Mitsubishi-ufa.ru

Авто СТО Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иск по ДТП к виновнику без страховки

Виноват, и без ОСАГО

Представьте, произошла неприятность — вы попадаете в ДТП и выясняете, что у виновника аварии нет полиса ОСАГО. Как получить компенсацию за поврежденный автомобиль?

Насколько высок риск?

Если водитель ездит без полиса ОСАГО, его накажут штрафом 800 рублей. Если он не вписан в полис или страховка просрочена, штраф — 500 рублей. Но несмотря на это, нарушителей меньше не становится. Борются с такими водителями давно, но пока без особого успеха. Ходили слухи, что с 1 января 2018 года штраф увеличат до 5000 рублей, но наказание так и не ужесточили.

Причина, почему люди не страхуют свои автомобили, одна — экономия. По ориентировочным подсчётам юридической компании «ГлавСтрахКонтроля», каждый пятый водитель на российских дорогах ездит без полиса ОСАГО или не вписан в него, либо с поддельной страховкой. Из 50 млн зарегистрированных в России автомобилей ОСАГО оформлено только на 40 млн машин. Выходит, риск в случае ДТП нарваться на такого экономного водителя очень высок.

Но вдруг избежать ДТП не удалось, и вы выясняете, что страховой полис есть только у вас. Значит, стандартные варианты решения проблемы не подойдут. Если у виновника ДТП не оформлена страховка, получить компенсацию от страховой не удастся. Урегулировать ситуацию по европротоколу не получится, так как потребуется страховой полис обоих водителей. Как же быть? Решить возникшую проблему можно несколькими способами.

Договориться на месте

Чаще всего виновник предлагает решить проблему на месте — «без ГАИ». Идея крайне сомнительная, так как, находясь в состоянии аффекта после ДТП и не обладая специальными навыками, вы вряд ли сможете адекватно оценить стоимость ремонта автомобиля. Соглашаться на такое предложение можно, только если повреждения действительно небольшие и будет составлена расписка об оплате причиненного ущерба и отсутствии претензий.

Разобраться до суда

Этот вариант подходит, если виновник соглашается возместить причиненный ущерб, но только после того, как установят его точный размер. В этом случае на место ДТП нужно вызвать именно сотрудников ГИБДД, а не аварийных комиссаров. Необходимо проследить, чтобы инспектор в протоколе отметил факт отсутствия у виновника страхового полиса. Переписываем себе паспортные и контактные данные оппонента.

Дальше придется пройти независимую техническую экспертизу, которая установит реальную сумму ущерба. Для этого вам придется обратиться в организации, имеющей государственный сертификат, который позволяет выдавать такие экспертные заключения.

По итогам экспертизы вы получите два документа:

— отчет о независимой экспертизе (стоит от 2000 рублей);
— отчет об утерянной товарной стоимости (УТС), если ваш автомобиль моложе 5 лет (стоит от 2000 рублей).

Для того, чтобы результаты проведенной экспертизы имели юридическую силу, на неё нужно пригласить виновника ДТП как наблюдателя. Сделать это можно телеграммой с уведомлением о вручении из почтового отделения. В сообщении указывается точное место, дата и время проведения экспертизы. Если виновника не пригласить, то он впоследствии сможет оспорить сумму компенсации. Тогда потребуется повторное проведение экспертизы.

После этого нужно собрать пакет документов для формирования досудебной претензии, которую вы как потерпевший направите виновнику ДТП, чтобы урегулировать убытки добровольно. В претензии вы предлагаете оплатить причиненный ущерб без включения дополнительных сумм (за экспертизу, эвакуацию, услуг юриста и т. д.). Их получится востребовать, если придётся подавать в суд.

Что указать в претензии?

При составлении досудебной претензии можете воспользоваться услугами юриста или справиться самостоятельно. Отправьте ее по месту регистрации виновника аварии заказным письмом с описью вложения и уведомлением о получении. В письме нужно указать обстоятельства, при которых произошло ДТП. Все формулировки и утверждения должны быть подкреплены ссылками на соответствующие статьи закона и документы. Обязательно укажите калькуляцию полученного ущербы и понесённых расходов.

Пакет документов:

— досудебная претензия,
— справка о ДТП из ГИБДД (копия),
— постановление об административном правонарушении (копия),
— результаты экспертизы,
— телеграмма с приглашение на экспертизу (копия),
— документы на машину (копия),
— чеки, подтверждающие понесённые расходы.

Как подать иск в суд

Если виновник проигнорировал или не согласился оплатить причинённый ущерб, указанный в досудебной претензии, то весь подготовленный пакет документов перенаправляете в суд. Только копии заменяются на оригиналы и добавляется исковое заявление. И помните, отсутствие у виновника ДТП источников дохода и имущества — не повод суду отказывать вам в выплате компенсации.

Обращаться нужно в суд по месту жительства виновника ДТП. Если размер требований не превышает 50 тысяч рублей, то заявление подаете в мировой суд, а если ущерб больше, тогда в районный.

После подачи иска и всех документов в течение 5 рабочих дней решат, примут ли ваше дело в производство. Будет назначена дата предварительного заседания, после которого начнётся судебное разбирательство. В конце судебной тяжбы потерпевший получает исполнительный лист, который направят в исполнительные судебные органы.

Однако, даже если суд вынес решение в вашу пользу, это ещё не означает, что вы быстро получите компенсацию. Часто ответчик затягивает процесс выплаты, ссылаясь на отсутствие денег. Он может предоставить суду справки о низких доходах, иждивенцах и т. д. По этим документам суд назначает взыскание в размере 10–20% от указанных доходов. Полной выплаты можно ждать годами.

Как себя обезопасить

Единственный вариант с гарантированной финансовой защитой — это КАСКО. В этом случае даже если у виновника не окажется страховки, вы сможете отремонтировать автомобиль за счёт своего страховщика. Нужно лишь собрать документы из ГИБДД и предоставить на осмотр авто, а с виновником будут разбираться юристы страховой.

Каждый пятый без ОСАГО: что делать, если у виновника ДТП нет страховки

На сегодняшний день каждый пятый автомобиль в России ездит без полиса ОСАГО. Такую статистику привел генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников. По его словам, из 50 млн зарегистрированных машин автогражданку имеет 40 млн транспортных средств. Однако количество тех, кто пренебрегает покупкой полиса, скоро может увеличиться. Дело в том, что 15 ноября вступили в силу поправки в КоАП, согласно которым за это нарушение больше не снимают номерами. Водителям без ОСАГО выписывают штраф в размере 800 рублей и отпускают.

Смягчение наказания – не единственная причина для отказа от покупки полиса. В октябре, напомним, автогражданка существенно подорожала из-за увеличения лимита выплат. Стоимость полисов увеличилась на 23-30 процентов в зависимости от региона. Базовая цена страховки теперь составляет 2 440 руб. вместо прежних 1980 рублей.

Пострадают от послаблений, прежде всего, добросовестные автомобилисты. В случае ДТП с водителем без ОСАГО процесс получения компенсации может затянуться на несколько месяцев. Еще придется оплатить судебные издержки и независимую экспертизу. Autonews.ru выяснил, что делать автомобилисту, если в него въехала незастрахованная машина.

В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского Кодекса, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Таким образом, виновник ДТП обязан полностью компенсировать стоимость ремонта. Первое что нужно сделать – проследить, чтобы отсутствие полиса ОСАГО у виновника аварии было зафиксировано в справке о ДТП. Без соответствующей отметки подготовить документы для досудебной претензии будет сложнее.

Как рассчитывается стоимость ОСАГО

При расчете страховки учитывается возраст водителя, стаж, год выпуска и мощность автомобиля. Также на конечную стоимость влияет регион: как правило, чем больше город, тем выше коэффициент. Самые дорогие страховки на текущий момент в Москве – здесь повышающий коэффициент равен двум. Средняя стоимость страховки в столице на Renault Logan (водитель старше 22 лет, стаж более 3 лет) составит 6178 рублей. За полис на Mazda6 с 2,5-литровым мотором придется отдать уже 8 237 рублей. В случае если у водителя отсутствует стаж, то стоимость полиса составит и более 10 тыс. рублей. Например, чтобы застраховать новый Range Rover Sport, нужно заплатить 14 826 рублей. В мелких региональных городах повышающий коэффициент составляет от 0,6 до 0,8. Таким образом, покупка полиса там обходится почти в 2,5 раза дешевле.

Также юристы советуют уточнить адрес виновника аварии и мобильный телефон. Сделать это можно через инспектора ГИБДД, который оформлял документы на месте. Без адреса прописки невозможно отправить исковое заявление и, соответственно, это может существенно затянуть судебный процесс. Самое сложное начинается с того момента, когда потребуется собирать бумаги для оформления юридической претензии.

Первый документ (он же самый главный) – отчет о проведении независимой экспертизы. В Москве есть несколько десятков компаний, предоставляющих подобные услуги. Стоимость в среднем колеблется от 2 до 7 тыс. рублей. В большинстве случаев оценка ущерба происходит по одной и той же схеме: сначала составляется акт осмотра автомобиля, где фиксируются все повреждения, в том числе, скрытые. В эту стоимость также включена калькуляция ущерба, данные по методике расчета и копии документов, позволяющие компании заниматься оценочной деятельностью.

Если автомобиль восстановлению не подлежит, то по результатам проведения независимой экспертизы должен быть составлен отчет об утрате товарной стоимости. Цена на услугу составляет от 1,5 до 5 тыс. рублей. Эксперты советуют, чтобы при проведении экспертизы присутствовал виновник аварии. Уведомить его нужно строго по почте: в противном случае доказать, что будущего ответчика ставили в известность о проведении оценки ущерба, будет невозможно. Виновник аварии должен получить тот же пакет документов, что и потерпевшая сторона: акт осмотра, калькуляцию ущерба, а также бумаги, подтверждающие законность деятельности компании, проводившей оценку.

После того, как была произведена оценка, необходимо составить досудебную претензию. Сделать это можно и самостоятельно, без юристов – они потребуют за бумагу от 3 до 5 тыс. рублей. В какой-то мере досудебная претензия похожа на объяснение, которое просят составить сотрудники ГИБДД при оформлении аварии. В документе нужно указать маршрут следования, место и обстоятельство ДТП. Желательно подкреплять собственные утверждения выдержками из законодательных актов. В самом конце досудебной претензии следует указать общую сумму причиненного ущерба. Она может быть существенно выше той суммы, которая указана в акте независимой экспертизы. Например, в качестве ущерба можно также посчитать услуги по эвакуации, хранению автомобиля, а также стоимость услуг по проведению оценки ущерба и моральный вред.

К составленной претензии должны быть прикреплены следующие документы: копия справки о ДТП, копии постановления от ГИБДД об административном правонарушении, копии писем с вызовом на осмотр, экспертная оценка ущерба, копии документов на транспортное средство, а также чеки, подтверждающие расходы.

Читать еще:  Оформление ДТП если виновник скрылся?

Как правило, после направления досудебной претензии большинство виновников ДТП соглашаются с суммой ущерба и предпочитают не доводить дело до суда. В противном случае им придется компенсировать и другие издержки. В том числе: услуги адвоката потерпевшей стороны (в среднем 20-30 тыс. рублей), госпошлина (400 руб.), а также стоимость оценки ущерба и прочие издержки, которые были указаны в досудебной претензии.

Судебный процесс в среднем занимает от одного до трех месяцев. Однако в случае, например, неявки виновника аварии на заседания, он может затянуться и на неопределенный срок. Для того чтобы ускорить процесс получения компенсации, адвокат может потребовать наложить арест на транспортное средство виновника ДТП. Однако даже отсутствие постоянной работы и другого движимого и недвижимого имущества не послужит причиной отказа от выплаты компенсации. В крайнем случае, по решению суда виновника ДТП могут обязать выплачивать по 50% от ежемесячной заработной платы. Сумма может вырасти и до 70% в случаях, если в ДТП был причинен еще и серьезный вред здоровью.

Как подать иск на виновника ДТП

Обзоры КонсультантПлюс

Верховный суд опубликовал обзор по коронавирусу № 1 и № 2

Порядок обращения в суд

Дорожно-транспортное происшествие невольно делает его участников субъектами правоотношений по возмещению причиненного ущерба. Ответственность каждого водителя подлежит страхованию (Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ), поэтому процедура взаимодействия со страховщиком регулируется указанным нормативным актом.

Перед тем как подать иск на виновника ДТП или иного ответчика, необходимо соблюсти ряд действий:

  1. Уведомление страховщика (лицо, которому причинен ущерб, направляет уведомление о возникновении страхового случая).
  2. Предоставление документов для возмещения (потерпевшая сторона направляет в страховую компанию заявление о возмещении убытков по форме, установленной положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П, с предоставлением дополнительных документов).
  3. Осмотр и принятие решения о выплате (страховщик организовывает осмотр транспортного средства, которому причинен ущерб, и принимает решение об отказе или осуществлении выплаты с установлением размера; максимальный размер выплаты по договорам ОСАГО за ущерб имуществу установлен в размере 400 000 руб.).
  4. Уведомление страховщика о несогласии с размером возмещения (если потерпевшая сторона не согласна с решением страховой компании, направляется соответствующее уведомление со своим вариантом расчета суммы возмещения и приложением экспертного заключения).
  5. Составляется иск после ДТП к виновнику или иному ответчику и предъявляется в суд (при игнорировании условий, изложенных в уведомлении, следует составить иск, отразив в нем все обстоятельства дела, и определить требования; после этого направить документы в суд).

Кому предъявлять исковые требования

Лицо, которому предъявляются исковые требования о взыскании ущерба при ДТП, влияет на выбор суда, в котором будет разрешаться спор и нормы процессуального права, подлежащие применению.

Возможны следующие разновидности ответчиков по рассматриваемой категории дел:

  1. Страховая компания — выступает в качестве ответчика, если ответственность виновника была застрахована по договору ОСАГО или КАСКО.
  2. Виновник ДТП — иск к виновнику ДТП о возмещении ущерба подается при отсутствии договора ОСАГО, если возмещение страховой не покрывает весь причиненный ущерб.
  3. Российский союз автостраховщиков — является ответчиком в случае отзыва лицензии у страховщика или если виновник ДТП не установлен.

Для быстрого разрешения спора следует точно определить, к кому вы собираетесь обратиться с исковыми требованиями.

Как составить иск

При составлении заявления избирается официальный стиль изложения. Законом официально не установлен образец иска, поэтому следует руководствоваться нормами ст. 131, 132 ГПК РФ и ст. 125, 126 АПК РФ.

Рекомендуется придерживаться следующих принципов при написании иска:

  1. Краткость. Максимальный объем — не более 5 страниц. Вы должны четко определить границы спора и указывать только обстоятельства, которые относятся к делу.
  2. Обоснованность. Иск о возмещении ущерба в результате ДТП должен содержать ссылки на нормы материального и процессуального права — статьи закона, которые, по-вашему, нарушил ответчик.
  3. Точность и сжатость цитирования. Используйте названия правовых актов и законов в сокращении: после того как вы первый раз полностью укажете название законодательного акта, в последующем ограничьтесь написанием его номера.
  4. Приемлемое форматирование. На протяжении всего текста следует придерживаться одного размера и типа шрифта, избегать чрезмерного использования выделения слов, рекомендуемый размер — 14, интервал — не менее 1,5.

В текст заявления включите следующую информацию:

  • наименование суда, в который направляется иск;
  • наименование истца и ответчика;
  • суть спора: в чем заключается нарушение прав;
  • ссылки на применяемые или нарушенные нормы права;
  • требования к ответчику;
  • перечень прилагаемых документов.

Какие документы приложить к иску дополнительно

Исковое заявление содержит в себе перечень прилагаемых документов, на основании которых истец основывает требования и подтверждает определенные действия. Перечень не является закрытым, поэтому истец вправе предоставить любой документ, имеющий отношение к делу, подтверждающий его правовую позицию.

Среди обязательных документов, прилагаемых к иску, выделяют следующие:

  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документ, подтверждающий отправку копии документов лицам, участвующим в деле;
  • претензия, подтверждающая досудебный порядок урегулирования спора.

Для юридических лиц обязательно предоставление:

  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • свидетельства о регистрации;
  • подтверждения полномочий лица, подписавшего заявление.

В зависимости от обстоятельств дела исковое заявление пострадавшего в ДТП дополняется следующими документами:

  • заключение экспертизы;
  • порядок расчета суммы взыскания;
  • документы по страховому случаю;
  • справка о ДТП;
  • медицинское заключение о характере причиненных травм;
  • документы, подтверждающие утраченный трудовой доход.

Перед тем как подать иск в суд о возмещении материального ущерба от ДТП, отдельное внимание следует уделить отправлению досудебной претензии. Факт отправки следует подтвердить квитанцией об отправке либо уведомлением о вручении письма. Рекомендуем сделать опись вложения и зафиксировать перечень отправления с указанием номера, даты и темы документа.

Суд вынес решение. Что делать дальше

Если исковые требования удовлетворены и решение вступило в законную силу, необходимо обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа. После получения исполнительного листа вы можете обратиться в службу судебных приставов или банк, в котором открыт расчетный счет должника.

Рекомендуем делать первоначальное обращение в банк должника. При наличии на счетах денежных средств так получить сумму долга удастся быстрее.

У виновника ДТП нет ОСАГО, что делать?

Заказать услугу или консультацию у нас можно одним из способов:

  • Позвоните нам: +7 (846) 979-85-08
  • Оставьте заявку на почту info@gradocenka.ru
  • Напишите нам
  • Приезжайте в наш офис: 443080, пр. Карла Маркса, д. 192, оф. 513
  • Свидетельство от аккредитации №1291/63-1111/12;
  • Более 15 лет на рынке оценочных и экспертных услуг;
  • Более 25 специалистов в 8 филиалах по России;
  • Состоим в Саморегулируемой Организации «Российское общество оценщиков»;
  • Гражданская ответственность компании застрахована на 100 млн. рублей;
  • Эксперты компании входят в состав палаты судебных экспертов.

В крупных городах дорожные аварии происходят ежедневно, поэтому с процедурой получения компенсации по ОСАГО и КАСКО знакомы многие водители. Но возможны и нестандартные случаи, а именно, когда у виновной стороны нет действующего полиса страхования. В таком случае ответственность за нанесение ущерба несет виновник ДТП.

ОСАГО является защитой автогражданской ответственности, а факт аварии – страховым случаем, при котором компания должна возместить пострадавшим ущерб в пределах лимита выплат.

Полис будет считаться недействительным при истекшем сроке давности. Не осуществляют выплаты также, если на момент аварии обнаружено, что страховка была поддельной. Отсутствие полиса должно быть зафиксировано сотрудниками ГИБДД. Если одна сторона просто не имеет документ при себе, то будет невозможно правильно оформить документы на месте аварии. Впрочем, сейчас многие знакомы с электронным ОСАГО, данные договора всегда можно узнать через интернет.

Отказ в выплате также может быть осуществлен, если виновник аварии не вписан в полис или авария зафиксирована неверно.

Какие нормативные акты регулируют ситуацию?

  • Согласно нормам ФЗ «Об ОСАГО» использование транспортного средства без действующего полиса запрещено. В 2019 году штраф за езду без страховки, согласно ст. 12.3 КоАП, составляет 500 рублей. Штраф за просроченную страховку или ее отсутствие составляет 800 рублей. При фиксации аварии на виновника будет наложен штраф, и возложена обязанность компенсировать материальные убытки.
  • Возмещение ущерба при ДТП осуществляется исключительно в рамках действующего законодательства, в частности статьи 15 ГК РФ. При аварии может быть причинен ущерб имуществу (автомобилю), происходит утрата товарной стоимости ТС. Кроме того, может быть упущена выгода, например, понесены убытки, если авто является рабочим.
  • Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания несения ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности.
  • Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда вследствие управления транспортными средствами.

Варианты разрешения ситуации

Каждая ситуация имеет индивидуальный характер и иногда определить степень вины очень сложно. Авария может произойти из-за третьих лиц или же по обоюдной вине. Но для того, чтобы получить полную сумму убытков, требуется получить объективную оценку ущерба. Для этого существует независимая экспертная оценка, благодаря которой можно выявить все скрытые повреждения. Эксперт в заключении перечисляет количество пострадавших агрегатов и узлов, указывает степень износа, а также приводит среднерыночную стоимость восстановительных работ.

Чтобы виновник не смог оспорить акт в суде, необходимо заранее отправить на его имя уведомление о дате и времени проведения осмотра. Обе стороны могут присутствовать на процедуре.

Существуют следующие варианты разрешения конфликта:

  1. Решение проблемы на месте. Если виновник согласен возместить убытки, то необходимо зафиксировать событие. Важно вызвать сотрудников ГИБДД. Если этого не сделать, факт аварии будет сложно доказать. Далее, нужно заказать независимую экспертизу с указанием полной суммы ущерба и стоимостью ремонтных работ. После выплаты указанной суммы стороны могут составить расписки об отсутствии претензий друг к другу.
  2. Составление досудебной претензии. Если причинитель вреда не желает идти на контакт, можно решить вопрос мирным путем. Для этого составляется досудебная претензия, в которой перечисляются факты, предшествующие аварии, к документу прилагают копию акта экспертной оценки. Претензия должна быть аргументирована законодательными актами, нужно предельно четко указать, какие нормы были нарушены. Грамотный документ поможет составить юрист. В претензии должны быть четко очерчены сроки предоставления ответа.
  3. Судебный иск. Претензионный порядок – это обязательный шаг перед составлением иска. В судебную канцелярию нужно предъявить документы о ДТП, акт независимой оценки, копию досудебной претензии. Далее решения вопроса будет производиться в судебном порядке.
Читать еще:  Оформление ДТП с ГИБДД порядок действий

Возмещение ущерба в порядке исполнительного производства может быть осуществлено не в полном объеме. Изначально производится списание средств со всех имеющихся счетов виновника ДТП. Если этой суммы будет недостаточно, будет подаваться запрос по месту работы ответчика, согласно которому с ежемесячного заработка будут вычитать определенную сумму.

Отсутствие ОСАГО не лишает возможности компенсировать убытки. Материальный ущерб обязана возмещать виновная сторона. В качестве доказательной базы сейчас используется независимая экспертная оценка ущерба. Урегулировать вопрос можно как мирным путем, так и через суд. В нашей компании можно получить не только квалифицированные экспертные услуги, но и бесплатную консультацию, в том числе и по правовым вопросам.

Без полиса: кто возместит ущерб при ДТП

Какие полисы являются недействительными и поддельными

Полис ОСАГО — это договор между водителем и страховой компанией, по условиям которого страховщик выплачивает возмещение при причинении вреда жизни, здоровью, имуществу, которое возникло при использовании авто. Страховая компания выдает полисы ОСАГО в печатном или электронном виде. Каждому полису присваивается уникальный номер и QR-код.

Полис ОСАГО не нужен для владельцев транспорта, скорость которых не превышает 20 км/ч, не имеющего колес, а также иностранным перевозчикам (если они застрахованы за границей).

К недействительным относятся полисы ОСАГО, которые:

выданы без уникального номера или оформлены не на официальном сайте страховщика;

такой же полис есть у другого водителя, который получил его раньше;

полис оформлен после отзыва или приостановлении действия лицензии страховщика;

выданы на испорченных, утерянных или похищенных у страховщика бланках;

выданы на старых бланках, использование которых не продлено.

Подделывают полисы ОСАГО по-разному: кто-то изменяет дату выдачи и период действия документа, подпись на нем или гербовую печать. Так, в Воронеже автолюбитель переписал ручкой срок страховки, а в Волгограде злоумышленник оформил полис на мототехнику, затем в фотошопе изменил сведения о водителе и авто.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что в такой ситуации необходимо подать заявление в полицию, поскольку в действиях менеджера имеются признаки преступления по ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»). В рамках проверки будет установлен виновник, добавляет эксперт: «Затем вы вправе предъявить гражданский иск о взыскании материального и морального вреда к причинителю ущерба».

Как проверить действительность страховки

Автовладельцу необходимо ввести серию и номер полиса ОСАГО на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Помимо действительности полиса водитель узнает, принадлежит ли документ страховщику и какой договор ОСАГО он заключал. Также можно проверить страховку через QR-код или сравнить по характеристикам подлинного полиса.

Основные признаки действительного полиса ОСАГО

Какое наказание грозит за недействительный полис

Если водитель ездит с недействующей страховкой, то получит штраф 800 руб. по ч. 2 ст. 12.37 КоАП («Несоблюдение требований об ОСАГО»). Если полис подложный, то автовладельцу грозит уголовная ответственность по ч. 1,5 ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»):

за подделку страховки или изготовление подложных бланков для использования или сбыта;

использование заведомо ложного полиса ОСАГО.

Если водитель обнаружил, что полис является фиктивным, то ему необходимо написать заявление в полицию, чтобы изготовителей незаконной продукции нашли и привлекли к уголовной ответственности.

Кто будет выплачивать возмещение при отсутствии страховки, поддельном полисе

Вред здоровью после аварии возмещается Российским союзом автостраховщиков независимо от наличия и действительности полиса ОСАГО.

Виновник даже может быть не установлен или скрыться с места ДТП, а потерпевшие получат компенсацию. Но затем РСА будет взыскивать эти деньги с виновника происшествия.

Если при аварии никто из людей не пострадал, а ущерб был причинен только имуществу, то расходы будет компенсировать виновник. Но если водитель ехал на служебной машине по рабочим делам и попал в ДТП, то придется платить работодателю.

Если при ДТП причинили только вред имуществу, то расходы возместит виновник или его работодатель, если авария произошла, когда сотрудни исполнял трудовые обязанности.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что можно обратиться к виновнику ДТП для возмещения вреда даже в том случае, если автомобиль продан. Денежная сумма от продажи не влияет на размер ущерба, отмечает эксперт: «Если после ДТП вы продали авто без оценки, то в суде доказать убытки будет сложно».

Определяем ущерб, затем договариваемся с виновником

Сначала нужно рассчитать сумму вреда, причиненного автомобилю после ДТП. Это делает независимый эксперт. Он подготовит отчет, в котором укажет сумму ремонта авто. Помимо денег на ремонт автовладелец может взыскать с виновника аварии расходы на проведение экспертизы, эвакуацию машины и ее хранение, доставку пострадавшего в больницу, проезд на общественном транспорте к месту нахождения авто или эксперта.

Потерпевший вправе требовать возмещение реального ущерба, в том числе, утрату товарной стоимости авто.

После оценки потерпевший просит другого участника ДТП заплатить за ремонт добровольно. Для этого он вручает претензию лично или направляет её по почте. Когда виновник согласен возместить ущерб, стороны заключают соглашение, в котором определяют размер выплат и порядок их перечисления. Если отказывается, то автовладелец может обратиться в суд.

Подаем иск в суд

Потерпевший вправе требовать выплаты ущерба имуществу с виновника через суд в течение трех лет с момента, когда узнал о своем нарушенном праве. Иск о возмещении вреда здоровью не ограничивают по времени. Но компенсация будет взыскана только в счет расходов за последние три года.

Иск подается в суд по месту жительства виновника ДТП. Заявление о возмещении вреда здоровью может быть подано по месту жительства потерпевшего или причинении ему вреда. Если сумма ущерба не превышает 50 000 руб., то дело рассмотрит мировой судья, в остальных случаях — районный суд.

В исковом заявлении необходимо описать обстоятельства ДТП, повреждения автомобиля, в какой части ущерб не был возмещен, сведения о попытке разрешить спор до суда, требование о возмещении ущерба с его размером. Также истцу следует обратить внимание на отсутствие страховки у виновника или наличие недействительного/подложного полиса.

Кроме этого, к иску следует приложить:

схему ДТП, объяснения очевидцев, протокол об административном правонарушении по водителю без страховки и др.;

документы на автомобиль (свидетельство о госрегистрации, паспорт транспортного средства);

отчет эксперта об оценке ущерба;

досудебное соглашение, претензию или иные документы, подтверждающие, что истец пытался урегулировать спор до суда;

квитанцию об оплате госпошлины;

уведомление о вручении копии иска с приложением другим участникам процесса (ответчику, третьим лицам).

Судебное разбирательство длится, как правило, два месяца. Решение суда вступит в силу через месяц, если его никто не обжалует. В противном случае решение вступит в силу незамедлительно после рассмотрения жалобы вышестоящим судом.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов говорит, что следует обжаловать решение суда в апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что выплаченные суммы не являются неосновательным обогащением. Эксперт утверждает: «Страховая компания перед возмещением признала аварию страховым случаем, проверила и подтвердила факт заключения между виновником ДТП и страховщиком договора ОСАГО, действовавшего на дату ДТП, поэтому она не может требовать возврата выплат как неосновательного обогащения».

Обращаемся к судебным приставам

После вступления решения суда в законную силу водителю нужно получить исполнительный лист в суде и направить его приставу. Тот возбудит исполнительное производство. В ходе исполнения пристав может наложить арест на имущество или денежные средства должника, взыскать деньги с банковских карт или других источников дохода и даже запретить выезд виновнику за границу.

Если приставу не удастся взыскать деньги, то он окончит исполнительное производство. Только через 6 месяцев после такого решения автовладелец сможет возобновить исполнение.

*Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.

Как подать иск на виновного в ДТП без страховки

Наличие ОСАГО избавляет попавших в аварию водителей от проблем, связанных с восстановлением машины потерпевшего. Страховая компания оплачивает ремонтные работы в пределах суммы, в которую был оценен ущерб. Но как быть, если у водителя, по вине которого произошла авария, нет полиса?

В этом случае придется решать проблему через суд. Рассмотрим, как составляется иск к виновнику ДТП без ОСАГО, в каких случаях он возможен и каковы особенности разбирательств.

Основания для обращения в суд

В большинстве случаев проблемы, возникающие после аварии, решаются водителями без обращения в суд. Но иногда без разбирательства обойтись не получается.

Исковое заявление к виновнику ДТП составляется в следующих ситуациях:

  • объем страховой суммы не покрывает стоимость ремонтных работ (в этом случае взысканию подлежит недостающая сумма);
  • в аварии получен моральный ущерб;
  • у виновника нет обязательного полиса.

Если у автовладельца, из-за действий которого произошла авария, нет ОСАГО, страховая не будет покрывать ущерб пострадавшего. В такой ситуации придется взыскивать компенсацию с водителя напрямую. Если он не согласен платить добровольно, то необходимо составлять претензию и, вероятно, инициировать судебный процесс.

Как составить претензию

Досудебная претензия не является обязательной. В отдельных случаях она позволяет сэкономить время для получения компенсации. Судебный процесс длится достаточно долго, а путем мирных переговоров можно решить вопрос в течение 10-14 дней.

Претензия составляется в свободной форме с учетом правил деловой переписки.

Несмотря на отсутствие требований, установленных законодательно, в документе должны содержаться определенные сведения:

  • личные данные сторон (ФИО, адрес регистрации);
  • описание ситуации – обстоятельства ДТП, указание на факт признания вины получателя со ссылкой на материалы ГИБДД (справки, протокол, постановление о нарушении);
  • выставляемые требования – сумма, которую пострадавший намерен взыскать с приведением оснований (результатов независимой экспертизы с оценкой размеров ущерба);
  • срок и способ получения денег (устанавливается пострадавшим самостоятельно);
  • дата и подпись.

К претензии необходимо приложить:

  • справку о ДТП;
  • копию протокола;
  • копию отчета независимого эксперта;
  • расчет ущерба;
  • копию ПТС или СТС пострадавшего авто.

Если виновник откажется выплачивать компенсацию или не даст ответ в срок, определенный пострадавшим, последний может обратиться в суд.

Как подать иск

Обратиться в суд с иском к виновнику ДТП без ОСАГО можно в течение 3-х лет с момента происшествия. Документ направляется в мировой суд по месту регистрации ответчика, если размер ущерба не превышает 50 тыс. рублей. Если повреждения оцениваются в сумму, которая больше указанной, следует обращаться в районный суд.

Читать еще:  Оплачивает ли страховая эвакуатор

Пострадавшему необходимо оформить иск. Он составляется в свободной форме, но с учетом положений ст. 131 ГПК РФ. Документ может быть передан в суд лично либо направлен заказным письмом. Пострадавший имеет право передать полномочия по представлению своих интересов третьему лицу через доверенность.

Составление иска

Форма иска – свободная. Он составляется в соответствии с законодательными нормами. Пример документа будет представлен ниже, но следует отдельно остановиться на данных, которые должны быть в нем указаны:

  • реквизиты судебного органа;
  • личные данные сторон;
  • стоимость иска – сумма всех требований;
  • описание происшествия с указанием всех обстоятельств: какой вред (моральный, имущественный, физический) и каким образом был причинен, время и место аварии, причины ее возникновения и т. д.;
  • ссылки на документацию, подтверждающую указанные сведения;
  • список свидетелей, которые могут подтвердить приведенные данные;
  • состав и объем требований;
  • дата и подпись.

К иску должен быть приложен тот же перечень документов, что и к досудебной претензии. Но список дополняется копией письма, направленного виновнику аварии без страховки, и ответа на него. Если ответчик проигнорировал требования, то в качестве доказательства может использоваться почтовый квиток.

Образец искового заявления можно скачать здесь.

Расчет суммы требований

Повреждения авто вследствие страхового случая оцениваются независимым экспертом. При этом виновник должен быть уведомлен о месте и времени проведения исследования. В отчете будет указана стоимость восстановительных работ и либо оценка уничтоженного имущества.

Физический вред оценивается на основании платежных документов. Они служат доказательством понесенных трат на лечебные процедуры, реабилитацию либо приобретение препаратов. Для установления характера вреда используются медицинские документы: выписки из лечебных учреждений, больничные листы, акты освидетельствования.

Компенсацию за моральный ущерб истец рассчитывает самостоятельно на основании личной оценки последствий происшествия. Но во время процесса суд проводит свой анализ приведенных обстоятельств, поэтому сумма компенсации может оказаться на порядок меньше заявленной.

Итак, при расчете исковых требований учитывается:

  • объем повреждений авто;
  • характер и степень физического вреда;
  • размер морального ущерба.

Как рассматривается иск

Исковое заявление может быть принято либо отклонено судом. Второй вариант возможен, если в документе имеются ошибки или нет полного перечня требуемых бумаг. В этом случае нужно исправить замечания и заново составить обращение. Если заявление принято, первое судебное заседание назначается в течение 2-х месяцев, о дате и месте проведения стороны извещаются повесткой.

Судебный процесс проводится в стандартном порядке:

  • заслушиваются мнения сторон;
  • анализируются материалы дела;
  • выносится постановление.

Вынесенное решение подлежит исполнению в принудительном порядке. Постановление направляется в службу судебных приставов, которые занимаются процедурой получения денег с виновника аварии.

Подводим итоги

Если произошла авария, а у виновника нет обязательной «автогражданки», страховая ничем не поможет пострадавшему. Придется получать компенсацию самостоятельно:

  • отсутствие полиса у виновника аварии – одно из оснований для обращения в суд;
  • при желании потерпевший может попытаться решить дело мирно, направив виновнику досудебную претензию с требованием о добровольной выплате;
  • если ответа нет либо виновник не хочет платить, следует подавать исковое заявление в суд;
  • иск направляется по месту прописки ответчика в мировой суд, если сумма требований до 50 тыс. рублей (в районный – если больше);
  • исковое заявление составляется по общим нормам ст. 131 ГПК;
  • сумма взыскания состоит из объема имущественного ущерба (рассчитывается экспертом), степени и характера физического вреда (определяется на основании медицинских документов) и размера морального вреда (устанавливается истцом, но затем анализируется судом);
  • исковое заявление по страховому случаю рассматривается в стандартном порядке с вынесением постановления и передачей его судебным приставам.

Таким образом, отсутствие автогражданки у виновника происшествия не делает получение компенсации невозможным. Но для этого придется действовать самостоятельно с учетом законодательных требований к процедуре взыскания.

Водитель без ОСАГО и без денег: с кого получить компенсацию при ДТП

У попавших в ДТП по вине водителей без полиса ОСАГО появился реальный шанс возместить ущерб, даже если у нарушителей нет денег и источника дохода. Речь идет о случаях, когда виновник управлял чужим автомобилем, и его владелец проигнорировал обязанность водителя страховать свою ответственность.

Как рассказал Autonews.ru юрист Дмитрий Дугин, раньше претензии на возмещение ущерба чаще всего удовлетворяли только в отношении непосредственных виновников аварии. Однако нередко потерпевшим это никак не помогало, ведь денег у таких водителей просто не было. После совсем недавнего решения Верховного суда по аналогичной ситуации, в судах стали лояльнее подходить к искам в адрес непосредственных владельцев транспортных средств, передавших автомобили недобросовестным водителям.

В качестве примера юрист привел один из подобных случаев из своей недавней практики. 17 июня 2019 года в седан Cadillac ATS врезался автомобилист за рулем фургона Volkswagen Caravelle, который решил проскочить на красный сигнал светофора. Оба автомобиля получили серьезные повреждения, а у пассажира Cadillac врачи зафиксировали еще и легкий вред здоровью. За рулем Caravelle с оклейкой клининговой компании находился гражданин Украины — полиса ОСАГО у него не было. Автомобиль принадлежал не ему, а некой Татьяне К. Приехавшие на место инспекторы ГИБДД оформили аварию, виновником которой указали водителя Volkswagen.

Когда владелец Cadillac ATS решил подать в суд на виновника ДТП и возместить стоимость ремонта, в полиции сообщили, что мужчину лишили прав и депортировали из-за ряда других нарушений. Тогда владелец разбитого американского седана составил иск к владелице автомобиля, которая оказалась матерью хозяина клининговой компании. Хотя было очевидно, что виновник работал в этой компании, официально он нигде не числился, да и автомобиль на балансе компании не состоял. Поэтому сделать компанию соответчиком не получилось.

Для оценки стоимости восстановительного ремонта своего Cadillac ATS истец обратился в независимую экспертную организацию. В соответствии с заключением специалиста, расчетная стоимость ремонта оказалась даже выше стоимости самого автомобиля — 1 704 594 руб., а с учетом износа — 1 523 600 руб. При том, что среднерыночная стоимость такого автомобиля — 1 076 000 рублей. Годные остатки иномарки можно было продать за 355 тыс. рублей. Эксперт таким образом пришел к выводу о конструктивной гибели автомобиля истца и определил сумму к взысканию — от стоимости аналогичной машины вычел цену годных остатков и получил 721 тыс. рублей. Ответчики на осмотр автомобиля не пришли. Не явились ответчики и на последующее судебное заседание, никаких возражений на иск и результаты экспертизы они не предоставили.

28 августа состоялось судебное заседание Одинцовского городского суда Мособласти. Там сторона истца представила полученную из ГУ МВД по Москве карточку учета фургона Volkswagen, где владелицей числилась Татьяна К. На основании этого, а также протокола ГИБДД, судья пришла к выводу, что собственник автомобиля не обеспечила его сохранность и не контролировала, кто пользуется принадлежащим ей источником повышенной опасности. Кроме того, получалось, что она не выполнила требования закона об ОСАГО по страхованию гражданской ответственности.

«Поэтому в силу п. 2 ст. 1079 России ответчик обязана нести материальную ответственность перед истцом, как лицо виновное в причинении вреда в полном объеме», — говорится в решении суда.

Кроме того, суд частично удовлетворил требования истца о ряде других компенсаций. Ему присудили выплату морального вреда в размере 20 тыс. руб. на основании медицинской документации, подтверждающей обращение на получение первичной медпомощи. Также суд обязал выплатить истцу расходы на проведение экспертизы — 10 тыс. руб. и госпошлины — 10 410 руб.

Такое решение юрист Дугин объяснил недавними примерами решений Верховного суда. «Еще пару лет назад все мои попытки привлечь собственников оказывались неудачными, к счастью, я вижу, что практика меняется, — рассказал Дугин. — Верховный суд своим примером указал, что судам следует устанавливать, на каких основаниях водитель управлял транспортным средством, а также проверять, проявил ли собственник должную осмотрительность при передаче автомобиля и на каком основании он это делал. Таким образом практика становится более справедливой. Ведь у собственника есть не только есть право распоряжаться своим автомобилем, но и обязанности в части страхования».

По словам эксперта, ответственный собственник может быть освобожден от ответственности, если, например, передал автомобиль по договору аренды с указанием необходимости его застраховать, либо у собственника это ТС выбыло противоправно, например, если машину угнали.

Также оказалось, что некоторые недобросовестные собственники подделывают договоры аренды и подписывают их за водителей-виновников ДТП. Однако существует возможность проверить действительность таких документов — например, с помощью запроса в Налоговую службу узнать, исполнялся ли договор, переводились ли по нему платежи.

«Незастрахованные водители ездят на чужих дорогих автомобилях, собирают штрафы, устраивают ДТП, а потом говорят, что они не причем. Но так быть не должно. Поэтому всем автовладельцам нужно сейчас гораздо внимательнее относиться к своему имуществу, — предостерегает Дугин. — Пока не было постановления пленума ВС, тем не менее суды стараются придерживаться единства практики».

Попавшим в подобную ситуацию водителям эксперт советует внимательно оценивать ситуацию: привлечь к ответственности можно попробовать и собственника, и водителя. Все зависит от их статуса и платежеспособности, а в дальнейшем соразмерность ответственности будет определять суд.

В свою очередь юрист Илья Афанасьев в беседе с Autonews.ru также подтвердил, что решение Верховного суда начало серьезно менять сложившуюся практику. По его словам, необходимость в этом назрела уже давно.

«До этого момента действительно просто невозможно было привлечь к ответственности собственников автомобилей, — согласился Афанасьев. — В итоге без страховки стали ездить таксисты, странные люди с неопределенным статусом. При этом на совершенно разных автомобилях, в случае ДТП они могли просто пропасть и потерпевший оказывался просто ни с чем. Ему разбили машину и на этом все — нормы Гражданского кодекса гласили, что несет ответственность только непосредственный причинитель вреда. Однако ВС уточнил трактовку: согласно закону об ОСАГО владелец должен страховать свой автомобиль».

Эксперт также дал полезный совет тем автомобилистам, которые не смогли получить компенсаций от водителей без ОСАГО и привлечь к ответственности собственников в течение последних трех лет. Теперь, по словам Афанасьева, можно смело обращаться в суд с исками к собственникам и добиваться выплат. Исковая давность по таким делам составляет три года.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector