ДТП задним ходом что грозит?
Небезопасная дистанция между авто: когда оштрафуют
Какое расстояние является безопасной дистанцией
В законе не указано, какое расстояние должен соблюдать водитель до авто, которое едет перед ним. Пункт 9.10 ПДД («Расположение авто на проезжей части») лишь предусматривает, что автолюбитель должен соблюдать такое расстояние до машины впереди, чтобы в экстренной ситуации избежать столкновения.
Дистанция зависит от погоды, состояния трассы и технических характеристик автомобиля. Но водитель может определить безопасное расстояние до машины во время езды. На сухой дороге для этого следует разделить скорость пополам, а на влажной — держать расстояние до автомобилиста впереди, равное скорости машины.
Ещё один способ — запомнить место, возле которого только что проехала машина впереди, а затем досчитать до двух. Если автолюбитель проехал этот ориентир быстрее, то дистанцию нужно увеличить. При этом 2 секунды — это только для сухой дороги, 3 секунды — для влажной, а на снежной нужно засечь 6 секунд.
Что грозит за несоблюдение дистанции
Если водитель попал в ДТП из-за того, что не контролировал дистанцию и врезался в другое авто, то получит штраф 1500 руб. по ч. 1 ст. 12.15 КоАП (“Нарушение правил расположения автомобиля на дороге”). Его можно заплатить с 50% скидкой в течение 20 дней с момента его вынесения.
Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов отвечает, что водитель может получить штраф за несоблюдение дистанции, только если произошло столкновение. «В иных ситуациях следует обжаловать штраф и приложить запись видеорегистратора или объяснения свидетелей, подтверждающие, что в момент фиксации нарушения автомобилист не врезался в другую машину.» — обращает внимание эксперт.
Инспектор оштрафует водителя, который ехал сзади, когда автомобилист превысил скорость, или не увидел, что машина впереди тормозит. Но иногда наказание может получить водитель, который двигался впереди: если тот внезапно затормозил без повода. А не для того, чтобы предупредить аварию. В других случаях инспектор выпишет штраф автомобилисту сзади, так как тот не смог оценить дорожную обстановку и не контролировал дистанцию.
Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что водитель такси не убедился в безопасности маневра, создал аварийную ситуацию, чем нарушил п. 8.1 ПДД («Начало движения, маневрирование). «Автомобилисту стоит обжаловать штраф, предоставив записи видеорегистратора или показания свидетелей, ведь он не мог предугадать действия машины впереди.» — добавляет эксперт.
Когда водитель не получит штраф
одна из машин не двигалась, а стояла на парковке (но не при ожидании светофора);
автомобили не столкнулись, но ехали близко друг к другу;
водитель двигался задним ходом, поскольку для соблюдения дистанции один из автомобилей должен находиться впереди.
Так, Михаилу Лукину* из Томска удалось доказать свою невиновность при ДТП. Когда он двигался по своей полосе, на неё из правой внезапно перестроился автомобилист, в результате чего машины столкнулись. По мнению инспектора, ДТП произошло по вине Лукина. Он не контролировал дорожную обстановку и не соблюдал дистанцию до авто, которое ехало впереди. Поэтому полицейский выписал ему штраф 1500 руб. Автомобилист обжаловал наказание в суде.
Советский районный суд г. Томска отменил наказание Лукину. Судья Андрей Кайгородов установил, что штраф за несоблюдение дистанции возможен, только если водители двигаются по одной полосе и траектории их движения не пересекаются. В ситуации с Лукиным водители ехали на соседних полосах, а ДТП произошло из-за резкого перестроения, поэтому суд отменил штраф (Решение Советского районного районного суда Томска по делу №12-251/2019).
Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что инспектор выписал штраф за несоблюдение ПДД правомерно, поскольку «водитель не учел дорожные и метеорологические условия, а при возникновении опасности не предпринял меры к снижению скорости».
* Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.
«Плати или вызову ГАИ и тебя лишат». Почему по новым законам договариваться при ДТП «на месте» глупо
В редакцию AUTO.TUT.BY все чаще обращаются читатели по поводу так называемого вымогательства при ДТП. Нам рассказывают, как у виновников незначительных столкновений потерпевшие требуют то «600 долларов за царапину», то «800 долларов за треснувший бампер». Иначе, пугают, вызовем ГАИ — и вас лишат прав. Водители, будьте умнее, — читайте законы!
Итак, что делать, если вы — виновник мелкого ДТП, а второй участник происшествия хочет получить с вас денег, да побольше?
Самый простой и цивилизованный путь — европротокол
Можно договориться с другим участником аварии оформить европротокол. Отличный вариант, если нанесенный ущерб «вписывается» в 400 евро. Для оформления бланка извещения о ДТП (так называется «европротокол») должны сойтись несколько условий: повреждены только машины, оба участника аварии трезвы, имеют права соответствующей категории и действительные страховки. Ну и, конечно, не забудьте на всякий случай положить в бардачок несколько экземпляров самих бланков (тьфу-тьфу, пусть не пригодятся).
Европротокол оформляется в двух экземплярах: оригинал остается у потерпевшего, копия — у вас. В страховую едет только потерпевший.
Главный плюс: ГАИ не приезжает, штрафы никому не выписывает. Ущерб возмещает страховая.
Вариант второй — вызов ГАИ
Если же по каким-то причинам второй водитель не желает составлять европротокол и настаивает на «разобраться на месте» — вызывайте ГАИ. Помните главное: никто за мелкое ДТП прав вас не лишит!
Ранее вашу судьбу мог определить второй участник ДТП, написав заявление на привлечение к ответственности за аварию, — и тогда да, вы могли потерять права. Но! После вступления с 31 января 2018 года в силу изменений и дополнений в КоАП и ПИКоАП вы понесете ответственность только за нарушение пункта правил, которое привело к происшествию, — независимо от того, что требует и чем грозит потерпевший.
Еще раз. Если ДТП оформит инспектор ГАИ, то вы заплатите штраф только за несоблюдение дистанции или бокового интервала, нарушение правил маневрирования, движения задним ходом и даже проезд на красный свет — если к вашему ДТП привели, например, они.
То есть авария обойдется вам максимум в 5 базовых — 122,5 рубля (при условии если вы совершили такое нарушение впервые за год)!
Ну что, вы все еще хотите «договариваться» на месте?
Где запрещено движение задним ходом?
Добрый день, уважаемый читатель.
На страницах сайта pddmaster.ru неоднократно упоминалось, что движение задним ходом — самый опасный для водителя маневр. Однако в правилах дорожного движения этому маневру уделяется не слишком много внимания, поэтому многие водители не знают, как правильно ездить задним ходом.
В свою очередь нарушение правил при движении в обратном направлении зачастую приводит к наложению штрафов или возникновению ДТП, самыми распространенными из которых являются наезд на пешехода и столкновение с автомобилем. Именно эти виды дорожно-транспортных происшествий чаще всего используются мошенниками для организации автоподстав.
Правила движения задним ходом
Рассмотрим пункт 8.12 правил дорожного движения 2020 года:
8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.
Итак, движение задним ходом разрешается только в том случае, когда оно не создаст помех другим автомобилям, мотоциклам, пешеходам и прочим участникам дорожного движения.
Из этого пункта можно сделать очень простой вывод. Если в процессе движения задом автомобиль оказался участником дорожно-транспортного происшествия, то виновником ДТП является водитель, нарушивший требования пункта 8.12.
Естественно, в случае столкновения не нужно сразу же опускать руки. Попробуйте найти нарушения в действиях другого водителя.
Например, он может превысить установленную скорость движения.
Однако нарушение второго участника не снимает ответственности с водителя, который ехал задом.
В случае сложной дорожной ситуации пункт 8.12 предлагает воспользоваться помощью других лиц, в качестве которых могут выступать как пассажиры автомобиля, так и проходящие мимо пешеходы. При этом никаких комментариев по поводу использования помощи других лиц не приводится.
На практике можно попросить пешехода проследить за тем, что при движении задним ходом машина не заденет другие автомобили или прочие препятствия. Кроме того, Ваш помощник может подать жест приближающимся автомобилям и они не будут препятствовать завершению маневра.
Однако имейте в виду, что обращение к помощи других лиц не освобождает водителя от обязанности не создавать помех иным транспортным средствам.
Где запрещено движение задним ходом в 2020 году?
В пунктах 8.12 и 16.1 ПДД перечислены ситуации, в которых запрещено движение задним ходом:
- на перекрестках;
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах остановок маршрутных транспортных средств;
- на автомагистралях.
Во всех перечисленных случаях движение в обратном направлении может создать аварийную ситуацию.
Обратите внимание, что маневр не запрещен на дорогах с односторонним движением, однако его выполнение возможно лишь до тех пор, пока на пути автомобиля не появится перекресток, тоннель, мост или другое сооружение из приведенного выше списка.
Рекомендую еще раз прочитать перечень мест, где запрещено движение задним ходом. Его необходимо запомнить.
Штраф за езду задним ходом
Размер штрафа напрямую зависит от места совершения правонарушения. При движении в обратном направлении по автомагистрали размер штрафа составит 2 500 рублей (статья 12.11 КоАП).
Во всех остальных случаях размер штрафа составит 500 рублей (статья 12.14 КоАП).
ДТП при движении задом
Рассмотрим популярные дорожно-транспортные происшествия при движении задним ходом:
Столкновение может произойти в том случае, если водитель паркующегося автомобиля неуверенно пользуется зеркалами заднего вида (например, использует только правое зеркало вместо всех трех). Чаще всего авария происходит между автомобилем, выполняющим параллельную парковку (оранжевым), и автомобилем, «подперевшим» его сзади (зеленым). Однако возможны и более экзотические ситуации.
Например, водитель зеленой машины может испугаться паркующегося автомобиля, быстро включить задний ход и врезаться в красный автомобиль, подъехавший к нему сзади. Несколько лет назад мне довелось увидеть подобное ДТП на практике, так что ситуация не вымышленная.
Обратите внимание, что при столкновении зеленой и красной машин водитель, выполняющий параллельную парковку, не является участником ДТП и платить за ремонт поврежденных автомобилей не будет. Оплачивать ремонт будет водитель зеленого автомобиля.
2. Движение задним ходом на территории парковки супермаркета или автостоянки.
Подобные ДТП происходят с завидной регулярностью около всех крупных магазинов. Причиной ДТП, как и в предыдущем случае, служит невнимательность водителя оранжевого автомобиля, сдающего назад.
Как предотвратить ДТП?
Несколько рекомендаций, которые помогут избежать столкновения:
1. Если на Вас задним ходом едет автомобиль, то ни в коем случае не включайте задний ход. Используйте звуковой сигнал. Любой адекватный водитель, услышав звуковой сигнал, прекратит движение.
К сожалению, на практике можно встретить водителей, которые не понимают значения звукового сигнала и никак на него не реагируют. Просто имейте в виду, что если автомобиль продолжает движение, то лучше отъехать подальше от глухого водителя. При этом отъезжать следует только вперед. Включение задней передачи может сделать Вас виновником ДТП.
И в любом случае не забывайте про звуковой сигнал. Даже если водитель и не отреагирует на него, Вы по крайней мере привлечете внимание свидетелей, которые в будущем помогут доказать Вашу невиновность.
2. Если при движении в обратном направлении Вы слышите звуковой сигнал, то как можно скорее остановите машину. Лучше задержаться на пару минут, выйти из своего автомобиля и осмотреться, чем врезаться в чужой автомобиль и потратить кучу времени на оформление документов о ДТП и решение вопросов со страховой компанией и автосервисом.
3. Используйте все зеркала заднего вида (правое, левое, салонное), смотрите в них по очереди.
4. При движении между парковочными рядами внимательно следите за автомобилями слева и справа. Обратите внимание, следить за соседними автомобилями следует также, если Вы остановились на парковке. Например, если Вы уступаете дорогу транспортным средствам, имеющим преимущество.
Дело в том, что другой автомобиль может начать движение, не посмотрев предварительно в зеркала заднего вида. Отследить маневры других машин можно только с помощью поворота головы. Естественно, не следует обращать внимания на автомобили, за рулем которых никого нет.
5. Используйте задний ход только тогда, когда Вы не торопитесь. Применительно к парковке у магазина это означает, что лучшее решение — спокойно поставить автомобиль задом на парковочное место перед походом в магазин, а после посещения магазина выехать передом.
ДТП, как правило, происходят именно при выезде с парковки, когда водитель спешит домой или по делам. Поэтому подобную ситуацию следует исключить.
Подведем итоги. Движение задним ходом — самый опасный для водителя маневр. Штраф за движение задним ходом не велик, однако водитель автомобиля, едущего задом, будет признан виновником любого ДТП.
Ну и напоследок предлагаю посмотреть видео ДТП, причиной которого послужила невнимательность водителя:
ДТП в жилой зоне, движение задним ходом, помеха справа
Вопрос:
Я ехал по жилой зоне. Второй участник ДТП отъезжал от подъезда справа, двигался задним ходом и совершил столкновение с моим автомобилем. Инспектор заявил, что виноват я, так как в жилой зоне действует правило «помеха справа». Прав ли инспектор?
Ответ юриста:
Не все так однозначно. Водитель автомобиля, двигавшегося задним ходом, нарушил пункт 8.12 ПДД — т. е. этот его манёвр не был безопасен. Он не прибег к помощи других лиц (это обязательно, если есть необходимость) и создал помехи для вас как другого участника движения.
Достаточных данных у меня нет, но возможно, виноваты и вы — скажем, превысили скорость (здесь стоит отметить, что территория является жилой зоной, только если установлены соответствующие знаки). Важным фактом является и то, двигался ли сдававший назад автомобиль в момент аварии или успел остановиться (что может подтверждаться следами сдвига колес на дорожном покрытии). В том, что в жилой зоне действует правило «помеха справа» инспектор прав, но это не снимает с водителя двигавшегося задним ходом автомобиля обязанности выполнять пункт 8.12 ПДД.
Практически в любом случае, ответственность с двигавшегося задним ходом водителя не снимается. Скорее всего — это обоюдная вина, либо вина водителя, двигавшегося задним ходом.
Некоторые другие отвеченные вопросы из раздела «Дорожно-транспортные происшествия»:
Произошло ДТП с большегрузными машинами вследствие колеи на дороге. Нашу машину выкинуло на полосу встречного движения, вследствие чего произошло столкновение лоб в лоб.
Сбили маму. Виновник отвёз её в больницу, данных по поводу аварии узнать не можем, так как инспектор будет только через день.
Перед перекрестком, подъезжая к светофору, остановился на красный сигнал. Загорелся зелёный, я поехал. Услышав звук тормозов, я остановился.
Я ехал по трассе. Сработала подушка безопасности, вследствие чего я съехал с дороги . сказали что подушка сработала после того как я съехал с трассы, а не до того.
Три года назад попал в аварию на своем автомобиле, при этом пострадал пассажир (тяжкие телесные повреждения), но он готов написать «мировую».
Во дворе попал в ДТП. В протоколе с места происшествия я признан потерпевшим. Но в комиссии по разбору мне заявили, что они предполагают движение моего автомобиля по встречной полосе.
Произошёл непреднамеренный наезд на пешехода в зоне нерегулируемого пешеходного перехода. Человека не было видно из-за остановившегося троллейбуса.
Я признан виновником ДТП. Пришло извещение о проведении независимой экспертизы. Обязательно ли мне присутствовать на независимом осмотре автомобиля?
Я ехал по жилой зоне. Второй участник аварии отъезжал от подъезда справа, двигался задним ходом и совершил столкновение с моим автомобилем.
Я совершил наезд на пешехода, который переходил дорогу в неположенном месте. Он был в состоянии алкогольного опьянения. Установлена вина пешехода.
Я зацепил легковой автомобиль, но не заметил этого. Уехал. На нем остались повреждения. Кто будет выплачивать ущерб — я или страховая?
Я попал в аварию по чужой вине. Горе-водитель с места столкновения сбежал, но я запомнил марку и номер его автомобиля. Оповестил звонком сотрудников ДПС.
Стоял на светофоре (горел красный свет). В зад моего автомобиля въехала машина, за рулем которой был пьяный военнослужащий на личном транспорте.
Я выехал со двора, а через 3 часа мне звонит инспектор ГИБДД и говорит о том, что я повредил бампер припаркованному в этом же дворе автомобилю и скрылся с места ДТП.
При въезде во двор повредила чужую машину. С места аварии отъехала, припарковала свою машину и вызвала ГИБДД.
Я ехал по своей стороне и мне навстречу, по моей же полосе, ехал автомобиль, который при приближении прижался вправо. Поравнявшись с ним, мне навстречу «вылетел» другой автомобиль.
Я притормозил, включил левый указатель поворота и начал выполнять поворот налево. При выполнении маневра меня обгоняет другой автомобиль и задевает переднее левое крыло.
В меня врезался пьяный водитель. В отношении этого самого водителя возбудили уголовное дело, я — свидетель. Как мне подать иск о возмещении материального вреда?
Стоящую во дворе машину повредил грузовик, скрывшийся с места происшествия. Свидетели есть, номер записан. ГИБДД бездействует.
Я виновен в ДТП. Потерпевший предложил решить вопрос на месте, не дожидаясь ГИБДД. Я не отказался, но у меня и моей подруги не оказалось с собой таких денег.
На дорогу упал пьяный мужчина, я его не заметил и сбил (летальный исход). Все оформили и дело у следователя, но они ничего не говорят.
Произошло ДТП с участием 6 автомобилей. Я в этом «паровозике» шестой, то есть последний.
Муж перебрал, захотел сесть за руль. Я возражала, ведь прав у него нет, лишен. Он все равно сел. Нас занесло, мы ударили дорогую иномарку.
Попал в аварию. Впереди идущий автомобиль внезапно применил экстренное торможение, без видимых на то причин. Я в него врезался.
Уехал и не заметил: как потерять права из-за невнимательности
В необычную ситуацию попал столичный автомобилист, который приехал в собственный двор. Проезжая между машинами, он не заметил, что задел припаркованный автомобиль такси, проехал мимо и оставил свою машину неподалеку. Таксист вызвал инспекторов ГИБДД, которые не только на глаз определили виновника, но и составили на него протокол за оставление места аварии.
Согласно ч. 2 ст 12.27 «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием» такое деяние наказывается лишением прав на срок от года до полутора лет или административным арестом на срок до 15 суток. Но сам виновник аварии Роман Алексеев (фамилия изменена по просьбе героя) не соглашается с тем, что именно он притер машину таксиста, и надеется сохранить права.
«Когда на следующий день я подошел к своей машине, то на стекле была записка с просьбой связаться по указанному номеру телефона, — рассказал Алексеев Autonews.ru. — Потом заметил на автомобиле следы, характерные для ситуации «притерся при парковке». Судя по расположению машины, притерся я. Оказалось, что записку оставил таксист из соседнего дома. Машина у него в аренде. Когда таксист увидел следы, то по инструкции вызвал сотрудников ДПС. Те осмотрели двор, нашли мою машину и выписали определение, что аварию устроил я, а потом скрылся с места ДТП. И возбудили дело».
Водитель утверждает, что его машина находится в лизинге у компании-работодателя и застрахована по каско и ОСАГО — с таким набором намеренно уезжать с места аварии просто не было смысла. Ситуацию можно было бы решить проще, говорит Алексеев: «У второго водителя претензий нет, он понимает, что страховые могут спокойно договориться между собой. Но определение на меня уже составлено. Я вызывал на место страхового комиссара, но он говорит, что меня все равно лишат прав».
Сейчас Алексеев не может с уверенностью сказать, что именно он задел такси. «Я парковался параллельно задом, торопился, громко играла музыка, я не видел и не слышал ничего подозрительного. У таксиста оказалась только содрана пленка, возможно, даже слой краски не поврежден. Думаю, если бы произошло что-то более серьезное, наверное, заметил бы. Хотя эксперты мне сказали, что характерные следы на автомобилях совпадают», — говорит автомобилист.
Адвокаты объяснили, что в такой ситуации, даже когда автомобилист не нанес серьезного ущерба и, как уверяет, не имел злого умысла покинуть место ДТП, ему все равно грозит лишение прав. С точки зрения закона в этой ситуации важен сам факт оставления места аварии, а не ее значительность.
Адвокат Александр Леманн объясняет, что побег с места ДТП трактуется законом как очень подозрительное действие и поэтому так строго наказывается: «У сбежавшего водителя может быть при себе оружие, наркотики, он может быть в розыске. Законодатель исходит из того, что, если автомобилист уезжает, значит, у него были на это какие-то причины».
Говоря об описанном происшествии, адвокат подтверждает, что в этой ситуации будет стопроцентное лишение прав: «Водитель не имеет права не заметить, что попал в ДТП, он не может проигнорировать, что причинил вред другим участникам движения. Объяснения «не заметил» и «ущерба нет» здесь не работают. Если вы не чувствуете, что устроили аварию, то есть повод задуматься, а насколько успешно вы прошли медкомиссию для получения прав. Здесь водитель сам до конца не уверен, что произошло, но суды на такое положение дел смотрят однозначно: притирать чужие машины нельзя».
При этом адвокат уточняет: если соприкосновение транспортных средств оказалось бы незначительным, а повреждений не возникло бы вовсе, то в суде можно было бы поставить вопрос об отсутствии умысла. У попавших в такую ситуацию водителей есть все шансы переквалифицировать дело на более легкую ч. 1 ст. 12.27 КоАП, которая влечет только штраф в 1 тыс. рублей.
«В таком случае можно доказать, что человек не был осведомлен о том, что совершил ДТП, и у него не было умысла сбегать, нарушая законные интересы третьих лиц. В моей практике есть случаи, когда суды идут навстречу и действительно переквалифицируют дела», — добавляет Леманн.
По словам адвоката, если водитель совершенно точно уверен, что никого не задевал, а жалоба оппонента не обоснованна, это придется доказывать в суде. Сотрудники ГИБДД имеют право в такой ситуации определить лишь возможного виновника ДТП, сравнив характер повреждений и указав это в протоколе. Но это еще не конечная инстанция.
Если не найдется свидетелей и отсутствуют записи с камер, то можно заказать проведение экспертизы и поставить перед экспертами вопросы о том, соответствует ли характер повреждений сложившейся дорожной ситуации и могли ли повреждения образоваться в результате контакта конкретных транспортных средств. Нередко такие экспертизы показывают, что характер повреждений не сопоставим с имеющимися на двух автомобилях по высоте и механизму образований.
С этим мнением согласен и адвокат Марат Аманлиев. Он утверждает, что, если водитель уверен в своей невиновности, необходимо настаивать на проведении экспертизы. «На пальцах вину в таких случаях устанавливать нельзя», — заявил эксперт.
Как ГИБДД лишает «прав» за движение задним ходом
Подобная уверенность основана на однажды выученном пункте ПДД под номером 8.12: «движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения». А в том, что «уж я то точно никому не помешаю, даже когда решу отчебучить что-нибудь невообразимое на дороге», уверен практически каждый водитель.
В Правилах также запрещается сдавать назад на перекрестке, пешеходном переходе, железнодорожном переезде, автобусной остановке, мосту, путепроводе, эстакаде, в тоннеле и местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 метров. На этом основании сообразительные граждане делают вывод: во всех остальных местах и направлениях ездить задом можно и ГИБДД за это ничего не сделает.
В русле такой логики получается, что, например, оказавшись в дорожном заторе, допустимо развернуться, выехав на встречную полосу, а затем двинуться по ней задним ходом, объезжая таким образом «пробку». Логика логикой, но только надо помнить, что в данном случае вступает в действие статья 12.15.4 КоАП. По ней за «выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения», а именно так квалифицируется подобный маневр, особо хитрому водителю грозит лишение «прав» на 4—6 месяцев.
Бывает, что аналогичным образом — задним ходом «против шерсти» — пытаются двигаться по улице с односторонним движением.
Тут приходится различать две ситуации. Первая, когда водитель просто паркуется или сдает кормой к свободному парковочному месту. Вторая, когда хитрец изначально въезжает задом на улицу с односторонним движением во встречном направлении. Верховный Суд расставил «точки над ё» подобной ситуации. Вкратце, его позиция такова: заезжать задом во встречном направлении на одностороннюю дорогу нельзя — лишение «прав» по 12.16.3 КоАП, а пятиться для парковки — пожалуйста. Казалось бы, все ясно. Но в ПДД не уточняется: сколько именно метров можно таким образом проехать — 10, 20, 100 или три километра?
По этой прчине, если сотрудник ГИБДД волюнтаристским образом решит, что водитель слишком долго, на его служивый взгляд, двигался задом до места парковки на односторонней улице, на последнего легко и непринужденно составят лишенческий протокол. И доказать свою невиновность автомобилисту будет крайне сложно.
Еще один случай, когда водитель может лишиться «прав» за движение задним ходом, связано с перекрестками. Да, за такую езду предусмотрен лишь штраф в 500 ₽ — ст. 12.16.1 КоАП. Но как только машина своей кормой выезжает за границу перекрестка и начинает двигаться уже по улице, прилегающей к нему — все: гражданин немедленно оказывается под юрисдикцией известной статьи КоАП, карающей «за встречку» — 12.15.4. В соответсвии с ней, за легкомысленную езду задним ходом его, как минимум, оштрафуют, либо лишат в/у.
Причины ДТП задним ходом, штраф и другие наказания
Использовать задний ход во время езды на автомобиле иногда необходимо. Но этот опасный маневр легко может привести к аварии. А все из-за того, что водители бывают невнимательны, не обладают достаточными навыками, не всегда помнят, где он разрешен и запрещен. Расплатой за ДТП станут не только расходы на компенсацию потерпевшему, но и административное наказание.
Правильная езда задним ходом
Маневр допустимо применять там, где он не создаст опасности, не помешает прочим участникам движения. К ним относятся автомобили и пешеходы. Если машина двигалась задним ходом и попала в ДТП, ее водитель и будет признан виновным в подавляющем большинстве случаев. Ведь происшествие означает, что он пренебрег пунктом 8.12 ПДД, указывающим, как нужно совершать маневр.
Чтобы избежать проблем, движение задним ходом необходимо осуществлять с соблюдением условий:
- только на отрезках дорог с односторонним движением, парковках и стоянках, в местах, где отсутствуют запрещающие или ограничительные символы;
- сначала убедиться, что маневр безопасен для других авто и людей;
- быть уверенным, что на пути машины нет и не возникнет препятствий, есть достаточно места для разворота;
- во время выполнения снизить скорость до минимальной;
- при недостаточно просматриваемой дороге воспользоваться помощью другого человека.
Выполнение всех требований поможет выполнить маневр четко и достаточно быстро.
А здесь подробнее о ДТП и аварийных ситуациях по вине третьего лица.
Когда сдавать назад запрещено
Никакие предосторожности и водительский опыт не помогут избежать проблем, если ехать задним ходом там, где это не допускается правилами. Маневр запрещается:
- на перекрестках;
- около пешеходных переходов и непосредственно на них;
- в тоннелях;
- на мосту, эстакаде, путепроводе;
- поблизости от железнодорожного переезда и на нем;
- на остановках общественного транспорта и маршруток;
- на магистралях;
- там, где дорогу видно не более чем на 100 м, то есть при плохом обзоре.
Перечень мест, где не допускается езда задним ходом, имеется в пунктах 16.1 и 8.11 ПДД. По сути они дополняют, расширяют и уточняют раздел 8.12 Правил, в котором сказано:
Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.
Ведь осуществление маневра на любом из перечисленных отрезков создает аварийную ситуацию.
Причины ДТП
Дорожные происшествия при использовании заднего хода возникают как раз из-за игнорирования требований ПДД. Но если конкретизировать их причины, наиболее распространенными являются:
Параллельная парковка. Один автомобиль пытается заехать на место, чтобы остаться на стоянке. Другой подпирает его сзади.
- Если водитель первого не умеет следить за происходящим с помощью зеркал, то может не увидеть оппонента. И его машина врежется в находящееся позади ТС.
- Та же ситуация, но второй автомобиль пытается избежать наезда на него. То есть первая машина неаккуратно паркуется, а водитель второй включает задний ход, чтобы уступить ей пространство. В результате уже он наезжает на находящееся позади ТС.
- Выезд с парковки. Подобное бывает, если территория плотно заставлена автомобилями. Желающая покинуть ее, машина пятится задом. Мимо проезжает другое авто, водитель которого собирается припарковаться. Первый автомобилист из-за плохого обзора не видит оппонента, происходит столкновение.
Негативную роль в таких ситуациях играют невнимательность, отсутствие навыков езды и маневрирования, спешка.
О том, как нельзя ездить задним ходом, смотрите в этом видео:
Штраф за аварию задним ходом, в т.ч. на парковке
Наказание за ДТП, случившееся из-за движения задним ходом, отличается в зависимости от того, при каких обстоятельствах это произошло. Может быть применена часть 3 статьи 12.11 КоАП:
В большинстве случаев нарушителям вменяют часть 2 статьи 12.14 Кодекса:
Применяют при подобном нарушении и часть 3 статьи 12.16 КоАП:
А если оно совершено повторно в течение года после первого, штраф 5000 р. заплатят только водители, которых «поймала» камера видеофиксации. Остальным грозит лишение прав уже на целый год.
Не всем понятно, накажут ли автомобилиста штрафом, если авария произошла на парковке. Нет, такая мера за нарушение пункта 8.12 при данных обстоятельствах не предусмотрена, так как проступок не попадает ни под одну из статей КоАП. То есть инспектор ГИБДД должен вынести постановление, в котором укажет только игнорирование соответствующего раздела правил.
Но если в результате движения задним ходом поврежден другой автомобиль, водитель первого будет признан виновным. То есть его страховщик выплатит возмещение потерпевшему.
На практике сотрудники ГИБДД при авариях на парковках, вызванных движением задним ходом, часто выписывают штраф по ч.1 ст.12.15 или ч.2 ст.12.14, то есть 500 р. Но автомобилисту стоит обжаловать такое решение, так как оно противоречит существующему закону.
Как избежать ДТП
Последствия аварий при езде задних ходом чаще минимальны, так как маневр обычно выполняется на низкой скорости. И все же лучше избежать ДТП, чем потом оценивать ущерб. Что поможет в этом:
Если автомобилист видит, как на него пятится другая машина, не стоит тоже включать задний ход. Лучше посигналить, чтобы оппонент остановился. Если он продолжает ехать задом, выходом станет движение вперед и в сторону. И нужно не прекращать сигналить.
- Обязательно при движении задним ходом пользоваться поочередно всеми установленными на авто зеркалами. В том числе тем, что находится в салоне.
- При маневре важно сразу же реагировать на звуковой сигнал, подаваемый из другой машины. Необходимо сразу прекратить движение и выяснить, в чем дело. Поводом сигналить может быть возникшее на пути машины препятствие, которого ее водитель не увидел, а другой автомобилист заметил.
- При движении на парковке следует контролировать ТС слева и справа от себя. Не менее важно замечать, что происходит спереди и сзади. Видеть на 360 градусов нужно вне зависимости от того, паркуется ли автомобиль или пытается выехать на дорогу. Особое внимание машинам, водители которых остаются за рулем.
- Спешить при выполнении маневра нельзя, именно это часто провоцирует ДТП. Торопящемуся водителю лучше вообще не использовать задний ход.
- Если без маневра не обойтись, а его выполнение затруднено, обязательно следует воспользоваться помощью другого человека. Но это все равно не снимает ответственности за все с водителя.
А здесь подробнее о причинах возникновения ДТП.
В большинстве случаев ДТП при использовании заднего хода случаются на парковках возле офисов и магазинов. Неопытным водителям имеет смысл заранее определиться: стоит ли рисковать, выполняя маневр, или лучше поставить машину на обочине чуть подальше и пройти пешком. Если же авария случилась, а последствия ее незначительны, уезжать оттуда нельзя. Нужно разобраться с другим участником по поводу претензий, чтобы избежать применения статьи за оставление места ДТП.
Полезное видео
О том, как совершать езду задним ходом на дороге с односторонним движением, смотрите в этом видео: