Mitsubishi-ufa.ru

Авто СТО Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность собственника транспортного средства при ДТП

Владелец или собственник: кто ответит за ДТП

ДТП без прав и ОСАГО

В Подмосковье столкнулись автомобили «Ситроен» и ВАЗ-2110. Виноват оказался водитель «десятки» Сергей Курагин, который ехал задним ходом. Автомобиль принадлежал его жене, Елене Курагиной*. Ее супруг не был вписан в ОСАГО и не имел водительских прав.

Владельцы «Ситроена», ООО «Агропродукт», обратились в суд. Они потребовали взыскать с ответчиков, владелицы машины и ее мужа, солидарно более 100 000 руб. на ремонт и судрасходы.

Две инстанции удовлетворили иск частично. Сергиево-Посадский городской суд Московской области (дело № 2-4196/2018) и Московский областной суд решили, что деньги должен выплатить только водитель автомобиля — ведь именно он и виноват в аварии. Заявитель оспорил такие выводы в Верховный суд. Представители «Агропродукта» настаивали, что ущерб надо взыскать и с собственника машины, виновной в ДТП.

ВС: отдать ключи не значит снять ответственность

Коллегия по гражданским спорам под председательством судьи Вячеслава Горшкова признала, что судебные акты нижестоящих судов приняты с нарушениями норм права. В определении по делу (дело № 4-КГ20-11) ВС указал, что по ст. 201 ГК (Срок исковой давности при перемене лиц в обязательстве) собственник несет бремя содержания своего имущества. А по п.1 ст. 1079 ГК (Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих) те, кто связан с опасной деятельностью, должны возмещать вред, если источник опасности причинил ущерб. Кроме случаев, когда речь идет о непреодолимой силе или умысле потерпевшего. Возмещает ущерб владелец «опасного» имущества — в рассматриваемом случае, автомобиля.

ВС подчеркнул: то, что Курагин получил документы на машину и ключи от нее, еще не приравнивает его к владельцу авто — это только подтверждает, что собственник хотел передать имущество ему в пользование.

Это также не говорит о том, что права на владение машиной были переданы, и не освобождает собственника от обязанности возместить вред, если авария случилась по вине водителя.

ВС указывает, что перечень оснований владения автомобилем из ст. 1079 ГК не исчерпывающий. «Но любое из таких оснований требует соответствующего юридического оформления — заключение договора, выдача доверенности на право управления транспортным средством, внесение в страховой полис лица, допущенного к управлению транспортным средством, и т.п.», — напомнили члены коллегии ВС.

Если Курагина действительно передавала супругу право владения автомобилем, именно она должна была это доказать, отметили в коллегии и признали, что владелицу ВАЗа освободили от ответственности неправомерно. Дело направили на новое рассмотрение в апелляцию — Мособлсуд (на момент написания материала не рассмотрено).

Эксперты: «Собственник тоже может рассчитаться за аварию»

Ущерб в подобной ситуации помимо виновника может компенсировать собственник автомобиля, подтверждает адвокат Аким Ложковой, Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Региональный рейтинг. × : «Этим определением Верховный суд делает очень важный вывод, направляя дело на новое рассмотрение — нижестоящий суд не выяснил вопрос перехода прав владения автомобилем».

В целом же, какую именно конструкцию выбрать — «ущерб компенсируется виновником ДТП», «ущерб компенсируется собственником ТС» или «ущерб компенсируется и виновником ДТП и собственником ТС», зависит конкретно от установления отдельных обстоятельств, напоминает Ложковой. В частности, имеет значение, как собственник авто передает его в пользование и управление другому лицу:

— Заключен ли какой-то договор или соглашение о использовании транспортом и рисках как гибели автомобиля, так и ущербе от ДТП;

— Застрахована ли ответственность того, которому передается ТС;

— Выписывается ли доверенность (её наличие не обязательно, но доверенность может служить доказательством при распределении бремени компенсации ущерба).

Важно также, как собственник передал автомобиль — по доброй воле или, например, речь идет об угоне.

*Имена и фамилии участников спора изменены

Ответственность собственника транспортного средства при ДТП

Система Европротокола – упрощённая процедура оформления ДТП без участия
уполномоченных сотрудников полиции для последующего получения страховой выплаты. Иными словами, это возможность самостоятельно задокументировать факт ДТП, чтобы затем обратиться в страховую компанию (СК) за возмещением, и оперативно разъехаться, не создавая заторов на дороге.

Прежде чем приступать к оформлению ДТП без вызова сотрудников полиции, определите, возможно ли это в вашем случае.

  • шаг 1

Извещение о ДТП – это обязательный документ для получения страховой выплаты по Европротоколу. Заполнение и подписание извещения не является актом, признающим виновность участника ДТП. Тем не менее вина одного из участников аварии должна быть указана в извещении однозначно, без оговорок. Бланки извещения выдаются страховой компанией, оформившей полис ОСАГО (если у вас нет бланков, обратитесь в свою СК). Извещение о ДТП состоит из двух листов. Каждый лист разделен на две части: лицевую (самокопирующуюся) и оборотную. Вся информация, внесенная на лицевую (верхнюю) сторону, должна четко отпечатываться на втором листке.

Оба водителя заполняют один бланк извещения о ДТП: лицевую и оборотную стороны обязательно.
При этом абсолютно не важно, чей из участников ДТП бланк будет заполнен. Каждый водитель выбирает любую колонку и вносит информацию по своему транспортному средству.

  • 1. Место ДТП: укажите город, улицу и номер ближайшего к ДТП здания; если авария произошла на перекрестке – пересечение улиц; если не в населенном пункте – название трассы, километр и направление движения.
  • 2. Дата ДТП: отметьте дату и время ДТП.
  • 3. Количество поврежденных ТС: их должно быть только два, в ином случае вызывайте сотрудников ГИБДД.
  • 4. В графе «Количество раненых/погибших» должны стоять прочерки, иначе применение Европротокола недопустимо.
  • 5. Освидетельствование участников ДТП на состояние опьянения: при оформлении Европротокола не проводится.
  • 6. Материальный ущерб, нанесенный другим ТС (кроме «А» и «В»): если помимо двух ТС пострадало другое имущество – оформление Европротокола недопустимо.
  • 7. Свидетели ДТП: указать контактные данные свидетелей, если таковые имеются (по возможности взять у них письменные показания об обстоятельствах аварии).
  • 8. Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД: «нет», так как Европротокол оформляется без участия сотрудников полиции. Далее каждый участник аварии заполняет свою сторону («А» или «В»).
  • 9. Марка, модель ТС: указываются данные из свидетельства о регистрации ТС.
  • 10. Собственник ТС: указываются данные лица, чье имя указано в свидетельстве о регистрации, в том числе адрес.
  • 11. Водитель транспортного средства: указываются данные лица, управлявшего ТС в момент аварии (могут отличаться от данных собственника ТС).
  • 12. Страховщик: указывается страховая компания из полиса ОСАГО, номер полиса и дата окончания его действия.
  • 13. Место первоначального удара: указывается только место первоначального удара.
  • 14. Характер и перечень видимых повреждений: указываются все видимые повреждения.
  • 15. Замечания: укажите, кто из участников ДТП признал свою вину, а невиновному необходимо указать свою невиновность.
  • 16. Обстоятельства ДТП: указать из предложенных. Обязательно отметить общее количество заполненных клеток.
  • 17. Схема ДТП: необходимо обозначить контуры проезжей части с обязательным указанием названий улиц, а также направление движения. Указать расположение транспортных средств, дорожную разметку, дорожные знаки, указатели, светофоры – все, что имеет отношение к ДТП.
  • 18. Подписи водителей, удостоверяющие отсутствие разногласий по пп. 14, 15, 16, 17, – обязательное условие оформления ДТП с помощью Европротокола.

В случае если на оборотной стороне бланка не хватает места для полного описания, запишите
необходимые данные на чистом листе бумаги и приложите его к основному бланку.
На бланке необходимо сделать отметку «С приложением», а на приложении указать,
к какому документу оно относится и кем составлено, а также заверить его
подписями обоих участников ДТП, как и на лицевой стороне бланка.

Читать еще:  Классификация столкновений транспортных средств

Какую ответственность несет владелец автомобиля при ДТП

Ежегодно законами РФ предусматриваются изменения в Правила дорожного движения, а также вводятся новые штрафы. Это вызвано усовершенствованием характеристик автомобилей и стремительным ростом количества автолюбителей. Немаловажную роль в ПДД стали отводить ответственности владельца авто в случае аварии. Ответственность собственника транспортного средства при ДТП может наступить, даже если он не был водителем автомобиля во время дорожного происшествия. Разберемся, в каких случаях владелец может быть подвергнут взысканию.

Ответственность водителя

В большинстве случаев виновником правонарушения является человек, который в момент ДТП находился за рулем автомобиля.

Водителя могут привлечь к разным видам ответственности, начиная с административной, заканчивая уголовной. Это напрямую зависит от того, каким именно был характер противоправных действий.

Причины и последствия аварии определяют вид наказания. Нарушения правил ПДД чреваты административным наказанием. При авариях без нанесения вреда здоровью других людей водителя могут привлечь к материальному взысканию, позволяющему возместить вред, причиненный другим участникам дорожного движения. В этой ситуации действуют статьи Гражданского кодекса РФ.

Если в ДТП есть пострадавшие, суд может назначить арест или лишение водительского удостоверения на определенный срок. В самых сложных случаях предусмотрено уголовное наказание.

Очень многое при дорожных происшествиях зависит от поведения водителя. К примеру, покинув место ДТП, можно навлечь на себя дополнительные санкции.

Ответственность владельца транспортного средства

Как показывает судебная практика, далеко не во всех случаях при автоавариях за рулем находится тот, кто по документам владеет автомобилем. Нередко хозяева доверяют управление своим авто друзьям или членам семьи. Хотя обязательства водителя и владельца отличаются, последний в определенных ситуациях может быть наказан за происшествие.

В судебной практике ответственность владельца транспортного средства при ДТП – не очень частый случай, тем не менее его могут ожидать такие виды ответственности:

  • административная;
  • гражданская.

Уголовная ответственность

Если ДТП привело к нанесению тяжкого вреда здоровью человека или к его гибели, согласно статьям 264 и 268 Уголовного кодекса РФ виновника обязаны привлечь к уголовной ответственности. В данном случае авария расценивается как преступление, которое водитель мог совершить умышленно или случайно.

Конечно, если владелец не управлял транспортным средством во время происшествия, уголовная ответственность за совершение ДТП на него не ляжет, так как его умысел в данном случае отсутствует. Даже если в тот момент хозяин находился в салоне авто, он не может иметь ничего общего с преступлением, так как его вины в ДТП нет (вина – основная составляющая преступления).

Административное наказание

Если уголовная ответственность при ДТП автовладельца не коснется, то к административному наказанию его привлечь могут, даже если автомобилем управлял другой человек. Однако просто так никто не назначает взыскания с собственника авто: для этого требуется установление вины.

Существует широкий список правил, нарушение которых грозит административными санкциями. К примеру, если автовладелец передал управление автомобилем лицу, не имеющему при себе водительского удостоверения либо вовсе не получившему права.

Наказать владельца могут также в случае, если он разрешил вести машину человеку, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Административное взыскание ожидает владельца ТС и тогда, когда правонарушение зафиксировано лишь при помощи дорожных камер. Так, если водитель спровоцировал ДТП, но скрылся с места происшествия, ответственность ляжет именно на владельца.

Из этого правила есть исключения. Под административное взыскание не подпадают те собственники, у которых угнали автомобиль. Важно, чтобы факт кражи машины был документально подтвержден обращением в отделение полиции.

Гражданская ответственность

Гражданская ответственность предполагает возмещение ущерба, нанесенного другому лицу либо транспортному средству во время аварии. Взыскание может заключаться в возмещении расходов в связи с лечением в больнице или в связи с ремонтом автомобиля. Нередко виновнику приходится компенсировать также моральный вред. Ответственность, согласно Гражданскому кодексу РФ (статья 1079), возлагается на хозяина автотранспорта.

Данное правило имеет исключения. Так, если хозяин во время дорожного происшествия не являлся фактическим владельцем автомобиля в связи с угоном, его никак нельзя привлечь к такому наказанию. Наказания для владельца не будет и в том случае, если следствие докажет, что потерпевший действовал умышленно, чтобы получить выгоду. Это обстоятельство является для суда основанием, чтобы снять с собственника обязанности по возмещению вреда. Кроме того, судья может снизить размер выплат. Уменьшение суммы компенсации возможно, если потерпевший действовал неосторожно.

Гражданская ответственность для владельца авто не наступит, если за рулем находилось лицо, имеющее законные основания для управления транспортным средством (доверенность). Отвечать за происшествие будет водитель. Но если хозяин авто был в это время в салоне, считается, что транспортное средство находилось в его владении. Поэтому взыскания его все же коснутся.

Важно помнить, что владелец машины имеет право в судебном порядке взыскать с виновника аварии и водителя автомобиля сумму, выплаченную им за гражданское нарушение.

Взыскание в данном случае происходит в обратном порядке.

Выплаты по ОСАГО

Тем, кто виноват в дорожно-транспортном происшествии, возмещение убытков по ОСАГО не полагается. Этот вид страховки подразумевает материальные выплаты исключительно потерпевшей стороне. Не стоит рассчитывать на компенсацию, если автомобилем управлял человек, не вписанный в страховой полис транспортного средства. ОСАГО не предполагает и выплаты по возмещению морального вреда или убытков, нанесенных незастрахованным опасным грузом.

Бывают ситуации, когда компания выплачивает убытки потерпевшим, но требует вернуть средства. Это касается случаев, когда водитель управлял автомобилем без прав либо находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Действия водителя после ДТП. Что делать и в каком порядке?: Видео

«Незаконный» водитель и законный владелец ТС совместно отвечают за вред в ДТП

5 августа 2019 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ вынесла Определение по делу № 82-КГ19-1, которым отменила судебные акты первой и второй инстанций и направила дело на новое рассмотрение.

Отмечу, что ВС РФ объективно подошел к рассмотрению спора о возмещении вреда в ДТП, изучив все обстоятельства дела. На мой взгляд, выраженная позиция интересна также тем, что в ГК РФ отсутствует прямое указание на то, что добровольная, в нарушение закона, передача законным владельцем его транспортного средства иному лицу является противоправным выбытием ТС из законного владения по вине законного владельца.

Напомню, что дело было возбуждено по факту ДТП, в котором погибли два человека – водитель и пассажир автомобиля «Шевроле Круз», столкнувшегося с автомобилем «Мерседес Бенц Е200», выехавшим на встречную полосу.

Родственники погибших обратились в суд с исками о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда к водителю, пассажиру и собственнику автомобиля «Мерседес». Впоследствии истцы уточнили требования о взыскании солидарно с водителя, законного владельца и собственника машины морального вреда и расходов на погребение погибших.

Суды первой и второй инстанций частично удовлетворили исковые требования, взыскав компенсацию и расходы только с пассажира «Мерседеса» – законного владельца автомобиля. Они обосновали это тем, что на момент аварии он являлся единственным законным владельцем ТС, поскольку был допущен собственником к управлению согласно полису ОСАГО.

Водитель, находившийся за рулем «Мерседеса», управлял машиной без законных оснований: на момент ДТП был лишен прав, находился в состоянии алкогольного опьянения и не был указан в полисе ОСАГО в качестве допущенного к управлению ТС лица.

В своем определении ВС указал суду первой инстанции на обстоятельства, которые необходимо установить при рассмотрении спора по существу. В частности, были ли основания для взыскания компенсации и расходов как с пассажира «Мерседеса», так и с водителя в долевом порядке – в зависимости от степени вины? Можно ли констатировать обстоятельства, свидетельствующие о противоправном завладении машиной водителем, а также о виновном поведении владельца автомобиля, передавшего полномочия по его управлению лицу в состоянии алкогольного опьянения и не имеющему права на управление ТС?

Читать еще:  Оспаривание виновности в ДТП через суд

Такая позиция высшей судебной инстанции представляется обоснованной. Кроме того, ранее ВС РФ уже выносил аналогичные судебные акты.

ГК РФ предусмотрен круг лиц, которые несут ответственность в случае причинения вреда ТС.

Первую группу «ответственных» (п. 1 ст. 1079 ГК РФ) составляют собственники ТС либо лица, владеющие им на ином законном основании (праве хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, по доверенности, в силу распоряжения соответствующего органа и т.п.).

Доказательством законного владения также служат добровольная передача собственником ключей и документов на ТС, а также указание лица в полисе ОСАГО в качестве допущенного к управлению. Такой позиции придерживается и ВС РФ (Определение от 14 марта 2017 г. № 7-КГ17-2).

Во вторую группу «ответственных» лиц (п. 2 ст. 1079 ГК РФ) входят незаконные водители – лица, противоправно завладевшие ТС (например, угонщики). При этом у законного владельца ТС не должно быть вины в угоне.

Третью группу (п. 2 ст. 1079 ГК) образуют и «незаконные» водители, и законные владельцы. В этом случае предусмотрена долевая ответственность указанных лиц в зависимости от степени вины каждого из них. Вина законного владельца выражается не только в содействии противоправному изъятию ТС из его обладания, но и в том, что он передал полномочия по владению лицу, использование ТС которым противоречит специальным нормам и правилам безопасности, содержащим административные требования по его охране и защите (Определение ВС РФ от 22 ноября 2016 г. № 41-КГ16-37).

В частности, долевая ответственность предусмотрена в случаях, когда законный владелец оставил автомобиль на неохраняемой парковке открытым с ключами в замке зажигания либо передал полномочия по управлению автомобилем лицу, не имеющему соответствующего права и находящемуся в состоянии опьянения.

Таким образом, полагаю, что в рассматриваемом деле ответственность за причинение вреда должны нести водитель и пассажир автомобиля «Мерседес», в зависимости от степени вины каждого при следующих обстоятельствах.

Во-первых, законное владение. Пассажир данного автомобиля будет являться законным владельцем на момент ДТП, если помимо указания его в полисе ОСАГО как лица, допущенного к управлению ТС, будет доказано, что ключи и документы на машину собственник передал ему добровольно. Для этого собственника следует вызвать на судебный процесс для дачи показаний по делу. В определении ВС РФ не упомянуто, были ли переданы ключи и документы добровольно.

Во-вторых, вина законного владельца в выбытии ТС из его владения. Пассажир «Мерседеса», будучи осведомленным о нетрезвом состоянии водителя и о том, что он лишен водительских прав, тем не менее передал ему управление. То есть противоправное выбытие ТС из законного владения пассажира произошло по его вине.

Наконец, водитель «Мерседеса» в нарушение ПДД выехал на встречную полосу, где столкнулся с «Шевроле». Таким образом, он является непосредственным виновником аварии.

Думается, что данное Определение поможет людям, оказавшимся в аналогичной ситуации, подтвердить неправомерность выбытия ТС из законного владения, ссылаясь на позицию ВС РФ.

Ответчиком в ДТП будет водитель, а не владелец

Владелец автомобиля не будет нести ответственности, если его машиной управляло лицо, не имеющее надлежащей доверенности, даже если сам собственник сидел рядом с водителем. К такому выводу пришел Президиум Верховного суда России.
По общему принципу, закрепленному в Гражданском кодексе РФ, владелец автомобиля обязан возместить причиненный ущерб, за исключением тех случаев, когда он причинен вследствие непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего, или автомобиль был похищен.
Однако Президиум Верховного суда России кардинально изменил сложившуюся практику. Судьи обратили внимание на точную формулировку: обязанность возмещения ущерба возлагается на лица, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, либо на ином законном основании — доверенности. То есть перечень этих случаев не является исчерпывающим. А правила дорожного движения допускают возможность передачи управления автомобилем другому лицу без письменного оформления доверенности в присутствии собственника или иного законного владельца.

«Анализ правовых норм позволяет сделать вывод о том, что лицо, управляющее автомобилем без письменной доверенности при наличии водительского удостоверения данной категории, но в присутствии его собственника, использует транспортное средство на законном основании. В таком случае надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда является лицо, управлявшее автомобилем в момент дорожно-транспортного происшествия, а не собственник», — официально заключил суд.
Такой подход может повлечь многочисленные конфликты со страховщиками. Ведь доказать, кто был за рулем автомобиля в момент ДТП, бывает очень сложно. В договоре ОСАГО указываются лица, которым будет доверено управление. Количество и водительский стаж друзей и родных автовладельца, которым он официально готов доверить свою машину, существенно влияют на размер страховой премии. Если договором обязательного страхования вообще не предусмотрено ограничение количества допущенных к управлению лиц, то стоимость такой страховки может вырасти в полтора раза. Если же водитель, совершивший ДТП, не был включен в полис, то страховая компания вправе взыскать с виновника происшествия все сумму, выплаченную пострадавшему.

Собственник машины возместит ущерб от ДТП, даже если не был за рулем

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читать все комментарии

Если виновник аварии не собственник автомобиля, не имеет права управления, а его гражданская ответственность не застрахована, то платить за ущерб, причиненный таким водителем, придется владельцу машины, ибо не стоит доверять транспорт безответственным людям.

Во всяком случае так посчитал Верховный суд, сообщает «РГ». По мнению юристов, это давно сложившаяся практика. Если виновник аварии — водитель, скрылся, если на него не распространяется ОСАГО, если он вообще не имел права управления транспортным средством, то в случае ДТП и водитель, и собственник машины будут нести либо обоюдную, либо солидарную ответственность. В первом случае она делится пополам, во-втором — устанавливается процентное соотношение степени ответственности.

Некая Четвертакова обратилась в суд с иском к некой Митрофановой о возмещении морального вреда в результате автомобильной аварии. Дело в том, что мать Четвертаковой — Марина Дьякова — погибла под колесами машины, двигавшейся задним ходом. Этим автомобилем управлял гражданин Республики Молдова по фамилии Мисиру. Он скрылся с места происшествия и был объявлен в розыск. Но, судя по всему, розыск не помог. И поэтому свои претензии дочь погибшей обратила на собственника автомобиля.

Суд первой инстанции, а также апелляционный пришли к выводу, что раз Митрофанова не была за рулем, то она не должна отвечать за последствия аварии. Однако Верховный суд посчитал иначе.

В ходе расследования уголовного дела Митрофанова — владелец источника повышенной опасности — автомобиля, заявила, что передала его Мисиру во временное пользование с последующим возможным выкупом им машины. Однако Мисиру за машину не расплатился и она осталась в собственности у прежней хозяйки.

Более того, Мисиру не имел прав на управление автомобилем. А также он не был вписан в страховку. Суды нижних инстанций даже не изучили, на каком основании этому представителю соседнего государства были переданы документы и ключи на автомобиль.

Предположение суда первой инстанции, что на момент передачи у Мисиру было действующее водительское удостоверение, ничем не подтверждено. В общем, суды не рассматривали ответственность за передачу управления источником повышенной опасности неизвестному лицу. У которого нет даже страховки.

Читать еще:  У виновника ДТП нет ОСАГО, что делать

Суды вообще не стали устанавливать степень вины водителя и собственника автомобиля. А в таких делах это необходимо. Суд должен определить, насколько безответственность собственника автомобиля, а также беспечность его доверенного лица повлияла на создание аварийной ситуации. Это основание для распределения доли возмещения морального вреда.
Если ответственность водителя не была застрахована, то возмещать ущерб придется в том числе собственнику автомобиля

Буквально сразу за этим интересным решением ВС вынес определение по другому делу. К счастью, там обошлось без погибших. Пострадала только машина. Водитель пользовался ею по доверенности, однако не был вписан в страховку. Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что возмещать ущерб должен именно он. Однако Верховный суд указал, что акт передачи собственником машины другому лицу права управления ею, в том числе с передачей ключей и регистрационных документов на автомобиль, подтверждает лишь волеизъявление собственника на передачу данного имущества в пользование. Он не свидетельствует о передаче права владения имуществом. Такое использование не лишает собственника имущества права владения им, а, следовательно, не освобождает от обязанности по возмещению вреда, причиненного этим источником повышенной опасности.

Напомним, ранее Верховный суд уже указывал, что если не собственник автомобиля совершил ДТП, то и не ему отвечать. Но в последнее время судебная практика изменилась.

Компетентно

Лев Воропаев, адвокат:

— Верховный суд РФ уже на протяжении длительного времени исходит из того, что если водитель, который виновен в ДТП, на момент аварии не имел права управления или его ответственность не была застрахована по ОСАГО, то ответственность по возмещению вреда здоровью и иного ущерба возлагается и на собственника транспортного средства, как на лицо, которое не проявило должной заботливости и осмотрительности при содержании своего имущества — автомобиля: передало его в пользование лицу, которое в силу закона не имело оснований к управлению транспортным средством и в отсутствие соответствующего договора страхования ответственности.

Собственникам транспортных средств при передаче своего имущества в пользование другим лицам стоит внимательно проверять наличие у таких граждан права управления и страхового полиса ОСАГО. А в случае продажи автомобиля, тем более иностранным гражданам, стоит забыть про такое понятие, как продажа «по доверенности» и оформлять такую продажу исключительно в соответствии с действующим законодательством. Например, при продаже в рассрочку оформлять соответствующий договор купли-продажи с рассрочкой платежа. И после заключения такой сделки стоит обратиться в ГИБДД и сообщить о переходе права собственности, чтобы не только избежать последствий, указанных выше, но и не получать штрафы с камер за нового владельца и не платить транспортный налог.

Подписывайтесь на «КР» через онлайн-сервис «Почты России». Оформляйте — совершенно бесплатно — подписку на канал «Красноярский рабочий» в «Яндекс.Дзен», читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Ответственность владельца транспортного средства

Автомобиль представляет угрозу как для пешеходов, так и для других автолюбителей, потому что по неосторожности или злому умыслу водителя он может причинять существенный вред имуществу, а что хуже – здоровью человека. Нельзя быть несведущим в вопросе ответственности, возлагаемой на владельца транспортного средства, являясь им или только рассматривая вариант приобретения автомобиля.

Владелец авто – это не обязательно тот человек, кто его купил или получил в дар (т.е. является его собственником), им может быть и доверенное лицо, а также человек, пользующийся автомобилем на правах аренды. То есть, им может быть любой гражданин, который получил право на управление автомобилем и это подтверждено законодательством.

Не являться лицом, владеющим автомобилем, может человек исполняющий трудовую/служебную обязанность за рулем, но только если в договоре с собственником автотранспорта отражен соответствующий пункт.

Привлечение виновника к ответу производится после фиксации инспектором ГИБДД нарушения и зависит от степени серьезности правонарушения:

  • Административное – придется понести наказание за причинение легкой/средней тяжести вреда здоровью.
  • Гражданское – материальное возмещение ущерба имущества.
  • Уголовное – вследствие причинения тяжких повреждений здоровью или гибели потерпевшего, мерой наказания может послужить тюремное заключение.

Административная ответственность владельца транспортного средства

За нарушения, которые предусмотрены в КоАП, автолюбители привлекаются к административному ответу. Самыми распространенными видами нарушений являются следующие нарушения ПДД: превышение скоростного режима, езда по встречной полосе и т.п. Также к административному наказанию привлекают за езду без полиса ОСАГО (налагается штраф: 500-800 рублей). Иметь обязательный страховой полис – в интересах каждого автолюбителя.

Если у вас угнали автотранспорт, а злоумышленник стал виновником ДТП, то наказание за причиненный вред понесет лицо, противоправно завладевшее транспортным средством. Хозяин машины будет освобожден от возмещения ущерба, но придется доказать непричастность к случившемуся (угону с последующими правонарушениями). Сделать это непросто, когда причастное к преступлению лицо является родственником или знакомым, либо же угонщик скрылся с места преступления (потребуется алиби).

Случаи краж автомобилей в наше время не редкость. Необходимо заранее застраховыва ть свою машину, что поможет избавиться от многих проблем.

Административный суд РФ применяет меры наказаний, которые зависят от серьезности правонарушения: предупреждение, штраф, лишение права управления. Реже применяются усиленные меры: изъятие мигалок, звуковых сигналов, шашек такси. За езду в пьяном виде без документов или вождение авто после лишения прав, налагается арест до 15-ти суток. В случае неоплаты штрафа, по истечению установленного срока (до 2-х месяцев и 10 дней), автолюбителю накладывают запрет на выезд за границу.

Гражданская ответственность владельца транспортного средства

Субъект привлекается к гражданской ответственности в том случае, если он, будучи владельцем транспортного средства, в результате нарушения ПДД, причинил ущерб имуществу потерпевшего лица. Не исключен случай, когда ущерб возмещает не только тот, кто был за рулем в момент ДТП, но и собственник автотранспорта. Если автомобиль виновника служебный, то наказание за проступок водителя возлагается на организацию, предоставившую авто в пользование.

Статья 15 ГК РФ гласит, что хозяин пострадавшего имущества вправе требовать возмещения: расходы на ремонт и/или восстановление товарного вида, также возмещение неполученных из-за ущерба доходов (упущенной выгоды). Поэтому мерой наказания выступает материальная компенсация хозяином и/или водителем пострадавшему лицу, если последнее не понесло тяжких повреждений здоровья.

Согласно договору ОСАГО, страхование покрывает убытки для возмещения ущерба потерпевшему, только если сумма ущерба не превышает указанную в полисе сумму.

Освобождаются от возмещения за нанесенный вред хозяева авто, если ДТП произошло из-за чрезвычайных ситуаций природного характера: извержение вулкана, сход селей и т.п. Также, если гражданский суд установил, что ДТП возникло по умыслу потерпевшего, то обвинение с хозяина авто снимается.

Уголовная ответственность владельца транспортного средства

Наступает, если нарушение ПДД повлекло за собой гибель человека или причинен тяжкий вред его здоровью (отказ работы органов речи, слуха, зрения, расстройство психики и т.д.). В таких случаях, страхователь не будет спасен компанией-страховщиком.

В том случае, если экспертиза покажет, что человек находившийся за рулем машины не пытался предотвратить ДТП, тюремного заключения вряд ли удастся миновать. Стоит заметить, что в случае, если в результате аварии серьезно пострадали люди, предстанет в суде тот, кто был за рулем в момент происшествия, – это существенная разница между гражданской ответственностью, где компенсацию пострадавшему оказывает хозяин авто, например, организация, а не водитель.

Если вы или ваш знакомый попал в такую ситуацию, то помочь выйти из сложного положения может только опытный адвокат, который примется за дело чем раньше, тем лучше. Но все равно нет никакой гарантии на успешный исход дела.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector