Mitsubishi-ufa.ru

Авто СТО Онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как работает датчик парктроника

Как работает датчик парктроника

  • Главная
  • Блог
  • Тюнинг
  • Что такое парктроник в автомобиле: схема и принцип работы
  • Новинки мира авто
  • Новости автомобильного рынка
  • Популярное
  • Двигатель
  • Кузов
  • Салон
  • Система охлаждения
  • Трансмиссия
  • Фильтры
  • Шины и диски
  • Электрооборудование

Что такое парктроник в автомобиле: схема и принцип работы

Парковка — одна из самых сложных и требующих максимальной концентрации ситуаций как для молодых, так и для опытных водителей. Столбики и боксы, на какие просят ориентироваться и в которые учат заезжать в автошколе, всегда одни и те же, а в реальности в конце каждой поездки (для некоторых это – несколько раз в день) нужно адаптироваться к новым условиям. И раз эта задача точно не из легких, к ее решению подходят серьезно не только автолюбители, но и автоконцерны и производители автозапчастей.

Что такое парктроник и для чего он нужен?

Парктроник, акустическая парковочная система (АПС) или парковочный радар, — это и есть то устройство, которое облегчит парковку. С ним становится проще понять габариты автомобиля и правильно сориентироваться в доступном для маневра пространстве.

Как работает ультразвуковой парктроник с шкалой на приборной панели

Из чего состоит АПС?

Работа радара невозможна без трех компонентов:

  • Датчиков-излучателей, которые будут отправлять и принимать импульсы. Они – «глаза» системы.
  • Электронного блока, анализирующего поступившие сигналы. Это – «мозг» прибора.
  • Средств индикации: бипера, экрана или проектора – «голоса» устройства.

Какие бывают парктроники?

Несмотря на то, что цель у таких приспособлений одна, есть несколько вариантов систем, которые отличаются по ряду признаков.

По количеству датчиков. От их числа зависит не только сложность конфигурации парктроника, но и точность информации, которую сможет получить и передать устройство. У самых простых систем есть всего два или три датчика, и в их случае велик риск «не заметить» небольшое препятствие из-за обширных «мертвых зон». Оптимальным (и самым распространенным) вариантом считается парковочный радар с тремя или четырьмя датчиками — их крепят через 30-40 см друг от друга на задний бампер. А для тех, кому хочется полностью избежать неожиданностей, создали версии с шестью, восемью и даже десятью датчиками: такие крепят и сзади, и спереди (в соотношении 4х2, 4х4 и 6х4). Но такие версии подходят не всем: чтобы установить большое количество излучателей, на автомобиле должно быть достаточно места.

По типу оповещения. Базовый инструмент, помогающий водителю оценить доступное расстояние — это бипер. Как видно из названия, он подает звуковой сигнал, который учащается с приближением к препятствию. Со временем появилась и визуализация: некоторые системы умеют выводить происходящее на экран бортового компьютера в виде активной схемы со световой индикацией, а еще более продвинутые проецируют происходящее на лобовое стекло. Верх точности — версии, которые синхронизируются с камерами заднего вида. Так получается максимально подробная картина, что бывает полезно, когда возникают сомнения в исправности датчиков из-за наледи или пыли.

Работа датчиков ультразвукового парктроника на экране бортового компьютера

По способу установки. По этому признаку принято выделять три типа парктроников: врезные, накладные и подвесные. Но принципиальная разница есть лишь между первым и остальными двумя. Врезные датчики выглядят как небольшие шайбы, которые интегрируются в бампер — для этого в запчасти нужно сделать несколько отверстий. Такие парковочные радары автодилеры часто предлагают включить в комплектацию при покупке новой машины. И этот вариант, несмотря на высокую стоимость, выглядит привлекательно: на заводе датчики установят согласно стандартам конкретного концерна и окрасят точно в цвет кузова. Накладные и подвесные версии незаметны даже вблизи, поэтому их не нужно маскировать и легче установить: первые достаточно приклеить специальным составом с внутренней стороны бампера, а вторые закрепить на кронштейне или встроить в рамку госномера. Но это не единственное различие систем: у них разные алгоритмы работы.

По какому принципу работают датчики и другие части системы?

Врезные и подвесные датчики обычно действуют как эхолот, всем знакомый еще из школьной программы — так в пространстве ориентируются киты и летучие мыши. Если вкратце, то каждый радар посылает ультразвуковой импульс, который отражается от препятствия и возвращается, заставляя прибор посылать аудио- или видеосигнал водителю. А насколько тревожным он будет, зависит от того, как электронный блок оценит время между отправкой и рикошетом звука. Все датчики в системе работают синхронно независимо от их количества, поэтому водитель сразу же получает полную картину и может своевременно оценить обстановку и принять решение.

Накладные радары чаще всего бывают индукционными (из-за того, что они сделаны в виде длинной тонкой полосы, их еще называют ленточными). Здесь используется электромагнитная волна, которая меняет сопротивление с приближением препятствия: это позволяет электронному блоку вычислить расстояние до объекта и оповестить водителя. Правда, они способны сигнализировать только звуком и светом, без видеофиксации. Но такой недостаток компенсирует полное отсутствие «мертвых зон» — там, где расставленные на 30-40 см ультразвуковые датчики промолчат, индукционная лента забьет тревогу. Это особенно полезно, если на парковке есть ограничительные бетонные сферы или столбики. Еще одно преимущество – в точности: для ультразвукового радара минимальное расстояние до препятствия составляет 20 см, а для электромагнитного – 5 см.

Схема работы индукционного парктроника

Заключение

Отличия в алгоритмах работы, нюансах установки, точности и подачи сигналов, реализации систем разными компаниями влечет за собой огромный выбор устройств. При этом стоит помнить, что помочь с парковкой способно каждое из них. Поэтому, выбирая оптимальный вариант, в первую очередь ориентируйтесь на собственный комфорт и качество парктроника.

Датчик парковки: безопасная и комфортная парковка

В современных автомобилях широкое применение находят системы, облегчающие жизнь водителю в городской тесноте — датчики парковки или парктроники. Все о датчиках парковки, их типах, конструкции и принципе работы, а также о выборе, установке и эксплуатации этих систем — узнайте из предложенной статьи.

Что такое датчик парковки

Датчик парковки (парктроник) — вспомогательная система транспортного средства, оказывающая водителю помощь в маневрировании и парковании в условиях ограниченного пространства. Также датчиками парковки называются составные элементы парктроников — ультразвуковые преобразователи, размещенные на бампере (бамперах) автомобиля.

Парктроники являются пассивными системами парковки — они информируют водителя о наличии препятствий, но не вмешиваются в управление транспортным средством. В свою очередь, ультразвуковые преобразователи используются как в парктрониках, так и в системах автоматической парковки, которые вносят коррективы в управление автомобилем или выполняют парковку полностью в автоматическом режиме. Далее речь пойдет только о парктрониках и входящих в их состав датчиках.

Типы, устройство и принцип работы парктроников

В основе систем парковки всех типов лежит принцип ультразвуковой эхолокации — определения местоположения объектов и расстояний до них с помощью посылки и детектирования ультразвуковых волн частотой 40-250 кГц. Этот принцип прост: специальные устройства (излучатели или преобразователи) посылают в пространство ультразвуковые волны, которые отражаются от окружающих предметов и возвращаются к источнику звука, где улавливаются датчиками; по промежутку времени от момента испускания волны до момента приема отраженной волны определяется расстояние до объекта. Скорость звука в воздухе может колебаться от 345 до 380 м/с, поэтому при эхолокации разброс измерений может достигать 10%, однако это не оказывает существенного влияния на безопасность маневрирования.

Принцип эхолокации на основе ультразвука в современных парктрониках позволяет надежно определять положение препятствий и расстояния до них практически в любую погоду независимо от времени суток. Эффективное расстояние обнаружения препятствий лежит в пределах 0,4-1,8 м.

Чтобы определить положение препятствия относительно осей транспортного средства, необходимо использовать два и более разнесенных на некоторое расстояние ультразвуковых излучателя и датчиков, работающих совместно. Положение объекта вычисляется по разности времени прихода отраженной волны на датчики. Например, если препятствие расположено точно между осями датчиков, то отраженная от него волна придет на датчики одновременно. Но если препятствие расположено со сдвигом от осей, то на один датчик отраженная волна придет раньше, чем на другой — эта разница во времени и используется системой для вычислений.

Описанные принципы реализованы в современных парктрониках, которые в простейшем случае состоят из трех элементов:

  • Комплекта ультразвуковых преобразователей (датчиков) — от 2 до 8 штук;
  • Электронного блока управления системой;
  • Индикаторов парктроника (звуковых и/или визуальных).

Каждый элемент имеет свои особенности.

Конструкция, принцип работы и особенности ультразвуковых преобразователей (датчиков)

Ультразвуковые преобразователи — устройства, выполняющие функции излучателей и приемников ультразвука. Один датчик в каждый момент времени может работать либо на излучение, либо на прием, поэтому комплект датчиков в парктронике всегда работает в импульсном последовательно-параллельном режиме: одна половина преобразователей работает на передачу, вторая — на прием, затем датчики меняются ролями.

В основе всех ультразвуковых преобразователей парктроников лежит пьезоэлектрический эффект: в датчике присутствуют пьезокристаллические пластины, которые преобразуют подводимые к ним токи высокой частоты в ультразвуковые колебания воздуха. Конструктивно датчики различных производителей могут отличаться, однако в них всегда присутствует один или два пьезокристаллических элемента в виде пластин или диафрагм (в некоторых случаях используются горшкообразные алюминиевые диафрагмы, жестко соединенные с пьезокристаллами — эта конструкция выступает в роли резонатора), заключенных в защищенный от атмосферных явлений корпус. К излучателю подведено два электрических провода для подключения к электронному блоку.

Датчики бывают двух конструктивных типов:

  • Врезные — монтируются в высверленные в бампере отверстия, удерживаются защелками или специальными метизами;
  • Накладные — приклеиваются на бампер, могут потребовать сверления небольших отверстий для проводов.

Парктроники могут содержать различное количество датчиков:

  • 2 — простейшие системы с двумя датчиками на заднем бампере. К недостаткам таких систем следует отнести наличие больших «слепых» зон, в том числе и точно по продольной оси автомобиля;
  • 3 или 4 — наиболее распространенный тип систем, используется три или четыре датчика на заднем бампере, такого количество достаточно для устранения «слепых» зон;
  • 6 — расширенная система, в которой используется четыре датчика на заднем бампере и два датчика на переднем;
  • 8 — наиболее функциональная система, в которой используется по четыре датчика на каждом бампере.

Количество и расположение преобразователей выбирается в зависимости от конструктивных особенностей автомобиля, условий его эксплуатации и, конечно же, бюджета.

Электронный блок управления (ЭБУ) парктроником

На ЭБУ возлагаются все функции по обеспечению работы и управлению парктроником. В ЭБУ располагается высокочастотный генератор, посылающий импульсы на датчики, блок обработки сигналов от датчиков (обработки принятой волны), блок управления индикатором и другие компоненты. Блок посылает высокочастотные импульсы на ультразвуковые преобразователи, получает сигнал от них при приеме отраженной волны, вычисляет расположение препятствий и расстояние до них, и подает сигналы на звуковые и визуальные индикаторы. Также с помощью ЭБУ можно производить настройки парктроника.

Все соединения датчиков и индикаторов с блоком управления осуществляются с помощью стандартных электрических разъемов. Сам ЭБУ компактен и монтируется в любом защищенном от негативных воздействий окружающей среды месте автомобиля.

Типы и особенности звуковых и визуальных индикаторов парктроников

В парктрониках используются следующие типы индикаторов:

  • «Биперы» — звуковые индикаторы, изменяющие тональность звука в зависимости от расстояния до объекта;
  • Цветные светодиоды — три светодиода зеленого, желтого и красного цветов, сигнализирующие о приблизительном расстоянии до препятствия (зеленый — далеко, желтый — близко, красный — дальше двигаться опасно);
  • Светодиодные или ЖК-шкалы — в них заложен тот же принцип, что и в светодиодных индикаторах, однако шкалы показывают расстояние более точно. Шкала может быть одна или две — для правой и левой сторон автомобиля;
  • Цифровые индикаторы — указывают расстояние до объекта в цифровом виде;
  • Комбинированные — содержат в себе шкалу (или две шкалы) и цифровой индикатор;
  • ЖК-дисплеи — наиболее совершенный вид индикатора, который может отображать информацию в любом удобном виде;
  • С индикацией на лобовом стекле — проекционные индикаторы, показывающие информацию о расстоянии до препятствия в виде шкалы или цифры на лобовом стекле.
Читать еще:  Установка БСЗ на ВАЗ 2101 — 2107

Сегодня применение находят все указанные типы индикаторов, светодиоды и простейшие шкалы — в бюджетных парктрониках, шкалы и ЖК-дисплеи — в более дорогих системах.

Вопросы выбора, установки и эксплуатации датчиков парковки

Выбор парктроника необходимо делать, исходя из конструктивных особенностей автомобиля и условий его эксплуатации. Наиболее популярны системы с четырьмя датчиками на заднем бампере и индикатором-шкалой — это простой, удобный и недорогой вариант. Для крупногабаритных машин и дорогих авто имеет смысл выбирать системы с 6-8 датчиками, которые обеспечивают максимальный контроль пространства. А опытные водители могут ограничиться и двумя датчиками на заднем бампере — это придаст уверенности в городской тесноте.

Монтаж парктроника и его датчиков должен выполняться в соответствии с инструкцией и сообразно конструкции автомобиля. Датчики обычно устанавливаются на высоте 40-50 см над уровнем дороги, так как при низком положении может появиться ложный сигнал от дорожного покрытия, а при высоком положении датчики не смогут «увидеть» более низкие препятствия. Наиболее надежны врезные датчики, однако они более сложны в установке. Накладные датчики при всех своих достоинствах имеют существенный недостаток — они могут оторваться от бампера даже во время мойки.

Эксплуатироваться парктроник должен в соответствии с идущей к нему инструкцией. При этом нужно помнить, что большинство современных систем имеют ограниченную дальность работы (до 1,8 м), могут давать сбой при существенных загрязнений датчиков (хотя вода, лед, небольшой слой пыли или грязи не оказывает заметного воздействия на работу системы), а в сильный снегопад зачастую показывают неверные данные. Поэтому при использовании парктроника нужно соблюдать осторожность и понимать, что электроника может ошибаться.

Парктроник. Принцип работы

Когда идет речь об использовании транспортного средства в пределах города, то такая техника, как парктроник является незаменимой. Она дает возможность без проблем припарковать транспортное средство в той точке, где есть очень мало места. Итак, сегодня мы расскажем о том, каков принцип работает парктроника.

Чтобы оповестить об опасности, та или иная парковочная техника имеет сигнал световой или звуковой. Так, парктроник предупреждает водителя о том, что приближается опасный объект. Кроме того, техника показывает, как далеко остается до опасного предмета.

Главные функции техники

Основной узел устройства – это блок электрических схем. С его помощью регулируется работа устройства в целом. Работа узла предупреждает о том, что техника может быть неисправна. Если же такое произойдет, то моментально будет подан сигнал оператору.

Для того чтобы обнаружить возможные препятствия, работают датчики техники. Их ставят на передний и задний бампер транспортного средства. Работают датчики благодаря ультразвуковым излучениям. Создается излучение, а как только в зону видимости попадет определенный объект, сразу же подается сигнал. Сигналы трансформируются в реальные расстояния в метрах.

Конструкция парктроника определяет, сколько в нем датчиков. Есть устройства, которые работают от восьми датчиков. Чтобы показания техники были максимально точными, нужно иметь много датчиков.

Самый дешевый вид – парктроники, которые оборудованы двумя датчиками. Каждый автолюбитель может позволить себе купить такую вещь. Существует только один недостаток. Могут появляться зоны, которые недоступны для обзора водителю. Техника может не обнаружить тонкий предмет.

Оптимальный вариант – иметь парктроник на 4 или 3 датчика. Есть возможность поставить и три датчика – все зависит от того, какой парктроник вы купите.

Устройство, которое имеет 6 датчиков имеет определенные преимущества. Четыре сигнализатора поставят на бампер сзади, а два – спереди. В результате, со всех сторон можно будет определять препятствия. У вас минимум шансов повредить автомобиль при парковке. В продаже имеются такие виды техники, на которых можно включить только передние или только задние датчики.

Если ваш парктроник работает на восьми датчиках, то по четыре штуки будет установлено на каждый бампер: спереди и сзади. Хотя парктроник, на котором есть 8 датчиков – самый дорогой, в то же время данная техника – самая надежная. Нужно отметить некоторую особенность. Чтобы водитель не отвлекался, парктроник включается только при торможении. Сигнал поступит только тогда, когда будет выявлена реальная угроза. После того, как машина продолжит движение, парктроник отключается автоматически. Большинство дорогой техники имеет кнопку, с помощью которой парктроник приводится в действие только тогда, когда того захочет водитель.

Как крепятся датчики

Чтобы поставить датчик, сначала нужно выполнить отверстие в бампере. Такой монтаж называется врезным. После в отверстие ставится датчик. Данный способ – самый распространенный. Иногда используются накладные датчики. Тут не нужно выполнять никакие отверстия. Датчик просто наклеивается на бампер. Для некоторых автолюбителей подобная схема является неприемлемой, мол, при мытье машины устройство может слететь. Однако стоит отметить, что преимуществом накладных датчиков является простота монтажа.

Кроме того, техника имеет световые и звуковые сигналы, которые оповещают о том, что опасность уже близко. Так, звуковым сигналом является бипер. Как только машина подъезжает к препятствию, создается писк. Там, по мере уменьшения дистанции звучание становится выше.

Что касается световых сигналов, то здесь с приближением транспортного средства к препятствию загорается определенный цвет. Так, если опасность далеко, то горит зеленый свет. Сигнал оранжевого цвета, что автомобиль приближается к препятствию. Красный свет – это знак того, что опасность совсем близко.

Бывают парктроники, которые сигнализируют об опасности с помощью шкалы с делениями. По мере того, как увеличивается количество делений, приближается опасность. На большинстве дорогих парктрониках стоит ЖК дисплей. Чаще всего устанавливается камера заднего вида, изображение с которой передается на дисплей парктроника.

Настоящим прогрессом считается парктроник, который выводит изображение относительно дистанции до опасности перед водителем – на стекло. Тут водитель не отвлекается на приборы: все видно, как на ладони. Кроме того, на лобовом стекле может появляться сигнализатор скорости. Такая техника стоит очень дорого.

СибАвто54, © 2010-2020, все цены указаны в рублях (P)

Парктроники для автомобиля

АПС (акустическая парковочная система) или, как ее чаще называют, парктроник является вспомогательной опцией, которая устанавливается на базовых комплектациях авто по желанию покупателя. На топовых версиях автомобилей парктроники обычно входят в общую комплектацию машины.

Основное предназначение парктроников – облегчить маневры в стесненных условиях. Они измеряют расстояние до приближающихся объектов на парковке и подают сигнал водителю о прекращении движения. Для этого акустическая система использует ультразвуковые датчики.

Принцип работы парктроников

Акустическая парковочная система состоит из трех элементов:

  • датчики-излучатели, работающие в ультразвуковом спектре;
  • механизм для передачи данных водителю (дисплей, ЖК-экран и т. п., а также звуковое оповещение);
  • электронный микропроцессорный блок.

Работа парктроников основана на принципе эхолота. Излучатель посылает в пространство импульс в ультразвуковом спектре и, если импульс сталкивается с какими-либо препятствиями, то он отражается и возвращается, где и улавливается датчиком. В это же время электронный блок вычисляет время, которое проходит между моментами излучения импульса и его отражением, определяя расстояние до препятствия. По такому принципу работают сразу несколько датчиков в одном парктронике, что позволяет максимально точно определить расстояние до объекта и своевременно подать сигнал о необходимости прекратить движение.

Если автомобиль продолжает двигаться, звуковое оповещение станет более громким и частым. Обычные настройки парктроников позволяет подавать первые сигналы, когда до препятствия остается один или два метра. Опасным считается расстояние менее сорока сантиметров, в этом случае сигнал становится непрерывным и более резким.

Нюансы использования парктроников

Акустическая парковочная система призвана облегчить маневры при парковках даже на самых загруженных улицах или во дворах. Однако полностью полагаться на ее показания не стоит. Независимо от звуковых оповещений, водитель должен самостоятельно визуально определять риск возможного столкновения и наличие каких-либо препятствий в направлении своего движения.

В использовании парктроников есть свои нюансы, о которых каждый водитель должен знать. К примеру, система «не видит» некоторых объектов из-за их фактуры или материала, а некоторые неопасные для движения препятствия могут вызвать «ложную тревогу».

Даже самые современные парктроники, как отмечают специалисты ГК FAVORITMOTORS, в некоторых ситуациях могут ложно оповещать водителя о препятствиях, когда сталкиваются со следующими побочными воздействиями:

  • датчик сильно запылен или на нем образовался лед, поэтому сигнал может быть сильно деформирован;
  • если движение осуществляется по дорожному полотну с сильным уклоном;
  • в непосредственной близости от машины находится источник сильного шума или вибрации (музыка у ТЦ, ремонт дороги и т. п.);
  • парковка осуществляется в сильный снегопад или ливень, а также в очень ограниченных условиях;
  • наличие рядом радиопередающих устройств, настроенных на ту же частоту, что и парктроник.

При этом специалисты ГК FAVORITMOTORS не раз сталкивались с жалобами клиентов на работу парковочной системы, так как она не всегда распознает такие препятствия, как тросы и цепи, объекты менее одного метра высотой или сугробы рыхлого снега. Поэтому использование парктроников не отменяет личного контроля водителем всех возможных рисков при парковке.

Виды парктроников

Все устройства акустической передачи данных отличаются друг от друга по трем параметрам:

  • общее количество датчиков-излучателей (минимальное количество — два, максимальное — восемь);
  • способ оповещения водителя (звуком, голосом робота, визуальное на дисплее или совмещенное);
  • место установки парктроника на кузове автомобиля.

На транспортных средствах нового поколения парктроники обычно устанавливаются совместно с камерой заднего вида: это наиболее практичный и удобный способ контролировать расстояние до объекта, который находится сзади.

Стоимость устройства определяется количеством излучателей.

Наиболее простой и недорогой вариант парктроника – это два излучателя-датчика, смонтированных на заднем бампере. Однако двух парковочных устройства в ряде случаев бывает недостаточно, так как они не позволяют водителю контролировать все пространство. Из-за этого наблюдается образование слепых зон, в которых и могут находиться препятствия. Специалисты ГК FAVORITMOTORS советуют даже на самые маленькие автомобили сразу же монтировать четыре датчика. Эта мера действительно поможет охватить все пространство и даст информацию водителю об имеющихся позади объектах.

Традиционно парктроники с тремя либо четырьмя излучателями монтируются на бампере сзади. Выбор количества устройств обусловлен особенностями конструкции транспортного средства. К примеру, у многих внедорожников «запаска» расположена над бампером сзади, поэтому парктроник может принять его за препятствие. Поэтому лучше не устанавливать парковочные системы самостоятельно, а обратиться к профессионалам своего дела. Мастера ГК FAVORITMOTORSхорошо разбираются в особенностях монтажа акустических парковочных систем и могут качественно смонтировать устройства в соответствии с конструктивными особенностями каждого автомобиля.

В такой акустической парковочной системе два излучателя монтируются по краям переднего бампера, а четыре — на задний. Такое размещение позволяет при движении назад контролировать не только препятствия сзади, но и получать своевременную актуальную информацию о внезапно возникающих объектах спереди.

На каждый защитный буфер транспортного средства устанавливается по четыре датчика. Суть работы — такая же, как и у парктроника с шестью излучателями, однако восемь датчиков обеспечивают больший охват как переднего, так и заднего пространства.

Три способа установки

Самыми распространенными на сегодняшний день считаются врезные датчики парковки. Для их монтажа на бамперах высверливаются отверстия необходимого диаметра. Установка врезных парктроников не испортит внешний вид кузова, так как устройство идеально помещается в отверстие.

Далее по популярности идут подвесные парктроники. Они монтируются на кронштейне в нижней части заднего бампера.

Третьими по востребованности в России можно считать накладные парктроники. Они просто приклеиваются в нужные места специальным клеевым составом. Обычно этот способ используется при установке двух датчиков-излучателей.

Четыре способа подачи сигнала водителю

В зависимости от стоимости и модели, каждый парктроник может подавать оповещение разными способами:

  • Подача звукового сигнала. Не все устройство оснащены дисплеями, а потому при нахождении препятствующего движению объекта парктроник начнет подавать сигналы водителю. При уменьшении расстояния до объекта сигналы набирают резкость и частоту.
  • Подача голосового сигнала. Принцип действия тот же, что и у парктроников без дисплея со звуковыми оповещениями. Обычно голосовые сигналы устанавливаются на китайские или американские автомобили, что не очень удобно для российского пользователя, так как предупреждения осуществляются на иностранном языке.
  • Подача визуального сигнала. Используется на самых бюджетных видах парковочных устройств с двумя излучателями. В них индикация сокращения расстояния до объекта подается через светодиод, который высвечивает зеленую, желтую и красную зону опасности по мере приближения к препятствию.
  • Комбинированный сигнал. Один из самых современных способов оповещения водителя — применение сразу нескольких или всех способов подачи сигнала.
Читать еще:  Тема: Замена передних тормозных колодок и дисков фотоотчет

Индикаторы или дисплеи обычно устанавливаются на самых удобных для водителя местах в салоне — на зеркало заднего вида или заднее стекло в машине, на потолок, на заднюю полку.

Рекомендации специалистов ГК FAVORITMOTORS по использованию парктроников

Перед покупкой парктроника внимательно прочитайте инструкцию производителя об особенностях установки и использования конкретной системы. И следите за тем, чтобы устройства не загрязнялись и не покрывались льдом, иначе они будут работать не корректно.

Даже самый дорогой и инновационный парктроник не гарантирует 100%-ой безопасности автомобиля при маневрах на парковках. Поэтому водитель должен визуально контролировать маневры.
И, как отмечает каждый наш клиент, прошедший установку акустической парковочной системы в ГК FAVORIT MOTORS, комфорт езды задним ходом сразу же компенсирует средства на покупку устройства и его монтаж. А поэтому целесообразнее, выгоднее и безопаснее выбирать устройство, посоветовавшись с профессионалами. Специалисты компании грамотно и оперативно установят парктроники любой сложности, а в случае необходимости проведут любые коррекционные работы и ремонт системы.

А поэтому целесообразно установить парктроник, подобрав оптимальное устройство после консультации с профессионалами. Специалисты компании грамотно и оперативно установят парктроники любой сложности, а в случае необходимости проведут любые коррекционные работы и ремонт системы.

Парктроник — как это работает?

С проблемами во время парковки сталкивается каждый водитель, даже очень опытный. Именно для сложных ситуаций, когда маневренность транспортного средства ограничена, например, все заставлено машинами и для парковки осталось мало места, и был создан парктроник. Это особое устройство, которое оповещает водителя обо всех препятствиях, находящихся перед и позади автомобиля. Кроме того, подобные устройства часто информируют еще и о расстоянии до объектов. Использование парковочного радара позволяет сделать процесс парковки более простым и удобным.

Для чего нужен парктроник?

Многие автомобилисты считают парктроники ненужной вещью. Раньше же без них обходились, и все было хорошо. Но ведь раньше и автомобилей на дороге было поменьше и с парковочными местами проблем возникало тоже не так много. Сейчас часто водителям приходится парковать машину там, где, на первый взгляд, это кажется нереальным. И парктроники в таких условиях — просто незаменимы.

Все парктроники можно поделить на 2 основных вида:

  • комбинированные — представляют собой комплект обычно из 8 датчиков, устанавливающихся сразу и сзади, и спереди транспортного средства;
  • обычные (передние или задние) — устанавливаются либо только спереди, либо только сзади (наиболее распространенный вариант).

Из чего состоит парктроник?

Основные элементы парковочных устройств:

  • датчики — сенсоры, которые подают импульс, могут быть ультразвуковыми или электромагнитными.
  • электронный блок управления — мозг, который отвечает за работу устройства, управляет всеми системами парктроника и обрабатывает сигнал, поступающий от датчиков.
  • индикаторы расстояния со шкалой или ЖК дисплей — призваны показать расстояние до препятствия, информация подается в виде шкалы, цифр или изображения в зависимости от модели устройства.

Принцип работы автомобильного парктроника

Работу ультразвуковых датчиков можно сравнить с тем, как работает эхолот. Сенсор подает сигнал, который, встречаясь с препятствием, отражается от его поверхности и возвращается обратно. После этого блок управления анализирует длину волны и таким образом рассчитывает расстояние до объекта. Все это занимает считанные секунды. Датчики этого типа легко обнаруживают практически любые препятствия на расстоянии от 0,2 до 2 м от машины.

Принцип работы электромагнитных датчиков основан на колебаниях уровня электромагнитного поля между двумя проводниками-антеннами, которые устанавливаются вдоль кузова транспортного средства. На один проводник подается радиочастотный сигнал, другой же подключается к специальному амплитудному детектору. Как только меняется расположение объектов вблизи антенны, это влияет на уровень связи между двумя проводниками, это влияет на амплитуду сигнала. Датчик на принимающей антенне это фиксирует и подает сигнал о приближении к объекту.

Виды индикаторов и систем оповещения, которые используются в современных парктрониках

В зависимости от модели и комплектации парктроники могут оповещать водителя несколькими способами:

  • Пульсирующий звуковой сигнал — это самый простой вариант. В этом случае чем ближе препятствие, тем громче и интенсивнее будет сигнал. Как только машина приближается к объекту вплотную (около 30 см), сигнал становится очень настойчивым и непрерывным.
  • Визуальный индикатор в виде шкалы — этот вариант используется в более продвинутых моделях. В этом случае расстояние отражается в виде делений. Чем больше делений загорелось, тем ближе машина к потенциально опасному препятствию. Вместо шкалы в некоторых моделях может использоваться особый цифровой индикатор. Но главная особенность всех подобных парктроников в том, что всегда присутствует обязательно две шкалы, одна из которых показывает расстояние до препятствия с правой стороны, а другая — с левой. Это существенно облегчает водителю маневрирование при выполнении парковки и помогает своевременно обнаружить опасность и определить, с какой стороны от транспортного средства она располагается.
  • ЖК экран. Им оснащаются более дорогие модели парковочных систем, так как наличие экрана существенно повышает стоимость всего комплекта парктроника. Но тут можно наглядно увидеть, с какой стороны находится препятствие, что намного удобнее.
  • Интегрированная система с камерой заднего вида — используется, как правило, в самых дорогих модификациях, на экран монитора при этом выводится изображение автомобиля, показывается его траектория, скорость движения и находящиеся в непосредственной близости объекты.
  • Парктроник, проектирующий информацию на лобовое стекло. В этом случае расстояние до объекта на пути машины выводится непосредственно на лобовое стекло машины. Это удобно так как не отвлекает водителя от дороги, вся необходимая ему для совершения маневра информация находится прямо у него перед глазами. Также, таким же образом может передаваться и информация о текущей скорости транспортного средства.

Как правильно закрепить датчики парктроника на бампере

Датчики парковочного радара устанавливаются на бампере автомобиля врезным или накладным способами.

Перед установкой врезных надо заранее просверлить отверстия соответствующего размера в бампере. Затем в эти места вставляются датчики и тщательно фиксируются. Это самый распространенный вариант крепления парковочных сенсоров.

При установке накладных никакой подготовки не требуется. В этом случае датчик просто приклеивается на бампер транспортного средства. Это и есть их основное преимущество, однако, подобный вариант не самый надежный, при мойке под давлением, датчики могут отпадать, так как клей их не удержит.

Размещать датчики следует точно горизонтально относительно земли и на расстоянии не менее 50 см от ее поверхности. Если не соблюсти этого правила, сенсор может выдавать ложные срабатывания, так как будет реагировать на дорогу, как на препятствие. Если бампер установлен под наклоном или имеет неровную поверхность, то при установке сенсоров рекомендуется подкладывать дополнительные проставочные кольца. Помните, что от качества установки в большой степени будет зависеть работоспособность и эффективность парковочного радара.

Купить автомобильный парктроник в Киеве, Харькове или Одессе вы всегда можете в нашем интернет-магазине 130.com.ua. У нас большой выбор различных парковочных систем, которые помогут сделать парковку максимально простой и быстрой.

Лучшие парковочные радары

Ищете качественный и самый лучший парктроник? Данный рейтинг парктроников составляется на основании таких параметров как: высокий спрос с положительными отзывами от наших клиентов, качественное изготовление — отсутствие заводского брака и сервисных обращений, а также официальная гарантийная и пост гарантийная поддержка в Украине.

Комбинированный парктроник ParkCity Kiev PC 818/302L

Парковочный радар Gazer PA40R

Задний парктроник Pioneer ND-PS1 для SPH-10BT

Материалы по теме

Немало современных автомобилей оснащены парктрониками, но есть и автомобили, в которых нет штатного парктроника. Прочитав эту статью, вы сможете определиться с тем, как выбрать и купить парктроники — с камерой, ленточные, комбинированные, передние и задние парктроники. О том, для чего необходимо купить парктроник и как правильно его подобрать, читайте далее.

Что выбрать в помощь современному водителю — парктроник или камеру заднего вида? Катастрофическая нехватка мест для стоянки, интенсивное движение, тесное пространство улиц — для вас это тоже ежедневные условия парковки? Когда каждый раз к парковке нужно подходить креативно, а еще мгновенно принимать решения и реагировать точно тогда, когда малейшая ошибка может обернуться как мелкой неприятностью, так и катастрофой…

С помощью мастера подбора можно с легкостью выбрать парктроник по основным критериям, таким как количество датчиков, тип дисплея и наличие дополнительных функций.

Самые популярные парковочные устройства — это парктроники, системы кругового обзора, камеры для заднего или переднего вида. С помощью мастера, можно легко выбрать подходящую систему

Зеркала заднего вида не всегда могут показать всю картину по бокам и сзади автомобиля. То, что не попадает в зону видимости водителя и называется «мертвая зона».

Парковочная система помогает более безопасней и комфортней совершать любые маневры во время парковки. В этой статье рассмотрим разновидности парковочных систем и как выбрать парковочную систему.

Виды, устройство и принцип работы парктроника

Современные автомобили имеют много систем, которые призваны помогать водителю в различных ситуациях. Парковочный радар или парктроник является одной из них.

  1. Что такое парковочный радар
  2. Как работает парктроник
  3. Количество датчиков
  4. Виды парктроников
  5. Ультразвуковые
  6. Электромагнитный парктроник (ленточный)
  7. Беспроводной парктроник
  8. Способы установки
  9. Можно ли красить датчики
  10. Особенности эксплуатации
  11. Преимущества и недостатки парковочного радара

Что такое парковочный радар

Парковочный радар представляет собой активную систему помощи водителю при парковке. Главную роль в ней играют ультразвуковые датчики. Парктроник появился в начале 90-х годов и изначально устанавливался на автомобилях премиум-класса.

Парковочный радар

В условиях городской среды такая система очень помогает водителям. Можно просто не увидеть при парковке урну, высокий бордюр или оставленную тележку. Парктроник видит эти препятствия и своевременно предупреждает о них водителя.

В систему парковочного радара могут входить:

  • датчики;
  • блок управления (получает и анализирует сигнал);
  • динамик (подает звуковой сигнал);
  • дисплей или индикатор (устанавливается в салоне и показывает расстояние до препятствия).

Компоненты парковочного радара

Как работает парктроник

Датчики обычно устанавливаются на заднем бампере. Но сейчас все чаще их можно встретить и в переднем. Ультразвуковые сенсоры фиксируют препятствия в радиусе от 0,2 до 2 метров. При наличии какой-либо преграды подается звуковой сигнал или выводятся данные на дисплей в салоне автомобиля.

Работа парктроника

Работу ультразвуковых датчиков можно сравнить с эхолотом. Поддаваемый сигнал отражается от препятствия и возвращается обратно. Система анализирует длину волны и определяет расстояние до объекта. Все это происходит очень быстро.

В зависимости от комплектации система может оповещать водителя разными способами.

Самый просто способ – подача пульсирующего сигнала. Чем ближе преграда, тем интенсивнее и громче будет сигнал. При максимальном сближении он становится непрерывным.

Дисплей системы парковки в автомобиле

В более продвинутых моделях используется визуальный индикатор или дисплей в салоне. Расстояние отражается в виде делений, цифр или изображения на экране.

В самых дорогих модификациях парктроники работают вместе с камерой заднего вида. На экран выводится изображение автомобиля, его траектория, скорость и объекты вокруг.

Количество датчиков

Системы могут отличаться по количеству сенсоров и их расположению. Чем их больше, тем корректнее и правильнее будет информация. В системах парктроников их может быть от 2 до 8 штук.

В самых бюджетных вариантах устанавливаются только два датчика. Стоимость такой комплектации значительно ниже. Но два сенсора не могут охватить все пространство и увидеть некоторые низкие или тонкие предметы. У них есть своя «мертвая зона».

Самым распространённым вариантом является система с четырьмя датчиками на заднем бампере автомобиля. Такое количество является оптимальным по стоимости и качеству обнаружения. На подъезжающие сзади автомобили система не будет реагировать. Задние парктроники активируются при остановке и включении задней передачи.

Читать еще:  Необходимая замена радиатора Chevrolet Cruze / Шевроле Круз мастерами СТО

В системах с шестью сенсорами четыре ставятся сзади и два спереди. Передние датчики также помогают обнаружить посторонние предметы.

Восемь датчиков имеют самые дорогие и подвинутые модели. Они сканируют пространство с обеих сторон автомобиля. Чтобы не надоедать водителю постоянным писком, система включается только после нажатия тормоза. Так радар понимает, что сейчас будет маневр назад. После 20 секунд система отключается самостоятельно. Передний парктроник обычно работает независимо от заднего и управляется по датчику скорости. При скорости меньше 20 км/ч передние парктроники отключаются.

Виды парктроников

Ультразвуковые

Самая распространенная система парковочных радаров, принцип работы которой был описан выше. Работает за счет сканирования пространства ультразвуковыми волнами.

Электромагнитный парктроник (ленточный)

Этот вид парктроников создает электромагнитное поле, которое также действует как радар. Представляет собой металлизированную ленту. Она крепится к задней стороне бампера или багажника. С внешней стороны ничего не видно. Не нужно сверлить отверстия в бампере. Ленточный парктроник может определить объект на расстоянии от 5 см, а ультразвуковой – от 20 см. Также ему не мешает грязь.

Ультразвуковые и электромагнитные парктроники

Но на электромагнитный радар могут повлиять другие источники электромагнитного излучения. В городе это может происходить довольно часто. Также нельзя понизить или повысить чувствительность такого радара. Ультразвуковые датчики могут определить размер и местоположение препятствия, а электромагнитный такого не может сделать, так как он один.

Беспроводной парктроник

Беспроводные датчики посылают радиосигнал на блок управления. Это более современная система, которая становится все более популярной. Технология удобна тем, что не нужно прокладывать провода от каждого сенсора.

Способы установки

Самым действенным и правильным способом установки считается монтаж системы непосредственно в бампер автомобиля. Достаточно просверлить отверстия и закрепить компоненты. Расстояние между отверстиями рекомендуется оставлять 30-40 сантиметров. Остается закрепить их, провести проводку и соединить с блоком управления и индикатором. Сами датчики небольшого размера диаметром чуть больше 1 см. Имеют цилиндрическую форму черного или металлического цвета.

Есть варианты, которые приклеиваются к поверхности бампера. Не самый популярный способ, так как со стороны выглядит не очень эстетично. Также при мойке или тряске они могут просто отклеиться. Плюсом такого способа является его дешевизна и доступность.

Можно ли красить датчики

Если парктроник был установлен самостоятельно, то сенсоры могут выделяться на фоне бампера. Возникает вопрос – можно ли красить парктроники? Ответ – можно. Только делать это рекомендуется один раз, и соблюдать технологию покраски. Тонкий слой краски не повлияет на работу. Датчик воспримет слой как собственную поверхность. Конечно, если покрасить кисточкой толстым неровным слоем, то он может работать некорректно.

Особенности эксплуатации

Парковочный радар можно использовать в любое время года при температуре от -35 до +80 градусов Цельсия. Ниже -35 могут начаться сбои в работе, система может выйти из строя.

Парктроник может некорректно работать при следующих условиях:

  • на датчике налипла грязь, снег, лед или влага, что искажает сигнал;
  • неровная дорога или сильная тряска;
  • идет сильный дождь или снег;
  • при парковке в замкнутом пространстве датчики могут неправильно работать, возникает эффект эха.

Также следует помнить, что некоторые объекты система может просто не заметить. Это касается тонких предметов типа троса, проволоки, цепи, крупной решетки и т.д. Также датчики не видят ямы, неровности, канализационные люки и подобное.

Бывает так, что какой-то сенсор вышел из строя, а остальные работают. При этом образуется мертвая зона обзора. Проверить работоспособность датчиков можно в сервисном центре или мультиметром самостоятельно.

Преимущества и недостатки парковочного радара

Как и любая другая система автомобиля парктроники имеют свои плюсы и минусы. Водителям следует знать о них.

  • Помогает при парковке.
  • Легче проехать в узком пространстве без обзора.
  • Работает в условиях перепада температур.
  • Водитель в салоне может видеть ситуацию на дисплее или экране.
  • Различные варианты модификаций и установок (включая электромагнитный ленточный на внутреннюю сторону бампера).
  • Если на датчиках налипла грязь, пыль, снег или намерз лед, то они могут работать неправильно. Нужно всегда держать эту зону в чистоте.
  • Многие водители отмечают неправильную работу системы при езде по пересеченной местности.
  • Хотя парктроники призваны срабатывать на любые предметы, некоторые объекты они не видят. Например, проволоку и тросы, невысокие предметы. Также устройство не реагирует на объекты, которые отражают или поглощают волны.
  • Электромагнитные парктроники не показывают зону срабатывания устройства. Они измеряют только расстояние до предмета.
  • Накладные ультразвуковые датчики портят внешний вид заднего бампера автомобиля.
  • Если используется мало датчиков, то образуются мертвые зоны.

Безусловно, парковочный радар – это полезная вещь. Есть свои условия эксплуатации, но в целом система помогает успешно парковаться водителям любого уровня и квалификации.

Парктроник

Парктроник, известный под термином акустическая парковочная система представляет собой специализированное парковочное устройство для автомобилей. Его задача – предупреждение водителя о приближающемся препятствии и расстоянии до него. Данное устройство может быть как встроенным, так и устанавливаемым отдельно.

Принцип работы парктроника

Принцип работы электромагнитной акустической системы заключается в создании электромагнитного поля перед бампером автомобиля, и любой объект который попадает в зону действия электромагнитной волны, меняет сопротивление его поля, вследствие чего парктроник и начинает об этом сигнализировать.

Данный прибор – это не только парковочный датчик, а целая система, состоящая из ряда подсистем, а именно:

  1. блока управления,
  2. датчиков,
  3. устройства звукового оповещения,
  4. монитора.

Парктроник – принцип работы

Основа устройства – электронный блок управления, который отвечает за функционирование системы. Датчики отвечают за обнаружение препятствий. Как правило, они монтируются на бамперах автомобиля, а определение препятствия и расстояния до него осуществляется с помощью эффекта отражения ультразвуковых волн.

Каждый датчик постоянно выпускает в пространство волны, которые отражаются от окружающих предметов и возвращаются обратно, что фиксируется теми же датчиками. Парктроник определяет время, за которое волны шли к препятствию и обратно, на основании этих данных, рассчитывается расстояние до него. Как правило, на автомобиле устанавливается не один датчик парковочного радара, а от двух до восьми штук. Наличие не одного, а нескольких активных датчиков позволяет системе указывать не только расстояние, а и точное расположение препятствия относительно к автомобилю.

Акустическая парковочная система

Виды парктроников

Парктроники всего с двумя датчиками – самый бюджетный вариант. Их недостаток – наличие мертвых зон, из-за чего они не всегда обнаруживают тонкие объекты, такие как вертикальный столбик.

Парктроник с четырьмя датчиками считается оптимальным вариантом по соотношению стоимости и эффективности, так как гарантирует отсутствие недоступных для контроля зон.

Устройства с шестью датчиками позволяют контролировать пространство не только сзади, но и спереди. Так как обзор для водителя впереди гораздо лучше, 2 датчика устанавливаются спереди, а четыре – сзади. Устройства с восемью датчиками работают по тому же принципу, только здесь количество расположенных спереди равно числу размещенных сзади.

Монтаж датчиков

Изначально системой парктроник оборудовались только на некоторые комплектации дорогих машин, таких как Ауди, Тойота, Мерседес, БМВ, но теперь можно увидеть вмонтированные датчики в бампера автомобилей Шевроле, Рено и ВАЗов. Современный парковочный датчик может быть врезным или накладным. Для установки врезного датчика необходимо просверлить в бампере отверстие, в котором устанавливается и крепится датчик. Это наиболее распространенный способ, который применяется при серийном производстве и в процессе самостоятельного оснащения автомобиля парктроником.

Установка парковочных датчиков проста. Потребуется: линейка, маркер, дрель и сверло

Для монтажа накладного датчика нарушение целостности бампера не требуется, достаточно просто приклеить его в выбранном месте. Но такой способ установки менее распространен ввиду меньшей надежности крепления.

Помимо датчиков в систему парктроника еще входит визуальный и звуковой сигнализатор. Чаще всего они объединены в едином корпусе. Существуют голографические системы, проецирующие данные прямо на лобовое стекло, что для водителя удобнее всего.

Неисправности и основные принципы ремонта парктроника

Наиболее распространенный признак поломки парктроника – он постоянно подает сигнал опасности. Это означает или замыкание в схеме, или блокирование датчика инородным телом, например, налипшей грязью или снегом. Даже залитый водой датчик будет работать неправильно.

При механическом выходе из строя датчика парковки рекомендуется менять его новым, а не пытаться самостоятельно устранять неисправность.

Если система не показывает существующих препятствий, один или несколько датчиков вышли из строя. Проверить, что именно сломалось, просто: нужно поочередно прикрывать каждый датчик рукой, и слушать систему – на каком она не среагирует, тот и не работает.

Также причиной постоянного писка может стать неправильно выставленная чувствительность датчика. Это регулируемый параметр, так что проблему можно устранить без замены деталей. При неправильных настройках парктроник порой реагирует на совсем мелкие объекты, такие как высокая травинка.

Нельзя исключать и механическое повреждение датчиков, что легко проверяется визуально. В любом случае оптимальным вариантом станет замена датчика новым. Поломка управляющего устройства также возможна, но если это программная ошибка, она может быть устранена без замены.

Диагностика работы парктроника

Для определения причины неисправности парктроника применяют:

  • очистку датчиков;
  • прозвон электропроводки тестером (мультиметром);
  • диагностирование блока управления.

Первым делом очищаем датчики, чтобы на них не было грязи. Проверяем, не оборваны ли провода сзади датчика (90 % всех неисправностей связана именно с обрывом провода). Затем поочередно прикасаемся к датчику пальцем – если датчик рабочий он должен слегка вибрировать и издавать легкий треск (двигатель автомобиля должен быть запущен, включена нейтральная передача и поднять рычаг ручника). После определения нерабочего датчика парктроника сразу можно его просушить, ведь одной из причин по которой он перестал срабатывать – может быть влага. А затем лишь вскрывать, дабы посмотреть не целостность мембраны.

Наиболее дорогостоящей поломкой будет выход из строя блока управления парктроника. Омметром можно проверить его на короткое замыкание.

Часто задаваемые вопросы

Что такое парктроник?

Парктроник — это специальное устройство, помогающее звуковыми и визуальными сигналами при парковке автомобиля. Сам термин позаимствован от названия Parktronic, первых систем помощи при парковке автомобилей Mercedes.

Кто изобрел парктроник?

Ультразвуковые датчики, которые стояли в первых системах, как отдельные устройства были запатентованы в 1978 году. Использовать их для помощи при парковке придумали двое итальянских инженеров Массимо Чиккарелло и Руджеро Ленчи. Первыми такую систему применили в компании Mercedes в автомобилях S-класса W140 в 1995 году. Позже стали развиваться другие технологии. В 1992 году были запатентованы технологии электромагнитных датчиков. И в конце 90-х годов такая технология впервые появилась в автомобилях Audi.

Как работает парктроник?

Парктроник использует различные типы датчиков, чтобы посылать ультразвуковые волны или электромагнитные сигналы. Если используются ультразвуковые волны, то они отбиваются от препятствий, возвращаются и считываются устройством. Скорость возврата волны определяет расстояние до препятствия. В более новых системах используются электромагнитные датчики, которые создают электромагнитное поле. Когда в поле попадают препятствия, они меняют его сопротивление, что считывается системой.

В обоих случаях обрабатывая полученную информацию, парктроник определяет расстояние до препятствия и подает звуковые и визуальные сигналы водителю. Чем громче и чаще звучат звуки парктроника, тем ближе препятствие. Кроме звуков могут использоваться экраны с визуальными индикаторами — чаще всего это шкала с цветными делениями, где зеленый цвет означает безопасное расстояние, желтый — приближение к препятствию, а красный — опасную близость.

Где находится парктроник?

Парктроник состоит из нескольких компонентов. Датчики, определяющие расстояние до препятствия расположены в заднем бампере. Управляющая электроника находится за торпедо. А система сигнализации — в салоне автомобиля, в поле зрения водителя.

  • Блок комфорта
  • ЭБУ (электронный блок управления)

Подпишись на наш канал в Я ндекс.Дзене

Еще больше полезных советов в удобном формате

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты