Mitsubishi-ufa.ru

Авто СТО Онлайн
14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Распределение ДТП по видам

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ КАК ИСТОЧНИК СМЕРТНОСТИ И ТРАВМАТИЗМА

ROAD-TRANSPORT EVENT IS AS A SOURCE OF DEATH-RATE AND

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, автомобилизация, травматизм

Key words: road- transport events, auto mobilization, traumatizm

В статье изложены результаты статистического анализа дорожно-транспортных происшествий. Установлены закономерности изменения аварийности в горных дорогах Кыргызской Республики, а также смертность и травматизм от ДТП по возрастным группам.

The article deals with the results of statistical analysis of the road-transport events. It was established the regularities of the accident rates changes in the mountain roads of Kyrgyz Republic, as well as death-rate and traumatism from RTE on the group ages.

Аварийность на автомобильном транспорте — проблема, стоящая перед большинством стран мира. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) — источник не только смертности, но и травматизма. В 2013 году на автомобильных дорогах Кыргызской республики было зарегистрировано 7492 ДТП, в которых 1214 человек было смертельно травмировано и 10739 человек получили травмы различной степени тяжести, где самым распространенным видом был наезд на пешехода (удельный вес таких ДТП составило 42,3 %), затем столкновение и опрокидывание транспортных средств (соответственно составили 34,1% и 9,9%) [5, с. 162].

ДТП вызваны различными причинами, и изучение их весьма важно для разработки мероприятий по обеспечению безопасности движения.

С целью выявления закономерностей изменения аварийности на горных дорогах, мною проведен анализ статистических материалов на участке 160-539 км международной автомобильной дороги Бишкек-Нарын-

Торугарт за последние 6 лет.

Рисунок 1 — Распределение ДТП по видам

Как видно из рисунка 1 на горных дорогах имеется иной характер удельного веса по видам ДТП. Опрокидывание составляет 42%, столкновение — 37,3%, наезд на пешехода — 8,7%, наезд на препятствие — 6,3%, наезд на стоящее транспортное средство (ТС) — 2,3%, наезд на животное — 1,4%, наезд на гужевой транспорт — 1,0%, в результате чего 38 человек погибли 261 получили различные телесные повреждения.

Анализ показал, что наибольшее количество ДТП приходится на 15-21 часам суток и летние, осенние периоды года.

Рисунок 2 — Распределение ДТП по часам суток

В значительной степени рост автомобильного парка в последнее десятилетие происходит за счет иностранных автомобилей.

Рисунок 3 — Распределение ДТП по месяцам

Рисунок 4 — Смертность и травматизм от ДТП по возрастным группам

Установлено (рис. 4), что 11% ДТП происходит с участием детей в возрасте от 1 до 19 лет, 63% с участием в возрасте от 25 до 44 лет, 19,4% с участием в возрасте от 45 до 59 лет, 6,7 % с участием в возрасте свыше 60 лет.

Как известно, для мужчин вероятность погибнуть от дорожно- транспортной травмы выше, чем для женщин.

Массовая автомобилизация в нашей республике [6, с. 94] требует решения комплекса сопутствующих ей задач, без которых не может быть обеспечен желанный эффект и положительное влияние автомобилизации на социальное развитие общества.

Отметим, что на рассматриваемом участке автомобильной дороги основными причинами ДТП являются превышение скорости, установленной ПДД или дорожными знаками и выезд на полосу встречного движения, нарушение правил обгона, соответственно составляют 44,9% и 16,3% [7, с. 99].

В заключении следует отметить, что анализировать происшествие в горных дорогах необходимо со следующих позиций: что побудило участников движения неправильно оценить обстановку; что мог сделать каждый из них для предотвращения ДТП; что в данном конкретном примере типично и может часто повторяться в других местах с другими водителями; как следует поступать для предотвращения аналогичных ситуаций.

При этом определяются параметры дорожных условий ДТП, связанные между собой по времени, месту, сопутствующим причинам, видам и условиям совершения, а именно:

  • — состояние проезжей части, обочин, откосов земляного полотна;
  • — существующий план и профиль автомобильной дороги;
  • — элементы обустройства автомобильных дорог;
  • — погодные условия и видимость.
  • 1. Европейский доклад о состоянии безопасности движения, Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2009.
  • 2. Клинковштейн, Г. И. Организация дорожного движения: учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. / Г. И. Клинковштейн, М. Б. Афанасьев — М.: Транспорт, 2001. — 247 с.
  • 3. Колупаева П.Г., Гаваев А.С. Снижение дорожной аварийности на перекрестках в г. Тюмени // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования. 2014. № 1. С. 240-243.
  • 4. Коноплянко, В.И. Организация и безопасность дорожного движения : учебник / В.И. Коноплянко. — М. : Высшая школа. 2007. — 384 с.
  • 5. Молдалиев Э.Д., Мамбеталиева К.Ж. Состояние аварийности дорожного движения на территории Кыргызской Республики. Вестник КРСУ им. Б.Ельцина . Бишкек-2014. 104, Том 14, №12 с. 162-166.
  • 6. Молдалиев Э.Д. Проблемы автомобилизации в Кыргызской республике. Научнообразовательный и производственный журнал «Инженер» Бишкек-10/2015. с. 94-98.
  • 7. Молдалиев Э.Д., Мамбеталиева К.Ж. Выявление мест с наибольшей концентрацией дорожно-транспортных происшествий на горных дорогах. Санкт-Петербургский институт проектного менеджмента. Санкт-Петербург, 2013, с.99-103.
  • 8. Печатнова Е.В. Определение проблемных участков улично-дорожной сети г. Барнаула и анализ правонарушений на них // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования. 2014. № 1. С. 273-275.
  • 9. Jacobs G, Aeron-Thomas A, Astrop A. Estimating global road fatalities. Crowthome,

Transport Research Laboratory, 2000 URL: http://www.transport-

10. Kudryavtsev A.V., Nilssen O., Lund J., Grjibovski A.M., Ytterstad B. Road traffic crashes with fatal and non-fatal injuries in Arkhangelsk, Russia in 2005-2010 // International Journal of Injury Control and Safety Promotion. 2013. Vol. 20. Iss. 4. P. 349-357. DOI: 10.1080/17457300.2012.745576.

© Молдалиев Э.Д., 2016

УДК 504.064:504.064.36+625.774

Перзадаева А.А.

канд. техн. наук, доцент кафедры экологии Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина, Казахстан Сатова К.М.

канд. техн. наук, доцент кафедры экологии Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина, Казахстан Акшабакова Ж.Е.

магистр естественных наук, ассистент кафедры экологии Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина, Казахстан Тургали А.Т.

магистр естественных наук, ассистент кафедры экологии Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина, Казахстан

Инзенский район Ульяновской области

Поиск по сайту

Итоги 2019 года по ДТП

Из — за значительного прироста автотранспорта и низкой водительской дисциплины сохраняется увеличение дорожно — транспортных происшествий.

За январь — декабрь 2019 года на территории обслуживания ОГИБДД МО МВД России «Инзенский» зарегистрировано 23 ДТП (АППГ — 23, стабильно), погибло — 2 (АППГ — 3, -33,3%), получили травмы различной степени тяжести 35 (АППГ — 26, + 34,6 %), 4 из них несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет.

По категории участников дорожного движения пострадавшие: 3 — пешехода, 15 — пассажиров, 16 — водителей. Погибшие: 1 — велосипедист, 1 — водитель.

Непосредственные нарушения ПДД РФ в результате чего произошло ДТП выезд на полосу встречного движения 4 нарушения, несоблюдение очередности проезда 2 нарушения, нарушение правил расположения ТС на проезжей части 11 нарушений, несоблюдение бокового интервала 2 нарушения, несоблюдение условий разрешающих ТС движение задним ходом 2 нарушения, другие нарушения ПДД водителями 2 нарушения. Сопутствующие нарушения ПДД РФ: 2 оставление места ДТП, 2 отказ водителя от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, 2 управление ТС лицом, не имеющим права на управление ТС, 5 управление ТС в состоянии опьянения, 1 управление ТС при наличии технических неисправностей, 2 нарушение правил пользования ремнями безопасности, 5 несоблюдение требований ОСАГО.

Распределение по видам ДТП: столкновение транспортных средств — 8 ДТП, наезд на пешехода — 3 ДТП, опрокидывание — 4 ДТП, съезд с дороги — 5 ДТП, наезд на препятствие — 1 ДТП, наезд на велосипедиста — 2 ДТП.

Особую тревогу вызывают водители управляющие транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, с участием которых произошло 5 ДТП (АППГ — 3, +40%).

Уважаемые участники дорожного движения!

Каждое ДТП становится возможным лишь из-за чьей-то невнимательности, преступной халатности. Отсюда берут начало нарушения Правил дорожного движения. Конечно, не каждое нарушение законов дорог заканчивается аварией. Но каждая авария — следствие не соблюдения дорожной дисциплины.

Предисловие

1. Разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 1996 г. N 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий».

2. Согласованы Начальником Главного управления Госавтоинспекции МВД России В.А. Федоровым 29 мая 1998 г.

3. Утверждены Руководителем Федеральной дорожной службы России В.Г. Артюховым 29 мая 1998 г.

4. Введены в действие Приказом Федеральной дорожной службы России от 23 июля 1998 г. N 168 взамен ВСН 15-87 Минавтодора РСФСР «Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах общего пользования», 1987 г.

Читать еще:  Российский союз автостраховщиков прогнозирует рост средней выплаты по ОСАГО

5. Разработаны: ГП «РОСДОРНИИ» с участием специалистов Российской Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», НИЦ ГАИ МВД России и Федеральной дорожной службы России.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила определяют единый порядок и формы учета и анализа дорожно-транспортных происшествий (ДТП), обязательный для выполнения всеми государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог (далее в тексте — дорожными организациями).

1.2. В дорожных организациях учет и анализ дорожно-транспортных происшествий на дорогах, находящихся в их ведении, проводят в целях:

— оценки общего состояния аварийности;

— изучения и устранения причин дорожно-транспортных происшествий;

— выявления опасных участков сети дорог с повышенной вероятностью возникновения дорожно-транспортных происшествий (участков концентрации ДТП);

— разработки и осуществления эффективных мер по повышению безопасности движения на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий.

При проведении учета ДТП необходимо обеспечить:

— достоверность и оперативность получения данных о дорожно-транспортных происшествиях;

— своевременное обобщение и анализ сведений о дорожно-транспортных происшествиях.

1.3. Учет и анализ данных о дорожно-транспортных происшествиях, а также работа по обеспечению безопасности движения должны проводиться дорожными организациями совместно с Государственной автомобильной инспекцией.

1.4. Дорожные организации совместно с работниками Госавтоинспекции в установленном порядке участвуют в осмотре мест ДТП, в которых неудовлетворительные дорожные условия сопутствовали возникновению этих ДТП, с целью определения характеристик дорожных условий на момент совершения ДТП и составления акта, форма которого приведена в Приложении 1. При невозможности участия дорожной организации в осмотре непосредственно после совершения ДТП осмотр проводится в течение суток.

1.5. При определении наличия в месте ДТП дорожных условий, сопутствующих возникновению ДТП, следует руководствоваться характеристиками дорожных условий, указанными в Приложении 2 настоящих Правил и ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

1.6. Дорожные организации ежемесячно, в целях обеспечения достоверности сведений, проводят сверку имеющихся данных о ДТП на дорогах, находящихся в их ведении, с данными подразделений ГАИ. Порядок проведения сверок определяется дорожными организациями по согласованию с руководителями подразделений ГАИ. Результаты сверки оформляются справкой, заверенной в подразделении ГАИ, которая хранится в дорожной организации 3 года.

1.7. При поступлении в дорожную организацию сообщений о возникших ДТП следует немедленно сообщить об этом в дежурную часть ГАИ, а при необходимости вызвать к месту ДТП скорую медицинскую помощь и оказать содействие пострадавшим в доставке их в ближайшее медицинское учреждение. В журнале дежурного дорожной организации делается соответствующая запись.

1.8. На автомобильных дорогах в установленном порядке проводятся служебные проверки причин и обстоятельств ДТП с тяжкими последствиями (погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более), с рейсовыми автобусами (независимо от числа пострадавших), а также и других ДТП, возможной причиной которых могут являться неудовлетворительные дорожные условия.

1.9. Ответственность за правильность и своевременность учета и анализа ДТП возлагается на работника, назначенного приказом руководителя дорожной организации. Контроль за исполнением осуществляет руководитель дорожной организации.

1.10. В настоящих Правилах приняты термины и определения, представленные в Приложении 3.

2. УЧЕТ И АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

НА ПОДВЕДОМСТВЕННОЙ СЕТИ ДОРОГ

2.1. Дорожные организации должны вести учет дорожно-транспортных происшествий, которым сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия, отмеченные в карточке учета ДТП, составляемой сотрудниками Госавтоинспекции (ДТП — ДУ), и ДТП с тяжкими последствиями, а также вести анализ всех ДТП, имевших место на подведомственной сети дорог (участке дороги).

2.2. Сведения ДТП — ДУ и ДТП с тяжкими последствиями, возникших на участках дорог, находящихся в ведении данной дорожной организации, и сведения о мерах по профилактике ДТП заносят и хранят по форме 1, указанной в Приложении 4.

Для каждой из дорог, находящейся в ведении данной организации, учет ведется отдельно. Сведения о ДТП должны быть сброшюрованы в журнал, который должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и храниться в течение трех лет с даты последней записи.

Данные о ДТП рекомендуется также хранить в банках данных, составленных с использованием ПЭВМ. При хранении данных о ДТП в компьютерных базах данные должны быть распечатаны по установленной форме (Приложения 4 и 5), сброшюрованы в журнал, который должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и храниться в течение трех лет с даты последней записи.

2.3. При занесении в журнал сведений о ДТП следует использовать данные, содержащиеся в карточках учета ДТП, полученные в результате сверок, и актах обследования дорожных условий в месте совершения ДТП.

2.4. Внесенные в учетные формы сведения о ДТП могут быть скорректированы по результатам расследования органами внутренних дел. При последующих сверках в журнал учета ДТП должны быть внесены соответствующие изменения.

2.5. Учет ДТП в органах, уполномоченных управлять автомобильными дорогами (автодоры, автодороги, дорожные фонды дирекции и др.), ведется на основе данных учета, поступающих из дорожных организаций в установленном порядке.

Периодичность представления сведений о ДТП устанавливается дорожными организациями. На основании поступивших сведений составляется справка о состоянии аварийности на подведомственной сети дорог (Приложение 5). При этом выделяют те неудовлетворительные дорожные условия, устранение которых является функцией дорожной организации.

2.6. Анализ всех происшествий в дорожных организациях осуществляется с целью выявления на дороге участков концентрации ДТП, определения степени их опасности и оценки уровня безопасности движения на дороге, обоснования проведения мероприятий по повышению безопасности движения и оценки их эффективности. Анализ ДТП и определение показателей аварийности рекомендуется осуществлять в соответствии с методикой, изложенной в Приложении 6.

Распределение ДТП по видам

Несмотря на то, что каждое конкретное дорожно-транспортное происшествие (ДТП) представляет собой случайное явление, статистический анализ большого объема информации позволяет найти общие закономерности их возникновения.

На дороге Мерефа-Павлоград (км 79-104) был выполнен количественный, топографический и качественный анализ ДТП за пять лет (2001-2005 год). В этот период произошло 87 отчетных ДТП.

Наибольшее количество ДТП произошло в 2003 году (30 %). В остальные годы наблюдалось приблизительно одинаковое количество ДТП (15-17 %).

Анализ аварийности по сезонам года показал, что наибольшее количество ДТП приходится на летний период (33 %) и максимум наблюдается в июле месяце (13 %).

Осенью аварийность остается на высоком уровне. Это объясняется тем, что при относительно высокой интенсивности движения (проведение уборочной кампании) ухудшаются погодно-климатические условия движения, эксплуатационное состояние дорог (вынос грунта на дорогу транспортными средствами с необорудованных выездов, переувлажнение атмосферными осадками обочин, особенно неукрепленных), ухудшение освещенности и видимости (уменьшение светового дня, туманы, дожди). Зимой так же аварийность остается высокой (гололедица, плохая видимость).

Распределение ДТП по времени суток показал, что имеется несколько пиков и большинство из них приходится на вечернее и ночное время и максимальное количество ДТП происходит с 19 00 до 20 00 (12 %). Причинами увеличения ДТП именно в это время является недостаточная освещенность дороги.

Анализ распределения ДТП показал, что рост происшествий наблюдается в пятницу и воскресенье, что составляет 25 % , так как к концу недели у водителей накапливается усталость, что приводит к снижению внимания и вероятность ошибок водителя возрастает.

Был выполнен топографический анализ ДТП и в результате были выделены места с наибольшей концентрацией ДТП. Это участок дороги, который проходит через населенные пункты Краснопавловка (км 82-км 84), Герсиваново (км 94+100-км95+000), Черниговское (км 99+500-км101+000).

Качественный анализ распределения ДТП по видам (рис. 1) показал, что больше всего на данном участке дороги происходит: наезд на пешехода (30 %), столкновения (23 %), наезд на велосипедиста (15 %) и опрокидывание (13 %). Это показывает, что основными причинами ДТП является нарушение правил дорожного движения пешеходами и водителями, отсутствие дорожной разметки или неправильное нанесение, плохая освещенность населенных пунктов.

Рисунок 1 — Распределение по видам ДТП

Распределение ДТП по видам нарушений (рис. 2) показал, что 21 % приходится на переход в неустановленном месте 12 % — нарушение правил обгона, по 10 % приходится на нарушение правил обгона, управление в нетрезвом состоянии и нарушение правил обгона.

Рисунок 2 — Распределение ДТП по видам нарушений

Анализ распределения ДТП за освещенностью дороги показал (рис.3), что 42 % ДТП происходит в дневное время, в сумерки – 10 % и ночью – 48 %.

Читать еще:  Стоимость независимой экспертизы после ДТП 0 руб

МВД обнародовало подробный отчет обо всех ДТП в 2018 году

Научный центр безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России опубликовал аналитический отчет о состоянии аварийности в России. Выявлен серьезный рост ДТП по причине неисправных грузовиков и нарушения правил мотоциклистами. Аварийность вследствие ям и выбоин на дорогах снижается, причем быстрее, чем в прошлые годы. Меньше становится аварий из-за неисправных автомобилей.

“Ъ” уже рассказывал о ситуации с аварийностью со ссылкой на данные ГИБДД, но подробный отчет о видах и причинах дорожных происшествий в 2018 году НЦ БДД МВД опубликовал только на днях (.pdf). Аварийность с пострадавшими, напомним, в последние годы снижается, а в прошлом году замедлилась почти до нуля (–0,8%). В общей сложности за год произошло 168 тыс. аварий.

Ряд трендов повторяется из года в год, говорится в отчете НЦ.

Структура основных видов аварий не изменилась: немного увеличилась доля столкновений, уменьшилась доля наездов на пешеходов. Три четверти всех ДТП происходит в городах и населенных пунктах.

Основной блок отчета посвящен анализу причин аварийности, связанных с поведением водителей,— по их вине происходит 88% всех ДТП. Число аварий, связанных с действиями водителей грузовиков, остается третий год примерно на одном уровне — чуть более 10,9 тыс. происшествий. При этом зафиксирован «значительный рост» аварийности по причине неисправностей большегрузов, при которых ездить запрещено. Число аварий по вине водителей автобусов увеличивается, но незначительно (+3,7%). Аварийность по вине мотоциклистов начала расти (+5,1%), хотя в 2017 году падала. Аварий, происходящих по вине пьяных водителей, также стало больше (+1,3%), хотя в 2017 году количество снижалось. Третий год подряд растет число ДТП, совершаемых водителями-иностранцами: 4,6 тыс. происшествий пришлось на водителей из стран СНГ, 5,5 тыс. аварий — на граждан других стран.

Отдельный блок посвящен ДТП, которым сопутствовали недостатки состояния улично-дорожной сети (но не обязательно являлись причиной) — так называемые аварии с НДУ. За год произошло 59,4 тыс. таких происшествий, их количество снижалось быстрее (–12,5%), чем в 2017 году (–5,1%). Если в 2017 году 40% происшествий происходило по причине НДУ, то в 2018 году уже 35%. Основные причины таких ДТП — отсутствие разметки и знаков, пешеходных ограждений и недостатки зимнего содержания дорог.

На спад пошло и число аварий, связанных с техническими неисправностями автомобилей (–3,6%): в прошлом году был почти 20-процентный рост. Основные причины таких ДТП — установка на одну ось шин разных размеров, типов (шипованные и нешипованные одновременно), износ рисунка протектора шин, несанкционированное изменение конструкции автомобиля, неисправность световых приборов.

Напомним, для решения обозначенных МВД проблем уже обсуждаются различные решения. К примеру, для снижения числа аварий по вине водителей автобусов принят закон о лицензировании перевозок, с 1 июля он заработает в полную силу. Доля ДТП по вине иностранцев должна снизится после ужесточения контроля за таксистами (там работает большое число мигрантов): Москва разрабатывает систему по контролю труда и отдыха водителей, Госдума шестой год готовит новую редакцию «закона о такси», которую депутаты обещают принять в этом году. Количество «пьяных» ДТП должно пойти на убыль, в частности, после установки на машины алкозамков и налаживания информационного обмена между ГИБДД и Минздравом.

Дорожно-транспортный травматизм

Травматизм представляет серьезную угрозу для здоровья и жизни взрослых и детей. Ежегодно миллионы людей на планете из-за личной беспечности и неосторожности или по чьей-то преступной халатности и безответственности получают травмы, становятся инвалидами, лишаются жизни.

Из всех видов травматизма наибольшую опасность для здоровья и жизни людей представляет дорожно-транспортный травматизм.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибает около 1,3 млн. человек, каждый пятый из них – ребенок; от 20 до 50 млн. человек получают травмы и увечья. Для Беларуси эта проблема также актуальна. Ежегодно в нашей стране совершается свыше 5 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет более тысячи человек и свыше 5 тысяч получают травмы различной степени тяжести.

По-прежнему значительное количество ДТП и связанных с ними тяжелых дорожно-транспортных травм совершается в столице.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ТРАВМА

И КАКОВЫ ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ?

Дорожно-транспортная травма – это смертельная или несмертельная травма, причиненная в результате аварии на публичной дороге с участием, по меньшей мере, одного движущегося транспортного средства. Самыми уязвимыми пользователями дорог являются дети, пешеходы, велосипедисты и пожилые люди.

Термин дорожно-транспортный травматизм представляет собой совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах у одинаковых групп населения за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год и т.п.). Дорожно-транспортный травматизм занимает третье место по смертности людей в возрасте от 5 до 44 лет, уступая лишь ИБС и депрессивным состояниям.

Травмы, полученные в результате ДТП, нередко сопровождаются увечьями и гибелью людей. Эти травмы и увечья характеризуются наибольшей тяжестью, высокой летальностью, длительным лечением в стационарах (свыше 30 суток), большими материальными затратами.

Соотношение между случаями смертности в результате ДТП, нуждающихся в госпитализации и лечении травм 1: 15: 70.

При ДТП 50-55% смертельных случаев наступает на месте происшествия, 25% в процессе транспортизации, 6% — в приемном покое, 30-40 % — в стационарах.

Основные повреждения – переломы костей — 30%, множественные и сочетанные повреждения — 30%, травмы головного мозга — 25%.

По многолетним наблюдениям работников ГАИ г.Минска, наибольшее количество ДТП с тяжелыми увечьями и летальным исходом приходится на четверг-пятницу, наименьшее – воскресенье-понедельник; по времени суток – «пик аварийности» приходится на период времени с 15 до 21 часа (до 46% всех ДТП), а по времени года – последний квартал (октябрь-декабрь).

Наибольшее число транспортных травм приходится на зимний период (42%).

ПРИЧИНЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ТРАВМ

Значительное количество дорожно-транспортных травм взрослые и дети получают в дорожных авариях и ДТП. При их совершении можно выделить 4 фактора: водитель, автомобиль, пешеход, дорога. В каждом происшествии действуют не менее двух из них. Самый главный фактор — человек: роль водителя и пешехода первостепенна.

Почти 11 % от общего количества дорожно–транспортных происшествий составляют ДТП, совершаемые водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. При алкогольном опьянении у водителя снижается наблюдательность, распределение и подвижность внимания, скорость реакции, ослабляется критическое отношение к окружающему. Это приводит к переоценке своих возможностей и появлению чувства беспечности. Вероятность ДТП увеличивается в зависимости от дозы алкоголя в 3-50 раз.

Причин ДТП по вине водителей несколько: превышение скорости, нарушение правил проезда пешеходных переходов, нарушение правил маневрирования (обгон). Сопутствующими факторами в ряде случаев являлось неудовлетворительное состояние дорог.

Немаловажной причиной дорожного травматизма является пассажир или водитель, находящийся в транспортном средстве с непристегнутым ремнем или малолетний ребенок без детского удерживающегося устройства, а также сам пешеход – из-за его невнимательности, недисциплинированности, шалости у детей, рассеянности у пожилых, нарушения элементарных правил дорожного движения, перехода улиц, перекрестков и т.п. Внезапное появление перед движущимся транспортом в таких случаях приводит к трагическим последствиям.

Водитель при всем желании не успевает, не в состоянии остановить машину.

В результате дорожных аварий в таких случаях наблюдаются травмы, сопровождающиеся обширными ранениями, вывихами, переломами костей, повреждениями черепа, позвоночника, костей таза. Эти опасные для жизни состояния трудно поддаются лечению, сопровождаются длительным сроком нетрудоспособности. Часть пострадавших на всю жизнь остаются инвалидами, а нередко медицина остается бессильной.

Мотоциклистам, несмотря на использование жесткого шлема, при столкновении с препятствием угрожают тяжелые повреждения головы и шеи. При резком торможении мотоциклиста или при столкновении – мотоциклист или сидящий позади него пассажир вылетают из седла и ударяются о землю со всеми вытекающими последствиями.

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

В 2010 г. резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций провозгласила «Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения на 2011-2020 гг.». К нему присоединились 110 стран, в том числе и Беларусь, которые взяли на себя обязательства на этот период по спасению миллионов человеческих жизней путем:

  • улучшения безопасности дорог и транспортных средств;
  • обеспечения надлежащего поведения пользователей дорог;
  • улучшения работы служб неотложной помощи;
  • проведения информационно-разъясни-тельной работы на самых высоких политических уровнях для обеспечения безопасности дорожного движения и уменьшения дорожно-транспортного травматизма.
Читать еще:  Как правильно оформить ДТП без ГИБДД?

В Республике в целом и в Минске, в частности, принимаются меры по уменьшению ДТП и сокращению на этой основе дорожно-транспортного травматизма. Принят ряд важнейших документов по этому вопросу. Среди них: «Программа «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы», «Концепция обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь на 2006-2015 годы», «Концепция обеспечения безопасности дорожного движения в городе Минске «Добрая дорога» на 2012-2015 годы» и др. Главные цели этой Концепции:

Достижение в перспективе идеального состояния дорожного движения, при котором в городе Минске отсутствуют погибшие и раненые в дорожном движении.

Снижение числа погибших в дорожном движении в 1,5 раза к 2015 году.

Предотвращение гибели в дорожном движении детей.

Снижение количества дорожно-транспортных происшествий.

Создание системного эффективного городского управленческого механизма обеспечения безопасности дорожного движения и единого городского аппарата безопасности дорожного движения и др.

Ежегодно по распоряжению Министерства внутренних дел Республики Беларусь проводятся месячники безопасности дорожного движения.

В начале учебного года в обязательном порядке проводится комплекс мероприятий «Внимание: дети».

Среди других мер по снижению дорожно-транспортного травматизма следует отнести такие, как:

Предупреждение пьянства среди всех участников дорожного движения, как одной из причин, способствующей дорожно-транспортному травматизму, в том числе ужесточение мер административной и уголовной ответственности.

Обучение лиц «первого контакта» с пострадавшими в ДТП (спасатели, сотрудники внутренних дел, стюардессы, бортпроводники, лица профессий повышенного риска) по оказанию первой помощи и транспортировке пострадавших).

Оптимизация системы взаимодействия органов управления, сил и средств различных ведомств, участвующих в оказании помощи пострадавшим и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

Активное привлечение внимания общественности, СМИ к ДТП, их последствиям, а также к мерам, которые можно принимать для их предупреждения.

Ведение широкой разъяснительной работы среди различных категорий населения по формированию здорового и безопасного образа жизни с учетом того, что большинство взрослых и детей являются «уязвимыми пользователями дорог».

Но какие бы меры ни принимались государственными органами, многое зависит от самих граждан, их личной заботы за сохранение собственной жизни и здоровья.

Взрослые и дети должны всегда знать и помнить: прогнозирование и предвидение возможных последствий в той или иной ситуации, повышенное внимание и бдительность не только в экстремальных условиях, но и в повседневной жизни, соблюдение Правил дорожного движения – помогут избежать травм и увечий, сохранить жизнь и здоровье на долгие годы.

Автор: Куржанская М.А. – врач-хирург 24-й ГП

Редактор: Арский Ю.М.

Компьютерная верстка и оформление: Згирская И.А.

Ответственный за выпуск: Тарашкевич И.И.

Молодой водитель и ДТП

РОМАН АЛЕКСАНДРОВИЧ САМСОНОВ,
Управление ГИБДД ГУВД по г. Москве

Я хотел бы проанализировать некоторые факторы, характерные для аварийности по вине начинающих водителей в г. Москве, со стажем вождения до 3 лет.

Как известно, цель Федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» — это сокращение в полтора раза количества жертв, погибших в дорожно-транспортных происшествиях к 2012 году. Одно из важных условий достижения поставленных задач — развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении. Одним из показателей, которые свидетельствуют об успешности выполнения программы, является показатель, характеризующий состояние мастерства начинающих водителей со стажем управления транспортным средством до 3 лет.

В Москве в прошлом году относительный показатель — количество дорожно-транспортных происшествий в расчете на десять тысяч зарегистрированных транспортных средств — составил почти пять с половиной ДТП на каждые десять тысяч автомобилей.

В 2004 году этот показатель был на 40% ниже. Тогда было почти три миллиона транспортных средств, на конец 2008 года их число приблизилось к четырем миллионам. Рост автопарка — 25%. Количество лиц, получивших водительское удостоверение впервые, возросло на 50%, и при этом аварийность среди начинающих водителей выросла почти на 75%. Чтобы разобраться в причинах такого роста, мы провели небольшой анализ.

За восемь месяцев 2009 года в г. Москве зарегистрировано почти восемь тысяч дорожно-транспортных происшествий, из них 17% по вине начинающих водителей со стажем до 3 лет. Погибли 26 человек (в т.ч. один ребенок), ранены 63 человека (в т.ч. 17 детей). Каждый третий участник или виновник дорожно-транспортного происшествия был госпитализирован, в этом отличие от ДТП по вине водителей со стажем. Молодые водители на 6% чаще попадают в лечебные учреждения. 58% начинающих водителей получали водительские удостоверения в Москве, 11% начинающих водителей — виновников ДТП — в Московской области, 9% — в других регионах России и 22% — это иностранные граждане, начинающие водители других государств и стран — участниц СНГ. Анализ также показал, что основные виновники ДТП — это водители со стажем до 2 лет, их доля в общем количестве ДТП до 3 лет составляет почти 40% ежегодно.

При подробном анализе дорожно-транспортных происшествий в зависимости от водительского стажа была установлена некая закономерность: пик аварийности среди начинающих водителей приходится примерно на конец первого года, конец второго и конец третьего, т.е. на девятый месяц, на двадцать второй месяц и на тридцать третий.

При анализе ДТП среди начинающих водителей можно выделить некоторые особенности:

  • основные виды ДТП — это столкновения, в отличие от водителей со стажем, где лидируют почти в равной степени столкновение и наезд на пешехода;
  • основные места ДТП — это перегоны и перекрестки, причем на перегонах их почти в два раза больше;
  • основные схемы ДТП — это попутное направление движения транспортных средств, транспортные средства не поворачивают, ДТП на перекрестках — направление движения автомобилей — под прямым углом, дальше следует наезд на пешехода вне пешеходного перехода.

Основные причины таких дорожно-транспортных происшествий у молодых водителей — несоответствие скорости конкретным условиям движения.

Доля нарушений правил перестроения в общей доле ДТП составляет 22%. Неправильный выбор дистанции также характерен для начинающих водителей.

При дальнейшем анализе была выявлена еще одна характерная особенность ДТП среди начинающих водителей — это распределение по времени совершения ДТП. В пятницу и субботу количество дорожно-транспортных происшествий по вине начинающих водителей увеличивается почти на 30-40%. Чаще всего дорожно-транспортные происшествия совершаются в вечерний, ночной период, и есть небольшой всплеск с 9 часов утра. График совершения ДТП совпадает с ритмом ночной жизни Москвы, ритмом жизни молодежи.

Основной возраст начинающих водителей — виновников ДТП — это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Было установлено, что более 65% начинающих водителей до совершения ДТП нарушали Правила дорожного движения один и более раз.

В апреле 2007 г. прошла Первая глобальная неделя безопасности дорожного движения ООН, посвященная молодым водителям. Согласно статистике, число начинающих водителей среди пострадавших в ДТП в мире составляет всего 10% населения. А доля погибших среди молодежи в ДТП — 25%. В Европе этот показатель немного ниже — это 7 и 18% соответственно. В докладе Европейской комиссии, посвященном молодым участникам дорожного движения, были сделаны выводы о том, что снизить риск ДТП среди молодых водителей можно только путем целенаправленного и координированного подхода к вопросам обучения, подготовки, выдачи водительских удостоверений, информирования молодых участников дорожного движения вместе с другими мерами безопасности дорожного движения. С целью снижения указанных рисков во многих странах уже применяется, например, прогрессивная система допуска, начиная со школьного возраста, к различным категориям водительских прав с особыми условиями и непрерывной подготовкой.

Исследовательский центр Европейской комиссии рекомендовал целый ряд коллективных мер в этой области. Были проведены разъяснительные кампании, внесены изменения в законодательство. Министр внутренних дел РФ Р.Г. Нургалиев в статье «Тревожные будни дорог» наметил основные стратегические направления в области обеспечения безопасности дорожного движения в стране. Ими должны стать:

  • консолидация усилий государственных и муниципальных органов власти общественных институтов, средств массовой информации;
  • совершенствование действующего законодательства, необходимого для построения единой целостной системы управления в сфере безопасности дорожного движения;
  • внедрение современных технологий;
  • принятие и реализация профилактических мер.

Приоритетами в области обеспечения безопасности дорожного движения определены участник дорожного движения, транспортное средство и дорожная инфраструктура.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты