Mitsubishi-ufa.ru

Авто СТО Онлайн
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто платит за ремонт машины при ДТП?

Деньги вместо ремонта после ДТП: как выиграть в суде

7 марта 2018 года Иван Коновалов* на своем автомобиле врезался в припаркованный Lexus Светланы Максимовой*. Обе машины были застрахованы. Но ни одна из ремонтных станций, на которую «РЕСО-Гарантия» могла направить автомобиль на ремонт, не отвечала необходимым требованиям. Поэтому Максимова получила возмещение деньгами, а не непосредственно ремонтом — страховая заплатила ей 81 500 руб.

Но Максимовой показалось, что эта сумма не покрывает причиненный ей ущерб. В итоге вопрос о размере выплаты пришлось решать суду. Вологодский городской суд Вологодской области назначил автотовароведческую экспертизу, согласно которой стоимость восстановительного ремонта автомобиля Lexus с учётом износа составила 116 123 руб., без учёта износа — 134 013 руб.

Суд первой инстанции решил, что разницу в стоимости восстановительного ремонта с учётом износа и без него должен выплатить Коновалов. А по мнению апелляции, Максимова добровольно выбрала вариант страхового возмещения в виде страховой выплаты с учётом износа запасных частей. Поэтому никто разницу доплачивать ей не должен. Тогда пострадавшая пожаловалась в Верховный суд.

Верховный суд обратил внимание на процессуальные ошибки

Коллегия по гражданским делам ВС в своем решении подробно разобрала законодательство об ОСАГО и указала, что по общему правилу расходы на запасные части определяются с учётом износа комплектующих. То есть, выбирается меньшая сумма для возмещения. При этом Гражданский кодекс все еще дает возможность потерпевшему на полное возмещение ущерба. Потерпевший может потребовать доплаты, если в суде докажет, что ущерб оказался дороже полученных им денег, пояснили судьи ВС. Даже если он получил страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой с учётом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.

В случае выплаты страхового возмещения в денежной форме именно потерпевший должен доказывать, что действительный ущерб превышает полученные от страховой деньги. А виновник ДТП вправе выдвинуть свои возражения о том, что выплата возмещения деньгами вместо ремонта авто была злоупотреблением правом, отметил ВС.

Таким образом, Максимова не выбирала деньги вместо ремонта, а просто оказалась в ситуации, когда другого выбора не оставалось. «Однако суд апелляционной инстанции не учел эти обстоятельства и не поставил их на обсуждение сторон, вследствие чего выводы о злоупотреблении правом со стороны Максимовой* нельзя признать законными», — указал ВС в решении по делу.

То есть, дело рассмотрели неправильно. Суд апелляционной инстанции должен был изучить доводы Максимовой о том, что денег на ремонт ей не хватит, а не приходить к выводу о недобросовестном поведении потерпевшей. При новом рассмотрении у него будет такая возможность (прим. ред. — пока еще не состоялось).

ЗаСАГО по полной: почему лучше не врезаться в машину с каско

Автомобилисты, застрахованные по ОСАГО, совершенно не подозревают, чем может обернуться для них ДТП с водителем, имеющим полис каско. Если по договору ОСАГО страховщики компенсируют убытки гражданам заниженными суммами или ремонтом на мутных СТО с дешевыми деталями, то по каско автомобили ремонтируют с помощью новых оригинальных запчастей и у официальных дилеров. Разницу переплаты такого дорогого ремонта, непокрытую «автогражданкой», страховщики взыскивают с виновника ДТП. Причем за долгом страховщик может обратиться и через год после аварии. Непрозрачная экспертиза ущерба будет исключительно на их стороне, водителю останется лишь платить столько, сколько захотел страховщик. Подробнее об этой проблеме в материале «Известий».

«Сюрприз» замедленного действия

Вышеописанная ситуация произошла с корреспондентом «Известий», который на своем автомобиле Mazda 6 в мае прошлого года столкнулся с автомобилем Nissan X-Trail на одном из московских перекрестков. После небольшого разбора ДТП на месте сотрудники ГИБДД признали виновником водителя Mazda и вынесли соответствующее постановление. Оба автомобилиста были застрахованы по ОСАГО, а находящийся на гарантии кроссовер X-Trail вдобавок еще и по каско.

Страховые компании виновника и пострадавшего (ГСК «Югория») были вовремя уведомлены о наступившем страховом случае. Корреспондент хоть и оспаривал первоначально свою виновность в ГИБДД, но в итоге не стал доводить дело до суда, полагая, что страховка сможет покрыть ущерб. Тем более что Nissan X-Trail в аварии получил типичный страховой ущерб: повреждение бампера, правого крыла и правой фары и, как отметили сотрудники ДПС, возможные скрытые повреждения.

Учитывая, что стоимость запчастей и ремонта оценочно составляла не более 250 тыс. рублей, страхователь понадеялся, что страховой лимит по ОСАГО в 400 тыс. рублей сможет его покрыть. Однако спустя без малого девять месяцев внезапно на номер Сергея пришло сообщение из страховой компании с уведомлением о задолженности, возникшей в результате ДТП.

«По ОСАГО лимит по убытку 400 тыс. рублей, а всё, что выше, — претензия к вам. Общая сумма ремонта автомобиля 493,2 тыс. рублей за минусом 400 тыс. получается 93 тыс. рублей», — отрапортовал представитель «Югории».

Стоимость нового Nissan X-Trail составляла в середине 2019 года примерно 1,6–2,1 млн рублей. Таким образом, ущерб, оцененный страховщиками, составил 30–23,5% от стоимости нового автомобиля. Страховая компания «Югория» на запрос не ответила.

Проблема масштабная

Ситуация, при которой автомобилисты — виновники аварии бывают должны деньги страховщикам сверх покрытия ОСАГО, как правило, возникает с новыми автомобилями, застрахованными по каско, объясняет автомобильный эксперт Сергей Ифанов.

«Для ОСАГО страховщики используют «Единую методика оценки ущерба на восстановительный ремонт», которую сами же ежегодно составляют. Так вот цены на запчасти, которые там указаны, не соответствуют рыночным реалиям. Отремонтировать машину у официального дилера по ним весьма проблематично, поэтому по ОСАГО зачастую направляют на ремонт в мутные сервисы, расположенные в гаражных кооперативах, где из самых дешевых запчастей не высококвалифицированными мастерами проводится ремонт авто. Ситуация кардинально меняется в случае с каско — добровольным и более дорогим. Страховщик заинтересован сохранить такого клиента, поэтому машину ремонтируют и на нормальном дилерском сервисе, и с оригинальными запчастями. Тем более что все убытки свыше лимита «автогражданки» легко переложить иском на виновника ДТП», — рассказывает Ифанов

Подобные претензии довольно распространены и подаются в качестве иска суброгации, объясняет юрист Коллегии правовой защиты автомобилистов Москвы Константин Кожевников.

«Что делают страховые компании? Они, как правило, накручивают итоговую сумму ремонта на сервисе. Например, крыло в магазине стоит 100 тыс. рублей, а они пишут — 150 тыс. рублей. На бумаге-то проводятся одни договоренности, а на самом деле у них другие. И так по всем деталям», — рассказывает Кожевников.

Эксперт рекомендует в таких случаях знакомиться со всем списком документов страховщика. И самый первый из них — это акт осмотра транспортного средства (вынесенное определение), который был составлен инспектором ДПС. Далее страховая компания должна провести второй акт осмотра, где изучаются в том числе и скрытые повреждения. Очень часто страховщики, минуя это звено, составляют калькуляцию ущерба напрямую от автосервиса, перечисляя все повреждения автомобиля. Это неправильно, этому должно предшествовать заключение эксперта-техника страховщика с независимым заключением. Причем к заключению должны быть приложены цветные фотографии, где повреждения запечатлены вместе с линейкой. Только они помогут понять повреждения.

Суд, экспертиза

Доказать, где были приписки, а где повреждения указаны справедливо, можно лишь сделав свою независимую экспертизу.

«В ней перед экспертом ставится вопрос: все ли детали относятся к заявленному событию. Могли они образоваться именно от этого ДТП, потому что клиент обращается в рамках каско, а заодно мы ему еще и старые повреждения сделали. Экспертиза делается самим клиентом на досудебной стадии либо когда на него уже в суд подают. Вся доказательная база в данном случае ложится на самого ответчика. Где каждый представляет свою калькуляцию. Затем судом уже назначается экспертиза, которая может насчитать как меньше, так и больше, к этому надо быть готовым. Сама экспертиза судебная обойдется никак ни меньше 30–40 тыс. рублей, — рассказывает Кожевников из Коллегии правовой защиты автомобилистов Москвы.

Адвокат, ссылаясь на свою судебную практику, констатирует, что страховые компании в подавляющем большинстве случаев завышают сумму восстановительного ремонта машины пострадавшего. По словам Кожевникова, автосервисы и страховые компании работают в тандеме.

«Судебная экспертиза определит реальную стоимость ремонта, потому что если страховщика направили к дилеру, а там ремонт получился так, как будто запчасти позолотили, то будет названа нормальная цена ремонта», — в свою очередь, отмечает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

Страховщики сделали всё, чтобы сделать ОСАГО убыточной и неудобной для автомобилистов услугой, убежден вице-президент «Движения автомобилистов России» Леонид Ольшанский.

«Человек покупает полис для того, чтобы именно компания платила за ремонт при ДТП вместо него. Любимая метафора — даже если горбатый «Запорожец» врежется в Rolls-Royce, то страховщик должен заплатить за ремонт последнего. Сейчас же получается, что страховщики за счет различных поправок в законы наживаются. А причина этого в том, что в Гражданский кодекс они протащили положение, что к страховой компании переходит в собственность та сумма, которую они заплатили кому-то по страховому случаю. Текущие страховые дела иллюстрируют пример звериного капитализма, и страхование может быть только добровольным, — убежден Ольшанский.

Читать еще:  Будет ли выплата если у потерпевшего просрочены права

Страховая компания выплатила мало: что делать?

Заказать услугу или консультацию у нас можно одним из способов:

  • Позвоните нам: +7 (846) 979-85-08
  • Оставьте заявку на почту info@gradocenka.ru
  • Напишите нам
  • Приезжайте в наш офис: 443080, пр. Карла Маркса, д. 192, оф. 513
  • Свидетельство от аккредитации №1291/63-1111/12;
  • Более 15 лет на рынке оценочных и экспертных услуг;
  • Более 25 специалистов в 8 филиалах по России;
  • Состоим в Саморегулируемой Организации «Российское общество оценщиков»;
  • Гражданская ответственность компании застрахована на 100 млн. рублей;
  • Эксперты компании входят в состав палаты судебных экспертов.

Споры о стоимости ущерба между страховыми компаниями и автовладельцами – обычное явление. Со страховщиками судятся многие, однако доказать свою правоту удается не всем. Чтобы выиграть дело и получить полную компенсацию по ОСАГО за поврежденное в ДТП авто, нужно придерживаться правильной стратегии поведения.

Порядок выплат по ОСАГО

Заключение договора ОСАГО преследует единственную цель – защитить владельца полиса от финансовых трат в случае ДТП. Возмещению подлежит:

  • материальный ущерб, причиненный автомобилю;
  • утрата товарной стоимости (в определенных случаях);
  • вред здоровью участников аварии.

С 2018 г. автолюбители утратили возможность получения денег, компенсирующих ущерб от аварии, напрямую от страховщика. Независимо от тяжести ДТП, пострадавшее транспортное средство (ТС) отправят на ремонт за его счет.

Направление на ремонт выписывается в течение 20 дней после инцидента. При этом собственник вправе выбрать автомастерскую из перечня, предложенного страховщиком. Если он настаивает на необходимости ремонта в другой мастерской, срок выдачи направления увеличивается до 30 дней.

Сам ремонт проводится в течение 1 месяца с момента проведения экспертизы машины. Если мастера в этот срок не укладываются, владелец может потребовать компенсацию на нарушение условий договора ОСАГО.

Сумма выплат по ОСАГО

Максимальный размер выплат установлен ЦБ РФ и составляет 400 тыс. руб., если не причинен ущерб жизни и здоровью людей. При наличии пострадавших выплаты возрастают до 500 тыс. руб.

Моральный вред и упущенная выгода в рамках полиса ОСАГО не возмещается.

Максимальный размер выплат по ОСАГО приведен в таблице.

Страховой случай, наступивший в результате ДТП

Размер возмещения, тыс. руб.

Причинение ущерба жизни/здоровью пострадавшего

Нанесение ущерба жизни/здоровью нескольких граждан

Причинение вреда имуществу одного гражданина

Нанесение вреда имуществу нескольких собственников

Закон предусматривает возможность замены ремонта денежной компенсацией суммы ущерба. Она возможна в следующих случаях:

  1. В мастерской отсутствуют необходимые для ремонта запчасти и срок их поставки превышает предусмотренные законом 30 дней.
  2. Автомобиль не подлежит восстановлению.
  3. Водитель получил среднее или тяжелое увечье.
  4. Стоимость ремонта превышает предусмотренную законодательством величину компенсации.

Факторы, влияющие на размер выплаты

Факт и размер страховых выплат зависят от итогов экспертиз: автотехнической, дорожной, трассологической, медицинской. Помимо этого, учитываются масштабы причиненного вреда, количество пострадавших, иные обстоятельства.

Итоговая сумма складывается из ряда факторов, учитываемых при проведении экспертиз. Среди них:

  • износ машины, определяемый ее пробегом;
  • объем и характер полученных повреждений;
  • техническое состояние автомобиля на момент ДТП (произведенные ранее ремонты, наличие коррозии на кузове);
  • водительский стаж автовладельца, место его регистрации;
  • методика определения ущерба.

Поскольку положение ЦБ РФ №432-П о порядке исчисления стоимости восстановительного ремонта и методические указания Минюста о расчете стоимости ущерба допускают неоднозначные трактовки, сумма возмещения значительно варьируется, причем не в пользу автовладельца.

Причины снижения стоимости страхового возмещения можно разделить на две группы: законные и необоснованные. К первым относятся:

  1. Исключение стоимости нескольких повреждений из общей сметы, например, стоимости восстановления лакокрасочного покрытия, общая площадь которого превышает 25%.
  2. Износ подлежащих замене деталей – сейчас он не превышает 50% рыночной стоимости новых аналогов.

Вторые обычно связаны:

  • с неверным применением Методических указаний Минюста;
  • наличием скрытых повреждений, умышленно не учтенных в ходе оценки;
  • необоснованным отказом в возмещении УТС (утраты товарной стоимости авто).

Для определения адекватной цены восстановительного ремонта и суммы УТС, а также в случаях, когда вы не согласны с рассчитанным размером возмещения по ОСАГО, необходимо обращаться к независимым экспертам.

Порядок фиксации факта ДТП при ОСАГО

Чтобы не испытывать проблем со страховой компанией, после аварии нужно соблюдать порядок действий, регламентированный законодательством:

  1. Четко выполнять действия, предписанные водителям, попавшим в ДТП. О них можно прочитать здесь.
  2. Выяснить, подпадает ли ДТП под действие «европротокола». Вписывается ли предполагаемая сумма ущерба в оговоренные им рамки – 100 тыс. руб. Готовы ли водители своими силами начертить грамотную схему аварии. Если хотя бы по одному из пунктов есть сомнения, нужно вызывать сотрудников ГИБДД.
  3. Сфотографировать место аварии с нескольких ракурсов, крупно запечатлеть места повреждений автомобилей.
  4. Заполнить извещение со схемой дорожного происшествия, подписать его у виновника аварии.

Если есть сомнения в степени вины второго участника ДТП, стоит взять контактные данные свидетелей, получить копии видеозапись с регистраторов.

Как известить страховую компанию

Порядок получения выплат по ОСАГО говорит о необходимости извещения страховщика о случившемся ДТП в течение определенного законом периода. Обязанность водителя сделать это зафиксирована в ст.11 закона «Об ОСАГО» и ст.961 ГК РФ. Если проигнорировать требования нормативных документов, страховщик вправе отказать в выплате возмещения либо выставить застрахованному лицу регрессные требования.

По правилам, действующим в 2019 г., срок уведомления страховой составляет 5 рабочих дней вместо ранее действовавших 15. Хотя эта норма носит обязательных характер, пропускать 5-дневный срок нежелательно. Для исключения недоразумений со страховщиком, ставить его в известность об инциденте обязаны обе стороны: и виновник аварии, и потерпевший.

После того как происшествие зафиксировано, нельзя допускать бесконтрольного развития событий по сценарию страховой фирмы. Нужно контролировать действия аварийного комиссара, не доверяя его мнению по поводу размера ущерба.

Выплаты по ОСАГО не хватает на ремонт: что делать?

Если вы считаете, что страховая компания выплатила меньше суммы, соответствующей реальному урону, отстаивайте свои права. Для этого нужно придерживаться определенного порядка действий:

  1. Дождаться начисления страховой выплаты. Получить в банке копии платежных документов, подтверждающих сумму и дату перечисления средств.
  2. Не проводить ремонт автомобиля своими силами. Даже если вы добросовестно сохраните чеки, подтверждающие стоимость ремонтных работ и приобретенных запчастей, доказать страховщику необходимость их покупки сложно.
  3. Получить на руки акт о возникновении страхового случая и акт осмотра поврежденного автомобиля с расчетом стоимости ремонта.
  4. Сделать проверку полученных документов.
  5. Провести независимую экспертизу повреждений ТС для установления реального ущерба.
  6. Составить досудебную претензию и направить ее в страховую компанию. Проконтролировать своевременность ответа.
  7. Если претензия не удовлетворена, и страховщик отказывается платить, подается исковое заявление в суд.

Возможность получения денег напрямую зависит от своевременности и правильности действий автовладельца.

Пропуск любого из приведенных этапов станет причиной отказа в выплате. В частности, закон обязывает автовладельца, недовольного суммой возмещения, попытаться урегулировать разногласия со страховщиком в досудебном порядке. Если обращаться напрямую в суд, не подавая претензию страховой компании, гарантирован отказ в рассмотрении иска.

К кому обращаться за проведением независимой экспертизы?

Основные критерии выбора эксперта:

  1. Наличие лицензии на ведение соответствующей деятельности.
  2. Неаффилированность эксперта – только независимый специалист достоверно оценит урон, нанесенный ТС.
  3. Профессионализм и подтверждение квалификации – это ключевой пункт. Неопытный эксперт не увидит полную картину ДТП и может пропустить скрытые повреждения.
  4. Стоимость оказанных услуг – она должна соответствовать среднерыночной по региону. Снижение расценок более чем на 20% – повод усомниться в квалификации эксперта и адекватности оценки.
  5. Период оказания услуги – излишне затянутые свидетельствуют о чрезмерной загруженности специалистов, слишком маленькие – о низком качестве экспертизы.
  6. Наличие собственного сайта – серьезные компании ценят уважение клиентов и гарантируют полную прозрачность своих действий. Отсутствие на портале лицензий, сертификатов, свидетельств о госрегистрации фирмы – плохой признак.
  7. Стиль общения с клиентом – торопливость, нежелание вникать в проблемы автовладельца, уклонение от обсуждения методик расчета стоимости компенсации говорит о низкой квалификации работников.

Добросовестная оценочная компания всегда действует в интересах клиента. Поэтому можно быть уверенным, что ее специалисты выявят явные и скрытые повреждения автомобиля, оценят ущерб по максимальной стоимости.

Критериев выбора фирмы может быть больше. Но соблюдение базовых требований к оценщику гарантирует проведение качественной экспертизы, что повысит шансы на возмещение ущерба в полном объеме.

Что делать виновнику ДТП, чтобы не пришлось платить из своего кармана?

При оформлении ДТП нужно учитывать все тонкости отечественного страхового законодательства, иначе придётся возмещать ущерб из своего кармана. Этого легко избежать при соблюдении ряда простых рекомендаций. Итак, что следует предпринять, чтобы не пришлось самостоятельно оплачивать ремонт машины пострадавшего?

Оставайтесь на месте ДТП

Можно покинуть место происшествия без оформления документов, но только когда есть пострадавшие, которым требуется экстренная медицинская помощь. Если состояние травмированного человека не позволяет дождаться медиков, следует самостоятельно доставить его в больницу любым доступным способом, а затем вернуться на место аварии.

Факт перевозки пострадавшего в больницу должен быть подтвержден документально. Для этого нужно взять соответствующую справку в медицинском учреждении.

Если в процессе транспортировки пришлось прибегнуть к услугам такси, в дополнение к справке от медиков нужно приложить документы, подтверждающие оплату поездки.

В остальных случаях оставление места происшествия будет расцениваться как нарушение ПДД. Конечно, это не повод для отказа в возмещении ущерба, так что потерпевший всё равно получит страховое возмещение. Однако впоследствии страховщик непременно предъявит виновнику аварии регрессное требование.

Читать еще:  Новинки ОСАГО

Свяжитесь со страховой компанией

При оформлении дорожного происшествия в соответствии с условиями «Европротокола» виновнику аварии необходимо незамедлительно связаться со своей страховой компанией. При этом следует узнать, как именно можно направить страховщику заполненное извещение о ДТП. По закону на передачу этого документа отводится пять рабочих дней (кроме выходных праздников).

При нарушении упомянутого условия страховая компания получает право на взыскание с виновника аварии всей суммы возмещения, выплаченного пострадавшему. Если не удается дозвониться до менеджеров или они избегают контакта, следует переслать извещение заказным письмом (с уведомлением и описью вложений).

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Не ремонтируйте автомобиль

Страховая компания вправе осмотреть не только машину пострадавшего, но и транспорт виновника дорожного происшествия. При этом менеджеры обязаны организовать осмотр в течение пятнадцати дней с момента аварии (кроме выходных праздников). Если отремонтировать машину раньше, страховщик получает право на регресс.

В некоторых случаях страховая компания может счесть осмотр автомобиля виновника аварии напрасной тратой времени. При этом не стоит полагаться на устные заверения сотрудников страховой компании. Ремонтировать машину раньше упомянутого срока можно только после получения письменного разрешения от страховой компании.

Возьмите у потерпевшего расписку

Порой столкновение транспортных средств обходится без видимых повреждения каких-либо деталей. Как правило, после такого события водители предпочитают просто разъехаться. При этом всегда есть риск, что другой водитель вернется на место аварии и обратится в ГИБДД. Если машина второго участника аварии получила скрытые повреждения, подобная ситуация может обернуться серьёзными проблемами со страховой компанией.

Чтобы гарантированно обезопаситься от возможного регресса, следует получить расписку об отсутствии имущественных претензий вследствие дорожного происшествия.

При этом в документе должна быть указана следующую информацию:

  1. Время, дата, координаты места аварии.
  2. Марка, модель и регистрационный знак каждой машины.

Также нужно указать сведения обо всех участниках инцидента. При возникновении разногласий между водителями такой документ поможет доказать, что действия виновника аварии были согласованы с пострадавшим.

Кроме того, расписка понадобится при оформлении происшествия по «Европротоколу». В такой ситуации максимальная выплата составляет пятьдесят тысяч рублей, а весь ущерб сверх этой суммы возмещает водитель-виновник. Как известно, всегда есть риск ошибки при оценке размера ущерба на месте аварии.

Соответственно, в такой расписке должна быть фраза «не имею финансовых претензий к виновнику ДТП в части, превышающей пятьдесят тысяч рублей». Наличии этого документа позволит без опасений оформить происшествие в рамках «Европротокола».

Контактируйте с потерпевшим

Если стоимость ремонта превысит размер максимальной выплаты по ОСАГО , недостающую сумму оплачивает виновник аварии (если у него нет полиса ДСАГО). При малейших сомнениях относительно итоговой стоимости ремонта машины пострадавшего нужно непременно поддерживать с ним связь.

Это позволит заблаговременно узнать о необходимости дополнительных затрат. Естественно, расходы потерпевшего должны быть подтверждены заключением независимого эксперта. В любом случае стоит перепроверить заключение экспертизы на предмет ошибок.

Иногда для завышения размера ущерба оценщики включают в отчёт лишние детали или используют прочие хитрости. Конечно же, можно оспорить такое заключение в судебном порядке, что позволит уменьшить расходы на компенсацию ущерба сверх максимальной выплаты по договору ОСАГО.

Только правда

Последний совет вряд ли поможет виновнику ДТП, но нельзя его не коснуться, ведь это одно из оснований для регресса. Речь о достоверности сведений при оформлении электронного полиса ОСАГО. Если автовладелец при заключении договора через Интернет указал в анкете заведомо ложные сведения, которые привели к занижению платежа, то страховая компания вправе предъявить регресс.

Например, некий гражданин застраховался по ОСАГО через сайт страховой компании. При этом он занизил мощность двигателя своего автомобиля. Некоторое время спустя гражданин спровоцировал дорожную аварию. В такой ситуации его страховая компания оплатит восстановление транспорта пострадавших, а затем потребует у виновника ДТП компенсации понесённых расходов.

Чтобы избежать подобной ситуации, нужно тщательно проверить достоверность сведений в полисе и заявлении ещё на стадии оформления страховки.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
18 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Без полиса: кто возместит ущерб при ДТП

Какие полисы являются недействительными и поддельными

Полис ОСАГО — это договор между водителем и страховой компанией, по условиям которого страховщик выплачивает возмещение при причинении вреда жизни, здоровью, имуществу, которое возникло при использовании авто. Страховая компания выдает полисы ОСАГО в печатном или электронном виде. Каждому полису присваивается уникальный номер и QR-код.

Полис ОСАГО не нужен для владельцев транспорта, скорость которых не превышает 20 км/ч, не имеющего колес, а также иностранным перевозчикам (если они застрахованы за границей).

К недействительным относятся полисы ОСАГО, которые:

выданы без уникального номера или оформлены не на официальном сайте страховщика;

такой же полис есть у другого водителя, который получил его раньше;

полис оформлен после отзыва или приостановлении действия лицензии страховщика;

выданы на испорченных, утерянных или похищенных у страховщика бланках;

выданы на старых бланках, использование которых не продлено.

Подделывают полисы ОСАГО по-разному: кто-то изменяет дату выдачи и период действия документа, подпись на нем или гербовую печать. Так, в Воронеже автолюбитель переписал ручкой срок страховки, а в Волгограде злоумышленник оформил полис на мототехнику, затем в фотошопе изменил сведения о водителе и авто.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что в такой ситуации необходимо подать заявление в полицию, поскольку в действиях менеджера имеются признаки преступления по ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»). В рамках проверки будет установлен виновник, добавляет эксперт: «Затем вы вправе предъявить гражданский иск о взыскании материального и морального вреда к причинителю ущерба».

Как проверить действительность страховки

Автовладельцу необходимо ввести серию и номер полиса ОСАГО на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Помимо действительности полиса водитель узнает, принадлежит ли документ страховщику и какой договор ОСАГО он заключал. Также можно проверить страховку через QR-код или сравнить по характеристикам подлинного полиса.

Основные признаки действительного полиса ОСАГО

Какое наказание грозит за недействительный полис

Если водитель ездит с недействующей страховкой, то получит штраф 800 руб. по ч. 2 ст. 12.37 КоАП («Несоблюдение требований об ОСАГО»). Если полис подложный, то автовладельцу грозит уголовная ответственность по ч. 1,5 ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»):

за подделку страховки или изготовление подложных бланков для использования или сбыта;

использование заведомо ложного полиса ОСАГО.

Если водитель обнаружил, что полис является фиктивным, то ему необходимо написать заявление в полицию, чтобы изготовителей незаконной продукции нашли и привлекли к уголовной ответственности.

Кто будет выплачивать возмещение при отсутствии страховки, поддельном полисе

Вред здоровью после аварии возмещается Российским союзом автостраховщиков независимо от наличия и действительности полиса ОСАГО.

Виновник даже может быть не установлен или скрыться с места ДТП, а потерпевшие получат компенсацию. Но затем РСА будет взыскивать эти деньги с виновника происшествия.

Если при аварии никто из людей не пострадал, а ущерб был причинен только имуществу, то расходы будет компенсировать виновник. Но если водитель ехал на служебной машине по рабочим делам и попал в ДТП, то придется платить работодателю.

Если при ДТП причинили только вред имуществу, то расходы возместит виновник или его работодатель, если авария произошла, когда сотрудни исполнял трудовые обязанности.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что можно обратиться к виновнику ДТП для возмещения вреда даже в том случае, если автомобиль продан. Денежная сумма от продажи не влияет на размер ущерба, отмечает эксперт: «Если после ДТП вы продали авто без оценки, то в суде доказать убытки будет сложно».

Определяем ущерб, затем договариваемся с виновником

Сначала нужно рассчитать сумму вреда, причиненного автомобилю после ДТП. Это делает независимый эксперт. Он подготовит отчет, в котором укажет сумму ремонта авто. Помимо денег на ремонт автовладелец может взыскать с виновника аварии расходы на проведение экспертизы, эвакуацию машины и ее хранение, доставку пострадавшего в больницу, проезд на общественном транспорте к месту нахождения авто или эксперта.

Потерпевший вправе требовать возмещение реального ущерба, в том числе, утрату товарной стоимости авто.

После оценки потерпевший просит другого участника ДТП заплатить за ремонт добровольно. Для этого он вручает претензию лично или направляет её по почте. Когда виновник согласен возместить ущерб, стороны заключают соглашение, в котором определяют размер выплат и порядок их перечисления. Если отказывается, то автовладелец может обратиться в суд.

Подаем иск в суд

Потерпевший вправе требовать выплаты ущерба имуществу с виновника через суд в течение трех лет с момента, когда узнал о своем нарушенном праве. Иск о возмещении вреда здоровью не ограничивают по времени. Но компенсация будет взыскана только в счет расходов за последние три года.

Иск подается в суд по месту жительства виновника ДТП. Заявление о возмещении вреда здоровью может быть подано по месту жительства потерпевшего или причинении ему вреда. Если сумма ущерба не превышает 50 000 руб., то дело рассмотрит мировой судья, в остальных случаях — районный суд.

Читать еще:  Когда за встречку лишат прав, а когда - оштрафуют

В исковом заявлении необходимо описать обстоятельства ДТП, повреждения автомобиля, в какой части ущерб не был возмещен, сведения о попытке разрешить спор до суда, требование о возмещении ущерба с его размером. Также истцу следует обратить внимание на отсутствие страховки у виновника или наличие недействительного/подложного полиса.

Кроме этого, к иску следует приложить:

схему ДТП, объяснения очевидцев, протокол об административном правонарушении по водителю без страховки и др.;

документы на автомобиль (свидетельство о госрегистрации, паспорт транспортного средства);

отчет эксперта об оценке ущерба;

досудебное соглашение, претензию или иные документы, подтверждающие, что истец пытался урегулировать спор до суда;

квитанцию об оплате госпошлины;

уведомление о вручении копии иска с приложением другим участникам процесса (ответчику, третьим лицам).

Судебное разбирательство длится, как правило, два месяца. Решение суда вступит в силу через месяц, если его никто не обжалует. В противном случае решение вступит в силу незамедлительно после рассмотрения жалобы вышестоящим судом.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов говорит, что следует обжаловать решение суда в апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что выплаченные суммы не являются неосновательным обогащением. Эксперт утверждает: «Страховая компания перед возмещением признала аварию страховым случаем, проверила и подтвердила факт заключения между виновником ДТП и страховщиком договора ОСАГО, действовавшего на дату ДТП, поэтому она не может требовать возврата выплат как неосновательного обогащения».

Обращаемся к судебным приставам

После вступления решения суда в законную силу водителю нужно получить исполнительный лист в суде и направить его приставу. Тот возбудит исполнительное производство. В ходе исполнения пристав может наложить арест на имущество или денежные средства должника, взыскать деньги с банковских карт или других источников дохода и даже запретить выезд виновнику за границу.

Если приставу не удастся взыскать деньги, то он окончит исполнительное производство. Только через 6 месяцев после такого решения автовладелец сможет возобновить исполнение.

*Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.

Ремонт по ОСАГО. Ремонт по КАСКО.

Страхование ОСАГО — это обязательное страхование автомобиля, без оформления которого Вы не имеете права эксплуатировать Ваш автомобиль на дорогах. Если ДТП произошло по Вашей вине, и у Вас имеется действующий полис ОСАГО, то Вам не придется платить за ремонт тех автомобилей, которые из-за Вас пострадали — эти затраты покроет страховка ОСАГО.

Ремонт по ОСАГО.

  • Направление* на ремонт в ООО «Автоцентр Керг»
  • Выдача направления не позднее 5 рабочих дней
  • Не требуется выезд эксперта страховой компании при выявлении скрытых повреждений (урегулируется силами СТОА)
  • Начало ремонта автомобиля без ожидания выплаты страховой компании (после согласования с СК перечня работ
    и заменяемых з/ч)
  • Качественный ремонт у официального дилера по калькуляции страховой компании (только компании, с которыми у официального дилера есть договор ремонта по ОСАГО)

Итог: качественный ремонт у ОД, сокращение времени ремонта (простоя автомобиля), исключено участие самого собственника.

В том случае, если вы уже получили выплату по ОСАГО, и у Вас имеется подтверждение (постановление из ГИБДД) о страховом событии, Вы можете обратиться в кузовной цех ООО «Автоцентр Керг» для расчёта стоимости восстановительного ремонта на специальных условиях.

Ремонт по КАСКО.

Страхование по программе КАСКО позволяет обеспечить защиту Вашего автомобиля вне зависимости от того, кем был причинён ущерб: возможно, Вы сами стали виновником ДТП, а, может быть, оно было спровоцировано другими участниками дорожного движения или в результате стихийных бедствий. Полис КАСКО покроет Ваши расходы на восстановительный ремонт автомобиля, а также позволит получить компенсацию в случае его угона / конструктивной гибели. При оформлении полиса КАСКО необходимо исходить из условий эксплуатации автомобиля, ведь страховой полис должен покрывать самые различные события, и поэтому важно предусмотреть наиболее вероятные риски.

Специалисты ООО «Автоцентр Керг» всегда готовы помочь Вам определиться в выборе и оформить полис КАСКО на самых выгодных для Вас условиях.

Наши преимущества – Ваша выгода:

  • Свобода выбора
    Обратитесь к нам, и мы сравним для Вас предложения от всех наших партнеров — страховых компаний. Вы будете в курсе всех нюансов, и это поможет Вам сделать правильный выбор.
  • Особые предложения и низкие цены
    Мы постоянно разрабатываем для Вас специальные тарифы и условия как по страхованию, так и по кредитованию. Как один из крупнейших партнеров,«Автоцентр Керг»добивается от ведущих страховщиков и банков наилучших условий.
  • Гарантированный ремонт на кузовной станции «Автоцентра Керг»
    Вы всегда можете быть уверены, что страховая компания направит Вас на ремонт не к серым дилерам, а именно на сервисные станции «Автоцентр Керг», где с Вашим автомобилем будут работать опытные и профессиональные сотрудники, а также:
  1. 1. Использование только оригинальных запасных частей
  2. 2. Не применяется коэффициент износа (новое за старое)
  3. 3. Все взаимодействия и согласования по скрытым повреждениям проводятся силами сотрудников СТОА без участия собственника
  4. 4. Не требуется доплачивать за восстановительный ремонт, независимо от его стоимости (за исключением случаев, предусмотренных условием страхования)

Более подробную информацию можно получить в салоне официального дилера Volkswagen «Автоцентр Керг» по телефону +7 (351) 259-68-60.

* партнерами по данной программе являются : ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Альфастрахование» и САО «ВСК»

Если виновник ДТП отказывается платить за ремонт

Ситуации на дорогах часто бывают нестандартными, и выход из них может быть сложным и непредсказуемым. Сегодня рассмотрим ситуацию, когда виновник аварии сначала соглашается оплатить ремонт, а затем идет на попятную.

По большому счету, такой казус может возникнуть лишь в том случае, если у виновного в столкновении не окажется действительного полиса автогражданки. И такое на самом деле не редкость. Итак, допустим, произошла такая авария. В ГИБДД порекомендовали разобраться без вызова экипажа ДПС, составив схему и договориться о виновности одного из участников.

И вот виновник признает, что был неправ, сообщает, что не имеет полиса, и чтобы не впутываться в долгие судебные разборки, готов оплатить ремонт автомобиля, если он обойдется в разумную сумму. На месте кажется, что повреждения не настолько серьезные, чтобы не уложиться в 100 тысяч рублей, которые второй участник ДТП готов покрыть. И даже пишет расписку с обязательством внести нужную сумму.

Но вот пострадавший приезжает в автосервис, где выясняется, что ремонт обойдется значительно дороже, например, не 100, а 300 тысяч. А виновник заявляет, что таких денег у него нет, он готов внести часть, но не всю сумму. Что же делать? Гасить остаток самому? Но разве это справедливо?

Итак, попытаемся разобраться, в каком именно моменте что-то пошло не так и где пострадавший совершил ошибку. Он конечно может взять оставшиеся расходы на себя, чтобы не тратить время и нервы на судебные издержки и выяснение отношений с другим водителем. Но на самом деле в этой истории была возможность поступить более грамотно.

Можно было бы найти другую сервисную компанию, где обещают отремонтировать машину значительно дешевле, но не приведет ли это к тому, что качество работ пострадает? Скупой платит дважды. А в данном случае имеет значение и вопрос гарантии качества.

А если пойти в суд и потребовать с виновника выплатить всю необходимую сумму? Да, этот вариант возможен, но все знают, как в России сложилась практика исполнения судебных приказов: деньги из должника можно выбивать годами, с эмоциональной точки зрения это обычно очень затратное занятие. Рассчитывать на эффективность работы службы судебных приставов, которая и без того перегружена, не стоит.

Если у вас оформлен полис каско, есть вариант вновь обратиться в госавтоинспекцию и инициировать оформление аварии, пусть после нее и прошло уже определенное время. Ведь вы обращались в ГИБДД, значит факт аварии был подтвержден. А автомобиль имеет следы столкновения. И тогда есть шанс получить документы, подтверждающие ДТП, с которым можно пойти в страховую компанию и рассчитывать на выплаты.

Не будем вдаваться в формальности законодательства, позволяющие настаивать на праве оформления ДТП задним числом. Пострадавший имеет такую возможность, если был звонок в ГИБДД и там посоветовали оформлять без сотрудников ДПС. А то, что вы обратились так поздно, не так уж важно.

Ну и еще один момент: какими бы ни были обстоятельства происшествия, лучше всего иметь максимум фактов, свидетельствующих об этом. Сегодня не обязательно искать очевидцев, достаточно подробно зафиксировать аварию на камеру смартфона так, чтобы можно было определить степень вины и место аварии. Но если найдутся свидетели — еще лучше, главное, чтобы они подтвердили правоту пострадавшего автовладельца.

Когда вы с бумагами из ГИБДД обратитесь в страховую по договору каско, вам оплатят ремонт. А уж потом страховщик будет сам заниматься взысканием компенсации с виновника, вас это уже касаться не будет. Но для тех, у кого есть только полис ОСАГО, этот вариант, увы, не работает. Остается только суд.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector