Mitsubishi-ufa.ru

Авто СТО Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Солидарная ответственность собственника и виновника ДТП

Попал в ДТП? Невиновен — плати!

Солидарная ответственность при ДТП ч.1

Что такое солидарная ответственность и почему ст.1079 ГКРФ вызывает к себе столь пристальное внимание? Разберемся подробнее.

Для начала пример:

Гражданин Иванов и Смирнов являются участниками ДТП (столкновение на дороге двух транспортных средств). Виновник аварии признан гражданин Иванов, который не имеет полиса ОСАГО и не является собственником авто.

Собственником авто является Петров. Стоимость ущерба составила 100 000 руб.

Итог: Смирнов взыскал в судебном порядке ущерб с Иванова и Петрова в солидарном порядке.

В данном примере бремя ответственности можно возложить как на собственника автомобиля, так и на виновного водителя солидарно. Бывают случаи, где к ответственности можно привлечь и невиновное лицо, в зависимости от обстоятельств дела.

Что же такое солидарная ответственность? Это обязанность сразу нескольких должников выполнить одно требование кредитора.

А теперь подробнее остановимся на ст. 1079 ГКРФ:

“Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. ”

При анализе данной статьи, можно сделать следующие выводы:

  1. Использование вашего автомобиля приравнивается к повышенной опасности для окружающих!
  2. Только в случае форс-мажора на дороге и явного умысла потерпевшего, вы сможете избежать ответственности!

Резюмируем — в случае наступления ДТП, даже если вы не признаны виновной стороной — солидарную ответственность вы можете нести!

Что же кроется за понятием “. вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего…” и какие есть законные основания к освобождению от ответственности?

Основанием для освобождения от возмещения причиненного вреда является следующее:

  • действие обстоятельств непреодолимой силы (смерчи, землетрясения, наводнения, забастовки, демонстрации, митинги, конфликты и прочее);
  • умысел потерпевшего (под умыслом потерпевшего понимается такое его противоправное поведение, при котором потерпевший не только предвидит, но и желает, либо сознательно допускает наступление вредного результата (например, суицид).
  • выбытие источника повышенной опасности из обладания собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц. Обязанность переходит к лицу, противоправно завладевшему таким источником, либо указывает на совместную ответственность законного и незаконного владельца при наличии вины первого (Например: угон транспортного средства).

Во всех остальных случаях, вы сможете только уменьшить размер возмещения!

Интересный факт, закон предусматривает четкое разделение понятий “умысел” и “грубая неосторожность”. В случае умысла — вы освобождаетесь от возмещения, а в случае грубой неосторожности — сможете рассчитывать только на снисхождении, в части размера возмещения (ст. 1083 ГКРФ).

Как же себя обезопасить, в случае наступления ДТП?

Вариантом решения может служить грамотная юридическая помощь, причем на этапе возникновения угрозы наступления ответственности. Как правило, юристы пытаются снизить размер компенсации (например оспорить судебно-медицинскую экспертизу) или приходят к мировому соглашению (пострадавшей стороне, в большинстве случаев, выплата компенсации нужна как можно быстрее и учитывая длительность судебного разбирательства, пострадавшая сторона идет навстречу).

Во второй части статьи мы попытаемся обобщить судебную практику по вопросу наступления солидарной ответственности и разобрать некоторые примеры.

Владелец или собственник: кто ответит за ДТП

ДТП без прав и ОСАГО

В Подмосковье столкнулись автомобили «Ситроен» и ВАЗ-2110. Виноват оказался водитель «десятки» Сергей Курагин, который ехал задним ходом. Автомобиль принадлежал его жене, Елене Курагиной*. Ее супруг не был вписан в ОСАГО и не имел водительских прав.

Владельцы «Ситроена», ООО «Агропродукт», обратились в суд. Они потребовали взыскать с ответчиков, владелицы машины и ее мужа, солидарно более 100 000 руб. на ремонт и судрасходы.

Две инстанции удовлетворили иск частично. Сергиево-Посадский городской суд Московской области (дело № 2-4196/2018) и Московский областной суд решили, что деньги должен выплатить только водитель автомобиля — ведь именно он и виноват в аварии. Заявитель оспорил такие выводы в Верховный суд. Представители «Агропродукта» настаивали, что ущерб надо взыскать и с собственника машины, виновной в ДТП.

ВС: отдать ключи не значит снять ответственность

Коллегия по гражданским спорам под председательством судьи Вячеслава Горшкова признала, что судебные акты нижестоящих судов приняты с нарушениями норм права. В определении по делу (дело № 4-КГ20-11) ВС указал, что по ст. 201 ГК (Срок исковой давности при перемене лиц в обязательстве) собственник несет бремя содержания своего имущества. А по п.1 ст. 1079 ГК (Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих) те, кто связан с опасной деятельностью, должны возмещать вред, если источник опасности причинил ущерб. Кроме случаев, когда речь идет о непреодолимой силе или умысле потерпевшего. Возмещает ущерб владелец «опасного» имущества — в рассматриваемом случае, автомобиля.

ВС подчеркнул: то, что Курагин получил документы на машину и ключи от нее, еще не приравнивает его к владельцу авто — это только подтверждает, что собственник хотел передать имущество ему в пользование.

Это также не говорит о том, что права на владение машиной были переданы, и не освобождает собственника от обязанности возместить вред, если авария случилась по вине водителя.

ВС указывает, что перечень оснований владения автомобилем из ст. 1079 ГК не исчерпывающий. «Но любое из таких оснований требует соответствующего юридического оформления — заключение договора, выдача доверенности на право управления транспортным средством, внесение в страховой полис лица, допущенного к управлению транспортным средством, и т.п.», — напомнили члены коллегии ВС.

Если Курагина действительно передавала супругу право владения автомобилем, именно она должна была это доказать, отметили в коллегии и признали, что владелицу ВАЗа освободили от ответственности неправомерно. Дело направили на новое рассмотрение в апелляцию — Мособлсуд (на момент написания материала не рассмотрено).

Эксперты: «Собственник тоже может рассчитаться за аварию»

Ущерб в подобной ситуации помимо виновника может компенсировать собственник автомобиля, подтверждает адвокат Аким Ложковой, Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Региональный рейтинг. × : «Этим определением Верховный суд делает очень важный вывод, направляя дело на новое рассмотрение — нижестоящий суд не выяснил вопрос перехода прав владения автомобилем».

В целом же, какую именно конструкцию выбрать — «ущерб компенсируется виновником ДТП», «ущерб компенсируется собственником ТС» или «ущерб компенсируется и виновником ДТП и собственником ТС», зависит конкретно от установления отдельных обстоятельств, напоминает Ложковой. В частности, имеет значение, как собственник авто передает его в пользование и управление другому лицу:

— Заключен ли какой-то договор или соглашение о использовании транспортом и рисках как гибели автомобиля, так и ущербе от ДТП;

— Застрахована ли ответственность того, которому передается ТС;

— Выписывается ли доверенность (её наличие не обязательно, но доверенность может служить доказательством при распределении бремени компенсации ущерба).

Важно также, как собственник передал автомобиль — по доброй воле или, например, речь идет об угоне.

*Имена и фамилии участников спора изменены

Взыскание ущерба с виновника ДТП и собственника автомобиля

Взыскание ущерба с виновника ДТП и собственника автомобиля 09.03.2019 08:52

Кому предъявляется иск?

Тот, кто совершил действия, несущие опасность окружающим его людям, несет за это ответственность. Предусматривается административное и уголовное наказание. Возместить ущерб должен тот, у кого транспортное средство находится в собственности. Им может быть, как гражданин, так и предприятие. Помимо того, ответственности подлежат лица, владение транспортом которых ведется на основе хозяйствования либо автомобиль у них находится в оперативном управлении.

Автомобиль может арендоваться либо на него оформляется генеральная доверенность. Но если будет доказано, в момент аварии авто угнано, то отвечать его владелец не будет. Тогда отвечать будет исключительно виновник ДТП. Размер ущерба определяется величиной нанесенного автомобилю урона.

Для того, чтобы основательно вникнуть в суть проблемы, необходимо разобраться кто такой владелец и собственник автомобиля. Владение автомобилем подразумевает использование его для хозяйствования либо в целях оперативного управления. Использование автомобиля для выполнения своих профессиональных обязанностей в соответствии с трудовым договором, не подразумевает владение им.

Но может иметь место случай, когда при ДТП в кабине или салоне находится еще и собственник. Тогда отвечать будет водитель.

Действующие нормы ПДД предполагают, что водитель должен иметь полис ОСАГО. Его необходимо будет предъявить остановившему автомобиль инспектору ГИБДД. Без этого полиса управлять автомобилем нельзя. Это один из видов страхования гражданской ответственности. Допускается одновременное оформление полиса сразу на нескольких граждан. При передаче собственником автомобиля осуществляется передача прав на его владение. Этот случай предусматривает солидарную ответственность.

Существуют и другие ситуации. Например, генеральной доверенности нет, но имеется полис ОСАГО. К тому же, у него есть права, ПТС. Тогда водитель вполне законно использует автомобиль. Наряду с правами предусмотрена определенная степень ответственности.

Когда виновник признается работником?

Законодательно работником признается только тот, кто свои профессиональные обязанности осуществляет на основе договора либо контракта. Не являются исключением случаи гражданско-правовых отношений. Имеется в виду ситуация, при которой водитель выполняет для физического лица или предприятия конкретную работу, а оно обеспечивает ее безопасность. Трудового договора нет, а гражданско-правовые отношения присутствуют. Этот факт может быть доказан в суде при наличии определенных условий. У водителя имеются определенные документы, регистрационное свидетельство на ТС, наличие ключей от него. При этом собственник об угоне автомобиля не заявлял.

Читать еще:  Причины ДТП при парковке авто

Отсутствие трудовых отношений предполагает полную ответственность водителя.

Мера ответственности собственника при ДТП?

Если при ДТП повлекло вред здоровью граждан или угрозу жизни, виновник подлежит наказанию вплоть до уголовной ответственности. Наказание предусматривается соответствующими уголовными статьями. Деяния могут сопровождаться отягчающими обстоятельствами:

• Алкогольное или наркотическое опьянение.
• Гибель людей (два и более человека).
• Виновник раньше уже привлекался к ответственности за подобные нарушения.

Если смерть наступила в результате умышленного наезда на гражданина, то подобное деяние приравнивается к убийству, за которое предусматривается наказание по ст. 105 УК. Могут иметь место случаи, когда здоровью причиняется тяжкий вред. Тогда подобное деяние будет квалифицировано по ст. 11 УК. Если при совершении ДТП тот, кто управляет автомобилем, не является его собственником, но при аварии именно он управлял автомобилем, то он и будет отвечать.

Арбитражный суд: при причинении вреда пассажиру в результате ДТП страховой случай наступает по каждому из договоров ОСАГО

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд отказал в жалобе страховщику, оспаривающему предписание ЦБ, по которому тот должен был возместить вред пассажиру, пострадавшему в ДТП.

Об этом деле сообщается в дайджесте новостей финансовых рынков Банка России за III квартал 2020 г.

Что произошло

В Семнадцатый арбитражный апелляционный суд обратился страховщик с жалобой на предписание ЦБ в лице управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в УФО.

Как следует из материалов дела, произошло ДТП, в котором пострадал пассажир, а ответственность как потерпевшего водителя, так и виновника ДТП была застрахована.

Вред, причиненный пассажиру, был возмещен страховщиком виновника ДТП. Однако, пассажир также обратился к страховщику потерпевшего с заявлением о выплате страхового возмещения. Страховщик в выплате отказал, сославшись на уже выплаченное другим страховщиком возмещение. Пассажир не успокоился и обратился за помощью в Банк России, который встал на его сторону и выдал страховщику предписание.

С этим уже не согласился страховщик и обратился в суд с заявлением о признании предписания незаконным. Однако суды первой и апелляционной инстанции не поддержали позицию страховщика, что и стало поводом для подачи жалобы.

Платят все

В ходе рассмотрения дела суд разъяснил: при ДТП вред здоровью пассажира был причинен в результате взаимодействия источников повышенной опасности, автомобилей. А согласно статье 1079 ГК РФ, владельцы источников повышенной опасности несут солидарную ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников третьим лицам.

Так как ответственность обоих водителей была застрахована, то и страховой случай наступил по обоим договорам ОСАГО, не только по договору виновника ДТП. Следовательно, страховщик потерпевшего также должен был выплатить возмещение пострадавшему пассажиру, в соответствии с разъяснениями п. 47 Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 г. № 58 о применении судами законодательства об ОСАГО. В итоге, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 2 сентября 2020 г. отказал страховщику в удовлетворении жалобы.

Ответственность собственника ТС при ДТП

Содержание статьи
    1. Ответственность собственника ТС при ДТП
    2. Уголовная ответственность владельца ТС при ДТП
    3. Административная ответственность владельца ТС при ДТП
    4. Гражданская ответственность владельца ТС при ДТП
    5. Возраст наступления гражданской ответственности при ДТП
    6. В каких случаях владелец ТС освобождается от гражданской ответственности
    7. Солидарная ответственность виновника ДТП и собственника автомобиля
    8. Кто возмещает ущерб при ДТП
    9. Как взыскать одновременно ущерб с водителя и собственника при ДТП

Обычно дорожно-транспортная авария происходит при участии владельца авто, который является водителем. В этом случае он несёт наказание за сложившуюся ситуацию по соответствующей статье. Однако владелец не всегда сидит за рулём авто — аварию может спровоцировать водитель, не имеющий отношения к транспортному средству. В этом случае важно знать ответственность собственника ТС при ДТП, а также предусмотренные взыскания и исключения.

Ответственность собственника ТС при ДТП

Обычно участником ДТП становится владелец машины. Это, в свою очередь, предусматривает различные виды ответственности:

  • административное наказание за нарушение правил ПДД – превышение скорости, обгон, проезд в неположенном месте и.т.д. Карается штрафом или лишением водительских прав;
  • ответственность по Гражданскому кодексу наступает, если водитель стал причиной ДТП, в котором был причинён материальный вред, но никто не пострадал;
  • если при аварии были жертвы или погибшие, суд, руководствуясь уголовной ответственностью, может назначить арест или денежные компенсации в отношении пострадавших и лишить виновника водительских прав.
Обратите внимание!

Водитель может ухудшить своё положение, попытавшись скрыться с места ДТП. В этом случае ему назначается более строгое наказание.

Владельцем ТС не всегда является водитель. В различных случаях назначается разная ответственность, как для виновника ДТП, так и для собственника.

Уголовная ответственность владельца ТС при ДТП

Уголовная ответственность водителя при ДТП наступает, если происшествие повлекло за собой существенный вред здоровья или смерть человека. Соответствующие меры, которые применяются к виновнику ДТП, перечислены в статьях 261 и 264.1 Уголовного кодекса РФ. Обстоятельства, которые усугубляют уголовное наказание:

  • управление машиной в пьяном виде. Это подтверждается специальной экспертизой, измеряющей дозу алкоголя в крови. Если она превышает минимально разрешённую величину, водитель считается пьяным;
  • если происшествие повлекло за собой смерть двух и более человек;
  • если водитель уже был замечен за административными нарушениями;
  • если ДТП было совершено умышленно. Таким образом, из области ДТП уголовная ответственность переходит в область умышленного убийства по статье 105 УК РФ, либо по статье умышленного причинения вреда здоровью по статье 111 УК РФ.
Обратите внимание!

Уголовная ответственность назначается исключительно в отношении водителя – человека, который находился за рулём в момент ДТП.

При этом не играет роли, является ли виновник владельцем ТС – наказание несёт лицо, совершившее наезд н пешехода и спровоцировавшее аварию. Юридическое лицо являться субъектом общественно-опасного деяния не может – только физическое.

Административная ответственность владельца ТС при ДТП

Кодекс РФ об административных нарушениях предусматривает наказание за ДТП, при которое не было пострадавших, либо был нанесён лёгкий или средний вред здоровью. Степень вреда, а также длительность его последствий устанавливает специализированная медицинская экспертиза.

Административный кодекс назначает виновником водителя ТС, который находится за рулём в момент аварии. Именно по причине его действия или бездействия наступает ДТП и соответствующие последствия.

Собственник авто также может понести административное наказание, если происшествие было зафиксировано при помощи фото или видеосъёмки. Чтобы снять с себя подобную ответственность, владелец должен предоставить убедительные доказательства того, что машиной в момент ДТП управляло иное лицо.

В качестве такого доказательства предоставляется договор купли-продажи, однако, он не подтверждает смену хозяина авто, и потому не может стать свидетельством невиновности собственника, если машина не прошла перерегистрацию на нового владельца в ГИБДД

Обратите внимание!

Юридическое лицо, например транспортная компания, не понесёт наказания в случае ДТП с автомобилем из своего автопарка. Вина в этом случае будет полностью лежит на водителе.

Гражданская ответственность владельца ТС при ДТП

Поскольку Гражданский кодекса РФ классифицирует управление автомобилем как деятельность с высоким уровнем опасности для окружающих, гражданская ответственность выражается в виде возмещения как морального, так и материального ущерба. Наказание при этом несёт исключительно владелец транспортного средства, если ему не удастся доказать обратное. При этом ГК РФ не делает различий между физическим и юридическим лицом, а значит последние также могут получить штраф.

Обратите внимание!

Главной особенностью гражданской ответственности по ДТП является определение владельца ТС.

Им может быть признан как сам собственник, указанный в техпаспорте ТС, так и лицо, взявшее автомобиль в аренду или распоряжающееся им по праву доверенности. На момент ДТП законным владельцем может быть признано иное лицо, которое не указано в паспорте автомобиля.

Возраст наступления гражданской ответственности при ДТП

Гражданский кодекс предусматривает полную ответственность с момента наступления 14 лет. В этом случае лицо, достигшее указанного возраста, несёт полную ответственность в вопросах возмещения вреда на законных основаниях. Однако в некоторых случаях наказание могут понести его родители или иные законные представители:

  • если лицу не исполнилось 14 лет;
  • если субъект, имеющий полную ответственность, не имеет при этом средств для возмещения вреда.

В каких случаях владелец ТС освобождается от гражданской ответственности

Не во всех случаях владелец ТС несёт ответственность. Среди исключительных обстоятельств стоит отметить:

  • наличие форс-мажора, некоего чрезвычайного, неотвратимого обстоятельства, что также требует серьёзных доказательств;
  • умысел потерпевшего. В случае, если потерпевший сознательно нарушает правила, либо допускает их нарушение, избавляет владельца авто от ответственности;
  • если автомобиль по той или иной причине выбыл из владения собственника. В этом случае необходимо доказать, что автомобиль был угнан – показать соответствующие документы и заявление в правоохранительные органы. В таком случае виновным за ДТП будет назначен угонщик.
Читать еще:  Возмещение ущерба после ДТП если автомобиль продан?

Подробнее узнать о ситуациях, при которых владелец ТС освобождается от ответственности, можно в статье 1097 ГК РФ.

Солидарная ответственность виновника ДТП и собственника автомобиля

Солидарность в привычном случае означает право пострадавшего выбрать, какой участник будет нести ответственность. Поэтому солидарная ответственность и виновника, и собственника автомобиля является нетипичным вариантом.

Гражданский кодекс прямо указывает на водителя как на виновника ДТП в обход владельца машины. В случае. Если в ДТП участвовало сразу несколько автомобилей, их водители несут групповую ответственность перед пострадавшим.

Обратите внимание!

Суд также может назначить ответственным собственника, если виновник ДТП погиб в результате происшествия, либо если он оказался несовершеннолетним. Однако солидарная ответственность назначается не всегда. В некоторых случаях собственник избежит ответственности.

Кто возмещает ущерб при ДТП

Гражданский кодекс предусматривает следующий выбор между лицами, которые должны возместить ущерб в случае ДТП:

  • владелец по праву собственности, если в момент аварии именно он находился за рулём, либо тем или иным способом является ответственным за допущение к управлению ТС третьего лица;
  • водитель по праву хозяйственного ведения, если он был за рулём машины, но при этом не являлся её владельцем;
  • водитель, который пользуется ТС на законных основаниях на момент попадание в ДТП.

Также потерпевший может запросить компенсацию в рамках специальной программы об обязательном страховании по ОСАГО. В этом случае он имеет право обратиться в страховую компанию напрямую. В случае, если страховое лицо отсутствие в списке компании, правоохранительные органы начнут расследование о неправомерном владении транспортом.

Как взыскать одновременно ущерб с водителя и собственника при ДТП

Основную ответственность за ДТП и последующую компенсацию несёт водитель ТС, поскольку именно его действия привели к созданию аварийной ситуации на дороге. Однако если к этому так или иначе был причастен владелец машины, разрешая пользоваться автомобилем без законных на то оснований, он также будет возмещать ущерб соразмерно установленной судом вине. Поэтому, чтобы взыскать ущерб с водителя и с собственника ТС одновременно, нужно доказать вину последнего.

Долевая ответственность за ДТП: разъяснения ВС

Верховный Суд РФ опубликовал Определение от 5 августа № 82-КГ19-1 по спору о долевой гражданской ответственности владельца транспортного средства и лица, управлявшего им в момент совершения ДТП со смертельным исходом. Как указала высшая судебная инстанция, долевая гражданская ответственность наступает, если владелец ТС заранее знал, что второе лицо не имеет права на управление им, при этом доля ответственности определяется в зависимости от степени вины каждого из них.

Полагаю, что в очередной раз следует поддержать ВС РФ, справедливо отменивший судебные акты нижестоящих инстанций. В то же время правовая аргументация его выводов представляется несколько размытой. В частности, суд так и не ответил на вопрос: противоправно ли завладел виновник ДТП Челноков автомобилем (нижестоящие суды пришли к выводу, что нет, а ВС РФ указал, что суды это не установили) и что вообще следует считать в такой ситуации противоправным завладением источником повышенной опасности.

В соответствии с п. 1 ст. 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. В рассмотренном ВС РФ деле виновные противоправные действия совершили фактический законный владелец автомобиля Роман Путинцев (один из лиц, допущенных к управлению) и незаконно управлявший машиной в момент совершения ДТП Артем Челноков.

Однако следует учитывать, что природа и характер их противоправных действий различаются. Если действия Челнокова, находившегося за рулем в состоянии алкогольного опьянения и нарушившего ПДД, причинили вред непосредственно, то действия Путинцева, выразившиеся в незаконном допуске Челнокова к управлению машиной, являются опосредованной причиной аварии и гибели двух людей. То есть Челноков и Путинцев совершили разные по своей природе противоправные действия, которые в совокупности явились достаточными для причинения вреда (генерального деликта).

При этом солидарная ответственность способна наступить и в случае совершения причинителями вреда разных деликтов. Так, доказывая возможность возникновения солидарных обязательств из разных деликтов, Екатерина Флейшиц приводила следующий пример. Стрелочник, который, невнимательно относясь к исполнению служебных обязанностей, не перевел стрелки, направив таким образом поезд на путь, занятый другим составом, и не заметивший ошибки стрелочника машинист, который повел поезд по этому пути, отвечают каждый отдельно за неосторожное общественно опасное действие, а также за нарушение трудовой дисциплины на транспорте. Однако вред, выразившийся в крушении поезда, причинен ими совместно, поэтому они должны нести ответственность солидарно.

ВС РФ также сделал вывод о совместной ответственности причинителей вреда перед потерпевшими (родственниками погибших), но только не солидарной, а долевой – в зависимости от степени вины каждого. Ведь совершенно очевидно, что если бы Путинцев не допустил Челнокова к управлению автомобилем, то и аварии, скорее всего, не произошло бы. Следовательно, в совершении ДТП может быть и вина Путинцева.

В связи с этим абсолютно верен, на мой взгляд, генеральный вывод ВС РФ о том, что владелец источника повышенной опасности (транспортного средства), передавший полномочия по владению им лицу, в силу различных оснований не имеющему права на управление ТС, о чем было заведомо известно законному владельцу на момент передачи полномочий по управлению, в случае причинения вреда в результате неправомерного использования ТС будет нести совместную с ним ответственность в долевом порядке, в зависимости от степени вины каждого из них – т.е. владельца источника повышенной опасности и лица, которому ТС передано в управление в нарушение специальных норм и правил по безопасности дорожного движения.

Отдельного внимания, по мнению ВС РФ, заслуживает вопрос о том, знал ли Путинцев, что Челноков не вправе управлять автомобилем? Суды это не выяснили, но, можно предположить, что ему было об этом известно. Понимал ли Путинцев, что Челноков находился в состоянии алкогольного опьянения и не мог вести машину? Суды также на этот вопрос не ответили. Скорее всего, Путинцев об этом знал и мог предвидеть страшные последствия своего проступка. Соответственно, нижестоящие суды могли определить степень вины владельца ТС, но не сделали это, на что справедливо обратил внимание ВС РФ. Аналогичным образом нижестоящие суды не учли степень вины Челнокова.

«Однако суды первой инстанции и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, в нарушение изложенных выше требований процессуального закона и подлежащих применению норм материального права, не определили эти обстоятельства в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для возложения ответственности за причинение материального ущерба и компенсации морального вреда на ответчика Челнокова А.Б. со ссылкой на то, что он не являлся законным владельцем источника повышенной опасности, а доказательства противоправного изъятия Челноковым А.Б. транспортного средства из законного владения Путинцева Р.В. не представлены, не соответствуют подлежащим применению нормам права, сделаны без учета всех юридически значимых обстоятельств дела и, следовательно, являются неправомерными», – указано в определении ВС РФ.

Отдельно следует заострить внимание на логической ошибке, допущенной нижестоящими судами. По сути, Челноков своими действиями причинил вред как истцам, так и Путинцеву, находившемуся в машине вместе с ним. Природа причинения вреда, противоправные действия и причинно-следственная связь одинаковы как для истцов, так и для Путинцева. Несмотря на это, суды первой и апелляционной инстанций взыскали с Челнокова в пользу Путинцева компенсацию морального вреда, а во взыскании в пользу истцов – отказали. При этом внятной правовой аргументации такого двоякого подхода они не привели.

Что касается собственника автомобиля, Сергея Тараскина, то суды правомерно отказали истцам в требованиях к нему. Так, Тараскин вписал в полис ОСАГО Путинцева, наделив его тем самым правом владения и пользования автомобилем. В силу ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юрлицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления ТС, по распоряжению соответствующего органа о передаче источника повышенной опасности и т.п.).

ВС РФ и ранее указывал, что в таких случаях ответственность будут нести не собственники автомобиля, а законные владельцы, которые фактически управляли им в момент аварии. Например, в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2005 г. (утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 1 марта 2006 г.) отмечено, что надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности, является лицо, управлявшее автомобилем в момент ДТП, а не собственник или иной законный владелец ТС.

Читать еще:  ОСАГО: что это такое и как работает

Аналогичную позицию ВС РФ выказывал по другим делам. Например, Определением от 14 марта 2017 г. № 37-КГ17-2 истцам было отказано в удовлетворении требований к собственнику автомобиля из-за отсутствия правовых оснований для взыскания ущерба с собственника ТС, поскольку данная обязанность возлагается на лицо, владеющее источником повышенной опасности в момент причинения вреда.

Таким образом, в этой части решения нижестоящих судов полностью соответствуют практике высшей инстанции.

Резюмируя, следует отметить, что практическая значимость Определения ВС РФ заключается в мощном посыле нижестоящим судам о том, что они должны не формально разрешать споры о возмещении вреда в результате совершения деликта, а исследовать всю совокупность обстоятельств и действий лиц, которые к нему привели. В случаях с ДТП судам следует изучать не только фактическое поведение водителя, непосредственно нарушившего ПДД в момент аварии, но и действия иных лиц, также могущих быть причастными к происшествию, – например, незаконно допустивших к управлению автомобилем лицо, которое не может им управлять, либо халатно отнесшихся к техобслуживанию автомобиля.

При детальном анализе ситуации и выяснении всех фактических обстоятельств дела потерпевшие имеют шанс получить компенсацию от всех действительных причинителей вреда (виновников аварии), а те, в свою очередь, не смогут уйти от гражданско-правовой ответственности, соответствующей степени их вины.

1 См. Флейшиц Е.А. Обязательства из причинения вреда и из неосновательного обогащения // Курс советского гражданского права. М., 1951. С. 153–154.

Ответственность владельцев ТС

Уголовная ответственность владельца ТС при ДТП

За причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека при управлении ТС, действующим уголовным законодательством предусмотрен комплекс мер воздействия на виновника инцидента. Преступления в области нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств предусмотрены ст. 264 и ст. 264.1 Уголовного Кодекса РФ (далее — УК РФ). На основании ст. 63 УК РФ применительно к преступлениям, связанным с ТС, отягчающими (усугубляющими положение виновного лица) обстоятельствами являются:

  • управление ТС в пьяном виде;
  • ДТП повлекло смерть двух и более человек;
  • виновник ранее уже нарушал ПДД, ему было назначено административное наказание.

Если деяние совершено умышленно, преступление будет квалифицироваться как убийство (ст. 105 УК РФ) либо как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) в зависимости от характера последствий. Уголовное преследование при дорожно-транспортном происшествии предусмотрено в отношении водителя, а не собственника автомобиля, если это разные лица. По принципу вины (ст. 5 УК РФ) субъектом преступления выступает исключительно лицо, фактически управлявшее ТС и совершившее, к примеру, наезд на пешехода, даже если виновник ДТП не является собственником транспортного средства. Юридическое лицо субъектом общественно-опасного деяния выступать не может.

Административная ответственность владельца ТС при ДТП

В КоАП РФ нарушениям ПДД и участию в ДТП посвящена отдельная 12 глава. Объективной стороной правонарушения является причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 12.24 КоАП РФ). Кратковременность расстройства здоровья, неопасное для жизни длительное расстройство здоровья в качестве степени причинения вреда устанавливается на основе проведенной медицинской экспертизы.

По общим нормам административного законодательства санкции за дорожно-транспортное происшествие несет лицо, в отношении которого будет доказана его вина (ст. 1.5 КоАП РФ). Виновным будет признан водитель автомобиля, ведь именно он находился за рулем ТС и по причине его действия/бездействия наступили последствия.

Собственник автоматически понесет административное наказание в соответствии с положениями ст. 2.6.1. КоАП РФ, если фиксация происшествия произведена с помощью автоматической фото-, видеозаписи. Исключение: при ДТП в случае обжалования постановления о совершении административного правонарушения, собственник может представить достаточные и относимые к делу доказательства, что управляло ТС иное лицо, которые суд примет во внимание. Ошибочно мнение, что достаточно предоставить договор купли-продажи автомобиля в суде, чтобы доказать непричастность собственника к правонарушению, зафиксированному в автоматическом режиме. Стоит помнить, что договор купли-продажи не является свидетельством смены хозяина ТС, если не произведена перерегистрация в подразделениях ГИБДД. Если вы продали автомобиль, но в течение 10 установленных законодательством дней новый собственник не подал документы на регистрацию, обязанность по снятию с него переходит на вас.

Административным законодательством наказание в отношении юридического лица (организации) при совершении дорожно-транспортного происшествия не предусмотрено.

Гражданская ответственность владельца ТС при ДТП

Гражданская ответственность выражается в виде возмещения материального и морального ущерба, понесенного вследствие совершенного ДТП, в отношении потерпевшего. ГК РФ относит использование автомобиля к видам деятельности, создающим повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ). Владелец автотранспорта обязан возместить причиненный вред, если не докажет наличие обстоятельств, исключающих его ответственность. Гражданская ответственность предусматривается и в отношении юридического лица, если оно на законных основаниях владеет источником повышенной опасности, которое приняло участие в ДТП.

Особенностью указанной нормы является то, что владельцем может быть признан субъект правоотношений, владеющий автомобилем на законном основании, включая право аренды, наличие доверенности или в силу распоряжения на управление ТС. Таким образом, законным владельцем на момент совершения происшествия может быть признано иное от указанного в паспорте транспортного средства лицо (не собственник).

Возраст наступления гражданской ответственности при ДТП

Гражданская ответственность наступает с 14-летнего возраста. Если вред нанесен малолетним лицом, не достигшим 14 лет, ответственность за него должны понести его законные представители, в первую очередь — родители (ст. 1073 ГК РФ). С 14 лет несовершеннолетнее лицо несет ответственность в рамках возмещения вреда на общих основаниях (ст.1074 ГК РФ). Исключение — отсутствие доходов или имущества, необходимых для возмещения вреда. В таком случае ответственность возлагается на законных представителей. Основанием освобождения законных представителей от ответственности выступают доказательства отсутствия их вины в допущении подобного правонарушения.

В каких случаях владелец ТС освобождается от гражданской ответственности

Владелец освобождается от обязанности по возмещению вреда в случаях, прямо указанных в ст. 1079 ГК РФ:

  • непреодолимая сила — форс-мажор — наличие чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств. Фактически наличие обстоятельств непреодолимой силы прекращает правоотношения;
  • умысел потерпевшего — противоправное поведение потерпевшего, который предвидит и допускает наступление неблагоприятных для него обстоятельств;
  • транспортное средство до наступления последствий ДТП выбыло из владения владельца (автомобиль был угнан) — владелец должен доказать, что ТС выбыло из владения без его вины.

Солидарная ответственность виновника ДТП и собственника автомобиля

Солидарная ответственность виновника и собственника, возникающая вследствие ДТП, представляет собой нетипичный вариант гражданско-правовой ответственности группы лиц в классическом толковании. В привычном понимании солидарность в ответственности наделяет понесшую ущерб сторону правом выбора, к кому предъявлять иск: к кому-то одному из участников либо ко всем одновременно.

Норма ст.1079 ГК РФ прямо указывает на первостепенную вину непосредственно водителя ТС в момент совершения ДТП. Исключение составляет ситуация, когда источник повышенной опасности выбыл из владения собственника при наличии его вины. Если вина будет доказана, на собственника будет возложена ответственность в долевом порядке, то есть будет зависеть от степени его вины.

Классический вариант солидарной ответственности наступает в случае ДТП с участием нескольких ТС, владельцы которых и понесут групповую ответственность (п. 3 ст. 1079 ГК РФ).

В случае, когда виновник ДТП погиб, когда за рулем находился несовершеннолетний, когда за рулем был арендатор автомобиля или сотрудник организации, если водитель скрылся с места ДТП, солидарная ответственность в отношении собственника будет иметь место только в случае признания судом его вины.

Кто возмещает ущерб при ДТП?

Норма ст. 1079 ГК РФ предусматривает императивный выбор между лицами, которые несут гражданскую ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности:

  • возмещение ущерба при ДТП с владельца на праве собственности: если именно он был за рулем ТС либо частично при наличии вины в допущении к управлению третьего лица.
  • с водителя — владельца на праве хозяйственного ведения или иного вещного права: если именно он был за рулем ТС.
  • с водителя — лица, пользующегося ТС на законных основаниях в момент совершения ДТП, перечень которых в силу ст. 1079 ГК РФ не является исчерпывающим.

Помимо собственника и водителя, потерпевший вправе запросить возмещение в рамках Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” от 25.04.2002 № 40-ФЗ, если водитель был вписан в полис ОСАГО. Настоящим законом предусмотрен вариант прямого обращения потерпевшего к страховщику согласно статье 14.1 Закона об ОСАГО. Отсутствие виновного лица в страховом полисе позволяет сделать вывод только о возможном неправомерном пользовании транспортом. Вину собственника и долю, подлежащую возмещению, определит суд.

Таким образом, необходимо еще раз отметить, что общее основание взыскания ущерба с собственника — это наличие вины. При распределении ответственности судебная практика исходит из принципа виновности, в первую очередь — водителя, находившегося за рулем автомобиля в момент аварии. Если судом будет установлено, что собственник предполагал и допускал владение автомобиля без правовых оснований на это, собственник будет возмещать ущерб в части, соразмерной своей вине.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector