Mitsubishi-ufa.ru

Авто СТО Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как считается износа деталей при ДТП?

Как рассчитывается износ по ОСАГО в 2020 году?

Выберите тип транспортного средства

Если после ДТП производится выплата, а не ремонт на СТОА, и требуется замена отдельных деталей автомобиля, то расчёт выплаты по «автогражданке» производится с учётом износа. Эта норма описана в пункте 4.15 Главы 4 Правил страхования, утверждённых Центробанком.

Такое положение дел возмущает многих автолюбителей, особенно владельцев сильно подержанного транспорта. Нередко страхового возмещения не хватает на полноценный ремонт автомобиля. Например, стоимость подлежащего замене бампера составляет десять тысяч рублей, ремонтные работы обходятся ещё в три тысячи, а страховая компания выплачивает автовладельцу всего пять тысяч рублей. После такой выплаты помимо возмущения появляется желание проверить справедливость расчёта экспертов.

Как рассчитывается износ по ОСАГО в 2020 году?

Формула расчёта, его методика и применяемые коэффициенты регламентируются Положением Центробанка № 432-П от 19 сентября 2014 года. При определении степени амортизации конкретного автомобиля независимые эксперты учитывают в своих калькуляторах две позиции.

  1. Срок службы детали, выраженный в количестве лет эксплуатации.
  2. Пробег автомобиля на момент страхового случая.

Кроме того, в формуле используется специальный коэффициент, учитывающий влияние на амортизацию детали срока службы и пробега транспортного средства. Его значения указаны в Приложении № 5 к Положению Центробанка № 432-П.

Также в формуле могут быть применены коэффициенты дополнительной амортизации детали при наличии следующих факторов:

  • повышенная коррозия, не свойственная детали;
  • повреждения облицовки и кузова, занимающие больше десяти процентов площади детали и не относящиеся к страховому случаю;
  • следы ремонтных работ, выполненных с нарушением технологии;
  • дефекты ЛКП, занимающие больше десяти процентов площади детали;
  • ремонтные вставки и врезки при восстановлении детали;
  • трещины, сколы или потёртости стёкол, зеркал и световых приборов, занимающие больше десяти процентов их площади;
  • повреждения неокрашенной пластиковой детали, если они не относятся к страховому случаю.

Есть в Положении Центробанка № 432-П и положительные для автовладельцев моменты. В частности, в Приложении № 7 приводится обширный перечень деталей, замена которых оплачивается без учёта износа. В их числе подушки и ремни безопасности, различные элементы системы торможения и рулевой системы.

Расчет и определение износа транспортного средства

Чтобы компенсировать ущерб после ДТП, страховая компания оценивает поврежденное имущество. При такой оценке учитывается то, насколько оно изношено. Этот показатель рассчитывается в процентах по факторам:

  • год выпуска ТС;
  • показатели пробега на одометре;
  • тип транспортного средства;
  • если показатель рассчитывается для конкретного узла, запчасти — дата изготовления или установки (если подтверждается документами из автосервиса).

Изношенная деталь стоит дешевле, чем новая. Рассчитывая степень износа, страховщик может уменьшать страховую выплату. При этом действуют ограничения:

  • деталь не может быть изношена больше, чем на 50% (при расчете компенсации стоимость поврежденной запчасти нельзя уменьшить больше, чем в два раза);
  • есть список запчастей, для которых ущерб всегда компенсируется в полном объеме, независимо от того, насколько они изношены (элементы тормозной системы, систем безопасности и т.п.).
Заказать независимую экспертизу

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

Нужно ли рассчитывать износ?

С 2017-го года законом установлен приоритет натурального возмещения ущерба по ОСАГО. Страховые компании не выплачивают денежные компенсации, а направляют поврежденную машину на ремонт. При замене комплектующих во время такого ремонта на автомобиль можно устанавливать только новые запчасти. При этом то, насколько поврежденные детали изношены, не учитывается. Методика расчета предполагает использование данных РСА для определения цены заменяемых запчастей и расчета стоимости восстановительного ремонта (размера компенсации).

Показатель износа учитывается только в случае, если автовладелец получает компенсацию ущерба в денежной форме:

  • при полной гибели автомобиля;
  • у страховщика нет возможности организовать ремонт авто;
  • стоимость восстановительного ремонта превышает максимальный размер страховой выплаты;
  • автовладелец имеет инвалидность;
  • здоровью автовладельца был причинен средний или тяжкий вред;
  • владелец поврежденного авто и страховая компания заключают соглашение о выплате компенсации в денежной форме.

Даже официальная методика ЦБ РФ может применяться страховыми компаниями неправильно, с нарушениями. На сайте «Инвест Консалтинг» вы можете проверить результаты уже выполненного расчета с помощью калькулятора износа.

Существуют разные типы износа, по-разному учитывающиеся при расчете ущерба:

  • физический, возникает при хранении, использовании, повреждении в ДТП, приводит к ухудшению характеристик и вида машины. Может быть естественным (возникает со временем при нормальной эксплуатации), аварийным (при повреждении в ДТП или несоблюдении требований эксплуатации);
  • моральный или функциональный. Связан с появлением новых моделей, конструкций, улучшением характеристик автомобилей, из-за чего рыночная цена машины снижается;
  • экономический. Связан с моральным и функциональным, предполагает уменьшение цены автомобилей определенной из-за падения спроса.

Учет физического износа авто при расчете стоимости ремонта

Кто сталкивался с вопросом получения страхового возмещения за ущерб, причиненный автомобилю, обращал внимание на то, что довольно часто реальная стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля и сумма полученного страхового возмещения достаточно сильно различаются. А связано это в первую очередь с тем, что при расчете стоимости деталей, которые нужно заменить в ходе восстановительного ремонта, применялся коэффициент физического износа (далее — Коэффициент).

Определение понятия «физический износ» приведен в Методике товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств (далее — Методика). Так, согласно п.1.6. Методики под понятием «физический износ» понимают потерю стоимости колесного транспортного средства (то есть автомобиля), его составляющих, которая обусловлена ​​частичной или полной потерей первоначальных технических и технологических качеств колесных транспортных средств, его составляющих, по сравнению со стоимостью нового подобного колесного транспортного средства или его частей.

Если речь идет об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (далее — ОСАГО), то необходимость применения такого Коэффициента предусмотрена статьей 29 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» (далее — закона об ОСАГО). Если говорить о добровольном страховании авто (далее — КАСКО), то в некоторых договорах может быть не предусмотрено применение такого Коэффициента при расчете стоимости восстановительного ремонта, а в других наоборот.

Это обусловлено тем, что, во-первых, Законом Украины «О страховании» не предусмотрена обязанность страховых компаний при расчете размера страхового возмещения применять Коэффициент к стоимости поврежденных деталей, подлежащих замене. Такой же нормы не предусмотрено и Гражданским кодексом Украины. Во-вторых, в договоре КАСКО может быть предусмотрено, что размер страхового возмещения может определяться не только на основании Методики, но и, например, на основании калькуляции самой страховой компании, где соответственно при расчете страховая компания может не применять Коэффициент. В-третьих, страховые компании применяют положения Методики (которой и предусмотрено в определенных случаях применение Коэффициента физического износа) в случаях определения размера страхового возмещения на основании заключения эксперта.

Читать еще:  Новые разъяснения по ОСАГО от Верховного Суда

Все это дает возможность страховым компаниями при страховании по КАСКО предусматривать возможность применения или неприменения Коэффициента.

Коэффициент авто может иметь различные показатели, а в некоторых случаях даже равняться нулю. Методикой определено, что Коэффициент авто, его составляющих (далее — авто/автомобиль) может быть равен нулю в случаях если:

  • срок эксплуатации авто производства стран СНГ не превышает 5 лет;
  • срок эксплуатации других легковых авто не превышает 7 лет;
  • срок эксплуатации грузовых авто, прицепов, полуприцепов и автобусов производства стран СНГ не превышает 3 года;
  • срок эксплуатации других грузовиков, прицепов, полуприцепов и автобусов не превышает 4 года.

Однако, как известно из каждого правила существуют исключения. В данном случае исключения также имеют место. Так, несмотря на то, что Ваш автомобиль эксплуатировался меньший срок чем указано выше, однако к Вашему авто может быть применен определенный Коэффициент в случае если:

  • Ваше авто используется в интенсивном режиме (применение данного исключения возможно лишь в случае, если пробег Вашего автомобиля будет минимум вдвое больше нормативного);
  • относительно составных частей Вашего авто осуществлялся восстановительный ремонт, или же они имеют повреждения в виде деформации или коррозии;
  • Ваш автомобиль использовался в качестве такси.

Понятие «стоимость восстановительного ремонта» включает в себя две составные части, а именно стоимость деталей, которые будут заменены в ходе восстановительного ремонта и стоимость самих ремонтных работ.

Немаловажным является то, что Коэффициент применяется исключительно к стоимости поврежденных деталей и подлежащих замене. Поэтому, следует обращать внимание на стоимость чего именно страховой компанией был начислен Коэффициент. Если страховая насчитала Коэффициент на всю стоимость восстановительного ремонта, то это первое из оснований обжалования действий страховой компании.

Как отмечалось выше, Коэффициент применяется исключительно к поврежденным частям автомобиля и тем которые подлежат замене. Здесь также следует быть внимательным. Например, после дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП) у Вас поврежден капот автомобиля. При этом у нас имеется определенная деформация крышки багажника автомобиля. Страховая компания при осмотре авто обнаруживает эту вмятину и применяет Коэффициент к стоимости капота, который подлежит замене. Такие действия страховой компании также является основанием для их обжалования, поскольку будет происходить замена только капота, и именно к стоимости капота должен быть применен коэффициент физического износа, а про багажник речи вообще не было.

Как ранее отмечалось в случае, если речь идет о страховании по КАСКО, страховые компании иногда могут и не применять Коэффициент, хотя такой износ должен был быть применен. Согласно законодательству, при страховании, к страховщику после выплаты страхового возмещения переходит право требования в отношении лица — виновника причинения вреда. А потому, если Вы являетесь виновником ДТП, и страховая компания пострадавшего рассчитала и выплатила пострадавшему страховое возмещение без учета физического износа, хотя такой износ должен был быть применен, то страховая компания обратится к Вам с регрессом именно на эту сумму.

Хотя осуществление страховой компанией страхового возмещения своему клиенту в указанном размере и не противоречит законодательству, но обращение к виновнику ДТП с регрессным требованием на такую ​​сумму будет нарушением, а сумма регрессного требования в части неучтенного размера Коэффициента подлежит обжалованию. Ответственность виновника ДТП за причиненные в результате ДТП убытки ограничивается исключительно реальным размером убытков, то есть разницей между стоимостью авто до ДТП и после ДТП. Если говорить более простым языком, то ответственность виновника ДТП, ограничивается стоимостью восстановительного ремонта авто. При этом при расчете стоимости восстановительного ремонта, если для этого существуют предпосылки, следует применять Коэффициент.

Особое внимание следует обратить на применение Коэффициента к авто, которым более 10 лет, поскольку на сегодня у нас многие водители пользуются именно такими авто.

Обращаясь к Методике можно увидеть, что если Вашему автомобилю более 12 лет, то к Вашему авто будет применен максимальный размер Коэффициента — 0,7, что составляет 70% от стоимости детали, которая подлежит замене. Однако, из этого правила также существует исключение, которым предусмотрено, что в случае, если за два года до дня наступления ДТП был осуществлен капитальный ремонт авто, то по такому авто не может быть применен Коэффициент 0,7, а применяется не более 0,5 (то есть 50% от стоимости детали подлежащей замене).

Неосведомленность в этом вопросе может привести к тому, что размер страхового возмещения, которое Вы получите может быть меньше чем должно быть. То же касается и регрессных требований страховщика к Вам, а потому Вам придется платить больше чем на самом деле были причинены убытки. Для того чтобы не пропустить определенной мелочи, и не создать себе в будущем еще больше проблем связанных с этим ДТП, следует всегда обращаться к страховому юристу. Он проконсультирует Вас по вопросам действий при ДТП, относительно взаимодействия со страховыми компаниями, а также окажет юридическую помощь в получении страхового возмещения или же защитит от регрессных требований страховых компаний.

Минфин РФ не поддержал законопроект о денежных выплатах по ОСАГО без учета износа

Москва. 27 февраля. INTERFAX.RU — Минфин РФ подготовил отрицательное заключение на законопроект депутатов, которые предложили уравнять условия выплаты в ОСАГО в натуральной форме и в денежной, сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с текстом документа. Они предложили исключить расчет износа узлов и деталей транспортного средства при расчете денежной выплаты в ОСАГО.

Соответствующие поправки предложили депутаты Госдумы от «Справедливой России» во главе с лидером фракции Сергеем Мироновым еще в ноябре прошлого года.

Источник со ссылкой на позицию Минфина сообщил, что уравнивание условий выплат за счет устранения учета износа автомобиля в ОСАГО «может повлечь необходимость пересмотра применяемых страховых тарифов. В условиях планируемого реформирования системы ОСАГО это может негативно отразиться на сбалансированности интересов страховщиков и страхователей. При этом анализа последствий предлагаемых законопроектом изменений в пояснительной записке к законопроекту не представлено».

В ходе анализа депутатской инициативы представители Минфина, с одной стороны, опираются на положения Гражданского кодекса РФ, где говорится о праве пострадавшего на возмещение вреда в полном объеме причинителем вреда. С другой стороны, в Минфине считают, что «из пояснительной записки к законопроекту не ясно, почему бремя ответственности за дополнительные затраты потерпевшего на приобретение новых комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) должен нести страховщик, а не лицо, причинившее вред имуществу потерпевшего», сказал собеседник агентства.

Читать еще:  Как определяется тяжесть последствий ДТП?

Однако в заключении Минфина говорится, что «цель законопроекта заслуживает внимания». Эта цель депутатами в пояснительной записке к проекту формулируется как «выравнивание условий осуществления страховых выплат и восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в части исключения учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов). Оно обеспечивает более полное возмещение потерпевшему за вред имуществу в ДТП по договору ОСАГО».

Как сообщалось, в ОСАГО учитываемый износ может достигать 50% стоимости новых запчастей. Выплаты в натуральной форме в ОСАГО стали возможными с апреля 2017 года, при этой форме страхового возмещения износ транспортного средства по закону об ОСАГО не учитывается.

Определение износа автотранспорта

В процессе эксплуатации автомобиля из-за износа снижается его стоимость. Определить необходимые для оценки показатели позволяет экспертиза транспортного средства.

Что такое износ автомобиля

Под «эксплуатационным износом» понимается снижение реальной стоимости транспортного средства по причине:

  • изменения в процессе эксплуатации технического состояния;
  • выработки;
  • пластической деформации;
  • физического старения;
  • ухудшения характеристик (функциональных, эксплуатационных и конструктивных);
  • коррозии;
  • изменения свойств материалов;
  • усталостных разрушений.

Узнать точное значение коэффициента чаще всего требуется для расчета компенсации от страховой — стоимость требуемого восстановительного ремонта определяется с учетом эксплуатационного износа машины и ее деталей.

Для проведения анализа специалист компании «Экспертный подход» руководствуется положениями единых методических рекомендаций. Итоговое заключение содержит стоимость комплектующих элементов (деталей, узлов, запасных частей и агрегатов) как с учетом износа, так и без него.

Как проводится анализ износа

Определение эксплуатационного износа самого автомобиля, а также его оборудования и иных элементов осуществляется затратным методом. Это значит, что рассчитываются потенциальные издержки, понесенные лицом, которое будет осуществлять ремонт транспортного средства.

При экспертном определении износа учитываются следующие параметры:

  • усредненный коэффициент износа, рассчитанный на 1 тыс. км пробега для аналогичных транспортных средств;
  • фактический пробег автомобиля с даты ввода в эксплуатацию или с последнего капитального ремонта — берется на дату проведения исследования с точностью до 0,1;
  • усредненный коэффициент старения, рассчитанный за 1 календарный год для аналогичных автомобилей — сейчас показатель равен 5%;
  • период времени, прошедший с даты выпуска или капитального ремонта — показатель берется на дату анализа с точностью до 0,1 года.

Важно! Если определяется стоимость автомобиля для страховых целей (после ДТП или при нанесении ущерба третьими лицами), то износ рассчитывается не на дату исследования, а на момент происшествия.

Если определяется коэффициент износа для детали или элемента после капитального ремонта, то его ресурс приравнивается к 80% аналогичного нового экземпляра.

Что потребуется эксперту

В методических рекомендациях по проведению оценочного анализа есть пункт, что для деталей, которые были отремонтированы или установлены в процессе эксплуатации автомобиля износ рассчитывается индивидуально. Поэтому эксперту кроме основных документов на автомобиль потребуется сведения, содержащие информацию о дате покупке запчастей или проведению работ по их установке:

  • чеки;
  • акты приема машины;
  • накладные;
  • сервисная книжка и прочие.

Уточнить полный перечень возможных документов, а также обсудить детали конкретной ситуации можно по телефону нашего офиса в Санкт-Петербурге бесплатно.

Публикации

При решении вопроса о возмещении ущерба на ремонт пострадавшего в ДТП автомобиля необходимо опираться на среднюю стоимость идентичного транспортного средства, а не на сумму, которую владелец в своё время заплатил за машину, разъясняет Верховный суд РФ. Высшая инстанция отмечает, что продавец имеет право по собственным мотивам отдать автомобиль по цене ниже реальной, но покупатель не должен впоследствии страдать от подобных условий купли-продажи.

ВС также подчёркивает, что суды не могут подозревать владельца автомобиля в злоупотреблении правом без обоснованных причин: водители могут получить моральный ущерб и штрафы, если они не препятствовали страховщику в оценке ущерба.

Суть спора

До высшей инстанции с жалобой дошёл житель Ростова, машина которого была повреждена в ДТП. Заявитель обратился в страховую компанию, где была застрахована ответственность виновника аварии, за возмещением ущерба, однако получил отказ. Страховая компания сослалась на заключение эксперта о том, что заявленные повреждения не могли быть причинены в этом ДТП. Претензию заявителя также не удовлетворили, поэтому он обратился в суд.

Каменский суд Ростовской области частично согласился с аргументами заявителя и взыскал в его пользу более 250 тысяч страхового возмещения, 4 тысячи в качестве компенсации морального вреда, а также штраф 126 тысяч рублей.

Суд руководствовался выводами назначенной им экспертизы, которая сочла, что повреждения автомобиля истца образовались все же в результате ДТП, а стоимость ремонта с учётом износа составляет 252 тысячи рублей.

Однако Ростовский областной суд это решение отменил и принял новое: в пользу пострадавшего было взыскано страховое возмещение в размере 200 тысяч рублей, а в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Апелляция указала на то, что возмещение вреда должно обеспечивать восстановление нарушенного права, но не приводить к неосновательному обогащению, а поскольку истец купил автомобиль за 200 тысяч рублей, то и размер страхового возмещения не должен превышать эту сумму.

Отказывая же в удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда и штрафа, суд апелляционной инстанции сослался на злоупотребление правом.

Позиция ВС

ВС напоминает, что размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:

а) в случае полной гибели имущества — в размере действительной его стоимости на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков;

б) в случае повреждения имущества — в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая (пункт 18 статьи 12 Закон об ОСАГО)

ВС в специальном пленуме разъяснял, что под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт повреждённого имущества невозможен либо стоимость ремонта равна или превышает стоимость имущества на дату наступления страхового случая (пункт 42 постановления от 26 декабря 2017 года No58).

При принятии решения об экономической целесообразности восстановительного ремонта необходимо принимать величину стоимости транспортного средства на момент ДТП равной средней стоимости аналога на указанную дату (пункт 6.1 Единой методики, утверждённой положением Центрального банка РФ от 19 сентября 2014 года No432-П), напоминает ВС.

При этом проведение восстановительного ремонта признаётся нецелесообразным, если предполагаемые затраты на него равны или превышают стоимость аналога.

Таким образом, не имеет значение за какую сумму владелец приобрёл поврежденный автомобиль, опираться надо на среднюю стоимость идентичного транспортного средства, поясняет высшая инстанция.

«В отличие от действительной стоимости автомобиля на день наступления страхового случая цена договора купли-продажи — это согласованная сторонами денежная сумма, которую покупатель обязан уплатить продавцу.
С учётом свободы договора и различных мотивов продажи автомобиля цена договора купли-продажи автомобиля может не соответствовать действительной стоимости автомобиля», — отмечает ВС.

Читать еще:  Разрешение споров со страховыми компаниями при ДТП

Он указал, что по данному делу имеются два экспертных заключения о стоимости восстановительного ремонта с учётом износа деталей, причём оба эксперта указали размер ущерба в пределах статистической погрешности — 247 и 252 тысячи рублей.

Выводов о нецелесообразности ремонта либо о том, что стоимость ремонта превышает стоимость неповреждённого автомобиля на момент ДТП, экспертами сделано не было, обращает внимание ВС.

Таким образом, считает он, если у суда апелляционной инстанции возникли сомнения в том, что стоимость восстановительного ремонта превышает стоимость автомобиля, то он должен был поставить этот вопрос на обсуждение сторон и назначить экспертизу именно по этому вопросу.

Моральный вред как злоупотребление

Нельзя согласиться и с выводом суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда и штрафа по мотиву якобы злоупотребления истцом правом, решил ВС РФ.

Он напоминает, что закон не допускает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

При этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).

ВС в пленуме разъяснял, в каких случаях следует отказывать во взыскании морального вреда с автостраховщиков: когда установлено, что в результате действий потерпевшего страховщик не мог исполнить свои обязательства в полном объёме или своевременно, например, предоставлен не полный пакет документов или недостоверные сведения, либо автомобиль не предоставляют для осмотра и независимой технической экспертизы. В данном деле таких фактов не установлено.

К тому же, частично удовлетворяя требования, областной суд тем самым признал факт нарушения страховой компанией обязательств и обоснованность исковых требований водителя, отмечает ВС.

«Таким образом, в судебном постановлении суда апелляционной инстанции содержится противоречие между выводами об удовлетворении требований истца и выводами о его недобросовестности», — считает ВС.

В связи с чем он отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в областной суд.

Авто старое, а детали новые: как посчитать стоимость ущерба от ДТП

Как учитывать износ?

Иван Шаблин* наехал на выбоину на проезжей части дороги, в результате чего у его автомобиля «Мерседес Бенц» 2005 года выпуска помялись два диска, две шины и передняя стойка амортизатора. Водитель сделал экспертизу в НОК ООО «ИРИС», которая определила – стоимость восстановительного ремонта поврежденной машины без учета износа составила 151 203 руб., а с учетом износа – 42 597 руб. Затем он обратился в суд, где потребовал взыскать 151 203 руб. ущерба, а также 5 000 руб. за проведение оценки с Управления городского хозяйства Калуги Именно оно обслуживает дорогу с ямой.

ИСТЕЦ: Иван Шаблин*

ОТВЕТЧИК: Управление городского хозяйства г. Калуга

СУТЬ СПОРА: Возмещение материального ущерба за повреждение машины из-за плохой дороги

РЕШЕНИЕ: Принятые акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции

Калужский районный суд Калужской области удовлетворил иск частично: взыскал с управления города 42 597 руб. причиненного ущерба, 5000 руб. расходов на проведение оценки и 1478 руб. госпошлины. Калужский областной суд подтвердил законность этого решения. Суды решили: Управление городского хозяйства действительно виновато в случившемся, поэтому оно должно возместить причиненный ущерб. При этом суды обратили внимание на год выпуска автомобиля и 233 996 км пробега и решили возместить ущерб с учетом износа, – «поскольку имеется более разумный и распространенный в обороте способ исправления повреждений, для которого взысканная сумма достаточна».

Водитель обжаловал принятые акты в Верховный суд. Тот напомнил про свое же постановление, в котором сказано: в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные расходы, но и расходы, которые будут понесены для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК, п. 13 постановления Пленума ВС от 23 июня 2015 г. № 25). Если для устранения повреждений использовались или будут использованы новые материалы, расходы на такое устранение полностью включаются в состав реального ущерба, – даже если после этого стоимость имущества увеличится по сравнению с его прежней ценой. Между тем, суды не доказали, что существует иной более разумный и распространенный способ ремонта. Поэтому ВС отменил принятые акты и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (№ 85-КГ 18-20). Пока еще оно не рассмотрено.

Все зависит от доказательств

Заместитель генерального директора по правовым вопросам и проектной деятельности ООО Бендерский и партнеры Бендерский и партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Международные судебные разбирательства группа Управление частным капиталом группа Банкротство (включая споры) 5 место По количеству юристов 10 место По выручке 15 место По выручке на юриста (более 30 юристов) × Владимир Николаев рассказал, что практика по таким спорам неоднородна. Например, Московский городской суд в аналогичном деле возместил ущерб в полном объеме без учета износа (N 33-55951/2018), а Московский областной суд посчитал, что взыскание полной суммы может привести к необоснованному обогащению пострадавшего истца (N 33-2144/2017).

«ВС напоминает, что у потерпевшего есть право требовать полного возмещения ущерба. Причинитель вреда должен доказать, что восстановить машину можно более дешевыми деталями, а предложенный способ исправления повреждений неразумен»

Анастасия Столярова, юрист Департамента контроля качества ООО Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. ×

«ВС подтверждает: истец вправе возместить убытки в размере стоимости новых деталей, если ответчик не докажет, что поврежденные можно дешево отремонтировать, что стоимость новых деталей завышена или что купить новый автомобиль того же года на вторичном рынке обошлось бы дешевле», – объяснил управляющий партнер юркомпании «Генезис» Артем Денисов. Николаев считает, что при пересмотре дела апелляционная инстанция взыщет убытки в объеме, близком к заявленному истцом: «Во всяком случае такой судебный акт видится справедливым и законным, конечно, при отсутствии вины истца в случившемся. Надеюсь, апелляция выразит четкую позицию по поводу того, какие обстоятельства должна доказать каждая из сторон».

* – имя и фамилия изменены редакцией.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector