате аварии был нанесен ущерб жизни и здоровью людей, действует следующий порядок расчетов:

  • выплаты на лечение, транспортировку в медицинское учреждение, реабилитацию пострадавших;
  • компенсация в период временной нетрудоспособности, выплата недополученных доходов;
  • 12-36 минимальных затрат при длительной потере пострадавшими трудоспособности;
  • 12 минимальных затрат при смертельном исходе.

Ущерб компенсируется не ранее, чем через 15 суток и не позднее, чем через 3 месяца после подачи заявления о наступлении страхового события. Неполучение денег от СК по истечении 90 дней – повод для судебного разбирательства.

Лимиты выплат по ОСАГО

Согласно законодательным изменениям, в 2020 году в Украине установлены новые лимиты страховых выплат. Компенсация за вред имуществу, нанесенный пострадавшей стороне, составляет 130 000 гривен, за ущерб, причиненный жизни и здоровью, – 260 000 гривен.

Читать еще:  Что такое разбор ДТП: все, что должен знать водитель

В ситуации, когда фиксация страхового случая происходит путем оформления европротокола, установлен отдельный размер максимального лимита – 50 000 гривен. Воспользоваться европротоколом можно по обоюдному согласию водителей-участников, у которых есть полисы ОСАГО. При этом в ДТП не должно быть пострадавших людей, а у автовладельцев – признаков наркотического, алкогольного опьянения.

При серьезных авариях максимального лимита недостаточно для полного покрытия ущерба. Статистика показывает, что так происходит в четырех из десяти дорожно-транспортных происшествий. В этих случаях виновник ДТП выплачивает разницу из собственных средств. Избежать непредвиденных расходов позволяет заключение дополнительного договора к обязательному полису автогражданки, который покрывает расходы сверх лимита ответственности.

Если полиса дополнительной гражданской ответственности нет, получить недостающие средства можно по добровольному согласию виновника ДТП или через суд, если договориться не удалось.

Особенности расчета страхового возмещения при ДТП по ОСАГО

Расчет ущерба проводят по методикам товароведческих экспертиз. Применяется следующая формула:

Ущерб = СР + СМ + СС * (1 – ФЗ) + ВТВ, где

СР – стоимость работ по ремонту и покраске;

СМ – стоимость материалов для восстановления;

СС – стоимость подлежащих замене деталей и узлов авто;

ФЗ – коэффициент физического износа;

ВТВ – величина товарного вида.

Из насчитанного страхового возмещения вычитается налог на добавленную стоимость. Но эту часть выплат можно дополучить, если ремонт производился на СТО.

Экспертиза по определению размера повреждений ТС и сумме компенсации проводится в присутствии владельца авто. Если он не согласен с выводами, может организовать независимое исследование.

Исходными данными для расчета являются год выпуска, марка, модель авто. В алгоритмы работы инструмента заложены цены запасных частей на все марки и модели авто, среднерыночная стоимость нормо-часа работы специалиста станции технического обслуживания. Онлайн-калькулятор дает ориентировочный результат.

Что делать для получения выплат от страховой компании

Желательно сообщить представителю СК о наступлении страхового события с места происшествия, не позднее, чем в течение трех рабочих дней. Агенту нужно сказать Ф.И.О., серию и номер страхового полиса, номер мобильного телефона, данные о других участниках аварии. Желательно описать визуальные повреждения транспортных средств, обстоятельства ДТП. На место аварии, если нет условий для оформления европротокола, необходимо вызвать полицию.

Дальнейшие инструкции по урегулированию страхового случая дает представитель СК. Без письменного согласия страховщика не рекомендуется возмещать убытки третьим лицам и их представителям.

Если вина водителя установлена, он сообщает пострадавшей стороне о том, что является владельцем автогражданки, и предоставляет данные своей СК.

Для обеспечения выплаты компенсации за ущерб, причиненный транспортному средству, потерпевшая сторона предоставляет в СК ряд документов: европротокол, если ДТП было оформлено без представителей полиции, водительские права, паспорт, копию полиса ОСАГО, решения суда – при наличии, заявление о выплате страхового возмещения.

В течение десяти рабочих дней с момента наступления страхового случая необходимо предоставить представителю СК поврежденное транспортное средство для осмотра.

Для получения выплат по ущербу, причиненному жизни и здоровью, потерпевшая сторона предоставляет документы, подтверждающие оплату расходов на лечение, копию больничного листа, выписку из амбулаторной карты.

В случае смерти потерпевшего для получения выплат нужны нотариально заверенное свидетельство о смерти, документы, подтверждающие расходы на погребение.

В некоторых случаях возмещение убытков проводит МТСБУ. Ведомство выплачивает компенсацию, если страховая компания виновника ДТП стала банкротом, при отсутствии у него полиса автогражданки, если виновник аварии относится к льготным категориям граждан.

Деньги вместо ремонта после ДТП: как выиграть в суде

7 марта 2018 года Иван Коновалов* на своем автомобиле врезался в припаркованный Lexus Светланы Максимовой*. Обе машины были застрахованы. Но ни одна из ремонтных станций, на которую «РЕСО-Гарантия» могла направить автомобиль на ремонт, не отвечала необходимым требованиям. Поэтому Максимова получила возмещение деньгами, а не непосредственно ремонтом — страховая заплатила ей 81 500 руб.

Но Максимовой показалось, что эта сумма не покрывает причиненный ей ущерб. В итоге вопрос о размере выплаты пришлось решать суду. Вологодский городской суд Вологодской области назначил автотовароведческую экспертизу, согласно которой стоимость восстановительного ремонта автомобиля Lexus с учётом износа составила 116 123 руб., без учёта износа — 134 013 руб.

Суд первой инстанции решил, что разницу в стоимости восстановительного ремонта с учётом износа и без него должен выплатить Коновалов. А по мнению апелляции, Максимова добровольно выбрала вариант страхового возмещения в виде страховой выплаты с учётом износа запасных частей. Поэтому никто разницу доплачивать ей не должен. Тогда пострадавшая пожаловалась в Верховный суд.

Верховный суд обратил внимание на процессуальные ошибки

Коллегия по гражданским делам ВС в своем решении подробно разобрала законодательство об ОСАГО и указала, что по общему правилу расходы на запасные части определяются с учётом износа комплектующих. То есть, выбирается меньшая сумма для возмещения. При этом Гражданский кодекс все еще дает возможность потерпевшему на полное возмещение ущерба. Потерпевший может потребовать доплаты, если в суде докажет, что ущерб оказался дороже полученных им денег, пояснили судьи ВС. Даже если он получил страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой с учётом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.

В случае выплаты страхового возмещения в денежной форме именно потерпевший должен доказывать, что действительный ущерб превышает полученные от страховой деньги. А виновник ДТП вправе выдвинуть свои возражения о том, что выплата возмещения деньгами вместо ремонта авто была злоупотреблением правом, отметил ВС.

Таким образом, Максимова не выбирала деньги вместо ремонта, а просто оказалась в ситуации, когда другого выбора не оставалось. «Однако суд апелляционной инстанции не учел эти обстоятельства и не поставил их на обсуждение сторон, вследствие чего выводы о злоупотреблении правом со стороны Максимовой* нельзя признать законными», — указал ВС в решении по делу.

То есть, дело рассмотрели неправильно. Суд апелляционной инстанции должен был изучить доводы Максимовой о том, что денег на ремонт ей не хватит, а не приходить к выводу о недобросовестном поведении потерпевшей. При новом рассмотрении у него будет такая возможность (прим. ред. — пока еще не состоялось).

Возмещение ущерба виновником ДТП

Заказать услугу или консультацию у нас можно одним из способов:

  • Позвоните нам: +7 (846) 979-85-08
  • Оставьте заявку на почту info@gradocenka.ru
  • Напишите нам
  • Приезжайте в наш офис: 443080, пр. Карла Маркса, д. 192, оф. 513
  • Свидетельство от аккредитации №1291/63-1111/12;
  • Более 15 лет на рынке оценочных и экспертных услуг;
  • Более 25 специалистов в 8 филиалах по России;
  • Состоим в Саморегулируемой Организации «Российское общество оценщиков»;
  • Гражданская ответственность компании застрахована на 100 млн. рублей;
  • Эксперты компании входят в состав палаты судебных экспертов.

В статье 1064 ГК РФ говорится, что вред, причиненный имуществу гражданина другим лицом, должен быть компенсирован в полном объёме. ГДЗ №40 «Об ОСАГО» обязывает водителей страховать ответственность. Однако не все выполняют предписание действующего законодательства. Если полис отсутствует, или ситуация не попадает в список страховых случаев, можно взыскать деньги с виновника ДТП. Пострадавший имеет право попытаться договориться с другим автолюбителем. Если он отказывается выплачивать компенсацию, проблему предстоит решать через суд.

Когда стоит требовать возмещение материального ущерба с виновника ДТП?

Процесс регламентирует ФЗ №40 «Об ОСАГО», Гражданский кодекс РФ и ряд Постановлений Верховного суда. Лицо обязано самостоятельно предоставить денежные средства потерпевшему, если:

  • водитель покинул место ДТП, тем самым нарушив установленный порядок оформления;
  • у человека, чьи действия повлекли за собой возникновение происшествия, отсутствует полис;
  • произошедшее не попадает под список страховых случаев, по которым может быть предоставлена компенсация по ОСАГО;
  • пострадавший хочет истребовать выплату за моральный ущерб;
  • размер нанесенного урона превысил доступные лимиты по автогражданке (400000 руб., если пострадало только имущества, 500000 руб. – вред нанесен жизни или здоровью людей).
Читать еще:  Оплачивает ли страховая эвакуатор

Что можно взыскать с виновника в рамках закона?

Компенсация производится в соответствии с нормами главы 59 ГК РФ. Пострадавший имеет право рассчитывать на следующие выплаты:

  • возмещение морального и материального вреда;
  • покрытие расходов на лечение и реабилитацию;
  • компенсирование утраченного заработка;
  • возмещение затрат на эвакуацию машины, её хранение и восстановление;
  • покрытие расходов на оплату услуг юриста, оценочной компании, судебного разбирательства.

Отдельного внимания заслуживает вопрос учета износа. Обычно граждане выдвигают требования, не принимая показатель во внимание. Однако получается, что стоимость автомобиля после ремонта становится выше. В результате человек увеличивает свое благосостояние за счёт другого гражданина.

Ситуацию разрешило Постановление Пленума ВС РФ №25 от 23 июня 2015 года. В нормативно-правовом акте говорится, что потерпевший имеет право выдвигать требования без учета износа, однако у другой стороны разбирательства присутствует возможность опротестовать их законность. Но именно лицо, не согласное с выплатой, должно будет доказать неправомерность искового заявления и аргументировать снижение величины выплаты.

Способы возмещения ущерба виновником ДТП

Лицо, чьи действия повлекли за собой возникновение аварии, имеет право компенсировать вред добровольно или отказаться от выполнения действия. В последнем случае пострадавший может подготовить исковое заявление и обратиться в суд.

Добровольно

Если речь идет о возмещении ущерба после аварии, выполнять претензионный порядок не обязательно. Потерпевший может сразу обратиться в суд. Однако попытка мирного урегулирования вопроса выгодна для обеих сторон. Водитель сможет уменьшить размер взыскания, поскольку истец включит в перечень требований компенсацию затрат на оплату юриста и судебных издержек. Лицу, понесшему ущерб в результате аварии, метод позволит ускорить получение денег, не дожидаясь завершения разбирательства. Добровольное компенсирование обычно применяется в следующих ситуациях:

  • виновник согласен с тем, что именно его действия привели к аварии;
  • характер вреда и его размер не вызывают споры;
  • выплата за счет страховки не предоставлена, или организация выплатила только часть суммы.

Потерпевший обязан обосновать размер выдвигаемых требований. Для этого нужно пройти независимую экспертизу. Она позволит точно определить величину ущерба. Эксперт предоставят клиенту заключение. Документ выступает в качестве доказательства.

Когда экспертиза проведена, потребуется подготовить досудебную претензию. В документе нужно отразить следующие данные:

  • ФИО участников разбирательства;
  • сведения об аварии и автомобиле;
  • выводы, к которым пришла независимая экспертиза;
  • запрашиваемая сумма и данные о страховой выплате;
  • срок, в течение которого адресат должен расплатиться;
  • данные для оперативной связи;
  • реквизиты для перечисления.

Претензию необходимо дополнить доказательной базой. В список потребуется включить:

  • копию акта, постановления или определения по делу об административном правонарушении;
  • копию результатов независимой экспертизы;
  • копии платежных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Досудебную претензию лучше направлять в адрес виновника происшествия заказным письмом с описью вложений.

В судебном порядке

Если человек отказывается добровольно компенсировать вред, допустимо обращение в суд. Соответствующие права закрепляет статья 3 ГПК РФ. Пострадавший должен собрать доказательную базу, включив в перечень документы, демонстрирующие размер нанесенного ущерба и подтверждающие правоту заявителя. В обязательном порядке потребуется заказать проведение независимой экспертизы. Она позволит точно установить размер нанесенного ущерба. Затем оформляется исковое заявление. В нем нужно отразить следующие данные:

  • сведения об инстанции, в адрес которой направляется обращение;
  • информация об истце и ответчике;
  • суть сложившейся ситуации;
  • выдвигаемые требования;
  • перечень приложений;
  • подпись и дата.

Обращаться необходимо к мировому судье, если размер требований не превышает 100000 руб. В иной ситуации иск подается в районный суд. Процедура рассмотрения в среднем занимает два месяца. Срок может быть продлен.

Порядок действий для взыскания ущерба

Вне зависимости от того, как будет предоставляться выплата, в первую очередь гражданин обязан грамотно оформить аварию. Для этого потребуется:

  1. Воспользоваться европротоколом, если присутствуют условия для его применения или вызвать сотрудников ГИБДД.
  2. Определиться с процедурой взыскания. Если у участников ДТП присутствует полис ОСАГО, можно истребовать сумму со страховой компании, но только в случае, если ситуация подлежит компенсированию.
  3. Обратиться в страховую компанию или отправить досудебную претензию в адрес виновника ДТП.
  4. Обратиться в суд, если лицо не хочет выплачивать компенсацию, или сумма начислена не в полном объёме.

Судебное решение подлежит обязательному исполнению. Если требования заявителя не удовлетворены, к разбирательству может быть привлечена служба судебных приставов. Ее представители обладают большими полномочиями, позволяющими арестовать счета, имущество, списывать денежные средства в счет закрытия обязательств и выполнять ряд иных мер воздействия.

Ситуация усложняется, если виновник скрылся с места происшествия. В этом случае обязательно нужно вызывать сотрудников ГИБДД. Они оформят процессуальные документы и объявят нарушителя в розыск. Если удастся выявить личность водителя, взыскание будет производиться по общим правилам.

Взыскание возмещения с виновника ДТП

Для обеспечения права потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии на возмещение понесенных в результате такого происшествия убытков осуществляется страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Принимая во внимание, что в последние годы на рынке страхования наметилась негативная тенденция к банкротству страховых компаний или задержек в выплатах страховых возмещений, все более актуальным встает вопрос возможности получения возмещения причиненных в результате дорожно-транспортного происшествия убытков непосредственно от виновника такого происшествия.

Проанализировав положения действующего законодательства, которым определяются основания и регулируется порядок возмещения причиненных убытков, можно констатировать отсутствие нормы, которая предусматривала бы, что в случае осуществления страхования любого рода ответственности, возмещения такого вреда осуществляется страховыми компаниями, путем выплаты страховых возмещений, или же которая запрещала бы взимать с виновника дорожно-транспортного происшествия компенсацию причиненного ущерба, если его ответственность застрахована. В связи с отсутствием такой нормы, руководствуясь одним из самых известных правовых принципов «разрешено все, что прямо не запрещено законом» усматривается, что сегодня пострадавший наделен правом выбирать, к кому именно обращаться за возмещением понесенных убытков, непосредственно к виновнику, или в страховую компанию (в случае, если любого рода ответственность виновника была застрахована).

В связи с этим можно сделать вывод, что страхование любого рода ответственности не освобождает страхователя (виновника причиненного ущерба) от обязанности возместить причиненные убытки. Более того, если страховая компания осуществила выплату страхового возмещения, однако пострадавший считает, что страховой выплаты недостаточно для возмещения причиненных убытков (что документально подтверждается) страхователь обязан возместить убытки, в пределах разницы между суммой выплаченного страхового возмещения и размером реального ущерба причиненного виновником.

О перспективах обращения в суд с требованием взыскать причиненные в результате дорожно-транспортного происшествия убытки непосредственно с виновника такого происшествия, Верховным Судом Украины рассматривая подобные дела, был сделан такой вывод: «Учитывая вышеприведенное, право потерпевшего на возмещение вреда за счет лица, причинившего вред, является абсолютным и не может быть прекращено или ограничено договором, стороной которого потерпевший не был, хотя этот договор и заключен в пользу третьих лиц. Закон предоставляет потерпевшему право получить страховое возмещение, но не обязывает получать его. При этом отказ потерпевшего от права на получение страхового возмещения по договору не прекращает его права на возмещение вреда в деликтных обязательствах.

Таким образом, пострадавшему как кредитору принадлежит право требования в обоих видах обязательств, деликтном и договорном. Он свободно, по своему усмотрению выбирает способ осуществления своего права путем обращения требования исключительно к лицу, причинившего вред, о возмещении этого ущерба, либо путем обращения к страховщику, у которого лицо, причинившее вред, застраховало свою гражданскую ответственность, с требованием о выплате страхового возмещения, либо путем обращения к страховщику и в дальнейшем к лицу, причинившему вред, при наличии предусмотренных статьей 1194 ГК Украины оснований. При этом суд не вправе отказать в таком иске на том основании, что гражданско-правовая ответственность причинителя вреда застрахована. В случае удовлетворения такого иска причинитель вреда не лишен возможности предъявить имущественные требования к страховой компании, с которой им заключен договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности

Читать еще:  Уехал с места ДТП не заметив

Учитывая соответствующую позицию Верховного Суда Украины усматривается, что возможность взыскания возмещения причиненных убытков в судебном порядке является достаточно перспективной.

Однако потерпевшему, который решил обратиться к виновнику для взыскания компенсации за причиненный ущерб следует учитывать некоторые особенности такого взыскания. Так процедура получения компенсации за нанесение ущерба может затянуться на неопределенный срок, или от виновника вообще не удастся получить такую ​​компенсацию или получить компенсацию, однако не в полном размере из-за неудовлетворительного имущественного или финансового состояния виновника. При получении возмещения за нанесение ущерба от страховой компании, при условии «хорошего финансового здоровья» такой страховой компании, упоминаемых недостатков получения возмещения от виновника можно избежать, поскольку для получения сумм невыплаченного страхового возмещения можно обратить взыскание не только на денежные средства страховой, но и на имущественные активы страховщика. Поэтому, учитывая это, следует отметить, что обращаться непосредственно к виновнику причиненного ущерба для получения компенсации за нанесенный ущерб уместно лишь в следующих случаях:

  1. Страховая компания, в которой застрахована ответственность виновника признана банкротом.
  2. Страховая компания достаточно проблемная (высокий риск задержки в выплате, отказе в выплате возмещения, заниженных расчетов нанесенного ущерба и т.д.).
  3. Были пропущены сроки предъявления в страховую компанию заявления на получение страхового возмещения.

Безусловно, все это подрывает доверие к страхованию, как способу защиты своих прав и законных интересов, поскольку у потенциального страхователя возникает вполне закономерный вопрос: зачем страховать свою ответственность, нести определенные обязательства, а в конечном итоге все равно самостоятельно компенсировать убытки. Поэтому во избежание подобных ситуаций, к страхованию своей ответственности следует подходить достаточно ответственно. Именно поэтому при страховании гражданской ответственности выбор страховой компании стоит доверить специалистам, которые оценив имеющиеся сведения о страховых компаниях, порекомендуют ту страховую компанию, которая не подведет Вас в самый ответственный момент.

Авария с доплатой

Неподготовленному человеку понять такую формулировку непросто. Но попробуем объяснить. В аварию не по своей вине попал автомобиль, у которого в клочья разорвало задний бампер, изогнуло заднюю балку, раскололо задний тормозной диск. Так вот в данной ситуации страховая компания виновника аварии должна возместить ущерб. А если она не может этого сделать, направив машину на ремонт, то выплачивает ущерб деньгами. А при таком возмещении учитывается износ деталей. Делается это для того, чтобы за счет страховщиков человек не обогащался. У него 10-летний автомобиль. Но — бах — авария. И вот уже — новый бампер, новые задние фонари.

При ремонте за счет страховой компании установлены четкие требования: если деталь меняется, то только на новую.

При оплате ремонта вступает в силу правило, что учитывается износ транспортного средства. Тогда автовладелец ремонтирует машину за свой счет, а страховая компания возмещает ему ущерб с учетом этого износа. То есть владельцу приходится доплачивать. Таким образом в приведенной истории мастерская должна установить новый бампер и новую заднюю балку. Но страховщик оплатит за них лишь часть стоимости. Кстати, тормозные системы учитываются без износа стоимости.

Однако Верховный суд посчитал, что такая политика не совсем правильная. Некая Ольга Арепьева попала в аварию не по своей вине. Она обратилась к страховщику в порядке прямого возмещения ущерба. Страховщик выплатил ей 232,5 тысячи рублей. Однако для восстановления машины этого не хватило. По оценкам независимого эксперта, даже с учетом износа стоимость восстановления автомобиля и составляла 450 тысяч. Плюс утрата товарной стоимости — 77 тысяч. Однако страховщик не ответил на ее требования. А сам виновник аварии попросил суд назначить автотехническую экспертизу. Согласно ей стоимость ущерба с учетом износа составила 218 тысяч рублей. А вероятная утрата товарной стоимости — 43 тысячи.

Поскольку страховщик заплатил больше, то суд посчитал конфликт исчерпанным. Апелляционный суд с этим согласился.

Однако с этим не согласился Верховный суд. Он напомнил, что вред имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме. К реальному ущербу в результате ДТП, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей, относится также утраченная товарная стоимость. Имеется в виду уменьшение стоимости автомобиля, вызванное преждевременным ухудшением товарного или внешнего вида, а также его эксплуатационных качеств.

Верховный суд напомнил, что если для устранения повреждений использовались новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью. Несмотря на то что стоимость может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений.

При этом высокий суд указал, что Единая методика расчета стоимости восстановительного ремонта машины не может рассматриваться в качестве исключения из общего правила об определении размера убытков. А поэтому не препятствует учету полной стоимости новых деталей, узлов и агрегатов при определении размера убытков.

Как напомнил ВС, принцип полного возмещения убытков в случае повреждения машины предполагает, что в результате потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено. То есть если бы в него никто не врезался.

Можно ли взыскать ущерб с виновника ДТП без учета износа?

Раньше, услышав о желании клиента получить полное возмещение, причиненного ему в ДТП ущерба непосредственно с виновника дорожно-транспортного происшествия, ему можно было только посочувствовать, так как взыскать причиненный вред в таком объеме было просто нереально. Судебная практика, формировавшаяся ни один год, четко говорила о том, что получение полного возмещения ущерба от ДТП, что со страховой компании, что с виновного в ДТП лица, является недопустимым, так как приводит к неосновательному обогащению потерпевшего, ввиду фактического улучшения его автомобиля, в связи с заменой деталей на более новые. Право ли было судейское сообщество? На этот счет скачать сложно, истина, как всегда находилась видимо где-то посередине.

Все поменялось с выходом в свет Постановления Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 N 6-П «По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С. Бересневой и других». В нем «главный суд страны» указал, что потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, т. е. ему должны быть возмещены все расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства, при этом требование потерпевшего к страховщику о выплате страхового возмещения (об осуществлении страховой выплаты) в рамках договора обязательного страхования является самостоятельным и отличается от требований, вытекающих из обязательств вследствие причинения вреда, при этом предъявление требований о взыскании ущерба с виновника ДТП без учета износа не является незаконным и должно подлежать удовлетворению.

Таким образом, в настоящий момент получение полной компенсации ущерба с виновника ДТП более чем реально и невозможно по отношению к страховой компании в силу требований Закона, а трактовка о невозможности предъявления такого рода требований виновнику аварии осталась в прошлом, правда и тут стоит отметить, что предъявляя требования о взыскании убытков по ДТП, необходимо отталкиваться от реальных затрат, необходимых потерпевшему для восстановления его нарушенного права, поэтому к предъявляемым требованиям бездумно подходить не стоит.

В случае возникновения каких-либо вопросов или необходимости профессиональной помощи в решении Вашей проблемы, Вы всегда можете позвонить нам или написать свой вопрос на наш электронный адрес.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector