Mitsubishi-ufa.ru

Авто СТО Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виновник ДТП не признает вину порядок действий

Верховный суд рассказал, как найти виновника ДТП

Ущерб от автомобильной аварии оплачивает тот, кто ее спровоцировал. Но что делать, если вина не установлена в административном производстве? Например, оно прекращено из-за истечения срока давности. В этом случае суды исходят из того, что истец должен обосновать свой иск и доказать вину ответчика. Но такой подход не согласуется с Гражданским кодексом, пришел к выводу Верховный суд. Кроме того, он сделал ряд важных выводов касательно автотехнической экспертизы. Определение ВС пригодится водителям для защиты их прав.

В делах о компенсации ущерба после ДТП доказывать свою невиновность должен причинитель вреда, указал Верховный суд в одном из недавних дел. В свою очередь, потерпевший не обязан доказывать виновность ответчика или противоправность его действий, даже если в административном порядке вина последнего не установлена. Достаточно факта причинения вреда. К таким выводам гражданская коллегия ВС пришла в одном из недавних дел. Определение 59-КГ17-5 пригодится водителям для защиты их прав. Суды неверно считают, что доказывать вину в ДТП обязан истец, рассказывает Кирилл Форманчук из «Комитета по защите прав автовладельцев». Он не видел ни одного решения суда, в котором было бы написано, что доказывать свою невиновность должен ответчик.

Такой подход неправильный, указал ВС в споре Андрея Пищика* и Владимира Прусаченкова*. Они попали в аварию в сентябре 2013 года на трассе близ Благовещенска, когда Прусаченков решил развернуться на встречную полосу не из крайнего левого ряда. В результате его машина столкнулась с автомобилем Пищика, который двигался попутно. В ГИБДД признали, что правила дорожного движения нарушили оба водителя. Прусаченков не занял крайнее левое положение перед тем, как развернуться (п. 8.5 ПДД), а Пищик обгонял «впереди движущееся транспортное средство, водитель которого подал сигнал налево и приступил к маневру» (п. 11.2 ПДД). Последний вывод содержался в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Пищик обжаловал этот пункт определения и добился его исключения: суд согласился с ним, что в таком документе не может быть выводов о виновности водителя. Что касается административного дела относительно Прусаченкова – оно было прекращено в связи с истечением сроков давности.

Это и смутило суды, которые на «втором круге», с подачи Президиума Амурского областного суда, отказали Пищику во взыскании 87 111 руб. с Прусаченкова на восстановительный ремонт (полиса ОСАГО у того на момент аварии не было). Поскольку в административном порядке вина ответчика не была подтверждена, разобраться в этом самостоятельно решил Благовещенский горсуд. Он пришел к выводу, что доказательства не свидетельствуют о безусловной вине Прусаченкова. Приступая к развороту, он должен был оценить скорость и положение встречных автомобилей, но мог не заметить автомобиль, который двигался в попутном направлении. При этом суд отверг выводы судебной автотехнической экспертизы от Дальневосточного регионального центра судебной экспертизы Минюста. Ее специалист пришел к выводу, что Прусаченков в принципе не мог развернуться даже с правого края дороги, не заехав на обочину или остановку маршруток. Но горсуд не принял эти выводы во внимание. Он отметил, что в заключении учтены показания только Пищика, а не Прусаченкова: «Эксперт разрешил вопрос, насколько достоверны показания сторон, хотя это должен был делать суд». От повторной судебной экспертизы стороны отказались. Это не помешало истцу указать в апелляционной жалобе, что суд мог назначить ее по своей инициативе, раз уж поверил первоначальному заключению. Но Амурский областной суд отверг этот довод со ссылкой на состязательность процесса, как и другие аргументы Пищика (определение 33АП-6163/2016).

Вина и экспертиза

Истец обратился в Верховный суд, который отправил дело на пересмотр, потому что обнаружил в решениях нижестоящих инстанций массу недостатков. Главное, что они не учли – положения п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса, который возлагает бремя доказывания невиновности на лицо, причинившее вред. Иными словами, причинитель вреда считается виновным, пока не обоснует обратное. И отказ судов со ссылкой на недоказанность вины Прусаченкова незаконен, решила гражданская коллегия ВС. Она оценила и мотивировку сути решения о том, что ответчик мог не заметить попутную машину. Но в ходе разворота не должны создаваться помехи или опасность для других участников дорожного движения (п. 8.1 ПДД). А если дорога слишком узкая и разворот выполняется не из крайнего левого положения, перед этим нужно освободить дорогу всем встречным и попутным машинам (п. 8.8).

Кроме того, по мнению ВС, судебную экспертизу отвергли безосновательно. Если эксперт выносил суждения на основании объяснений Пищика, суду следовало самому определить исходные данные для экспертизы. Кроме того, основной вывод специалиста о том, что Прусаченков не мог развернуться без нарушений, был основан на объективных данных. Если экспертиза неясна, суд может назначить повторную, напомнил Верховный суд положения п. 2 ст. 87 ГПК. Эти указания называет важным управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. По его словам, суды нередко отказываются принимать доказательства, практически ничем это не мотивируя или указывая формальные причины. Чтобы побороть такой подход, надо отменять решения, принятые с подобными нарушениями, для чего и пригодятся разъяснения ВС, считает Старинский.

Что делать, если виновник ДТП не признал свою вину?

Главная » ДТП » Оформление ДТП » Что делать, если виновник ДТП не признал свою вину?

Автолюбитель, перед тем как сесть за руль обязан надлежащим образом оформить полис обязательного страхования автогражданской ответственности на свое транспортное средство. Ведь в случае, если произойдет дорожно-транспортное происшествие, потерпевший сможет получить выплату за причиненный ущерб от страховой компании виновного в аварии.

Однако достаточно часто бывают ситуации, в которых водители не могут решить самостоятельно, кто же из них виновен в дорожном происшествии. В таких случаях помогут сотрудники ГИБДД, которые изучив все обстоятельства определят степень вины каждого автолюбителя.

Что делать, если виновник ДТП не признал свою вину

Любое, даже самое незначительное транспортное происшествие, является огромным стрессом для человека, что уж говорить об авариях серьезных, в которых пострадали люди

В этих случаях зачастую один из водителей на месте происшествия признает, что именно он виноват, а позже, успокоившись, отказывается от этого.

Мотивы такого поступка виновного могут быть самыми различными. Однако последствия будут одинаковыми – не согласный со своей виной водитель направляет в суд исковое заявление на взыскание ущерба со второй стороны.

Если вы попали в такую ситуацию, то следует поступить так:

  • Подготовить все необходимые документы, снять их копии;
  • Направить соответствующие заявления с требуемым пакетом документов страховщику и в суд (в зависимости от суммы иска, мировой или районный);
  • Участвовать в судебном заседании.

Однако стоит понимать, что судебные тяжбы по таким спорам могут отнять у вас достаточно много сил и времени.

Именно в связи с этим возможностью договориться с виновником на месте не стоит пренебрегать. Нужно только учитывать, что его вина должна быть очевидна и им не оспариваться. Еще одна причина договориться на месте аварии – неоднозначная судебная практика.

Для того чтобы отстоять свои права в органах судебной власти, необходимо обратиться к грамотному и профессиональному автоюристу.

Хотя доказать самостоятельно свою правоту в суде сможет любой гражданин, если он действительно прав. В практике судов зачастую иски об отказе в признании вины остаются не удовлетворенными.

Так как при рассмотрении дела судом каждая мелочь имеет значение, то водителю, попавшему в дорожно-транспортное происшествие, независимо от того, виноват он или нет, необходимо предельно внимательно отнестись к документам, составляемым на месте аварии.

Поскольку договор ОСАГО предусматривает возмещение ущерба, полученного в результате дорожного происшествия, только потерпевшей стороне, то многие водители не спешат признавать свою вину, даже если она и очевидна.

Потому на месте происшествия, еще до приезда сотрудников полиции постарайтесь зафиксировать обстановку при помощи фото и видеосъемки. В последующем это поможет установить истинного виновника.

Что делать, если виновник ДТП не возмещает ущерб после суда?

Что делать при ДТП, если у виновника нет страховки, читайте тут.

Кто определяет степень виновности в аварии

Каждый автолюбитель должен заключить договор со страховой компанией об обязательном страховании своей ответственности. В случае аварии этот документ позволит получить компенсацию или же сэкономить на выплатах потерпевшему.

Законодатель регулирует все вопросы, касающиеся таких договоров в специальном нормативно-правовом акте – Федеральном законе от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В нем раскрыт в числе прочих и вопрос определения виновности.

За определение виновного в транспортном происшествии отвечают такие учреждения:

  • Непосредственно страховые организации, с которыми или у виновного или у потерпевшего заключен договор;
  • Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Именно они проводят проверку по материалу и выносят решение о виновности того или иного участника. Результатом проверки является постановление о привлечении к административной ответственности;
  • Судебные инстанции, выносят решение о виновности, опираясь на факты, предоставленные всеми сторонами спора.

Одним из самых важных документов в процессе доказывания невиновности является схема, приложенная к протоколу осмотра места происшествия. Поэтому ей стоит уделить внимание, так как именно там отражены обстоятельства аварии, в том числе и взаимное расположение автомобилей.

Схема должна быть составлена сотрудниками полиции, которые прибудут на место аварии и приложена к протоколу осмотра. Внимательно ознакомьтесь с ней перед тем как ставить свою подпись.

Не меньшую роль играют и показания свидетелей и очевидцев, а также самих водителей. Ведь опираясь на них соответствующие органы и вынесут решение о степени виновности.

Когда вам удалось собрать пакет документов, то их следует передать в страховую компанию, которая так же определит виновность заявителя и примет решение о возмещении ущерба. Стоит помнить, что в некоторых случаях мнение страховой компании о виновности может быть отличным от решения инспектора ГИБДД.

В случае, если кто-то из участников не согласен с решением, принятым сотрудниками полиции или страховщиком, он имеет право обратиться в суд. Выбор судебного органа зависит от суммы заявленных исковых требований. Так, если требования меньше 50000 рублей, то заявление подается в мировой суд, если больше, то в районный.

Судебное решение – это решение окончательное и отмене не подлежит. Правда его можно оспорить в вышестоящей инстанции.

Для обжалования решения суда необходимо подать жалобу в кассационном порядке. Необходимость такого действия возникает достаточно часто, не зависимо от причины по которой виновный таковым себя не считает.

В каких документах указывается виновный

Каждому автолюбителю необходимо знать, в каких документах обозначен виновник дорожно-транспортного происшествия, даже в случае если он сам не стал участником аварии. Вот эти документы:

  • протокол, в котором зафиксировано место происшествия, составляемый на месте происшествия;
  • протокол об обнаружении административного правонарушения;
  • постановление о возбуждении уголовного дела и привлечении к уголовной ответственности;
  • уведомление о ДТП (европротокол), в случае, когда соблюдены все условия его заполнения;
  • схема к протоколу осмотра места происшествия;
  • спецбланк о ДТП, выданный страховой компанией к договору ОСАГО.

Однако необходимо помнить, что не во всех документах виновный может быть указан. Например, в европротоколе указать данные виновного нельзя, если он не согласен с тем, что действительно виноват.

А вот в случае составления административного протокола не важно согласен виновный с мнением инспектора ГИБДД или нет. Все что он может сделать, это внести замечания в протокол о том, что не согласен со своей виновностью и требует проведения тщательного разбирательства.

Читать еще:  Как ДТП влияет на стоимость ОСАГО

Если вас признали виновным, а вы не согласны, то описанным выше образом стоит поступать со всеми документами, где вы записаны виновной стороной.

В случаях, если ситуация спорная, а вы на месте происшествия уже признали вину и подписали все документы, то в дальнейшем будет очень сложно доказать свою невиновность в дорожно-транспортном происшествии.

А как же поступать в тех случаях, когда виновный в дорожно-транспортном происшествии не признает свою вину?

В этом случае потерпевшему в происшествии нужно действовать в соответствии с инструкциями страховщика – собрать все требуемые документы и в кратчайший срок направить их с заявлением страховщику.

Так же не лишним будет сделать копии всех документов, возможно они понадобятся для предоставления в судебные органы.

Доказательства виновности водителя

Многих автовладельцев интересует вопрос, как обезопасить себя в ситуации, когда виновный в аварии не желает признавать свою вину и пытается уйти от ответственности. Действительно эта ситуация распространена, но доказать виновность второго участника ДТП не всегда бывает просто.

Чтобы отстоять свои права необходимо следовать таким правилам:

  • Приобретите видеорегистратор. Именно видеозапись может стать решающим фактором при установлении истины по материалу об аварии;
  • Если авария произошла, а видеорегистратора не было или он не работал, то помогут только свидетели. Их обязательно нужно найти и убедить дать показания.

Если инспектор по разбору материалов ГИБДД вынес отказ в возбуждении административного дела, то это может означать следующее:

  • потерпевший не сможет получить страховку;
  • истину установить становится практически не возможно.

Но, при вынесении такого решения, несогласный автовладелец имеет право в десятидневный срок обжаловать данное решение вышестоящему руководству или в суд.

Виновник ДТП отказывается признать свою вину: как действовать?

  • 1 Кто устанавливает степень виновности водителей в аварии?
    • 1.1 Необходимые документы
  • 2 Что делать, если виновник ДТП не признает свою вину?
  • 3 Как действовать, если виновник ДТП признал вину и потом отказался от слов?

Даже зная и следуя правилам дорожного движения, каждый водитель может попасть в дорожно-транспортное происшествие. Кто будет виновником аварии зависит от ситуации. Важно, чтобы оба собственника автомобилей застраховали свою гражданскую ответственность. Наличие полиса ОСАГО позволяет получать страховые выплаты на ремонт автотранспортного средства при случившейся аварии. В настоящей статье будут рассмотрены нюансы выяснения вины водителя при ДТП.

Кто устанавливает степень виновности водителей в аварии?

В России существует законодательный акт об ОСАГО, обязывающий каждого водителя автотранспортного средства страховать свою гражданскую ответственность.

Скачать актуальный текст закона № 40 можно по ссылке.

Представленный закон регламентирует деятельность страховщиков и страхователей при оформлении полиса ОСАГО, также в нем содержится порядок действий, применяемый при случившемся ДТП. Определить виновника автомобильной аварии вправе следующие инстанции:

  • страховые компании. Могут проводить экспертизу на месте происшествия все страховые компании, которые выписывали полис ОСАГО участникам ДТП. Например, при аварии столкнулись три автомобиля, водители застраховали свою гражданскую ответственность в разных СК, соответственно все три страховщика имеют право на проведение экспертизы для установления виновного лица в ДТП. Также проведение ими анализа позволяет установить пострадавшее лицо и размер полученного ущерба, как автотранспортному средству, так и здоровью водителя;
  • уполномоченные представители дорожной полицейской инспекции. Они прибывают на место автомобильной аварии для установления виновника ДТП, для составления схемы дорожного происшествия и т.д. Все полученные ими данные фиксируются в специальном протоколе;
  • судебное учреждение, которому подсудны данные разбирательства. Инстанция суда для определения виновника выбирается исходя из суммы иска.

Для определения виновника аварии важно правильно оформить полицейский протокол, в котором будет содержаться схема дорожного происшествия, так как по российскому законодательству, именно про протоколу, составленному работником ГИБДД, определяется виновное лицо в произошедшей аварии. Повлиять на установление виновного лица могут очевидцы дорожно-транспортного происшествия. Ведь составление корректной схемы на месте аварии зависит от их показаний.

Вся документация, оформленная представителем государственной автомобильной инспекции, передается на рассмотрение в страховую компанию. Компетентные страховщики рассматривают бумаги и на их основании составляют свое умозаключение (их мнение относительно виновника аварии может отличаться от текста протокола).

Если виновник ДТП не признает свою вину, то он вправе с исковым заявлением обратиться в судебное учреждение. Инстанция суда зависит от суммы полученного ущерба. Доказать свою невиновность участник ДТП может в:

  • районном суде, если сумма иска больше 50 тыс. рублей;
  • в мировом судебном учреждении, если иск меньше 50 тысяч.

Необходимые документы

После ДТП оформляются следующие бумаги:

  • протокол определенного образца. Данный акт оформляется представителем службы ГИБДД на месте дорожно-транспортного происшествия;
  • протокол, свидетельствующий о наличии административного нарушения;
  • протокол, в котором уполномоченное лицо указывает сведения, на основании которых виновника ДТП можно привлечь к уголовной ответственности;
  • европротокол оформляется, если есть на то причины;
  • схема случившейся дорожной аварии;
  • бланк, предназначенный на случай ДТП. Он выдается страховой компанией водителю одновременно с оформленным полисом ОСАГО.

Во всех представленных выше протоколах обозначаются сведения о виновнике аварии. Если данный гражданин отказывается признать свою вину в произошедшем дорожно-транспортном происшествии, то он должен это написать на бланке протокола. На акте, составленном работником ГИБДД, следует сделать подобную запись «с текстом протокола не согласен, требую предоставления доказательств».

Если виновник ДТП признал свою вину, то требуется подать всю документацию в страховую компанию и ожидать ответа от нее по поводу условий и размера возмещения по полису ОСАГО.

Что делать, если виновник ДТП не признает свою вину?

Когда один из участников дорожной аварии не признает свою вину, необходимо ее доказать. Чтобы установить виновника аварии требуется выполнить следующий алгоритм действий:

  • после столкновения автотранспортных средств не изменять их положения, не передвигать;
  • включить аварийные знаки на своем автомобиле;
  • выставить на дорожную полосу специальные знаки, свидетельствующие о случившейся аварии;
  • вызвать на место дорожного происшествия работников государственной автомобильной инспекции;
  • составить вместе с уполномоченным представителем ГИБДД требуемые протоколы;
  • позвонить в страховую компанию, где оформлялось страхование автогражданской ответственности, сообщить им о происшествии, ожидать приезда представителя страховщика.

Когда вышеуказанный перечень действий выполнен, а виновник аварии не признает свою вину, то стоит обратиться в отделение ГИБДД, где будет проводиться разбирательство по делу. Рекомендуется к разбирательству привлечь очевидцев дорожной аварии.

Как действовать, если виновник ДТП признал вину и потом отказался от слов?

Если дорожно-транспортное происшествие серьезное, то у водителей его наступление может вызвать некий шок. В связи с чем, собственник авто изначально признает свою вину, а затем, придя в себя, меняет свое решение. Как поступить в таком случае?

Когда виновник признал вину в аварии, затем отказался от слов, потерпевший должен действовать в следующем порядке:

  • собрать пакет документации, который оформляется при дорожном происшествии. Рекомендуется сразу сделать копии всех актов, на случай, если какой-либо бланк затеряется;
  • обратиться в соответствующие учреждения, чтобы доказать виновность водителя — в страховую компанию или в судебную инстанцию;
  • ожидать назначения даты проведения разбирательства;
  • присутствовать на всех заседаниях по определению виновного лица;
  • выслушать оглашение решения о том, кто виноват в случившемся ДТП.

При обращении в судебное учреждение, чтобы доказать вину участника дорожной аварии следует учитывать, что разбирательство может занять достаточно длительное время. Поэтому рекомендуется изначально попробовать мирно договориться с виновником о выплате ущерба.

Для пострадавшего лица рекомендуется сделать видео или фото фиксацию места аварии. Подобный вид доказательств поможет установить виновника ДТП.

Случаи, связанные с отказом признать свою виновность в аварии, связанные с тем, что страховой полис ОСАГО покрывает убытки, полученные в результате дорожно-транспортного происшествия, только не виновным водителям.

Что делать при ДТП

1. Надо выполнить свои обязанности, описанные в правилах дорожного движения:

  • включить аварийную сигнализацию;
  • выставить знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 метров от ДТП в населенных пунктах и не менее 30 метров за их пределами;
  • проверить, имеются ли пострадавшие среди остальных участников происшествия;
  • не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

— Если авария случилась за городом, в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости — туман, сильный дождь — то на проезжей части и обочине нужно быть в куртке или жилете с полосами светоотражающего материала, — отмечает адвокат Анна Шинке.

2. Автомобили мешают движению? Освободите проезжую часть, но сначала зафиксируйте расположение транспортных средств на фото.

  • Сделать это нужно так, чтобы при разборе ДТП можно было точно определить, какое положение занимали машины относительно друг друга. Сделайте не только фото повреждений, но и общие планы со всех четырех сторон, а также фото состояния дорожного покрытия, разметки, дорожных знаков, светофоров (если имеются). Постарайтесь пометить в информации к фото точки, откуда сделаны кадры.

  • Помните, что с июля 2015 обязанность водителя освободить проезжую часть попадает под статью 12.27 («Невыполнение обязанностей в связи с ДТП»). Не сделали как положено — штраф за нарушение составляет 1 тыс. руб.

3. Оцениваем, можно ли оформить аварию по европротоколу.

Это возможно, если:

  • в аварию попали только два автомобиля;
  • оба водителя застрахованы по ОСАГО;
  • в ДТП нет пострадавших;
  • авария никому не причинила ущерб, кроме двух участников ДТП;
  • у обоих участников аварий нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП и полученных в результате повреждений;
  • сумма ущерба не превышает 100 тыс. руб. (мелкий ремонт, замена бампера).

4. Если у водителей есть разногласия по обстоятельствам ДТП, следует записать показания и контакты свидетелей, сообщить в полицию и следовать указаниям полицейских. Вариантов указаний может быть несколько:

а) оформлять европротокол;

б) ехать для оформления в ближайший отдел ГИБДД;

! В этом случае водители на месте описывают обстоятельства аварии, составляют схему, фиксируют на фото и видео расположение автомобилей, повреждения и следы — и с этими документами незамедлительно направляются в подразделение ГИБДД.

    Заполнить извещение о ДТП не только при оформлении по евроротоколу.

Связаться со своей страховой компанией и сообщить о страховом случае.

  • Желательно убедиться, что другие участники ДТП сделали тоже самое.
  • в) дожидаться полиции.

    — После оформления ДТП вы должны получить на руки протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела. Внимательно ознакомитесь с протоколом, прежде чем подписывать укажите свое несогласие если такое имеется. Помните, что в случае несогласия с постановлениями у вас есть всего лишь 10 суток со дня получения на их обжалование, — уточнила Анна Шинке.

    Эта схема работает, если в ДТП нет пострадавших. Если они есть, то:

    • оказываем первую помощь, вызываем скорую и полицию на место;
    • в экстренном случае сами доставляем пострадавшего в больницу и затем возвращаемся на место ДТП и ждем полицию.

    5. Если у второго участника ДТП нет страховки…

    — В таком случае необходимо вызвать ГИБДД и после получения документов о ДТП обратиться в суд с иском к водителю о взыскании ущерба, причиненного ДТП. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 1079), водитель обязан возместить вред, причиненный источником повышенной опасности. Это относится как к отсутствию страховки, так и к поддельному полису, — отмечает адвокат.

    Оставление водителем места ДТП, участником которого он является, наказывается лишением права управления ТС на 1 — 1,5 года или административным арестом до 15 суток.

    Читать еще:  Инсценировка ДТП: предел жадности страховых мошенников

    Многие полагают, что оставление места ДТП автоматически означает признание вины. Именно этим аргументом частенько пользуются мошенники при популярном разводе: «Вы меня поцарапали и уехали». Но на деле все не так. За покидание места происшествия водителя, конечно, накажут, но в обстоятельствах аварии в ГИБДД будут разбираться отдельно.

    Стоит помнить, что административная ответственность за оставление места ДТП не наступает, если водитель непосредственно после происшествия отъехал от него на незначительное расстояние, ожидая приезда сотрудников полиции и к моменту их прибытия был на месте ДТП и дал соответствующие объяснения. Также нет ответственности, если водитель уехал с места происшествия:

    • Которое произошло безо всяких действий с его стороны.

    Пример. Вы ехали, другой водитель вас обогнал, его понесло, и он врезался в отбойник или другую машину.

    • Предвидеть наступление которого или его последствий он не мог.

    Пример. Вы совершили обгон по всем правилам, но обгоняемый запаниковал, дернул руль и стукнул другое авто.

    Ни в коем случае не гнаться за нарушителем! Это может быть неэффективно и опасно. Достаточно ограничиться тем, чтобы запомнить как можно больше информации — госномер или хотя бы его фрагмент, модель, цвет машины, приметы водителя. Затем немедленно сообщить в полицию, а дальше действовать, как предписывают Правила дорожного движения и укажут сотрудники ГИБДД.

    Когда виновника установят и если у него есть полис ОСАГО, то его привлекут к административной ответственности за оставление места ДТП, а вы сможете обратиться в страховую компанию за страховым возмещением.

    Если же ни виновник ДТП, ни владелец автомобиля не будут установлены, а у вас нет полиса КАСКО, то за вред, причиненный жизни или здоровью, можно получить компенсационную выплату. Согласно законодательству ее произведет профессиональное объединение страховщиков. Автомобиль же, увы, придется ремонтировать за свой счет.

    — Закон об ОСАГО предусматривает выплаты пострадавшим в подобной ситуации, но только за вред, причиненный жизни или здоровью, но не имуществу. Чтобы получить компенсацию, необходимо обратиться в «Российский союз автостраховщиков» с заявлением, приложить аналогичный пакет документов для страховой компании. В течение 20 рабочих дней «РСА» рассмотрит обращение и по итогу перечислят денежные средства, либо направят мотивированный отказ. Отказ можно обжаловать в суде, — пояснила адвокат Анна Шинке.

    Виновник ДТП не признает вину порядок действий

    В числе наиболее сложных задач, с которыми сталкиваются многие участники ДТП, были и остаются споры о вине. Материал, изложенный в настоящей статье, дает возможность каждому, кто необоснованно обвинен в совершении дорожной аварии, самостоятельно разобраться в процедуре оспаривания виновности и избежать ответственности за чужие «грехи».

    Содержание статьи:

    В каких случаях оспаривается вина

    Для участника дорожного инцидента, в случае признания его нарушителем ПДД РФ, наступают неблагоприятные последствия, которые заключаются в привлечении его к установленной законом ответственности. Кроме административного или уголовного наказания, на виновника возлагается обязанность возместить потерпевшему вред, причиненный происшествием. При тяжких последствиях ДТП возрастает и тяжесть наказания.

    Таким образом, необоснованное обвинение порождает не только несправедливость, но и влечет за собой безнаказанность истинного виновника. Поэтому оспаривание вины является единственно возможным способом восстановления законности и справедливости.

    Особенностью вины в делах о дорожно-транспортных происшествиях, является её смешанный характер. Так, допуская нарушения Правил дорожного движения, зачастую носят умышленный, преднамеренный характер, однако сами последствия – причинение ущерба, вреда здоровью, жизни потерпевшего всегда наступают по неосторожности.

    Например, при выезде водителя на полосу встречного движения во время обгона в местах, где данный маневр запрещен, водитель преднамеренно допускает нарушение раздела 11 ПДД РФ, но уже факт столкновения, повлекший причинение вреда, наступает по неосторожности, то есть неумышленно.

    Перечисленные последствия дорожного происшествия — вред здоровью и материальный ущерб от повреждения транспортных средств, не охватывались умыслом нарушителя и наступили по неосторожности. В этом и заключается смешанный характер вины, присущий подавляющему большинству дорожно-транспортных происшествий.

    Следует твердо знать, что участник происшествия признается виновным только тогда, когда между нарушением ПДД РФ и происшествием (столкновением, наездом, опрокидыванием) имеется устойчивая причинно-следственная связь. Если само по себе невыполнение норм Правил не является причиной аварии, то вины в совершении ДТП нет. По этой причине ссылки на обоюдную вину далеко не всегда правомочны, даже при наличии обоюдных нарушений Правил.

    Например, не имеет значение, если один водитель, управляя транспортным средством находится в состоянии опьянения, а второй водитель, не предоставил ему преимущество в движении на перекрёстке равнозначных дорог, нарушив правило «правой руки».

    Из рассмотренного примера следует, что аварийная ситуация была создана не поведением пьяного водителя, а действиями второго участника, не предоставившего преимущество в движении, создавшего опасность и допустившего столкновение. Вина за такую аварию целиком и полностью будет возложена на второго водителя.

    Обобщая изложенное, укажем, когда целесообразна процедура обжалования.

    1. При несогласии лица с актом, составленным по факту происшествия (постановлением по делу об административном правонарушении, постановлением о прекращении дела, постановлением о возбуждении (прекращении) уголовного дела, содержащим выводы о наличии нарушений Правил лицом, в отношении которого вынесен документ.
    2. При отсутствии причинно-следственной связи между действиями нарушителя Правил и фактом дорожного происшествия.
    3. При нарушении материальных и (или) процессуальных норм и требований должностным лицом, вынесшим постановление по делу.
    4. При наличии данных об обоюдной вине иных участников происшествия.

    Правильная оценка обстоятельств, связанных с целесообразностью инициализации процедуры оспаривания вины, является залогом к успешному обжалованию незаконного постановления.

    Внесудебный порядок оспаривания вины в ДТП

    Возможность оспаривания вины путем подачи жалобы на постановление по делу о ДТП предусмотрена административным, уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством. Процедура обжалования определяется соответствующей отраслью законодательства и зависит от стадии производства по делу.

    Рассматриваемый внесудебный порядок предусмотрен как Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КРФ об АП), так и Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее — УПК РФ).

    В соответствии со статьей 30.1. КРФ об АП дает возможность лицу, привлекаемому к административной ответственности, обжаловать постановление по делу об АПН. При этом обжалованию подлежат как постановления о привлечении к ответственности, так и постановления о прекращении производства по делу об АПН. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.1. КРФ об АП во внесудебном порядке обжалуются постановления, вынесенные должностными лицами, то есть сотрудниками подразделений ГИБДД МВД РФ.

    Таким образом, постановление, вынесенное инспектором ДПС или инспектором по ИАЗ (дознавателем ГИБДД) может быть обжаловано, по выбору подателя жалобы, начальнику органа ГИБДД или в вышестоящее подразделение ГИБДД.

    Срок на обжалование составляет десять дней, начиная с даты вынесения постановления или даты вручения его копии.

    В соответствии со ст. ст. 123 -124 УПК РФ постановление о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении дела, могут быть обжалованы прокурору. Жалоба подается руководителю следственного органа или прокурору, по месту производства дела о ДТП, имеющего признаки состава преступления. Предметом жалобы является решение следователя, который, по мнению заявителя, вынес незаконное постановление о возбуждении или прекращении уголовного дела, чем нарушил права участника ДТП, обвиненного в нарушении ПДД РФ. Жалоба подлежит рассмотрению в срок не превышающий десять суток с момента её подачи.

    Внесудебный порядок оспаривания вины в ДТП, на практике занимает меньше времени, чем судебный, что можно отнести к преимуществу. К тому же решения, принимаемые в указанном порядке, всегда можно обжаловать в суд, что обеспечивает при необходимости судебный контроль за действиями и решениями должностных лиц ОВД, следствия и прокуратуры.

    Как оспорить вину в ДТП через суд

    Российской законодательство позволяет участнику дорожного автотранспортного происшествия обращаться напрямую в суд для защиты от необоснованного обвинения в совершении правонарушения (преступления).

    При производстве по делу об АПН судебному обжалованию подлежит постановление, вынесенное в порядке, предусмотренным КРФ об АП. Жалоба подается в районный (городской) суд, находящийся по месту вынесения обжалуемого решения. Порядок обжалования регламентирован главой 30 административного кодекса.

    По аналогии оспорить вину в ДТП через суд можно в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ. Срок рассмотрения жалобы составляет пять суток с момента поступления материалов дела в суд, однако на практике этот срок может увеличиться по различным причинам, связанным с подготовкой к рассмотрению жалобы. Решение суда, вынесенное в порядке ст. 125 УПК РФ, может быть обжаловано в вышестоящий суд.

    Если сравнивать оба порядка на предмет их предпочтительности и эффективности, то следует отметить, что не важно кому обжалуешь, а важно, что и как. Иными словами, если имеются достаточные основания для оспаривания, подтвержденные доказательствами, которые надлежащем образом изложены в самом тексте жалобы, то оспорить вину в ДТП через суд или вне суда, будет несложно. Поэтому подготовка жалобы, а также её представление, требуют от заявителя обладания достаточно высоким уровнем юридических и практических знаний.

    Как оспорить вину в ДТП в гражданском процессе

    Если, все усилия направленные на оспаривание вины, при производстве по делу об административном правонарушении не дали положительных результатов или срок на обжалование был пропущен и не восстановлен, то последним шансом на справедливость является оспаривание вины в дорожно-транспортном происшествии в гражданском процессе.

    Инициатором возбуждения гражданского дела по иску о возмещении ущерба, причиненного ДТП может быть любой из участников аварии, вне зависимости от его статуса по делу об административном правонарушении. При наличии не возмещенного ущерба, спора о его размере, требований компенсации морального вреда, заинтересованное лицо может подать иск к ответчику. Всегда в предмет доказывания по такому гражданскому делу входит решение вопроса о вине. Если вина в нарушении ПДД РФ была ранее установлена постановлением по делу об АПН, которое не было отменено и вступило в законную силу, то истец ссылается на данное обстоятельство, как основание иска. Однако, если ответчик не признает иск, возражая против своей вины, то он обязан доказать основания своих возражений (ст. 56 ГПК РФ).

    Что может и должен сделать в такой ситуации?

    Во-первых, если ранее, при производстве и рассмотрении дела об АПН, остались не выяснены обстоятельства, которые могут повлиять на выводы о виновности того или иного участника происшествия, то такие пробелы должны быть устранены, но уже по правилам гражданского процесса. Например, если не были допрошены очевидцы происшествия, то по ходатайству их следует допросить в судебном заседании. Восполнить пробелы в доказательствах, которые сторона не может истребовать самостоятельно, следует путём судебных запросов в органы и учреждения, которые располагают необходимыми для рассмотрения дела сведениями.

    Во-вторых, после того как в деле появятся дополнительные сведения, которые отсутствовали в материале о ДТП, то можно и нужно рассмотреть вопрос о назначении судебной экспертизы. В зависимости от конкретных обстоятельств дела, это может быть и автотехническая, и трасологическая, и автодорожная, и судебно-медицинская. Возможности судебных экспертиз, назначаемых при производстве по делам о ДТП, очень широки. И, если эксперт путем анализа материалов дела, используя специальные познания в области автотехники, трасологии и других отраслей знаний, придет к выводу об отсутствии вины ответчика, то суд не сможет переступить в своем решении через такое полновесное доказательство. Именно судебная экспертиза является тем инструментом, который позволяет расставить в гражданском процессе все точки над «и» при оспаривании вины в гражданском процессе.

    Читать еще:  Фото ДТП, ищу свидетелей ДТП

    В-третьих, доказав свою невиновность или наличие обоюдной вины, уже при рассмотрении первоначального иска, у лица появляются и юридические, и фактические основания к возмещению причинённого ему ущерба, а также компенсации понесенных расходов, связанных с рассмотрением дела. То есть, путем заявления встречного иска (ст. ст. 137-138 ГПК РФ) и привлечения к участию в деле страховой компании, происходит практическая реализация права на возмещение вреда, причиненного в ДТП.

    В завершение темы, следует отметить, что право на оспаривание может быть реализовано вне зависимости от ранее данного признания вины участником ДТП в виду ошибочной оценки обстоятельств происшествия.

    Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

    Как защитить себя, если виновник ДТП без страхового полиса

    Участились случаи обращения в ЮК «Дмитренко и партнеры» лиц, пострадавших в ДТП, когда у виновника отсутствует полис ОСАГО/каско. В связи с актуальностью вопроса нашей командой были подготовлены короткие рекомендации по защите пострадавших.

    Общее правило : возмещать вред обязано лицо, владеющее ТС на праве собственности или иных законных основаниях (например, по доверенность на право управления ТС) (абз. 2 п. 1 ст. 1079 ГК РФ).

    Исключение : владелец ТС не будет обязан возмещать вред, причиненный ТС, если докажет, что ТС выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (п. 2 ст. 1079 ГК РФ).

    Процедура возмещения ущерба от ДТП при отсутствии полиса страхования у виновника зависит от объекта, которому причинен вред:

    1. Вред причинен здоровью или жизни потерпевшего

    Особенность : если в результате ДТП причин вред здоровью или жизни потерпевшего обязанность по возмещению вреда возлагается на Российский союз автостраховщиков (РСА).

    1. подготовка письменных доказательств , подтверждающих объем и характер вреда, причиненного здоровью потерпевшего
    2. подача заявления о компенсационной выплате в РСА

    Кто может обратиться с данным заявлением ?

    • потерпевший или его представитель ;
    • лица, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти кормильца (ст. 1088 ГК РФ) (при отсутствии таковых – супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода);
    • лица, понесшие необходимые расходы на погребение погибшего.
    1. Вред причинен имуществу потерпевшего

    Особенность : Если вред причинен только имуществу потерпевшего и у виновника отсутствует полис ОСАГО, то обязанность по возмещению вреда несет сам виновник (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).

    1. Оценка потерпевшим ущерба в экспертной организации и обсуждение с виновником условий добровольного возмещения.

    Если договоренность была достигнута – необходимо составить и подписать соглашение, в котором будут указаны суммы и порядок их выплат.

    Если виновник отказывается от выплаты, не согласен с суммой, или не признает вину – необходимо подать иск в суд (см. пункт « b »).

    1. Подача иска в суд по месту жительства виновника ДТП (в районный суд – при цене иска больше 50 000 руб., мировому судье – при цене иска менее 50 000 руб.)

    К иску необходимо приложить :

    • документы, оформленные сотрудниками ГИБДД по факту ДТП;
    • документы, подтверждающие, что поврежденное имущество является собственностью потерпевшего;
    • отчет об оценке величины ущерба, выданный экспертной организацией.

    N . B . В иск могут быть включены также требования компенсации морального вреда, расходов на проведение экспертизы, хранение автомобиля на стоянке и компенсации иных вынужденных расходов.

    Что делать, если виновник ДТП отказывается признавать свою вину

    К сожалению, стать участником дорожно-транспортного происшествия может любой автомобилист. Скорость разрешения вопросов, связанных с восстановлением обстоятельств аварии и получением страхового возмещения, напрямую зависит от слаженности действий участников ДТП.

    Однако не все автолюбители готовы признать свою вину за аварию, ведь это влечет для них появление определенных проблем, в частности, со страховкой.

    Многие автовладельцы, чтобы обезопасить себя, оформляют полиса ОСАГО. В случае наступления по их вине дорожно-транспортного происшествия, водителям не придется самостоятельно компенсировать ущерб, полученный владельцем поврежденного транспорта.

    Однако страховая компания может отказать в выплате пострадавшему компенсации, если вина страхователя не будет установлена. Однако если виновник дорожно-транспортного происшествия отказывается признать свое нарушение ПДД, пострадавший впоследствии сможет привлечь его к административной, гражданской или уголовной ответственности.

    1. Что делать, если виновник ДТП не признает свое вину
    2. Отношения с виновником ДТП
    3. Действия пострадавшего, если виновник не признает вину
    4. Порядок действий
    5. Можно ли обезопасить себя

    Что делать, если виновник ДТП не признает свое вину

    Если участник ДТП понимает, что лицо, виновное в дорожно-транспортном происшествии отказывается признавать свою вину, он должен действовать по стандартной схеме: прежде всего, необходимо пригласить на место аварии сотрудников ГИБДД для фиксации обстоятельств столкновения.

    Во время ожидания приезда на место аварии сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен:

    1. Найти свидетелей случившегося, который смогут дать показания о виновности второго участника аварии в столкновении.
    2. Следующий шаг – получение от свидетелей из контактных номеров телефона. Это необходимо для того, чтобы в случае судебного разбирательства автолюбитель смог созвониться с присутствовавшими на месте ДТП и взять с них письменные показания или попросить засвидетельствовать свою точку зрения в суде.
    3. Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание во время ожидания приезда сотрудников ГИБДД – камеры видеонаблюдения. Сейчас такие фиксирующие устройства устанавливаются не только на дорогах и крупных магазинах, но и на обычных многоквартирных домах.
      Поэтому поиск записей с камер видеонаблюдения не должен занять у автовладельца много времени.

    Ни в коем случае нельзя паниковать и пытаться вразумить виновника дорожно-транспортного происшествия силовыми методами. Впоследствии это может негативно отразиться на положении пострадавшего автовладельца – он не только не получит возмещения, но и может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.

    Отношения с виновником ДТП

    Если автомобилист, виновный в столкновении транспортных средств, отказывается признавать свою вину, пострадавший ни в коем случае не должен вступать с ним в полемику и отстаивать свою точку зрения.

    Не стоит также поддаваться на уговоры такого автолюбителя и урегулировать вопрос без вызова на место аварии сотрудников дорожной инспекции. Без должного оформления ДТП, впоследствии виновный автовладелец сможет дать показания, по которым в столкновении будет виновато лицо, фактически пострадавшее в автомобильной аварии.

    После прибытия на место дорожно-транспортного происшествия сотрудников дорожной инспекции, ими составляется протокол. Если автомобилист не оспаривает свою вину, сразу же может быть составлено постановление об административном правонарушении.

    Если же сотрудникам ГИБДД не удается установить все обстоятельства ДТП, ими возбуждается дело об административном правонарушении.

    Действия пострадавшего, если виновник не признает вину

    Еще несколько лет назад у сотрудников дорожной инспекции была возможность выносить приговор при разбирательстве обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Лицу, виновному в ДТП, выдавалась справка, после чего он принимал решение, стоит возмущаться по данному поводу или нет.

    Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

    +7 (812) 507-64-25 (Санкт-Петербург)

    Это быстро и бесплатно!

    Сейчас же законодательство изменилось и теперь сотрудник ГИБДД не имеет права выносить постановление об административном правонарушении, если виновник отказывается признавать, что авария произошла из-за несоблюдения им правил дорожного движения.

    Теперь если автовладелец отказывается признавать вину, сотрудниками ГИБДД составляется справка о ДТП, которая передается пострадавшему лицу. С этой справкой автомобилист обращается в страховую компанию для получения компенсационной выплаты.

    Если страховщик отказывается выплатить возмещение, собственник поврежденного транспортного средства может обратиться в суд для получения компенсации аза причиненный его имуществу или здоровью ущерб.

    Однако автомобилист, которому навязывают его виновность, также имеет право обратиться в суд. В этом случае именно судья будет должен доказать или опровергнуть виновность автолюбителя в дорожно-транспортном происшествии.
    Соответственно, пока рассмотрение дела не будет закончено, пострадавший автомобилист не может рассчитывать на получение возмещения от страховой компании, так как виновность второго участника ДТП не установлена.

    Порядок действий

    Можно определить порядок действий, руководствуясь которым, автомобилист сможет доказать, что второй водитель, принявший участие в ДТП, и есть лицо, виновное в дорожно-транспортном происшествии.

    1. Прежде всего, автолюбитель должен вызвать на место столкновения сотрудников дорожной инспекции, которые смогут установить обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, составить все необходимые документы об аварии.
    2. По результатам исследования сотрудниками дорожной инспекции выносится решение, всем участникам ДТП выдаются соответствующие справки, с которыми позднее можно будет обратиться в суд или в страховую компанию для получения возмещения для ремонта автомобиля.
    3. В соответствии с требованиями кодекса об административных правонарушениях, виновный водитель должен быть привлечен к ответственности путем наложения на него штрафа.
    4. Если впоследствии разбора дела дорожным инспектором будет установлено, что никто из водителей невиновен в дорожно-транспортном происшествии, никто из них не привлекается к ответственности. Оба автолюбителя получают только справки о ДТП, с которыми позднее они смогут доказывать свою точку зрения.
    5. Если один из автовладельцев не согласен с полученным документом, он имеет право обратиться в суд для установления виновника дорожно-транспортного происшествия.
      Вместе с исковым заявлением, истец должен предоставить суду документы о понесенных расходах на свое лечение, восстановление поврежденного транспортного средства, а также доказательства вины второго автомобилиста (записи с камер, показания свидетелей).
    6. На следующем этапе судья проводит расследование дела. По необходимости, в качестве доказательств используются материалы, составленные сотрудниками ГИБДД, прибывшими на место происшествия.
    7. Судья имеет право не согласиться с решением дорожного инспектора, запросить проведение повторного расследование обстоятельств аварии, проведение технической экспертизы, вызова на заседания свидетелей произошедшего.
    8. По итогам проведения дополнительного расследования и экспертиз, судья принимает новое решение о признании автомобилиста виновным или невиновным в автомобильной аварии.
    9. После получения нового судебного решения, владелец поврежденного транспортного средства имеет право обратиться в свою страховую компанию или в компанию виновника ДТП для получения страхового возмещения для восстановления своего автомобиля.
    10. Если в ходе судебного разбирательства будет установлена обоюдная вина участников ДТП, автомобилисты имеют право обратиться к страховщику для получения частичной компенсации полученного ущерба в размере, исчисляемом в зависимости от степени их виновности в случившемся.

    Можно ли обезопасить себя

    Можно ли обезопасить себя от того, что второй водитель будет отказываться признавать свою вину и всячески пытаться избежать ответственности? Именно такой вопрос интересует многих автомобилистов.

    На самом деле, вывести виновника дорожно-транспортного происшествия на чистую воду может оказаться не так просто, как может показаться на первый взгляд. Чтобы получить такую возможность, автолюбителю необходимо придерживаться нескольких простых правил:

    1. Лучше всего заранее позаботиться о покупке и установке видеорегистратора. Даже если на место столкновения не окажется стационарных камер видеонаблюдения или не будет свидетелей (к примеру, ДТП произошло ночью в спальном районе города), у автовладельца всегда будет «свидетель», который сможет зафиксировать реальные обстоятельства аварии.
    2. Если у водителя все-таки нет видеорегистратора, необходимо искать свидетелей произошедшего. Их показания смогут оказать влияние на ход судебного разбирательства.

    Если сотрудник дорожной инспекции отказывает автомобилисту в возбуждении административного дела, это может иметь сразу несколько значений:

    1. Поиск истины усложняется в несколько раз.
    2. Потеря шанса для пострадавшего в получении страховой выплаты в рамках действий страхового полиса ОСАГО.

    В соответствии с нормами законодательства, водитель может обжаловать полученное постановление в течение 10 дней с даты его выдачи.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector