Ваз 2106 замена цепи грм
Замена цепи ГРМ на ВАЗ-2104-2107
Все двигатели автомобилей ВАЗ верхневальные. Это значит, что распределительный вал находится в головке блока цилиндров и чтобы приводить его в движение и синхронизировать с коленчатым валом, требуется какой-то привод – цепной или ременной.
В случае с ВАЗ 2107 – это цепь. Преимущества цепи перед ремнем ГРМ: надежность, большой срок службы, очень низкая вероятность разрыва. К недостаткам цепи можно отнести лишь шумность и неудобства при ее замене.
Основные неисправности цепи
По мере эксплуатации цепь газораспределительного механизма растягивается и наступает момент, когда не помогает даже ее натяжка.
К тому же растянутая цепь начинает «съедать» зубья шестерен распределительного, коленчатого вала и шестерни масляного насоса. Поэтому в случае, когда операция по натяжке цепи произведена, а шум остается, но вы уверены, что с натяжителем все в порядке, цепь стоит заменить.
Стоимость работ и деталей
Стоимость работы по замене цепи на сервисе держится в пределах 700 рублей, а цена работы по комплексной замене цепи, звездочек, натяжителя и успокоителя цепи составляет около 1800 рублей.
Стоимость цепи от 350 до 600 рублей, комплекта звезд (звезда коленвала, распредвала и масляного насоса) около 400 рублей, башмак натяжителя классический (с резиновой накладкой) около 100 рублей, модернизированный со звездой на подшипнике около 1400 рублей, успокоитель цепи около 80 рублей.
При покупке цепи тщательно осмотрите ее заклепки, они все должны быть хорошо расплющены, чтобы ни один штифт не выскочил и цепь не разъединилась.
Натяжитель цепи рекомендуется покупать нового образца со звездочкой на подшипнике, даже не смотря на его высокую стоимость. Он поднимает ресурс цепи и уровень шума с ним гораздо ниже, чем с классическим «башмаком».
К тому же во время работы двигателя на башмаке стачивается резиновая накладка, и вся стружка летит в масло, по этой причине цепь нужно подтягивать чаще. Натяжитель с подшипником лишен этих проблем, а его ресурс гораздо выше.
Замена цепи своими руками
Для замены цепи и шестерен с автомобиля понадобится слить охлаждающую жидкость и снять радиатор охлаждения. Ослабить крепление генератора, снять приводной ремень.
Снять клапанную крышку и совместить метки коленчатого и распределительного валов с метками на двигателе, для чего метку на шкиве коленчатого вала совместить с самой большой меткой на передней крышке ГРМ.
Включив пятую передачу и стояночный тормоз, ключом на 38 сорвать храповик (болт крепления) шкива коленчатого вала.
Снять датчик положения коленвала (для инжекторных двигателей) и переднюю крышку двигателя.
ВНИМАНИЕ! Помимо 9 болтов в верхней части крышки есть еще 3, которые вкручиваются со стороны поддона.
Если автомобиль карбюраторный, то шестерня масляного насоса приводит в действие распределитель зажигания (трамблер), и для облегчения работы рекомендуется поставить метку на блоке и на шестерне, чтобы дополнительно не настраивать зажигание.
Сняв крышку, отогнуть фиксирующие шплинты на шестерне масляного насоса (если ее необходимо снять) и ослабить фиксирующие гайки.
Снять шплинт шестерни распредвала и ослабить гайку.
Открутить гайки натяжителя цепи и снять его.
После снятия натяжителя цепь ослабнет и можно будет легко снять шестерни, а за ними и всю цепь.
Проверить состояние шестерни коленчатого вала, башмака натяжителя и успокоителя цепи, при необходимости заменить.
Собирать все в обратном порядке, но с некоторыми особенностями:
- если шестерня масляного насоса меняется на карбюраторном двигателе, на новой поставить метку так же, как и на старой;
- сначала устанавливается успокоитель и башмак натяжителя цепи;
- далее шестерня коленвала, на которую накидывается новая цепь;
- цепь пропускается сверху вниз, после чего заводится на шестерню коленчатого вала;
- затем шестерня масляного насоса вставляется в цепь и садится на вал (для карбюраторного двигателя по заранее установленным меткам);
- в последнюю очередь в цепь вставляется шестерня распределительного вала и устанавливается на распредвал;
- при установке шестерни распределительного вала метки на шестерне коленвала и распредвала должны совпасть с метками на блоке и пенале; если этого не произошло, нужно переставлять цепь по зубьям до тех пор, пока они не совпадут; допускается небольшое отклонение, т.к. на новых шестернях при изготовлении метки не всегда точно отмечаются;
- после совмещения меток установить натяжитель цепи, предварительно утопив его до упора и зафиксировать в таком положении, для чего открутить и закрутить его фиксатор;
- после установки натяжителя цепи натянуть ее, для чего отпустить фиксатор натяжителя и провернуть коленчатый вал на 2 оборота, затем затянуть фиксатор;
- после того, как цепь натянута, с помощью динамометрического ключа обтянуть болты распредвала и шестерни масляного насоса с усилием 4-5 кгс∙м и загнуть язычки шплинтов;
- установить переднюю крышку с новой прокладкой и, при необходимости, заменить передний сальник коленвала, установить шкив и затянуть его болт (храповик) с усилием 10-12 кгс∙м.
Все остальное собирается в обратной последовательности.
По итогу замены цепи фазы газораспределительного механизма возвращаются в свои пределы, работа двигателя стабилизируется и уходит посторонний шум из его передней части.
Если натяжка цепи не помогает, а шум продолжает беспокоить, не стоит затягивать с ее заменой, т.к. при биении она будет разбивать соседние детали и нарушать работу двигателя.
Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106, ВАЗ 2107
Для того чтобы облегчить владельцам автомобилей ВАЗ2106/2107 процедуру замены цепи ГРМ мы подготовили пошаговую фото-инструкцию.
Для привода ВАЗ2106/2107 характерно наличие двухрядной роликовой цепи. Посредством цепи осуществляется передача усилия от звездочки, закрепленной на коленвале, другой звездочке, которая надета на распредвал. Из-за инерции цепи, всегда присутствует необходимость гашения колебаний, практически нулевая возможность сжатия и растяжения цепи требует постоянного ее натяжения. По этой причине движок имеет целую систему в которую входят натяжители и успокоители. В случае с ВАЗ2106/2107 это наличие дополнительных подпружиненной прижимной планки, обеспечивающие гашение вибраций и шумов.
Несмотря на то что цепь редко рвется, ухудшение ее качественных характеристик, явление обыденное. Степень и скорость износа цепи не в последнюю очередь зависит от качества материалов из которых изготовлена цепь. В случае если все меры по «подтяжке» цепи исчерпаны, остается только заменить ее.
В первую очередь снимается крышка головки блока.
Затем осуществляем проворот коленчатого вала до совпадения метки звездочки распредвала и метки корпуса.
Метка коленвала должна совпасть с меткой крышки распределительного вала.
Затем отгибается стопорная шайба болта звездочки распредвала. Теперь потребуется включение четвертой передачи и использование ручника.
Болт, которым крепится звездочка распредвала необходимо ослабить.
Снимаем болты и крепления кожуха, а затем сам кожух и «пропеллер».
Откручиваем болты которыми крепится крышка привода распредвала и блока цилиндров.
Крышка привода распредвала снимается.
Снимаем крепления башмака и сам башмак.
При помощи зубила необходимо отогнуть край стопорной шайбы болта крепления звездочки привода масляного насоса.
Отвернем болт, которым крепится звездочка привода масляного насоса.
Болт и шайбы необходимо снять.
Снимаем звездочки и цепь.
Совместив метки, можно приступить к установки новой цепи.
Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2107 своими руками
Цепь ГРМ является важнейшей деталью в автомобиле ВАЗ 2107, поэтому необходимо тщательно следить за ее состоянием. Если ваша машина имеет пробег более 60 тыс. км, следует обязательно проверить эту деталь во избежание ее возможных повреждений в будущем. Она может порваться в один момент, что выведет из строя весь автомобиль, который восстановит только длительный и дорогостоящий ремонт. Поэтому, заметив неровную работу двигателя – рекомендуем продиагностировать цепь, чтобы при необходимости была осуществлена ее замена.
- Что такое ГРМ?
- Замена цепи
- Установка цепи ГРМ
Что такое ГРМ?
ГРМ – это газораспределительный механизм двигателя, который контролирует запуск в него смешанного с воздухом топлива и выпуск сгоревших газов. В его основе лежит механизм открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов цилиндров, имеющих привод от кулачкового механизма и распределительного вала. То есть, топливно-воздушная смесь оказывается в цилиндрах благодаря открытым впускным клапанам, а, сгорев, в виде газов удаляется через выпускные клапаны. За действия этих клапанов отвечают распределительные валы.
Чтобы они могли вращаться, был создан специальный привод, работающий при помощи цепи или ремня.
Timing belt – цепь ГРМ;
Valves – впускные клапаны;
Camkshafts – распределительные валы.
Замена цепи
Если пробег вашего ВАЗ 2107 достаточно большой – то цепь наверняка уже вытянулась естественным образом, и увеличился шаг между звеньями. В такой ситуации ее замена просто необходима, и сделать это можно своими руками.
Приготовьте заранее отвертки и гаечные ключи (для коленвала нужен специальный ключ).
Для упрощения рабочего процесса рекомендуем снять решетку радиатора ВАЗ 2107, сам радиатор (слив перед этим жидкость) и крышку клапана головки блока. Теперь поверните ключом по часовой стрелке шкиф коленвала, пока метка на шестерне распределительного вала не совпадет с ее отливом на корпусе подшипника и крышке вала.
Немного ослабив крепление генератора, снимите клиновой ремень, шкив водяной помпы и натяжитель цепи распредвала. Обратите внимание, что теперь необходимо обязательно включить четвертую передачу, а также поставить машину на ручник. Затем слегка открутите крепление звездочки, предварительно отогнув его шайбу.
Скрутите гайку башмака натяжителя. Снимите его, если нужна его замена. Отогните стопорную шайбу болта верхней звездочки, открутите ее, выньте шестерню вместе с цепочкой, предварительно убрав ограничительный болт.
Теперь до конца отвинтите болт шестерни распредвала, приподнимите цепь, выньте звездочку. До конца опустив цепочку, осторожно снимите ее с зубцов.
После этого проверьте еще раз, совпадает ли метка шестерни коленчатого вала с нужной отметкой.
В противном случае, проверните коленвал, пока они не совместятся.
Установка цепи ГРМ
Первым делом наденьте новую цепь на шестерню коленвала.
Затем на верхнюю звездочку, которую сразу закрепите болтом.
Захватите цепочку крючком, подняв туда, где должна находиться звездочка распредвала.
Аккуратно наденьте на нее цепь и только после этого поставьте на место.
Уточнив еще раз, совпадают ли все необходимые метки, можно смело закручивать звездочку распредвала.
Установите назад успокоитель цепи, башмак натяжителя и ограничительный болт. Поставив машину на нейтральную передачу, поверните коленвал на 3 полных оборота. Если все отметки совпадут, то закрутите натяжитель цепи гайкой. Включив любую передачу, завинтите шестерни до конца, поставьте на место другие детали.
Таким образом, всего за 500 рублей на ВАЗ 2107 вами была самостоятельно произведена замена цепи ГРМ.
Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106, ВАЗ 2107
- 121 12 104k
- 62 6 99k
В фотоотчете будет наглядно показано как делается замена цепи ГРМ автомобилей ВАЗ 2106, 2107. Инструкция подходит для замены цепи ГРМ на классике, кроме двигателя ВАЗ 2105, так как там используется ременная передача.
Конструкция цепного привода ВАЗ 2106, 2107
Для привода ВАЗ 2106/2107 с карбюратором используется двухрядная роликовая цепь. Она осуществляет передачу усилия от звездочки, укрепленной на коленчатом валу, на другую звездочку, надетую на конец распредвала. Цепь — конструкция, развивающая большую инерцию, поэтому цепной привод требует гашения колебаний. Даже хорошо натянутая цепь сохраняет свойство «играть» в тех местах, где нет ни звездочек, ни натяжителей.
Цепь обладает практически нулевой способностью растягиваться и сжиматься, и достаточно ограниченной гибкостью. Поэтому для того, чтобы обеспечить ей постоянное натяжение во время работы на своем месте при любых оборотах, ее приходится в буквальном смысле заковывать в оковы, применяя систему из натяжителей и успокоителей.
Эту задачу на ВАЗ 2106/2107 решает успокоитель — дополнительная подпружиненная прижимная планка. Она имеет стальной каркас, покрытый слоем прочной резины. Натяжители и успокоители достаточно эффективно гасят вибрацию и шум. Спадание цепи предотвращает ограничительный палец, который ввинчивается в блок или головку блока цилиндров. При нормальной работе цепь его не касается.
Причины замены цепного привода ГРМ на ВАЗ 2106, 2107
Работоспособность и долговечность цепного привода ГРМ зависит от материала и качества термической обработки самой цепи и звездочек. Большое значение имеют точность изготовления и чистота рабочих поверхностей. Обрыв цепи — явление редкое. Ухудшение ее состояния можно отследить по усилению шума при работе двигателя.
Способ, как заменить цепь ГРМ на Ваз 2106 может потребоваться, когда наступил ее критичный износ, ресурс выработан и подтяжка ее всякими «хитрыми» способами уже не дает результата. К таким способам относятся:
- наращивание длины рабочей части натяжителя, путем напрессовки куска трубки подходящего диаметра;
- «доваривание» на башмак дополнительной скобы и прочие «издевательства» над двигателем.
Вытянутая цепь ГРМ уже не обеспечивает точность совпадения фаз газораспределения, что отрицательно сказывается на работе двигателя. К тому же она изнашивает башмак и постоянно «отбивает голову» успокоителю. Помимо этого повышается шумность работы двигателя, увеличивается расход топлива и ухудшается запуск двигателя. Стоит сказать и о том, что цепь иногда и разрывается со всеми вытекающими.
Для работы нам потребуются: ключи на «10», «13», «17», специальный ключ для гайки крепления шкива коленчатого вала (или головка на «36»), отвертка, монтажная лопатка, молоток, бородок.
Когда менять цепь ГРМ
Цепной привод на двигателях семейства ВАЗ имеет большей срок службы. Ресурс цепи составляет от 100 до 200 тысяч километров пробега.
Если при изготовлении комплектующих были использованы высококачественные материалы, а при эксплуатации обеспечивалось правильное натяжение и обильная смазка привода, то цепь прослужит не меньше, чем сам двигатель.
Оптимальная периодичность, через сколько менять — каждые 200 тыс.км.
Какую цепь ГРМ и натяжитель ставить на ВАЗ 2106, ВАЗ 2107?
Оригинальный номер цепи ГРМ 2103-1006040, средняя цена 380 руб.
- Fenox PC2103C3 — 519 руб.
- Kraft KT 017736 — 620 руб.
Оригинальный номер натяжителя цепи ГРМ 2101-1006060, средняя цена 364 руб.
- TSN 671 — 254 руб.
- Riginal RG2101-1006060 — 230 руб.
- Trialli MT 151 — 407 руб.
Цены актуальны на 2017 год, хотя за три года стоимость не сильно изменилась.
Сколько стоит замена цепи ГРМ на ВАЗ 2107 / 2106
При самостоятельной замене цепи ГРМ на Жигулях можно значительно сэкономить, потратившись только на запчасти. В 2020 году оригинальная цепь 2103-1006040 подорожала прилично, теперь она стоит порядка 910 р. Цена на аналоги цепи ГРМ для классики изменилась на 150-200 рублей, так: Fenox (PC2103C3) — 770 р, Kraft (KT 017736) — 830 р.
Натяжители цепи стоят: оригинальный (2101-1006060) — 620 р, TSN 671 — 400 р, Riginal (RG2101-1006060) — 260 р, Trialli (MT 151) — 450 р. Итого, если выбрать оригинальные цепь и натяжители, можно потратить всего около 1530 р.
Сама же стоимость замены цепи ГРМ Ваз 2106 на СТО в Москве начинается от 3200-4800 р. На некоторых сервисах на замену цепи ГРМ Ваз 2107 цены могут стартовать от 4400 и до 6800 р.
При замене цепи ГРМ на ВАЗ 2106/2107 могут возникнуть следующие вопросы:
Замена цепи ГРМ ВАЗ 2106 без разборки
Замена цепи ГРМ без разборки
Существует простой способ замены цепи ГРМ Ваз 2106 без снятия передней крышки. Для этого необходимо снять лишь крышку клапанов и подготовить новую цепь.
Принцип, как менять цепь ГРМ на Ваз 2106 таков: нужно разъединить одно звено старой цепи, а также одно звено новой. После этого края старой и новой цепей необходимо соединить, сделав мелом или корректором соответствующую отметку в месте соединения. Затем нужно взять второй конец старой цепи и вытягивать его из механизма, новая цепь при этом, будет постепенно надеваться на звездочки.
Когда старая цепь полностью выйдет ее необходимо отсоединить от новой, и аккуратно заклепать звенья поменянной цепи.
Как меняется цепь ГРМ на Ваз 2107 с инжектором
Замена цепи ГРМ на Ваз 2107 инжектор выполняется по такому же принципу, как и на Жигули 2106. Причем, устанавливать новый элемент можно как стандартным способом со снятием передней крышки, так и более простым способом.
Проверка качества цепи ГРМ
Перед тем, как поменять цепь ГРМ на ВАЗ-2107 следует определиться с производителем и качеством цепи.
Надежность нового изделия можно условно проверить, взяв цепь за один конец и приподняв ее горизонтально. Держа цепь ребром кверху, ее второй конец будет немного прогибаться вниз — чем ровнее будет этот изгиб, тем крепче и надежнее изделие!
Подготовьте необходимые ключи и обязательно положите где-нибудь рядом корректор или мел.
Порядок замены цепи ГРМ на Ваз 2106
Рассмотрим порядок, как поменять цепь ГРМ Ваз 2106 на карбюраторном двигателе.
Для начала снимаем крышку головки блока.
Теперь проворачиваем коленчатый вал до того момента, пока метка на звездочке распределительного вала не сойдется с меткой на корпусе.
Метка на коленчатом вале также должна будет сойтись с меткой на крышке распредвала.
Далее отгибаем стопорную шайбу болта звездочки распределительного вала. После чего включаем четвертую передачу и ставим автомобиль на ручной тормоз.
Затем ослабляем болт крепления звездочки распределительного вала.
Накидным ключом на «10» отворачиваем две гайки шпилек, соединяющих части кожуха. Головкой на «10» с удлинителем отворачиваем болт крепления верхнего кожуха к кронштейну. Снимаем кожух. Ключом на «10» откручиваем «пропеллер».
Ключом на «10» отворачиваем три гайки и шесть болтов крепления крышки привода распределительного вала к блоку цилиндров.
Снимаем крышку привода распределительного вала.
Ключом на «17» отворачиваем болт крепления башмака натяжителя.
… и снимаем башмак.
Зубилом отгибаем край стопорной шайбы болта крепления звездочки привода масляного насоса.
Ключом на «17» отворачиваем болт крепления звездочки привода масляного насоса.
Снимаем болт с шайбами.
Снимаем звездочку. Вынимаем цепь привода распределительного вала. Затем приподняв цепь, снимаем звездочку распределительного вала.
Ключом на «10» отворачиваем ограничительный палец цепи и снимаем его.
Перед установкой цепи совмещаем метку на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров.
Головкой на «13» ослабляем колпачковую гайку натяжителя цепи. Проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке на полтора-два оборота. При этом пружина натяжителя, действуя на башмак натяжителя, автоматически отрегулирует натяжение цепи. Затягиваем колпачковую гайку натяжителя.
Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106 своими руками — видео
Износ цепи газораспределительного механизма на автомобиле ВАЗ 2106 – это очень серьезная проблема, которая требует неотложной замены данного элемента. Конечно, цепь ГРМ имеет весьма солидный срок эксплуатации, но когда приходит все же время произвести замену, для многих автомобилистов это кажется сложной для самостоятельного устранения проблемой. На самом деле это не так. Это достаточно простая процедура, которую мы и опишем в рамках данной статьи.
Как инструменты нужны, что заменить цепь ГРМ на «шестерке»?
Чтобы с заменой цепи ГРМ не возникало проблем, вам необходимо заранее позаботиться о всех необходимых инструментах:
1. Фиксатор шкивов универсальный.
2. Гаечный ключ на тридцать шесть.
3. Баллонный ключ.
Отметим, что хотя всю процедуру можно произвести самостоятельно, помощник лишним не будет.
Напомним, что в предыдущей статье мы рассматривали как произвести замену порогов на ВАЗ 2106 своими руками в гаражных условиях. Процедура довольно простая и выполнять её нужно вовремя, чтобы очаги ржавчины не перебросились на кузов автомобиля.
Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106 своими руками
В процессе замены цепи ГРМ на «шестерке», вам предстоит произвести частичную разборку мотора транспортного средства. Чтобы работать было проще, опытные специалисты рекомендуют полностью снять крышку капота. После снятия капота и снятия цепи, вам необходимо выставить метки. Сделать это нужно так, чтобы шпонка коленвала расположилась строго напротив отлива, который относится к блоку цилиндров. Если этого не сделать, то после установки новой цепи вам придется долго и мучительно заниматься ее регулировкой.
Теперь вам нужно демонтировать радиатор охлаждения двигателя, а также снять ремень с направляющих, расположенных на валах. После этого, вы должны перевести рычаг коробки передач в положение первой скорости и нажать на педаль тормоза. В это время, ваш помощник должен демонтировать гайку, которая расположена на шкиве. Сделать это можно при помощи подготовленного баллонного ключа. В итоге, благодаря этой манипуляции, вы должны снять шкив с коленвала.
После этого, нужно демонтировать клапанную крышку. Чтобы этого добиться вы должны провести ряд подготовительных манипуляций, среди которых вытяжка тросика подсоса карбюратора, демонтаж тяги педали акселератора, а также снятие воздушного фильтра. После этого, необходимо отвинтить все имеющиеся гайки на крышке клапанов и снять ее. После этого нужно демонтировать переднюю крышку ДВС. Для этого, вам потребуется открутить все крепежные элементы, которые ее удерживают. Обязательно не забудьте от трех фиксирующих болтах, которые расположены в месте соединения крышки и поддона картера. Иногда крышка идет очень туго, а этих случаях можно ее немного поддеть плоской отверткой.
Чтобы демонтировать цепь ГРМ, вам следует предварительно отпустить натяжитель, который ослабит силу ее натяжения. После этого вы должны отогнуть стопорные шайбы, а также открутить крепежные болты, которые относятся к звездочкам цепи ГРМ. Далее вам следует вытащить две шестеренки. Финальный штрихом высвобождения цепи ГРМ, является откручивание и демонтаж ограничительного пальца. Как только вы сделаете все описанное выше, можете демонтировать цепь ГРМ на своем автомобиле ВАЗ шестой серии.
Во время замены цепи ГРМ, опытные специалисты рекомендуют сразу провести визуальный осмотр башмака, и в случае обнаружения сильного износа, сразу его заменить.
Видео. Установка цепи ГРМ на ВАЗ 2106 своими руками
После этого, вам стоит полностью открутить натяжитель и установить новую цепь ГРМ. Вы должны обязательно проверить исправность натяжителя. Для этого вам следует нажать на сток, так, чтобы он углубился во внутрь. После этого, вы должны плотно затянуть гайку, в результате чего шток должен быть вытолкнут наружу при помощи пружины. Если этого не случилось, значит, натяжитель неисправен и требуется его замена.
Следующим шагом должна идти замена устройства, которое называется успокоителем. Чтобы это сделать, вам следует открутить два винта, которые крепят его ГБЦ. Сделать это можно при помощи обычной отвертки. Если успокоитель не заменить, то он может разорваться, его компоненты упадут в ДВС, что может привести к весьма серьезной поломке и, как следствие, к дорогостоящему ремонту.
Отметим, что при покупке цепи, вы должны обращать внимание на модель ДВС, которая установлена в вашем автомобиле ВАЗ 2106. Все дело в том, что разные модели этой системы требуют цепи различной длины.
Особенности сборки «шестерки», после того, как произведена замена цепи ГРМ
Сборка производится в обратном порядке и в ней есть только одна особенность. Она заключается в том, что передняя крышка устанавливается в поддон картера ДВС и лишь прихватывается болтами, чтобы определить, насколько точно она стала. Следующим шагом, вы должны прокрутить двигатель. Если все прошло без внештатных ситуаций, то можете окончательно закреплять крышку.
В каких случаях необходимо производить смену цепи ГРМ на «шестерке»?
Несмотря на то, что в целом ВАЗ2106 нельзя назвать очень надежным автомобилем, к цепи ГРМ это точно не относится. Она должна меняться каждые сто-двести тысяч километров. Такой большой разброс объясняется очень разной скоростью износа при разных стилях вождения, но общее правило таково: чем агрессивней езда, тем чаще нужно менять цепь ГРМ. Также, очень важно для продления срока эксплуатации цепи ГРМ, постоянно следить за уровнем масла. Если он не будет опускаться ниже отметки минимума, цепь прослужит на много дольше.
Цепь ГРМ ВАЗ 2106: характеристики и замена
В этой статье мы поговорим про цепь ГРМ ВАЗ 2106, рассмотрим ее вдоль и поперек. Основной упор постараемся сделать на ее характеристиках и способе замены. Начать стоит с общих сведений о таком незаменимом узле автомобильного двигателя.
- Цепь ГРМ ВАЗ 2106: характеристики
- Что произойдет, если длина цепи увеличится?
- Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106
- Замена натяжителя и успокоителя цепи ГРМ 2106
- Натяжение цепи ГРМ ВАЗ 2106
Цепь ГРМ ВАЗ 2106: характеристики
Как вы знаете, на шестерки устанавливались различные модификации двигателей. У них основное отличие – это рабочий объем, следовательно, будут различия и в мелочах. В частности, цепи газораспределительного механизма имеют различную длину и количество зубьев. Посмотрите таблицу:
Двигатель | Число звеньев цепи ГРМ | Длина цепи |
ВАЗ 2101, 05, 011 | 114 | — |
ВАЗ 2103-2106 | 116 | 495,4..495,8 мм |
При покупке новой цепи обязательно удостоверьтесь в том, что она подходит для конкретно вашего двигателя. Возьмите новую цепь ГРМ и посмотрите на ее крайние звенья. Если они одинаково расположены, то цепь имеет 116 звеньев, если по-разному, то 114. Как видите, считать каждое звено и проводить замер длины новой цепи нет смысла. Для пояснения взгляните на фото:
114 и 116 звеньев: отличия
Обратите внимание, что при эксплуатации автомобиля происходит увеличение длины цепи. Особенно это заметно, когда она прослужила более 100 тыс. км. По сути, это не растяжение, а появление люфтов в сочленениях звеньев – шарниры разрушаются и общая длина цепи ГРМ ВАЗ 2106 увеличивается. Нужно отметить, что при увеличении длины до 499,5 мм, нужно заменять цепь. Это максимальный размер, дальше она может просто порваться.
Проверка на «новизну»
Допустим, у вас есть несколько цепей, причем вы точно уверены, что одна новая, а остальные уже были в употреблении. Но не знаете, какая именно новая. Что делать? Возьмите ее плашмя, как показано на рисунке. Провисание новой не должно быть более 10 мм. Если же она была в употреблении, то эта характеристика будет вдвое больше. В том же случае, если необходимо оценить состояние цепи без снятия, необходимо:
- Совместить метку на звездочке распределительного вала с выступом на пастели.
- Метку на шкиве коленчатого вала совместить с риской на крышке.
Если не удается совместить все эти метки – например, первый пункт выполнили, а метка на шкиве коленвала находится миллиметрах в 10 от риски, либо больше, то цепь пришла в негодность и требуется ее замена. И, конечно же, при появлении повреждений – трещин, сколов, на цепи ГРМ, обязательно проводится ее полная замена.
Что произойдет, если длина цепи увеличится?
Настроить холостой ход двигателя ВАЗ 2106 не получится, работа его окажется неровной и неустойчивой. Можно сотню раз перепроверить все узлы, включая системы питания и зажигания, выставить зазоры в клапанах, измерить компрессию, неполадки устранить не получится.
Обратите внимание на то, что в цепи ГРМ все звенья имеют различный износ, следовательно, постоянно меняются фазы газораспределения.
Также появляется шум со стороны цепи, так как звенья ее проваливаются в звездочку. Также не исключена поломка успокоителя, ограничительного пальца или уголка башмака. Но самое страшное – это перескакивание цепи ГРМ на несколько зубьев. Как правило, от 1 до 5.
Даже если она проскочит на пару зубьев, то самый благоприятный исход – это остановка двигателя. А самый печальный – загибание клапанов. По этой причине и нужно следить за состоянием цепи ГРМ ВАЗ 2106, своевременно производить ее замену и натяжение.
Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106
Последовательность действий выглядит следующим образом:
- Снимаете корпус воздушного фильтра, ветошью закрываете карбюратор, чтобы в него не попало ничего лишнего. На этом же этапе можно слить масло из двигателя.
- Отсоединяете тросик подсоса и центральный провод с трамблера.
- Отсоединяете трубки и уводите их в сторону, чтобы не мешали.
- Демонтируете кожух вентилятора.
- Если крыльчатка находится на помпе, то выкручиваете болты ее крепления и снимаете вместе с ремнем привода генератора и шкивом.
- Снимаете защиту картера.
- Очищаете всю переднюю часть мотора от грязи, промываете растворителем или бензином.
- Устанавливаете под задние колеса упоры, включаете максимальную передачу (четвертую или пятую), вытягиваете ручник.
- Чтобы ослабить гайку на храповике, необходимо нанести по ней резкий удар молотком.
- Демонтируете крышку с головки блока, выкрутив все гайки ее крепления.
- Отгибаете шайбу, которая находится под болтом звездочки распределительного вала. Резко ударив по нему молотком, ослабляете затяжку.
- Снимаете автомобиль со скорости.
- Проворачиваете шкив коленчатого вала до тех пор, покуда не сместится метка на его шкиве с риской на передней крышке. Вместе с этим должны совместиться метка на звездочке распревала и отлив на пастели.
- Отверните гайку на храповике и снимите шкив.
- Выкрутите гайки и болты, которыми произведено крепление передней крышки двигателя. Всего 9 точек крепления. Снимите крышку.
- Отогните стопорную пластину и выкрутите болт со звездочки привода вспомогательных механизмов.
- Ослабляете гайку на натяжителе цепи ГРМ ВАЗ 2106. Монтажной лопаткой отжимаете натяжитель и фиксируете его, затянув гайку.
- Выкручиваете болт на распределительном валу.
- Выкручиваете возле маленькой звездочки коленчатого вала ограничительный палец.
- Отпускаете цепь и снимаете эту звездочку с коленчатого вала.
- Стараясь не провернуть, снимаете звездочку привода вспомогательных механизмов и цепь ГРМ 2106.
На этом снятие можно считать завершенным, теперь нужно установить новую. Но обязательно перед началом всех работ обильно смажьте цепь свежим моторным маслом.
Метки на распределительном валу ВАЗ 2106
Даже больше скажу – желательно проводить замену цепи ГРМ тогда же, когда и меняете масло в двигателе ВАЗ 2106. В целом же последовательность строго обратная:
- Наживляете все болты, которыми крепятся звездочки. Проворачиваете коленчатый вал на два оборота, чтобы проверить, совмещаются ли метки на звездочках коленчатого и распределительного валов. Если все верно установлено, то все метки должны совпасть (на звездочке коленвала напротив отлива в блоке, а на звездочке распределительного напротив отлива крышки подшипников).
- Все болты затягиваются только динамометрическим ключом. Момент затяжки должен быть в интервале 41,2-51 Н*м.
- Производите натяжку цепи.
- Протираете все посадочные места и устанавливаете прокладки (новые).
- Устанавливаете привод генератора и крыльчатку.
- Проверяете угол опережения зажигания. Если нужно, производите его регулировку.
Замена натяжителя и успокоителя цепи ГРМ 2106
Во время эксплуатации автомобиля изнашивается не только цепь, но и работающие с ней механизмы. Менять их следует вместе с самой цепью, чтобы не выполнять одну и ту же работу несколько раз. Процедура состоит из:
- Ослабления и выкручивания двух болтов крепления корпуса успокоителя цепи ГРМ 2106.
- Выкручиваете обе гайки крепления натяжителя.
- Отворачиваете крепеж башмака, вытаскиваете его (причем вместе с самим башмаком).
- Первым устанавливаете успокоитель.
- На новом натяжителе ослабляете колпачковую гайку. Вдавливаете до конца шток и затягиваете эту гайку. Тем самым шток фиксируется и натяжитель без проблем ставится на свое место.
- Выбиваете сальник, при помощи подходящей оправки ставите вместо него новый.
Натяжение цепи ГРМ ВАЗ 2106
В этой процедуре также стоит придерживаться определенной последовательности:
- Отворачиваете колпачковую гайку и снимате ее. Шток натяжителя ГРМ при этом выдвигается и цепь натягивается посредством башмака.
- Проворачиваете коленчатый вал на один-полтора оборота. При этом пружина на башмаке должна сама отрегулировать силу натяжения. Обратите внимание, что провернуть коленвал можно тремя способами: ключом храповика, кривым стартером, либо же если поддомкратить одно заднее колесо и включить максимальную передачу. Конечно, удобнее всего делать это ключом храповика, так как следующий шаг самому будет проблематично выполнить.
- Нащупайте шток натяжителя и проворачивайте коленчатый вал. Остановитесь в тот момент, когда шток уйдет на максимальную глубину в корпус.
- Поставьте на место колпачковую гайку и затяните ее.
Стоит сказать несколько слов о правильной замене цепи ГРМ ВАЗ 2106 и аналогичных моделях (2101-2107). Не стоит поддаваться на провокации и слушать «знатоков», которые советуют цепь рассоединить и протянуть, привязав проволокой к старой.
Этот способ имеет шанс на существование лишь в одном случае – если поломка настигла вас в дороге, вдали от населенных пунктов, и вам нужно кровь из носу проехать сто, пятьсот, тысячу километров, чтобы после этого провести качественный и правильный ремонт.
Но если же вы располагаете всеми инструментами и возможностями, то не стоит делать ремонт сразу же некачественно, абы как. На этом, пожалуй, можно и закончить небольшой экскурс в теорию двигателей, а конкретно – в конструкцию цепного привода ГРМ на автомобиле ВАЗ 2106.
Как вы смогли понять, все работы без труда можно выполнить своими руками и довольно быстро.
Замена цепи ГРМ на классике
Меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106 без разборки двигателя.
Не для кого не секрет, что произойдёт, если растянется цепь ГРМ. В лучшем случае заглохнет двигатель, в худшем — погнёт клапана.
Есть способ замены цепи ГРМ при котором необходимо слить тосол, снять радиатор , снять переднюю крышку двигателя, шкив и т.д. Ниже показанный способ намного проще и быстрее. Необходимо просто снять крышку клапанов и ослабить цепь (откручиваем натяжитель, успакоитель)
В двух словах, что нужно сделать:
- Сточить (срезать, выбить) одну втулку из старой цепи на движке, чтоб её разъединить.
- Тоже самое с новой, только так (аккуратно), чтоб её можно было назад забить.
- Соединяем старую цепь с новой, скручиваем проволокой.
- Прокручиваем двигатель ключом (вроде на 38), либо на 4 передаче стартером (держа обе цепи в натяжении, нужен напарник) пока старая цепь полностью не выйдет. Не забываем следить, чтоб зубчики не перескочили.
- Шпилькой соединяем две части новой цепи. Закручиваем натяжитель. Всё. Ниже есть видео этого процесса
Несколько важных нюансов:
На разных модернизациях классики стоят двигатели различных объёмов (Например, на моей шестёрки стоит движок с Нивы Тайги). Следовательно, что и количество звеньев разные. Цепи ГРМ бывают на 98, 114, 116 звеньев. ВАЗ 2101, 011, 2102 — 114 звеньев, а ВАЗ 2103-07, 21213 на 116 звеньев. Если Вы уверены, что на Вашей машине стоит родной движок — то смело покупайте цепь, а если нет — то не поленитесь и посчитайте количество звеньеав прокручивая движок.
После установки нужно обязательно проверить соответствие меток на шкиве и на двигателе(см. видео)
Лёгкого Вам ремонта и удачи на дорогах!