Mitsubishi-ufa.ru

Авто СТО Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обоюдная вина в ДТП выплата по ОСАГО

Обоюдная вина в ДТП и выплата по ОСАГО при обоюдке

  • Что такое «обоюдная вина»
  • Как определить размер компенсации

Оформляя полис ОСАГО, каждый водитель убежден, что в случае ДТП ему частично или полностью удастся получить компенсацию за нанесенный ущерб. Но бывают ситуации, когда виноваты две стороны. Как в таких случаях поступает страховая компания, и кому, и в каком объеме она будет выплачивать компенсацию?

Что означает понятие “обоюдная вина”

Стоит отметить, что понятие “обоюдной вины” не определено на законодательном уровне. Его не встретишь ни в одном кодексе по административному праву — ГК РФ, законе об ОСАГО и т.д. Под этим термином сотрудники страховых компаний и служащие ГИБДД подразумевают ситуации, когда обе стороны считаются и виновниками, и потерпевшими в аварии. В этой ситуации эксперты ГИБДД оформляют обоюдку при ДТП документально, вручая каждому из участников происшествия протоколы об административном нарушении.

Как определяется размер компенсации

Нарушение ПДД обеими сторонами еще не доказывает их обоюдной виновности. Например, если один из них нарушил п.2.1.2 правил, не пристегнув ремень безопасности, в то время как второй участник не соблюдая п. 13.9 и не уступил дорогу, тогда правонарушение второй стороны очевидно, и об “обоюдке” речь не ведется.

Попав в ДТП, многие считают, что они обязаны самостоятельно восстановить свое транспортное средство. Это не совсем так. Большую роль в этом вопросе играет процентное отношение степени ущерба, нанесенного каждой из сторон. К примеру, если один из автомобилей (ВАЗ) получил ущерб на 20 тыс. рублей, а второй (Мерседес) — на 150 тыс. рублей, то каждый может рассчитывать на компенсацию, исходя из установленного судом процентного соотношения. Если для шофёра ВАЗа установлено значение в 20%, а для хозяина Мерседеса — 60%, в итоге страховая компания первого должна возместить 80% от 20 тыс. руб, а второго — 40% от 150 тыс. рублей соответственно.

Процесс получения выплат начинается с подачи заявления в страховую компанию. Многие отказывают потерпевшим, аргументируя это невозможностью установления степени виновности каждого из водителей. Тогда для установления правоты стороны обращаются в суды. Степень ущерба участников аварии определяется в судебном порядке, основываясь на п. 2 ст. 1083 Гражданского Кодекса РФ:

Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

П. 2 ст. 1083 Гражданского Кодекса РФ

Судебная практика показывает, что чаще всего выплата по ОСАГО при обоюдной вине водителей распределяется в равных частях между обоими сторонами процесса. Суды опираются на вышеуказанную статью ГК РФ, которая гласит, когда невозможно установить вину, она автоматически оценивается как равная. Доказать обратное порой бывает очень сложно, особенно без участия в деле опытного автоюриста. В случае судебного решения о распределении выплат 50/50, компании могут предложить водителям половинчатую компенсацию ущерба.

Обоюдная вина в ДТП и выплата по ОСАГО имеет множество “подводных камней” и юридических тонкостей, поэтому рекомендуем обратиться за помощью к профессиональным правоведам, имеющим опыт в делах о взыскании материального ущерба в “обоюдке” при ДТП.

Кому заплатят по ОСАГО, если оба виноваты?

Каждый водитель прекрасно понимает, что если он станет виновником ДТП, полис ОСАГО позволит ему полностью или частично избежать необходимости компенсировать финансовые потери пострадавшего. Но будет ли платить страховая компания, а главное – сколько и кому, если причиной аварии частично выступят обе стороны? Иными словами, что будет, если вина окажется обоюдной.

Что такое «обоюдная вина»?

Сразу оговоримся, что в административном праве (Гражданском кодексе, законе об ОСАГО) такого понятия, как «обоюдная вина» не существует. Под так называемой «обоюдкой» страховщики и сотрудники ГИБДД подразумевают ситуации, когда все участники ДТП в той или иной степени оказались нарушителями правил дорожного движения. Итак, при дорожно-транспортном происшествии могут возникнуть три ситуации:

  1. ДТП однозначно произошло по вине одного из участников дорожного движения. Все последствия этого очевидны, следовательно, выплату по ОСАГО получает потерпевший.
  2. Автоинспекторы выносят официальное постановление о прекращении производства по делу «в связи с невозможностью установить картину ДТП из-за противоречивых показаний его участников». В случае несогласия заинтересованных сторон с таким решением, дальнейшее выяснение обстоятельств происшествия будет происходить в суде.
  3. Нарушителями ПДД в группе разбора признаются оба участника аварии. Каждому выписываются протокол и постановление по делу об административном правонарушении.

С точки зрения юристов говорить об обоюдной вине можно только в третьем случае.

Кому и сколько заплатят при «обоюдке»

Поскольку наше законодательство никак не регулирует вопросы, связанные с обоюдной виной в ДТП, страховые компании решают проблему с выплатами по ОСАГО в подобных случаях очень просто:

  • Компенсируют каждому потерпевшему-виновнику по 50% ущерба, поскольку сложившаяся на данный момент судебная практика диктует именно такое развитие ситуации. Суды при этом основываются на закрепленной в ГК РФ норме (ст. 1083), что в случае невозможности установления степени вины, она автоматически признается равной. В то время, как доказать обратное, т.е. «неравность» оказывается порой очень сложно.
  • Отказывают в выплате всем заявителям, объясняя это невозможностью установить степень вины каждого участника ДТП. Зачастую при этом страховщики прекрасно осознают неправомерность своих действий и просто надеются, что клиенты не пойдут доказывать свою правоту в суд.

Между тем, справедливость и п. 2 ст. 1083 ГК РФ требуют, чтобы выплаты каждой стороне производились пропорционально степени вины. Теоретически никто с этим не спорит. Только вот установить меру истинной виновности и убедить в этом суд весьма непросто. Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях. Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца. Особенно из-за небольших сумм.

В случаях обоюдной вины большинство водителей с легкостью соглашаются на предложение страховой компании о половинчатой компенсации: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Одним словом, «обоюдка» выгодна страховой компании, поскольку правовая неразбериха оставляет ей немалое пространство для маневра. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере. Водитель А получил ущерб на 50 000 рублей, а водитель В – на 100 000 рублей. В случае признания обоюдной вины, они, соответственно, получат 25 000 и 50 000 рублей.

Суд поможет решить, кто виноват в ДТП

Кто виноват?

Произошло ДТП с участием двух машин. Владелица одного из автомобилей Нина Тлюнева* обратилась в САО «ВСК» за взысканием страхового возмещения. Страховая компания признала вину водителей обоюдной, осмотрела машину, определила 750 037 руб. ущерба и выплатила половину этих денег – 375 019 руб. Не согласившись с размером возмещения, Тлюнева подала несколько претензий, а затем иск.

ИСТЕЦ: Нина Тлюнева*

ОТВЕТЧИК: САО «ВСК»

СУТЬ СПОРА: О взыскании страховой выплаты, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда

РЕШЕНИЕ: Апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд второй инстанции

Майкопский городской суд Республики Адыгея изучил административный материал, из которого усматривается обоюдная вина водителей: один не уступил дорогу встречной машине при повороте (п. 8.8 ПДД), второй управлял автомобилем без полиса ОСАГО и с покрытием на переднем стекле, ухудшающим обзор. Документ, определяющий степень вины каждого водителя, отсутствует. Поэтому суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Верховный суд Республики Адыгея оставил это решение без изменения. Они напомнили: при обоюдной вине участников ДТП выплате подлежит 50% суммы страхового возмещения.

Читать еще:  Новые разъяснения по ОСАГО от Верховного Суда

Верховный суд решил, что факт привлечения участников ДТП к административной ответственности не является безусловным основанием для возложения на них гражданско-правовой ответственности за ущерб. Причинно-следственная связь между ДТП и управлением машиной с покрытием на переднем стекле не устанавливались, а отсутствие страхового полиса ОСАГО в принципе нельзя связать с аварией. ВС считает, что нижестоящие суды должны были установить степень вины каждого лица, и с учетом этого взыскать со страховой выплату. Поскольку это не было сделано, ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (№ 24-КГ18-17). Пока еще оно не рассмотрено.

Что делать?

По мнению управляющего партнера Althaus Legal Althaus Legal Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения Профайл компании × Андрея Бежана, позиция судов общей юрисдикции была неверной. Она основывалась на том, что при установлении факта привлечения к административной ответственности обоих участников ДТП вина считается обоюдной. Это, уверен Бежан, свидетельствует о неустановленности степени вины участников ДТП. «Лицо может быть привлечено к ответственности только в том случае, если нарушение непосредственно или опосредованно привело к причинению ущерба», – отметил старший юрист BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Международные судебные разбирательства группа Семейное и наследственное право группа Банкротство (включая споры) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Уголовное право 11 место По количеству юристов Профайл компании × Олег Хмелевский.

Суд самостоятельно обязан установить такие важные обстоятельства, как наличие вреда, противоправность действий его причинителя, причинно-следственную связь ними и вину причинителя вреда, отметил адвокат КА «Меклер и партнеры» Анатолий Клейменов. «Сделать это суд должен на основании всех имеющихся доказательств, к которым относятся не только материалы дела об административном правонарушении, но и результаты судебных экспертиз, а также показания свидетелей», – считает Клейменов. Юрист ЮФ Надмитов, Иванов и партнеры Надмитов, Иванов и партнеры Федеральный рейтинг. × Делгира Ходжаева рассказала, что суды часто определяют степень вины участников ДТП (например, в этих делах № 33-19245/2016, № 33-6977/2016).

«Если вина обоих водителей будет установлена, должна быть установлена и степень их вины. Она, по сути, является той пропорцией, в которой стороны обязаны возместить причиненный вред. Степень вины одного водителя может быть оценена, например, в 60%, а другого в 40%. Такие прецеденты по этой категории дел уже были»

Что касается судьбы этого дела, при новом рассмотрении суд апелляционной инстанции должен будет учесть все неучтенные обстоятельства и вынести новое решение. Достоверно установить, каким оно будет, сейчас не представляется возможным, говорит Клейменов. Все будет зависеть от оценки ранее не учтенных обстоятельств и новых доказательств, которые представят стороны.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Обоюдная вина при ДТП: заплатят ли по ОСАГО

Сразу следует отметить, что такого понятия, как обоюдная вина, в российском законодательстве в настоящее время нет — эту формулировку не сыскать ни в одном нормативном акте. Под этим неофициальным термином сотрудники ГИБДД и представители страховых компаний подразумевают аварии, в которых обе стороны нарушили ПДД и одновременно выступили как виновниками, так и потерпевшими.

В подобных ситуациях гаишники вручают каждому участнику ДТП «свой» протокол об административном нарушении. Однако пренебрежение ПДД вовсе не является доказательством обоюдной вины — каждый конкретный случай рассматривается в частном порядке. Разве может идти речь об «обоюдке», когда, скажем, один водитель оставил дома «права», а второй — превысил на 60 км/ч максимально разрешенную скорость? Конечно, нет. Ведь забытое удостоверение никак не могло спровоцировать аварию.

Совсем другое дело, если оба автовладельца допустили существенные нарушения Правил, которые и привели к ДТП: одному, к примеру, инспекторы вменили несоблюдение приоритета при движении, а второму — разворот в неположенном месте. Такие спорные аварии по умолчанию признаются равнозначными, и каждый водитель получает по 50% от возможной суммы компенсации ущерба по ОСАГО.

Как показывает практика, многие «обоюдки» приводят автовладельцев в суд. Чаще всего водители обращаются к Фемиде, когда страховые компании отказывают им даже в частичной компенсации, что хоть и редко, но случается, или если они не согласны с равной степенью вины (50/50). Последняя по итогам заседаний может быть пересмотрена и определена в другом процентном соотношении: 10/90, 20/80, 30/70 или 40/60. Каждый случай, повторимся, рассматривается индивидуально.

Если суд постановил, что один участник ДТП виновен на 70%, то ему страховая компания выплатит по ОСАГО уже не 50% от возможной суммы, а только 30%. Второй водитель, соответственно, получит больше половины — а именно 70% — поскольку его вина составляет 30%. Напомним, что на сегодняшний день максимальная компенсация за «раненую» машину по обязательной «автогражданке» равняется 400 000 рублей.

Важно отметить, что помимо «обоюдных» аварий существуют и те, в которых установить зачинщика никак не представляется возможным. Участники таких ДТП, согласно постановлению Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года, не имеют права на возмещение вреда друг от друга. Иными словами, ремонтировать автомобиль придется своими силами или силами страховой компании при наличии полиса КАСКО.

Обоюдная вина при ДТП

Не всегда виновником дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП) является только один человек. Достаточно часто виновниками ДТП признают нескольких человек. В таких случаях обычно говорят, что у таких лиц обоюдная вина в совершении ДТП, и все последствия, которые наступают после совершения ДТП, касаются всех лиц, виновных в ДТП.

Следует заметить, что в законодательстве не дано определение понятия «обоюдная вина». На практике этот термин используется в случаях, когда в совершении ДТП виноваты несколько участников ДТП. При наличии такой обоюдной вины на практике возникает достаточно много проблемных вопросов.

Первой из таких проблем является все же сам факт наличия у участников ДТП обоюдной вины в совершении ДТП. Предварительное установление факта обоюдной вины участников ДТП осуществляется правоохранительными органами, которыми осуществляется фиксация и оформление факта ДТП. Особое внимание нужно обратить на словосочетание «предварительное установление факта обоюдной вины», поскольку установление наличия или отсутствия у участников ДТП вины в совершении любого ДТП осуществляется в судебном порядке, самими же работниками правоохранительных органов, которыми осуществлялась фиксация ДТП, наличие, отсутствие или же степень вины в причинении ДТП не устанавливается. А потому, если представители правоохранительных органов говорят о том, что в совершении ДТП есть обоюдная вина нескольких участников ДТП, на самом деле это не всегда может быть так.

Достаточно часты случаи, когда работники правоохранительных органов, прибывшие на место ДТП для его оформления, если они видят, что оформление ДТП, и непосредственно установление виновника ДТП будет достаточно сложным, не желая заниматься выяснением кто именно из нескольких участников ДТП совершил такое ДТП, могут привлечь к ответственности нескольких участников ДТП. Если Вы считаете, что виновным в совершении ДТП является другое лицо, а Вас привлекают к административной ответственности безосновательно, то в таких случаях в протоколе об административном правонарушении в специально отведенной для этого графе следует отметить, что вы не согласны с указанными сведениями, и в дальнейшем оспаривать такой протокол об административном правонарушении. Для того чтобы успешно защитить свои права следует осуществить по меньшей мере фото- и видеофиксацию места ДТП и привлечь по возможности свидетелей, которые подтвердили бы ваши показания. Не следует забывать также и о возможности записи факта совершении ДТП городскими камерами, если таковые были установлены на месте ДТП.

Оформление факта ДТП в случае возможной взаимной вины участников ДТП осуществляется в аналогичном порядке, что и в случаях возможной вине только одного человека, за исключением одного:

протокол о совершении административного правонарушения и соответствующее привлечение к административной ответственности осуществляется по нескольким участникам ДТП,

которые могут иметь отношение к совершению ДТП.

Второй проблемой, с которой Вы можете столкнуться в таких случаях — это получение возмещения за причиненный вред. С первого взгляда кажется, что все просто и между собой можно договориться, что каждый самостоятельно ремонтирует свой автомобиль. Но не всегда все так просто, особенно когда это касается получения страхового возмещения.

Читать еще:  Верховный суд рассказал, как найти виновника ДТП

Сначала обратим внимание на обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Обычно люди считают, что в таких случаях страховое возмещение не выплачивается, а страховые компании, пользуясь этим, отказывают в выплате страхового возмещения. Однако такое утверждение является ошибочным, и страховое возмещение в таких случаях все же выплачивается. Из сути этого вида страхования следует, что страховое возмещение потерпевшему выплачивается в случае, если в результате ДТП у виновника (виновников) ДТП, возникает обязательство по возмещению причиненного ими ущерба, то есть существуют основания для привлечения таких лиц к гражданско-правовой ответственности.

Как же быть, если пострадавший в результате ДТП есть еще и одним из виновников ДТП? В таких случаях следует иметь в виду, что Вы можете рассчитывать на страховое возмещение, размер которого зависит от процентного соотношения Вашей вины в причинении вреда. Например, если виновниками ДТП являются два человека, и судом установлено, что другой соучастник ДТП виновен в причинении ДТП на 60%, а Вы соответственно на 40%, то если взять общий размер убытков понесенный Вами в результате ДТП за 100%, то соответственно Вы получите возмещение в размере 60% от размера понесенных Вами убытков.

Опять же, на теории все просто. На практике же, могут возникать ситуации, затрудняющие процесс получения страхового возмещения. Так, не определение судом степени вины каждого из водителей в совершении ДТП, может быть причиной того, что страховая компания имеет право задержать выплату страхового возмещения до установления степени вины каждого из участников ДТП. Иногда страховые компании могут все же взять за основу соотношение вины 50% на 50% без установления такого соотношения в суде. Однако, страховая компания может и не пойти Вам на встречу, и не осуществить выплату страхового возмещения пока не будет осуществлено установление судом такого соотношения.

Суды, которыми осуществляется рассмотрение дела об административном правонарушении, устанавливают только наличие или отсутствие вины лица в совершении ДТП,

не устанавливая ее степени в случае обоюдной вины. Установление же степени вины в таких случаях осуществляется в порядке гражданского судопроизводства. Как показывает практика суды могут как определить соотношение 50% на 50% так и могут возложить большую часть вины кого-то из соучастников ДТП. Но опять же, обращаясь к судебной практике видно, что существует возможность оспорить установленную судом степень вины участника ДТП.

С получением страхового возмещения по Каско тоже возникают определенные сложности, и в первую очередь это связано с самим Договором Каско. Так, если Договором Каско предусмотрено покрытие убытков, возникших в результате нарушения Правил Дорожного движения (поскольку вина обоюдная, а потому оба участника ДТП допустили нарушения Правил Дорожного движения) страховая выплатит страховое возмещение в пределах понесенных убытков. Если Договором предусмотрено, что убытки возникшие в результате нарушения Правил Дорожного движения исключаются из страхового покрытия, то соответственно ждать страхового возмещения не стоит. В таких случаях возмещение ущерба осуществляется страховой компанией другого участника ДТП, но уже в пределах вины своего клиента.

В случае, если понесенные убытки с учетом степени вины превышают лимит возмещения по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности, а Договор Каско отсутствует, то соответственно возмещение убытков непокрытых полисом обязательного страхования гражданско-правовой ответственности происходит за счет другого участника ДТП, но исключительно в пределах разницы между размером выплаченного страхового возмещения и размером понесенных убытков в результате ДТП, с учетом Вашей степени вины в совершении ДТП.

Третьей проблемой, которая может настичь участника ДТП при обоюдной вине — это регрессное требование страховой компании другого участника ДТП при условии, что у него был заключен договор Каско, или же требование другого участника (участников ДТП), по возмещению понесенных убытков в результате ДТП, в случае если выплаченного страхового возмещения недостаточно для покрытия понесенных убытков с учетом степени вины других участников ДТП. Однако в данном случае проблемой будет не само регрессное требование, а скорее размер такого требования. Размер такого регрессного требования в любом случае не должен превышать размера степени вины в совершении ДТП лица, к которому обращаются с регрессным требованием. В случае, если такие пропорции не соблюдены, такое требование страховой компании подлежит обжалованию.

В случаях обращения других участников ДТП о возмещении понесенных убытков в результате ДТП, в случае, если выплаченного страхового возмещения недостаточно для покрытия понесенных убытков с учетом степени вины других участников ДТП, размер таких требований не должен превышать размера разницы между суммой выплаченного страхового возмещения и размером понесенных убытков с учетом степени вины этих лиц в совершении ДТП.

В случае попадания в ДТП, не стоит ждать пока начнут возникать проблемы с вынесением судом постановления о привлечении Вас к ответственности, установлением судом правильной степени Вашей вины в совершении ДТП, с получением страхового возмещения или получением Вами регрессного требования страховой компании. В таких случаях важна каждая минута, поэтому

сразу следует звонить автоюристу для получения юридической помощи

и заручения его поддержкой для защиты своих прав при урегулировании конфликтных вопросов, возникновение которых связано с наступлением ДТП. Помощь при ДТП является одной из профильных сфер деятельности автоадвоката и ему известны все нюансы, которые могут возникнуть при совершении ДТП. Своевременное обращение к автомобильному юристу при ДТП, позволит Вам сэкономить Ваше время и средства, поскольку достоверно известно, что профилактика дешевле лечения.

Обоюдная вина при ДТП

Автор: vitaliy_dunaev | 08/06/2015

Мои клиенты очень часто спрашивают:
Как будет производиться выплаты при обоюдной вине при ДТП. Как совершается выплата по Автогражданке при обоюдной вине в ДТП. Это действительно очень интересная тема, так как случаи оформление обоюдной вины в дтп
увеличиваються.

Что такое обоюдная вина при ДТП?

Обоюдная вина при ДТП – чтобы кто не говорил, термин обоюдная вина при дтп скандальный термин. В первую очередь из-за того, что мы его не правильно пониманием. Предлагаю рассмотреть ситуации, когда возникает понятие «обоюдная вина при ДТП». На самом деле, сложностей с организацией документального оформления обоюдной вины очень много, хотя ситуаций, когда возникает данное понятие не много.

Первый случай. Случилось ДТП. Один из водителей, под разными факторами воздействия, признает свою вину. А потом, например, получается так, что когда приходит здравый ум, то получается, например, что страховая выплата больше ныне существующего лимита, при этом официальные документы, где зафиксирована эта вина, уже оформлены, но суд не состоялся. О том, как ведет себя суд, при оформлении обоюдной вины, поговорим позже.

Вторая ситуация. ДТП произошло тогда, когда оба водителя нарушали правила дорожного движения. К примеру, оба водителя вышли на обгон на встречную полосу и столкнулись.

Столкновение на стоянке можно оформить, как обоюдная вина?

Нельзя. Никакой обоюдной вины здесь нет и быть не может. Объясню почему. Дорога на стоянке – точно такая же дорога, как и в городе и за городом. Здесь такие же правила дорожного движения действуют, как и во всех остальных случаях. То есть, пункт правил, когда водитель не может определить на какой он дороге находиться (главная или второстепенная), при сложности такого определения, водитель должен считать, что находиться на второстепенной дороге. В таком случае, водитель должен руководствоваться правилом «пропустить помеху справа». Получается, что все регулируется правилами, а, следовательно, на стоянке никакой обоюдной вины быть не может.

Оформление обоюдной вины инспектором ДАІ (ГАИ)

Когда речь идет об оформлении любого ДТП, не только при обоюдной вине, то не всегда происходит все гладко и так, как это требует закон. Но когда идет речь именно об обоюдной вине, то, на практике, никто не хочет такого ставить, так как разносторонность нашего дорожного законодательства позволяет определить вину в абсолютно любой ситуации. По этому, понятие обоюдная вина при дтп рассматривается только теоретически и только в литературе. С другой стороны, должен сказать, что отчетность и прочие бланки ДАІ предусмотрены таким образом, что зафиксировать обоюдную вину физически невозможно. Резюмируя этот подраздел скажу, что ДАІ оно просто напросто не нужно ставить обоюдную вину при дтп.

Читать еще:  Причины ДТП при парковке авто

Как происходит выплата по ОСАГО страхового возмещения при обоюдной вине в дтп

Ничего особенно с выплатой страхового возмещения при обоюдной вине в ДТП нет. Все, как обычно. Выплата по обоюдной вине, как и любое выплатное дело по автогражданке, происходит на основании решения суда. То есть вся загвоздка состоит в том, что суд решает сколько выплачивает страховая компания каждому человеку. Я специально употребил «человеку», так как при обоюдной вине каждый из участников одновременно является и виновником и пострадавшим.

Далее идут негласные правила, по которым в лучшем случае потерпевшим (назовем их так) будет выплачено не больше 50% от положенного страхового возмещения. Если быть точнее, суд устанавливает степень вины каждого водителя, и далее страховая компания, согласно решения суда, производит выплату страхового возмещения.

Особенность при определении судами степени вины при обоюдной вине в ДТП: учитывая то, что суды на практике с такими делами не встречаются, будьте готовы на неожиданность. Неожиданность может быть, как приятной, когда какой-то бестолковый судья присудит выплатить сумму ущерба в полном объеме, так само и более лояльный судья к страховым компаниям может присудить выплату на уровне 10-25%. Но это вам уже никто не сможем объяснить….

Читайте также:

  1. Новые сроки выплаты по ОСАГО в Украине!?Страховка ОСАГО всегда отличалась длительными сроками.
  2. FAQ: Советы попавшим в ДТППродолжая серию статей «полезных советов» я.
  3. Покрытие по ОСАГО выросло21.03.2012 Принят новый закон об ОСАГО.
  4. Что такое франшиза в автострахованииСамый распространенный вопрос у клиентов .
  5. ОСАГО — готовятся перемены! В 2014.МТСБУ вновь предлагает реформировать рынок ОСАГО.
  6. FAQ: Памятка пострадавшему по ОСАГОПродолжаем цикл статей просвещенных теме что.
  7. FAQ: Потеряли полис ОСАГО, не беда!Продолжаем разбирать ситуации связанные с автогражданкой.
  8. Нововведения в «автогражданке»С начала 2013 года в страховании.
  9. ОСАГО: Причины отказов в выплатеИногда страховщики отказывают выплачивать денежную компенсацию.
  10. 10 тонкостей договора КАСКО10 тонкостей страхового договора, которые нужно.

Обоюдная вина при ДТП: как происходят выплаты по ОСАГО

«Обоюдная вина» – такой вердикт часто выносит суд, рассматривая дело о ДТП, где имело место одновременное нарушение Правил дорожного движения двумя водителями. Кто из них имеет право на страховые выплаты? Обоюдная вина в ДТП и выплата по ОСАГО – достаточно непростая тема, поскольку законодательно основные нормы были закреплены только несколько лет назад. Если в аварии на дороге виноваты оба водителя, добиться выплат от страховых компаний крайне сложно. Обоюдное нарушение при ДТП – это ситуация, когда участники дорожного движения становятся и виновниками, и потерпевшими.

Страховые выплаты при обоюдной вине

Каждый водитель уверен: если он станет виновником ДТП, то полис ОСАГО даст ему возможность в полной мере или частично избежать компенсации ущерба пострадавшему. Если виноваты обе стороны, каждому из водителей выписывается протокол и постановление о правонарушении. В этом случае страховые агентства привыкли поступать просто:

  • Каждый из нарушителей получает по 50% от причиненного ущерба. В соответствии со сложившейся судебной практикой такое решение считается наиболее верным. Рассматривая дела, связанные с обоюдной виной в ДТП и выплатами по ОСАГО, судьи до недавнего времени руководствовались статьей 1083 Гражданского кодекса РФ. В ней прописано, что если невозможно установить вину участников происшествия, она признается автоматически равной. Доказать обратное, то есть неравность, достаточно сложно. В 2014 году выплаты по ОСАГО были урегулированы Законом об ОСАГО, ст. 12 п.22.
  • В выплате отказывают обоим сторонам ДТП, объясняя это невозможностью определить процент вины каждого. Такое решение страховщиков неправомерно. Доказать свою правоту в данной ситуации можно через суд.

Как вести себя при обоюдной вине

В судебной практике найдется немало случаев, когда обоюдное согласие при ДТП (признание вины на равных) не было достигнуто, и стороны добивались, чтобы был установлен процент ущерба для каждого в отдельности. В такой ситуации судьи будут искать ответ на вопрос, действия какого водителя в большей степени способствовали возникновению ДТП.

Если вы считаете себя невиновным или виноватым в меньшей степени, чем второй участник, необходимо искать свидетелей происшествия и доказывать свою минимальную причастность к аварии, выявлять причинно-следственные связи случившегося.

Кто может рассчитывать на страховку при обоюдной вине

Мало кто знает об этом, но с 2002 года виновность участника дорожно-транспортного происшествия устанавливается только судом. ГИБДД лишь констатирует факт аварии, а также указывает нарушения водителем Правил дорожного движения. Именно поэтому при обоюдном ДТП ответ на вопрос, Кому выплачивает страховая компания, зависит от решения суда. Если его нет, то и виновника нет, а значит, страховщики могут отказать в выплате.

На получение денег, если была доказана обоюдка, могут рассчитывать все участники дорожно-транспортного происшествия. Процент возмещения ущерба каждому из водителей зависит от степени нарушения. Если удастся доказать, что обоюдка при ДТП не была равной, то выплаты могут отличаться. В судебной практике были ситуации, когда один из участников получал 20, а другой 80% или 90/10. Но реальность такова: даже когда вина одного водителя меньше, шансы получить значительные выплаты минимальны. Просто автовладельцам не хочется идти до конца, в особенности если речь идет о небольших суммах.

Многие водители задаются вопросом: если в ДТП обоюдная вина, оплачивает ли страховая ущерб. Здесь может быть несколько вариантов развития событий. При наступлении страхового случая страховщики изначально считают своего клиента виноватым в случившемся и готовы компенсировать ущерб.

Но в ситуации, когда виноват не он один, страховые компании приостанавливают дела о выплате и ждут решения суда. В таком случае у них появляется шанс не платить. Дальше признание обоюдки при ДТП и выплаты по ОСАГО зависят от адвокатов. Если по решению суда виноваты оба, то на частичную выплату ущерба в большей степени может рассчитывать тот водитель, чей автомобиль пострадал сильнее.

Итак, кратко о том, что нужно сделать:

  • Постараться трезво оценить ситуацию, действовать согласно инструкции: остановить машину, включить аварийку, выставить аварийный знак, надеть жилет. Нельзя трогать предметы, относящиеся к аварии.
  • Сообщить о случившемся в ГИБДД.
  • Сообщить о происшествии в страховую компанию; сделать это необходимо как можно раньше.
  • Осмотреть транспортные средства, записать контакты и данные свидетелей аварии. Если есть техническая возможность, то последствия происшествия лучше запечатлеть на видео или фото. Хорошо, когда отснятые материалы будут максимально подробными. При съемке автомобилей важно захватить проезжую часть. Запечатлеть необходимо: тормозные пути, разлетевшиеся куски стекол и деталей, номера машин. Крупно должны быть отсняты все повреждения.
  • Собрать данные свидетелей.
  • Предоставить всю информацию в ГИБДД и страховую компанию.

Только на основании протокола осмотра и решения о возбуждении дела с учетом объяснений участников аварии может быть доказана в суде обоюдная вина при ДТП: ОСАГО вступит в силу, ущерб будет возмещен страховой компанией.

Подводные камни: нюансы оформления обоюдки

Если при происшествии наблюдаются хоть какие-либо признаки обоюдной вины сторон, необходимо критически оценить ситуацию и проверить, чтобы сотрудники ГИБДД учли все детали.

Нередки случаи, когда один из водителей берет всю вину на себя в надежде на ОСАГО, но потом узнает, что ущерб не будет полностью компенсирован и ему придется значительную часть выплачивать самому.

Доказанная обоюдная вина при ДТП в судебной практике даст возможность оказаться в выигрыше. Главное, чтобы обоюдная вина не была кажущейся: то есть, когда оба участника движения нарушили правила дорожного движения, но у одного из них нет причинно-следственной связи с происшествием. В такой ситуации страховщик полностью компенсирует ущерб потерпевшему. Например, если участник ДТП ничего не нарушил, но при этом забыл документы на автомобиль дома.

Несуразностей и сложностей, когда принимается обоюдное решение при ДТП, может быть много. Так, законом четко не предусмотрена возможность уменьшения выплат, даже если была доказана степень вины водителя.

Обоюдная вина в ДТП: Видео

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×