Датчик включения вентилятора ваз 2109 инжектор
Датчик включения (выключения) вентилятора системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Датчик включения вентилятора является элементом системы охлаждения карбюраторного двигателя (2108, 21081, 21083) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.
Назначение датчика включения вентилятора
Датчик включения вентилятора в системе охлаждения карбюраторного двигателя предназначен для включения или выключении в зависимости от температуры ОЖ вентилятора на радиаторе.
Расположение на автомобиле
Датчик включения вентилятора ввернут в резьбовое отверстие правого (по ходу автомобиля) бачка радиатора охлаждения.
Устройство датчика включения вентилятора
Корпус датчика выполнен из латуни или бронзы. Это продолговатый цилиндрический баллон, имеющий в верхней части гайку, в средней резьбу, а в нижней плоскую поверхность. Соединение датчика с радиатором уплотнено алюминиевым или медным уплотнительным кольцом. Датчик имеет два вывода: на один ток подается (минус), с другого уходит на реле включения вентилятора (113.3747) в монтажном блоке (также минус). Внутри корпуса выводы имеют два контакта. Так же внутри корпуса расположена биметаллическая пластина (прикреплена к днищу), по мере нагрева она изменяет свою кривизну и замыкает контакты.
Принцип действия датчика включения вентилятора
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 г. в. с монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители).
Датчик включения вентилятора установлен в разрыв минусового провода ведущего к реле включения вентилятора в монтажном блоке. При повышении температуры в радиаторе системы охлаждения до 99±3º С, контакты внутри датчика включения вентилятора замыкаются биметаллической пластиной, и электрический ток (минус) через него поступает на реле в монтажном блоке. С реле ток (уже плюс) идет на электромотор вентилятора на радиаторе и включает его.
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 после 1998 г. в. с монтажными блоками 2114, реле включения вентилятора удалено из электрической цепи. Датчик включения вентилятора также установлен в разрыв минусового провода, но уже идущего напрямую к вентилятору. Температура замыкания контактов аналогична.
Если температура в радиаторе падает ниже 93±3º С, биметаллическая пластина размыкает контакты, электромотор вентилятора обесточивается.
Неисправности датчика включения вентилятора
В случае неисправности датчика охлаждающая жидкость (антифриз, тосол) начинает кипеть, что заметно в расширительном бачке. Датчик включения вентилятора редко выходит из строя, так как ломаться там практически нечему. Причинами его отказа может быть низкое качество изготовления, механическая деформация. При появлении проблем с включением вентилятора на радиаторе следует проверить в первую очередь его электрические соединения. Сняв с датчика оба провода, соединяем их между собой. Включаем зажигание. Если вентилятор заработал – неисправен датчик включения (выключения). Если нет, неисправность следует искать в других элементах цепи.
Помимо этого возможна ситуация, когда вентилятор на радиаторе не выключается после включения. Практически всегда в этом виноват датчик. Подробнее: «Постоянно работает вентилятор радиатора на карбюраторной ВАЗ 21093».
Применяемость датчика включения вентилятора
В системе охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 применяется датчик ТМ 108 с маркировкой на корпусе «99-94». Он работает как через реле в монтажном блоке в автомобилях до 1998 г. в., так и без реле в автомобилях более поздних годов выпуска. В продаже также имеются аналоги данного датчика разных производителей.
Примечания и дополнения
— На инжекторном двигателе автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 включение вентилятора системы охлаждения происходит по команде блока управления (ЭБУ), анализирующего показания датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).
— В системе охлаждения карбюраторных и инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 присутствует еще один температурный датчик. Это датчик указателя температуры в щитке приборов (ТМ 106). Он работает только на указатель температуры.
Если не работает вентилятор охлаждения ВАЗ 2109 инжектор
Длительная езда на перегретом двигателе, когда не работает вентилятор охлаждения ВАЗ 2109 инжектор, чревата серьёзными последствиями. Мотор может застучать или заклинить, и тогда не обойтись без капитального ремонта. Поэтому при устойчивом перемещении стрелки датчика температуры в красную зону незамедлительно включите на полную мощность отопитель, остановитесь в безопасном месте и дайте мотору остыть. Не открывайте крышку расширительного бачка на горячем двигателе, на вас может плеснуть перегретым тосолом.
Система охлаждения ВАЗ 2109
Жидкостная система охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ 2109 инжектор — это система замкнутого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (ОЖ). Система состоит из следующих агрегатов:
- водяная помпа с крыльчаткой, с приводом от ремня газораспределительного механизма;
- термостат, направляющий ОЖ по малому или большому кругу в зависимости от степени прогретости двигателя;
- радиатор из двух пластмассовых ёмкостей для тока ОЖ и алюминиевых трубок для рассеивания тепла, расположенный в передней части моторного отсека для облегчения доступа воздуха;
- расширительный бачок, снабжённый впускным и выпускным клапанами для поддержания нормативного давления в системе;
- вентилятор охлаждения радиатора, расположенный непосредственно перед радиатором для эффективного теплоотвода.
Работа вентилятора критически важна в жаркое время года при замедленном движении в пробке. В этих условиях особенно вероятен перегрев мотора и, соответственно, необходимо качественное функционирование вентилятора. Охлаждающий поток воздуха должен исправно подаваться на радиатор. Если не работает вентилятор охлаждения ВАЗ 2109 инжектор, то возможно «закипание» системы охлаждения.
Управление вентилятором
Если в автомобиле ВАЗ 2109 стоит двигатель с распределённым впрыском и инжектор, то привычного для владельцев карбюраторной модели датчика-выключателя на нём нет вообще. Включает и выключает вентилятор контроллер электронного блока управления мотором. Этот контроллер получает информацию с датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), который установлен в выпускном патрубке между термостатом и головкой блока цилиндров. Датчик используется для управления не только работой вентилятора, но и двигателя. В том числе обеспечиваются:
- оптимизация степени обогащения топливовоздушной смеси: в холодном двигателе смесь переобогащена, по мере прогрева она обедняется;
- повышение скорости вращения коленвала при запуске двигателя, чтобы мотор не глох сразу после запуска;
- установка угла опережения зажигания для обеспечения экономии топлива;
- удержание рециркуляционного клапана в закрытом положении до выхода мотора в рабочий режим.
Для определения температуры ДТОЖ ВАЗ 2109 инжектор использует термистор — резистор, сопротивление которого зависит от температуры. На ВАЗ 2109 применяется термистор с отрицательным температурным коэффициентом. Это означает, что с ростом температуры его сопротивление падает.
На термистор подаётся напряжение, по его изменению датчик определяет температуру охлаждающей жидкости и передаёт её в ЭБУ. А уже этот блок включает и выключает вентилятор радиатора.
Диагностика вентилятора
Для того чтобы проверить работоспособность агрегата, понадобится полутораметровый провод, желательно с «крокодилами» на концах. При выключенном двигателе соедините проводом клемму «плюс» аккумуляторной батареи с контактом вентилятора напрямую. Исправный агрегат должен начать вращаться. Если не начал — он неисправен. Если при перегреве мотора не включается вентилятор охлаждения, хотя диагностика свидетельствует о том, что они исправен, следует проверить ДТОЖ.
При проверке вам понадобится омметр для измерения сопротивления датчика. Омметр входит в состав любого, даже самого простого портативного цифрового мультиметра. Порядок действий таков:
- При выключенном холодном двигателе снимите провода с контактов ДТОЖ.
- Поставьте переключатель режимов мультиметра в положение «измерение сопротивления».
- Измерьте сопротивление датчика. При комнатной температуре оно должно составлять примерно 2 200 — 2 800 Ом.
- Установите обратно провода датчика.
- Заведите двигатель и дайте ему прогреться на холостом ходу примерно до 80 градусов.
- Выключите мотор. Снимите провода с контактов датчика.
- Измерьте сопротивление датчика. При 80 градусах сопротивление должно быть в интервале 270 — 389 Ом.
Если сопротивление датчика почему-либо, не соответствует нормативному, деталь надо менять. А если соответствует, но агрегат не включается, что-то не срабатывает в электронном блоке управления двигателем. С этим следует обратиться на сервисную станцию. Для диагностики и перепрошивки ЭБУ нужно специальное оборудование.
Снятие и ремонт вентилятора
Прежде чем снимать перегоревший вентилятор с автомобиля, обесточьте электросистему. Снимите клемму с отрицательного контакта аккумуляторной батареи. Далее следуйте инструкции:
- Откройте капот и снимите воздушный фильтр с двигателя для обеспечения удобного доступа.
- Отсоедините колодку проводов от её ответной части, закреплённой на кожухе вентилятора.
- Кожух крепится к левому бачку двумя винтами. Выкрутите их полностью.
- Отверните гайку, которая крепит нижнюю часть кожуха к кузову.
- Отверните гайку крепления кожуха к радиатору. Используйте накидную головку и удлинитель.
- Отверните две гайки крепления кронштейна и снимите его.
- Наклоните вентилятор в сторону двигателя и извлеките его из моторного отсека.
Причиной, почему не работает вентилятор, как правило, является выход из строя его электродвигателя. Для замены отсоедините провода электропитания, открутите три винта крепления мотора к кожуху и гайку крепления крыльчатки к двигателю. Снимая крыльчатку, позаботьтесь о сохранности шпонки, предотвращающей проворачивание крыльчатки на оси. Она очень маленькая и легко теряется. После замены электродвигателя соберите агрегат в обратном порядке. Не забудьте хорошенько затянуть на оси вентилятора гайку, крепящую крыльчатку. Плохо затянутая гайка может привести к её отворачиванию, при этом начинаются биения и вибрации, появляются посторонние звуки.
Система включения вентилятора ВАЗ 2109 инжектор значительно надёжнее, чем у версии 2109 карбюратор. Поэтому обычно нет необходимости заниматься тюнингом, устанавливая второй вентилятор или монтируя в салоне кнопку, обеспечивающую принудительное включение вентилятора. Штатная конфигурация работает вполне удовлетворительно.
Датчик включения вентилятора ВАЗ-2108-2110 99-94 град. ПЕКАР ТМ108АИ — 9 отзывов
Артикул: ТМ108А/И , артикулы доп.: ТМ108-3808000-10, 2108-3828010
Код для заказа: 697599
- Покупают аналоги
- Автобусы / КамАЗ / КамАЗ-52971 чертеж
- » href=»/catalog/kamaz-8/avtobusy-36/kamaz_5297-266/sistema_ohlajdeniya_dvigatelya-47/#part491018″>Датчик включения вентилятора ТМ 108Система охлаждения / Система охлаждения двигателя
- Грузовики и прицепы / КамАЗ / КамАЗ-6520 (Euro-2, 3)1 чертеж
- » href=»/catalog/kamaz-8/gruzoviki_i_pricepy-33/kamaz_6520__euro_2__3_-754/6520_1000252_02_agregat_silovoiy__ukomplektovannyiy_dlya_ustanovki_na_avtomobil-115/#part2107663″>Датчик включения вентилятора ТМ 108Двигатель / 6520-1000252-02 Агрегат силовой, укомплектованный для установки на автомобиль
- Грузовики и прицепы / КамАЗ / КамАЗ-6522 (Euro-2, 3)1 чертеж
- » href=»/catalog/kamaz-8/gruzoviki_i_pricepy-33/kamaz_6522__euro_2__3_-755/6520_1000252_02_agregat_silovoiy__ukomplektovannyiy_dlya_ustanovki_na_avtomobil-115/#part2107663″>Датчик включения вентилятора ТМ 108Двигатель / 6520-1000252-02 Агрегат силовой, укомплектованный для установки на автомобиль
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-21061 чертеж
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2106-7/lektroventilyator-166/#part21755″>ДатчикЭлектрооборудование / Электровентилятор
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-21093 чертежа
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2109-9/lektroventilyator-192/#part34124″>ДатчикЭлектрооборудование / Электровентилятор
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2109-9/lektroventilyator-192/#part34125″>ДатчикЭлектрооборудование / Электровентилятор
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2109-9/lektroventilyator-192/#part34123″>ДатчикЭлектрооборудование / Электровентилятор
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-21152 чертежа
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2115-65/lektroventilyator-168/#part54419″>ДатчикЭлектрооборудование / Электровентилятор
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2115-65/lektroventilyator-168/#part54420″>ДатчикЭлектрооборудование / Электровентилятор
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-21101 чертеж
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2110-10/lektroventilyator-220/#part42420″>ДатчикЭлектрооборудование / Электровентилятор
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-21121 чертеж
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2112-12/lektroventilyator-220/#part51036″>ДатчикЭлектрооборудование / Электровентилятор
- Легковые автомобили / ЗАЗ / ЗАЗ-1102 (Таврия Нова)1 чертеж
- » href=»/catalog/zaz-6/legkovye_avtomobili-30/zaz_1102__tavriya_nova_-841/detali_sistemy_ohlajdeniya-31/#part2228013″>Термореле включения электровентилятораСистема охлаждения / Детали системы охлаждения
- Легковые автомобили / ЗАЗ / ЗАЗ-1105 (Дана)1 чертеж
- » href=»/catalog/zaz-6/legkovye_avtomobili-30/zaz_1105__dana_-908/detali_sistemy_ohlajdeniya-31/#part2228013″>Термореле включения электровентилятораСистема охлаждения / Детали системы охлаждения
- Легковые автомобили / Daewoo / Lanos1 чертеж
- » href=»/catalog/daewoo-19/legkovye_avtomobili-30/lanos-906/radiator_i_lektroventilyator_sistemy_ohlajdeniya-80/#part2347748″>Термореле включения электровентилятораСистема охлаждения / Радиатор и электровентилятор системы охлаждения
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-21031 чертеж
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2103-106/lektroventilyator-163/#part12344″>ДатчикЭлектрооборудование / Электровентилятор
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-21083 чертежа
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2108-18/lektroventilyator-198/#part30219″>ДатчикЭлектрооборудование / Электровентилятор
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2108-18/lektroventilyator-198/#part30217″>ДатчикЭлектрооборудование / Электровентилятор
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2108-18/lektroventilyator-198/#part30218″>ДатчикЭлектрооборудование / Электровентилятор
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-210993 чертежа
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_21099-79/lektroventilyator-192/#part38064″>ДатчикЭлектрооборудование / Электровентилятор
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_21099-79/lektroventilyator-192/#part38062″>ДатчикЭлектрооборудование / Электровентилятор
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_21099-79/lektroventilyator-192/#part38063″>ДатчикЭлектрооборудование / Электровентилятор
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-1111 «ОКА»1 чертеж
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_1111__oka_-16/lektroventilyator-126/#part67764″>ДатчикЭлектрооборудование / Электровентилятор
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-21111 чертеж
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2111-11/lektroventilyator-220/#part46728″>ДатчикЭлектрооборудование / Электровентилятор
- Легковые автомобили / ЗАЗ / ЗАЗ-1103 (Славута)1 чертеж
- » href=»/catalog/zaz-6/legkovye_avtomobili-30/zaz_1103__slavuta_-842/detali_sistemy_ohlajdeniya-31/#part2228013″>Термореле включения электровентилятораСистема охлаждения / Детали системы охлаждения
- Легковые автомобили / Chevrolet / Chevrolet Lanos1 чертеж
- » href=»/catalog/chevrolet-125/legkovye_avtomobili-30/chevrolet_lanos-904/radiator_i_lektroventilyator_sistemy_ohlajdeniya-80/#part2336898″>Термореле включения электровентилятораСистема охлаждения / Радиатор и электровентилятор системы охлаждения
- Легковые автомобили / ЗАЗ / ZAZ Sens1 чертеж
- » href=»/catalog/zaz-6/legkovye_avtomobili-30/zaz_sens-843/radiator_i_lektroventilyator_sistemy_ohlajdeniya-80/#part2356192″>Термореле включения электровентилятораСистема охлаждения / Радиатор и электровентилятор системы охлаждения
- Для этого товара еще нет обзоров.
В каждом современном транспортном средстве есть вентилятор охлаждения радиатора, который управляется простым устройством — датчиком включения вентилятора. Все об этих датчиках, их существующих типах, конструкции и принципах работы, а также о правильном выборе и замене — читайте в предложенной статье.
Серия статей ««Хрустальные» ВАЗы, или типичные поломки отечественных автомобилей» рассказывает о характерных проблемах и неполадках машин, выпускаемых Волжским автомобильным заводом. Сегодня мы поговорим о переднеприводном семействе «Самара», а также его современных аналогах.
В серии статей ««Хрустальные» ВАЗы или типичные поломки отечественных автомобилей» мы расскажем Вам о характерных проблемах, которые встречаются при эксплуатации машин Волжского автомобильного завода. В данной статье речь пойдет об автомобиле ВАЗ-1111 («Ока»).
Диагностика и замна датчика вентилятора на ВАЗ 2114
Каждый водитель знает, что перегрев двигателя — это очень плохо. Ни к чему хорошему он привести не может. Дабы обезопасить мотор от перегрева, автомобили оснащаются вентиляторами охлаждения радиатора. Причем порой он далеко не один.
Сегодня поговорим об очень важном элементе охлаждения — датчике вентилятора. Он отвечает за своевременное включение этого охлаждающего устройства, предотвращая нежелательный перегрев.
Внешний вид устройства и расположение
Немного теории
Характеристика
Пояснение
Располагается датчик в радиаторе печки. Определить, что перед вами именно он, не сложно, поскольку в радиаторе это единственный элемент, к которому подключены провода. А если взять ключ на 30, то только датчик имеет соответствующий размер крепежа.
Датчики могут иметь разные температурные пределы. Но для ВАЗ 2114 включение происходит при 102-105 градусах Цельсия, а выключение — при 85-87 градусах. При выборе нового измерителя, ориентируйтесь на тот, который вышел из строя, либо приобретайте с показателя включения и выключения 102 и 87 градусов соответственно
Внутри датчика имеется специальная контактная группа. При нагреве ОЖ в радиаторе эта группа греется и расширяется. Когда расширение доходит до определенного предела, происходит замыкание контактов, они передают сигнал на проводку и вентилятор включается
Причины поломки вентилятора
Есть ряд причин, из-за которых датчик вентилятора может в итоге выйти из строя помимо датчика. Потому их предварительно следует исключить, чтобы убедиться — датчик всему виной.
К причинам отказа в работе вентилятора относят:
- Вышел из строя вентилятор. Он может износиться, потерять целостность, получить механические повреждения. Заменить его будет дороже, если сравнивать с датчиком, но выбора нет.
- Оборвалась цепь. При проверке датчика обычно применяют метод замыкания двух его контактов. Но если цепь проводки имеет повреждения, это сделать не удастся, а всю вину по неопытности свалят на регулятор.
Проверка датчика
Для начала советуем проверить датчик, который на ваш взгляд вышел из строя. Даже если окажется, что он не работает действительно, вы по крайней мере будете спокойны.
Плюс обязательно следует проверять новый датчик перед его установкой. Это позволит убедиться в его работоспособности. Сегодня подделок достаточно много на рынке, потому всегда есть шанс приобрести не качественный датчик вентилятора.
Искомый объект
Для проверки вам понадобится определенный набор инструментов и материалов, куда входят:
- Емкость;
- Вода;
- Охлаждающая жидкость;
- Термометр;
- Мультиметр.
Приступаем к проверке.
- Налейте воду или обычную охлаждающую жидкость в подготовленную емкость.
- Опустите в нее датчик резьбовой частью.
- Клемму мультиметра соедините с контактами регулятора. Измерительный прибор должен стоять в режиме замера сопротивления. Хотя если мультиметр имеет функцию прозвонки, тогда выбирайте его.
- Поместите в жидкость термометр.
- Нагрейте воду.
- Когда температура жидкости достигнет температуры срабатывания регулятора (92 градуса по Цельсию), контакты должны замкнуться, а мультиметр начнет пищать.
- Если этого не произошло, датчик действительно не работает и ему требуется сменщик.
Если вы приобрели нерабочий регулятор, обязательно отправляйтесь в магазин и требуйте замены или возврата денег. Но только при наличии чека. Лучше приобретать запчасти в специализированных, хороших магазинах. Риск попасть на подделку там меньше.
Замена
На инжекторном двигателе, который буквально переполнен всевозможными датчиками, порой требуется уделить внимание регулятору включения вентилятора. Если проверка показала, что устройство вышло из строя, не остается ничего другого кроме как провести процедуру замены.
Работа предполагает потребность всего в нескольких инструментах и материалах:
- Накидной ключ на 30 миллиметров;
- Тара для слива жидкости охлаждения;
- Сухие тряпки.
Подготовив все необходимое, можно приступать к замене.
Первоочередная задача — дать двигателю остыть. Работать на холодном двигателе удобнее и безопаснее. Если горячая охлаждающая жидкость попадет на кожу, ожогов не избежать.
Процесс демонтажа
- Для замены вам не потребуется смотровая яма или эстакада. При подобных работах данные элементы не нужны. Подойдет простой гараж.
- Отключите от аккумуляторной батареи минусовую клемму.
- Слейте из радиатора всю охлаждающую жидкость. Из блока цилиндров ОЖ не сливайте, в этом нет необходимости.
- Демонтируйте пробку с расширительного бачка охлаждающей системы вашего инжекторного двигателя.
- Чтобы слить тосол или антифриз, открутите сливную пробку на радиаторе. Найдете вы ее снизу радиатора, а для демонтажа не потребуется инструмент. Пробка легко выкручивается вручную.
- Под сливное отверстие подставьте заранее подготовленную емкость, куда ОЖ будет стекать. Дождитесь, пока течь жидкости полностью не прекратится.
- Если вы хотите этот же тосол затем залить обратно, возьмите чистую емкость. Если же ОЖ достаточно старая и нуждается в замене, тогда чистота тары не имеет значения.
- Вверните пробку обратно.
- Отключите контакты от датчика вентилятор.
- С помощью ключа на 30 миллиметров откручивается регулятор.
- Крутите осторожно, дабы не повредить пластиковую емкость радиатора.
- Вкрутите на место старого новый регулятор. Обязательно вставьте медную прокладку под новое устройство.
Медная прокладка на месте
- Верните на место электропроводку регулятора вентилятора.
- Залейте в расширительный бачок слитый заранее тосол или антифриз.
- Выполните продувку системы, чтобы избежать образования воздушных пробок внутри системы.
- Верните на место минусовую клемму аккумулятора.
- Включите силовой агрегат, прогрейте его некоторое время, чтобы убедиться в работоспособности нового датчика.
- Если при нагреве до нужной температуры датчик опять не срабатывает, следует проверить остальные элементы, которые могут быть причиной такого поведения системы охлаждения.
Замена без слива ОЖ
Если вы не хотите тратить много времени на замену датчика на своем ВАЗ 2114, можно обойтись без процедуры слива жидкости охлаждения.
Замена регулятора включения вентилятора без этапа слива ОЖ требует наличия опыта и определенных умений. Потому новичку такой способ ремонта применять не рекомендуется.
- С помощью ключа на 30 миллиметров начинайте откручивать старый датчик, но не до конца.
- Подготовьте новый датчик.
- Одной рукой выкручивайте до конца старый регулятор, а второй быстро вставляйте новый.
- При этом определенная часть тосола вытечет, но это не страшно.
- После замены обязательно тщательно протрите все участки возле регулятора с помощью сухой ветоши.
- Убедитесь в отсутствии течи после установки нового устройства.
Завершив работу, тщательно оботрите автомобиль, чтобы ОЖ не оставалась на двигателе и его компонентах. Особенно это касается резиновых и пластиковых элементов.
Проблемы с вентилятором ВАЗ-2109
20 сентября 2020, 19:05 #1
У меня 2109 1996 года, карбюратор. Решили заменить торпеду и поставили европанель 2114, с ней заменили проводку под панелью и блок предохранителей (все от 2114) Накинули клеммы на аккумулятор и сразу срабатывает вентилятор. Если выдернуть одну из фишек (на картинке покажу какую), то вентилятор перестаёт работать. Поменяли датчики вентилятора и температуры, не помогло. Также не горят стопы. Помогите пожалуйста, может кто с таким сталкивался
20 сентября 2020, 19:46 #2
Канешна, ежедневно полстраны этим онанизмом занимается. Датчики то зачем меняли, они до этого не работали? Существует такое понятие, как цоколёвка разъёмов. Дальше рассказывать бессмысленно. Если ты жертва егэ, все равно не поймешь. Если врумовский бот, то подавно тебе этого не нужно.
20 сентября 2020, 20:29 #3
Канешна, ежедневно полстраны этим онанизмом занимается. Датчики то зачем меняли, они до этого не работали? Существует такое понятие, как цоколёвка разъёмов. Дальше рассказывать бессмысленно. Если ты жертва егэ, все равно не поймешь. Если врумовский бот, то подавно тебе этого не нужно.
Датчик вентилятора перестал работать до замены панели, на старой приборке датчик температуры не показывал. Распиновки смотрели. Очевидно, что замыкание происходит в блоке. И да на 2109 частенько ставят панель от 14. Я просто надеялась, что здесь помогают, а не просто воду льют
20 сентября 2020, 23:28 #4
Пдключи один провод на масу второй должен идти к мультитронику (бортовой комп) и на компе выстав температуру включения вентилятора я себе так делал уже 4 года катаюсь и норм у меня тоже панель от 14 классная тема особенно когда ещё инжектор стоит
21 сентября 2020, 06:36 #5
Пдключи один провод на масу второй должен идти к мультитронику (бортовой комп) и на компе выстав температуру включения вентилятора я себе так делал уже 4 года катаюсь и норм у меня тоже панель от 14 классная тема особенно когда ещё инжектор стоит
спасибо, но у меня нет бортового и я думаю на карб его ставить ещё больше заморочек
21 сентября 2020, 06:45 #6
Lisska851 ищите хорошего электрика такие вопросы на форуме трудно решать онлайн.
21 сентября 2020, 18:30 #7
спасибо, но у меня нет бортового и я думаю на карб его ставить ещё больше заморочек
Блоки 2109 и 2114 не заменяемы. Точнее заменить один другим можно, по монтажным размерам они идентичны, но схема включения вентилятора в самом блоке разные. Если бы у вас был инжектор, то такого трабла не возникло. Нормальный электрик за 15-20 минут решит эту проблему.
Индикация температуры двигателя: на заметку владельцам «Девяток»
Каждый двигатель автомобиля оборудуется устройством измерения температуры силового агрегата. Этот компонент позволяет водителю вовремя выявить перегрев и устранить эту проблему. Что представляет собой датчик включения вентилятора на автомобиле ВАЗ 2109 с двигателем карбюратор, каково его устройство и как его заменить, — читайте далее.
Датчик температуры охлаждающей жидкости автомобилей ВАЗ 2109 и 21099
Для начала желательно знать, где находится датчик температуры двигателя. На моделях 2108, 21099 и ВАЗ 2109 датчик температуры охлаждающей жидкости устанавливается между ГБЦ и термостатом, в выпускной патрубок.
Устройство и принцип действия
Сам регулятор температуры двигателя представляет собой устройство термистора-резистора, характеризующееся отрицательным коэффициентом температуры. Сам параметр сопротивления может быть замерен только при снижении либо увеличении температурного режима.
Когда силовой агрегат нагревается в результате работы, показатель сопротивления снижается, если мотор остывает, этот параметр увеличивается. Например, при рабочей температуре мотора на ВАЗ 2109 сопротивление равно 180 Омам, а если на улице будет мороз в 40 градусов, то сопротивление будет равно 100700 Омам. На одной стороне ДТОЖ ВАЗ 2109 инжектор расположены два контакта, а на другой — чувствительный компонент, который находится непосредственно в потоке расходного материала.
Что касается принципа действия, то когда водитель включает зажигание, блок управления передает напряжение на регулятор посредством резистора. Поскольку сам ДТОЖ является термистором, подаваемое с блока управления напряжение изменяется сразу с учетом температуры расходного материала. При снижении параметра блок анализирует температуру и в соответствии с этими данными определяет необходимый объем бензина для впрыска. В ходе прогревания силового агрегата объем бензина, который передается на цилиндры, будет снижаться.
Два датчика температуры антифриза для ВАЗ
Кроме пуска по показаниям регулятора ЭБУ осуществляет корректировку работы силового агрегата на холостых оборотах. В итоге он самостоятельно принимает решение по обогащению горючей смеси при высоких и средних нагрузках на ДВС. Этот показатель может быть изменен в зависимости от угла опережения зажигания.
На карбюраторной машине датчиков температуры два. Один включает вентилятор, другой — отвечает за индикацию температуры на приборной панели.
Возможные неисправности
Есть несколько причин, по которым регулятор на ВАЗ 21099 отказывается работать.
Итак, почему ДТОЖ не работает:
- Внутри конструкции устройства расположен электрический контакт. Со временем этот контакт может попросту оборваться либо на нем могут образоваться трещины. В том случае, если внутри конструкции произойдет обрыв, это может стать причиной полного выхода из строя. То есть ДТОЖ просто сгорит. Если же на контакте имеются трещины, ДТОЖ, в принципе, может работать, однако в результате отсутствия нормального контакта регулятор будет передавать некорректные данные о антифризе.
- Плохая изоляция устройства. В том случае, если изоляция будет нарушенной, в работе девайса могут происходить замыкания. Соответственно, в конечном итоге эти замыкания могут привести к тому, что ДТОЖ, опять же, сгорит и его придется менять.
- Рядом с регулятором произошел обрыв проводов. В результате обрыва регулятор не сможет активировать вентилятор, предназначенный для охлаждения силового агрегата. Соответственно, это приведет к тому, что двигатель перегреется и может даже закипеть (автор видео — Техник-механик).
Как же автовладельцу понять, что ДТОЖ вышел из строя и его пора заменить?
Для этого достаточно знать об основных признаках неполадок, о которых мы расскажем ниже:
- Вентилятор, предназначенный для охлаждения двигателя, может включаться произвольно в любое время. В частности, водителя должно насторожить, что вентилятор включается тогда, когда мотор полностью не прогрет. Помните о том, что вентилятор всегда должен функционировать при перегретом ДВС.
- У водителя возникают сложности в запуске прогретого ДВС. Охладительная система должна автоматически производить регулировку температуры, но в результате того, что устройство является неисправным, она не может получить правильный сигнал.
- Если внимательно проследить за работой авто, то можно заметить, что увеличился расход бензина. Увеличение расхода обусловлено тем, что при машина попросту перегружается, когда ездит на горячем ДВС.
- Если устройство полностью вышло из строя, на приборной панели датчик будет демонстрировать неверный сигнал о температуре. Чтобы прогреть мотор, достаточно десяти минут езды. Если по истечению 10 минут температура не поднялась до оптимальной или при запуске ДВС на приборной панели показан его перегрев, это говорит о неисправности.
Проверка и замена ДТОЖ
Есть несколько вариантов диагностики устройства — первый:
- Минусовой щуп от вольтметра нужно подключить к мотору и включить зажигание.
- С помощью тестера необходимо определить, какой параметр напряжения образовывается при движении.
- Если ДТОЖ работает, то напряжение должно быть не менее 12 вольт при полном зарядке аккумулятора. Если полученные показатели ниже, необходимо осуществить замену или ремонт девайса.
Таблица соответствия температуры и сопротивления
Второй способ диагностики:
- Вам потребуется настроить мультиметр в режим вольтметра — замер осуществляется в диапазоне от 100 Ом до 10 кОм. Также подготовьте термометр, который сможет измерить температуру больше ста градусов. Регулятор следует демонтировать и опустить в емкость с антифризом.
- Вам необходимо подогреть охлаждающую жидкость. В результате увеличения температурных показателей нужно следить за показаниями, которые выдает термометр.
- С помощью мультиметра следует произвести замер показателей сопротивления ДТОЖ при разных температурных режимах. Полученные параметры следует сопоставить с теми, которые указаны в таблице выше.
Как произвести замену своими силами:
- В первую очередь, из радиатора необходимо слить весь хладагент. Затем отключите минусовую клемму от АКБ, просто открутите гайку гаечный ключом и отсоедините ее.
- Далее, нужно отключить колодку с проводами, которая подключается к ДТОЖ.
- С помощью гаечного ключа следует полностью открутить устройство. Далее, регулятор демонтируется из посадочного места, как сказано выше, это выпускной шланг ГБЦ. На самом устройстве есть резиновый уплотнитель, при демонтаже ДТОЖ его нельзя потерять, особенно, если новый датчик у вас без уплотнителя.
- Затем произведите установку нового регулятора на посадочное место, в выпускной шланг. Используя гаечный ключ, закрутите регулятор до самого конца. После монтажа и закручивания к ДТОЖ следует подсоединить отключенный ранее жгут проводов. Завершающим этапом этого процесса будет залив антифриза обратно в радиатор и установка отключенной минусовой клеммы аккумулятора на место.
Видео «Наглядная инструкция по замене устройства»
О том, как своими силами произвести замену датчика в домашних условиях, вы сможете узнать из видео ниже (автор видео — Мысли и советы от Мустафы Муртазаева).
Изучаем устройство и учимся менять датчик включения вентилятора ВАЗ 2109 и 21099 с двигателем инжектор и карбюратор
Автомобили ВАЗ 2109 и 21099 оборудуются множеством датчиков и регуляторов, призванных обеспечить правильную работу силового агрегата в целом. Одним из таких устройств является датчик включения вентилятора ВАЗ 2109 карбюратор, а также ДТОЖ — контроллер температуры антифриза. Подробнее об устройствах узнайте из этой статьи.
Описание ДТОЖ и ДВВ
Предназначение и функции
Способы проверки ДТОЖ
Фотогалерея «Самостоятельная диагностика»
Возможные неисправности и способы их устранения
Инструкция по замене датчика ТОЖ своими руками
Видео «Как правильно поменять датчик активации вентилятора»
Описание ДТОЖ и ДВВ
Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости и включения вентилятора в 2109 с двигателем инжектор или карбюратор, что делать, если устройство не работает? Для начала разберем основные вопросы касательно предназначения, устройства и принципа действия.
Предназначение и функции
Основное назначение ДВВ заключается в активации и деактивации вентилирующего устройства на радиаторе двигателя с целью охлаждения силового агрегата. Устройство включает и отключает вентилятор в учетом температуры жидкости в охладительной системе. На инжекторных машинах это ДТОЖ, включение и выключение вентилятора контролирует мозг по показаниям этого датчика.
Что касается контроллера ТОЖ в ВАЗ 21093, то этот девайс предназначается для выведения показаний о температуре антифриза на приборной панели автомобиля в салоне. С его помощью водитель может узнать о возможном перегреве силового агрегата.
Место расположения
Что касается расположения, то в моделях 2108, 2109 и 21099 ДТОЖ располагается между головкой блока цилиндров мотора и термостатом, в частности, на впускном шланге. ДВВ устанавливается в резьбовое отверстие расширительного бачка с охлаждающей жидкостью. Если смотреть по ходу движения авто, то емкость с хладагентом устанавливается справа.
Принцип работы
Для начала рассмотрим принцип действия контроллера температуры антифриза. Этот девайс являет собой термистор-резистор, работающий с отрицательным коэффициентом. Величина сопротивления в данном случае может быть измерена в результате снижения или роста температурного диапазона. Когда происходит нагрев двигателя автомобиля, сопротивление на устройстве уменьшается, а когда силовой агрегат остывает, то эта величина увеличивается. К примеру, когда двигатель полностью прогрет, значение сопротивления на девайсе составляет 180 Ом, а при низких отрицательных температурах (-40 градусов) этот показатель увеличится до 100700 Ом.
Когда водитель активирует зажигание, повернув ключ в замке, управляющий модуль (ЭБУ) начинает подавать напряжение на контроллер с помощью резистора. Сам ДТОЖ, как сказано выше, это термистор, соответственно, поступающее напряжение поменяется в соответствии с температурой жидкости. Когда данная величина снижается, управляющий модуль анализирует это, в соответствии с чем определяется нужный объем топлива для впрыска в цилиндры. При прогреве автомобильного мотора объем топлива, использующегося для впрыска, будет падать.
Что касается ДВВ, то он устанавливается в разрыв отрицательного кабеля, который подключен к реле активации вентилирующего устройства в блоке предохранителей. Когда температурное значение увеличивается до 99 градусов, на контактах контроллера происходит замыкание благодаря биметаллической пластине. В итоге ток через девайс поступает на реле, расположенное в блоке, откуда он подается на электрический двигатель устройства на вентиляторе, в конечном итоге происходит активация последнего (автор видео — канал AndRamons).
В «Девятках», выпущенных после 1998 года и оборудованных предохранительными блоками от ВАЗ 2114, реле на данном участке цепи отсутствует. Поэтому сам регулятор также монтируется в разрыв минусового кабеля, но только того, который подключается напрямую к вентилятору. Замыкание в этом случае происходит при аналогичной температуре. Если же антифриз охлаждается, то пластина размыкает контакты, в результате чего электрический двигатель отключается.
Способы проверки ДТОЖ
Как проверить указатель ТОЖ своими силами? Для этого можно воспользоваться одним из нескольких способов, диагностика выполняется с помощью мультиметра.
- Сначала отрицательный щуп тестера следует подсоединить к головке блока цилиндров, после чего активировать зажигание, провернув ключ в замке.
- Затем, используя мультметр, нужно точно определить, какое появляется напряжение на выходе.
- В том случае, если контроллер рабочий, то величина этого параметра должны составить не ниже 12 вольт, разумеется, если аккумуляторная батарея заряжена полностью. Если диагностика показала, что полученные значения оказались более низкими, то нужно заняться ремонтом или поменять регулятора (автор видео о диагностике — канал Техник-механик).
Еще один вариант проверки:
- Для его реализации вам надо будет настроить тестер в режим работы вольтметра. Процедура измерения должна производиться в рабочем диапазоне от 100 Ом до 10 кОм. Кроме того, для диагностики вам потребуется термометр, при этом важно, чтобы он мог определить значение температуры более 100 градусов. Сам контроллер извлекается из посадочного места и опускается в резервуар с хладагентом, который вы будете подогревать. Этот момент нужно учитывать при выборе емкости для охлаждающей жидкости.
- Теперь вам надо будет прогреть хладагент в системе. Когда значение температурного режима будет расти, вам надо внимательно мониторить значения, которые выдает тестер и термометр, помещенный в емкость.
- Используя тестер, вам надо будет проверить уровень сопротивления жидкости при разных температурах. Полученные в итоге диагностики показания нужно сравнить с нормированными, которые указаны в таблице.
Фотогалерея «Самостоятельная диагностика»
Возможные неисправности и способы их устранения
По каким причинам устройство может перестать функционировать:
- Внутреннее повреждение контакта, который находится внутри девайса. На практике в результате длительной эксплуатации данный контакт может оборваться, также интенсивное использование ДТОЖ может привести к появлению трещин на нем. Если причина кроется в обрыве, то это чревато полной поломкой контроллера — датчик попросту сгорит. Если же проблема заключается в трещинах, то устройство может работать, но некорректно. Из-за отсутствия контакта контроллер будет передавать неверную информацию о жидкости, то есть на панели приборов будут выведены некорректные значения.
- Еще одна причина — повреждение изоляции девайса. Если изоляция устройства нарушена, то контроллер может работать с замыканиями. Замыкания в его работе могут стать причиной полного выхода из строя девайса.
- Произошел обрыв в электроцепи рядом с контроллером. Из-за повреждения проводки устройство не сможет передавать данные об антифризе на приборную панель. Соответственно, в случае перегрева мотора водитель даже может не узнать об этом.
По каким симптомам можно определить неработоспособность этого девайса:
- Мотор автомобиля стал с трудом заводиться на горячую. То есть сутра завести его можно, а вот когда агрегат прогреется, появляются неполадки.
- Повышенный расход горючего. Определить такой признак можно только тогда, когда вы будете внимательно следить за работой автомобиля. Увеличенный расход горючего обусловлен перегрузом силового агрегата, когда тот прогрет.
- Если же ДТОЖ сломался и больше не функционирует, то на контрольном щитке будут выводиться неверные данные о температуре мотора. Для полного прогрева ДВС обычно требуется не более 10 минут. Если через 10 минут после запуска вы заметили, что стрелка на указателе на приборке не пошла вверх, то скорей всего, ДТОЖ надо менять (видео снял Яковлев Дмитрий).
Инструкция по замене датчика ТОЖ своими руками
Замена ДТОЖ выполняется следующим образом:
- Сначала необходимо отключить зажигание и открыть капот своего авто.
- Далее, под сливное отверстие радиаторного устройства двигателя надо подставить емкость, в нее будет собираться вся охлаждающая жидкость. Откройте пробку и слейте антифриз, после чего найдите ДТОЖ, отключите от него разъем.
- Используя гаечный ключ, вам надо будет произвести демонтаж контроллера. Устройство извлекается из места установки. При снятии вы можете увидеть прорезиненный уплотнитель, когда будете снимать регулятор, не потеряйте его. Если вы заметили, что резинка сильно износилась, то ее нужно будет заменить.
- После этого вам надо будет установить новый контроллер в место монтажа. С помощью ключа закрутите девайс до упора, а затем подключите разъем с проводом, который вы отключали при демонтаже. Теперь вам остается только залить рабочую жидкость в радиаторное устройство и включить зажигание, запустить мотор и проверить работоспособность устройства.
Видео «Как правильно поменять датчик активации вентилятора»
Как в гаражных условиях произвести замену ДВВ на автомобиле ВАЗ 21099, и каких ошибок при этом нельзя допустить — узнайте из ролика, опубликованного каналом Мысли и советы от Мустафы Муртазаева.