Mitsubishi-ufa.ru

Авто СТО Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Если страховка не покрывает ущерб от ДТП?

Что делать, если не согласны с суммой страховой выплаты по ОСАГО

Даже мелкое ДТП – это всегда головная боль для водителей. Оформление происшествия, а затем ремонт авто требуют внимания и времени. К тому же выплаты от страховой компании по полису ОСАГО не всегда покрывают реальные затраты. Корреспондент «РИАМО в Красногорске» выяснила, что делать автовладельцу, если он не согласен с начисленной страховой суммой.

Полис ОСАГО

С 2003 года автовладельцы в России обязаны ежегодно страховать свою автогражданскую ответственность. ОСАГО – это страховка, благодаря которой в случае ДТП расходы на ремонт автомобиля пострадавшему выплачивает не виновник аварии, а его страховая компания. А вот страхователю, который признан виновным, никакого возмещения от страховой организации по ОСАГО не полагается, и если у него не оформлен полис КАСКО, он будет восстанавливать машину за свой счет.

Стоимость полиса ОСАГО зависит от многих факторов. Значительно на нее влияют возраст и водительский стаж владельца машины и всех, кто включен в полис и, соответственно, может управлять автомобилем. Максимальный коэффициент применяется к водителям моложе 22 лет и с водительским стажем до 3 лет.

Кроме того, на стоимость полиса влияет количество допущенных к управлению лиц. Вернее, если они записаны поименно, то применяется коэффициент 1, который не влияет на конечную стоимость. А вот если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению, применяется повышающий коэффициент 1,8.

Еще один коэффициент, который «решает», во сколько в этом году автовладельцу обойдется страхование автогражданки, – КБМ, или коэффициент «бонус-малус». Он привязан к человеку, а не к автомобилю. Если водитель год не становился виновником ДТП, то следующий полис, как правило, обойдется ему на 5 % дешевле. С каждым безаварийным годом он платит за ОСАГО немного меньше. Однако в случае ДТП такая скидка может уменьшиться или исчезнуть, а в случае нескольких аварий в течение 12 месяцев и вовсе превратиться в повышающий коэффициент.

Оформление ДТП

Российское законодательство предусматривает два варианта оформления ДТП без пострадавших – при помощи сотрудников Госавтоинспекции и так называемый европротокол. Кроме того, водители могут дать друг другу расписки в отсутствии взаимных претензий.

Нужно иметь в виду, что даже если водители решили, что автомобили получили незначительные повреждения и можно разъезжаться, не теряя времени на «бумажную волокиту», при отсутствии такой расписки это может быть расценено как оставление места ДТП и повлечь лишение права управления на срок до 18 месяцев.

Без участия сотрудника ГИБДД дорожно-транспортное происшествие можно оформить, если в ДТП участвовали только два транспортных средства, люди и иное имущество, кроме автомобилей, не пострадали, у обоих водителей есть полисы ОСАГО. Кроме того, не должны вызывать разногласий обстоятельства ДТП – то есть оба водителя согласны, кто виноват в столкновении.

В течение часа после аварии водители должны провести фотофиксацию происшествия. Автомобили нужно снять с четырех ракурсов – так, чтобы была привязка к местности. Хорошо, если в кадр попадет табличка с названием улицы и номером дома, остановка общественного транспорта. Обязательно крупно снять повреждения, обломки, следы торможения.

В Красногорске действует Центр помощи при ДТП, сотрудники которого готовы бесплатно помочь водителям оформить дорожные аварии по европротоколу. По мессенджерам WhatsApp и Viber оператор проверит фото на полноту и достаточность и ответит на все вопросы участников происшествия.

Центр помощи при ДТП расположен по адресу: микрорайон Опалиха, улица Мира, дом 5. Позвонить туда можно по телефону 8 (495) 989-29-80.

Получение страховой выплаты

Во время оформления дорожного происшествия необходимо правильно заполнить извещение о ДТП и нарисовать схему. При оформлении по европротоколу в течение 5 дней оба участника аварии обязаны сдать эти документы в свои страховые компании.

Затем страховая компания назначит время, когда нужно представить автомобиль на осмотр. Важно до этого момента не проводить никаких ремонтных работ! Во время осмотра машина должна быть чистой, иначе эксперт может не увидеть какие-то повреждения, и они не войдут в калькуляцию.

Затем страховая компания либо назначит выплату, либо направит автомобиль на ремонт.

Несогласие с суммой страховой выплаты

Часто автовладельцы оказываются недовольны суммой страховой выплаты. Кто-то, не желая тратить время и нервы, доплачивает недостающее из собственного кармана. Но есть несколько способов добиться от страховой компании дополнительных средств на ремонт.

Для начала стоит выяснить, действительно ли вам не доплатили, и если да, то сколько. Для этого можно обратиться к независимым экспертам.

«Эксперты Центра помощи при ДТП по запросу гражданина могут провести повторную техническую экспертизу», – отметила руководитель центра Татьяна Ласточкина.

Она пояснила, что оценку правильности расчетов страховой проведут бесплатно. Если же гражданину нужно заключение эксперта – справка для суда или досудебного урегулирования, – это платная услуга.

Досудебное урегулирование

Сначала стоит попытаться договориться со страховой компанией. Для этого следует позвонить на телефон «горячей линии» или обратиться в офис и объяснить ситуацию.

Если этот способ не принес результата, можно написать претензию. Она оформляется в свободной форме, главное – изложить суть проблемы и пути ее решения, то есть нужно указать, что вы хотите получить доплату или отремонтировать автомобиль за счет страховой компании.

В течение 10 дней страховая должна либо удовлетворить претензию, либо дать мотивированный отказ.

Обращение в суд

В случае, если по оценкам независимых экспертов вам положена одна сумма, а страховая настаивает на меньшей выплате, свои права можно отстоять в суде.

Однако стоит иметь в виду: сумма выплаты не является фиксированной величиной, хоть и рассчитывается по единой методике, утвержденной Центробанком РФ. По решению пленума Верховного суда РФ, допустима статистическая погрешность в пределах 10 % между расчетами разных экспертов. Так, если страховая компания выплатила 91 % от суммы, которую насчитали независимые эксперты, у автовладельца формально нет повода обращаться в суд.

В интернете множество фирм предлагают помощь в подаче судебного иска. Важно не нарваться на мошенников, которые возьмут деньги за услуги и оставят дело без движения.

Жители Московской области могут получить бесплатную юридическую помощь по любым вопросам в так называемых юридических клиниках. Они действуют на базе Международного юридического института и общественной организации «Гильдия предпринимателей Московской области».

В случае положительного решения суда страховая компания будет обязана оплатить истцу не только сумму за ремонт автомобиля, но и судебные издержки – при предоставлении подтверждающих документов.

Если страховые выплаты по ОСАГО не покрывают ущерб от ДТП

Возникли вопросы или нужна консультация, звоните по номерам
(4872) 70-32-74
(953) 430-27-32
или задайте вопрос юристу

Досадно, но потерпевшим от ДТП часто приходится страдать не только из-за виновников ДТП, но и из-за недобросовестности страховых компаний. Значительную долю расходов на покрытие ущерба после аварии берут на себя сами пострадавшие. Особенно прискорбна такая ситуация в условиях существования законодательной гарантии страхового возмещения по ОСАГО. Почему же так происходит?

Возможны два варианта, при которых страховые выплаты по ОСАГО не покрывают ущерб, полученный в результате ДТП:

  1. Страховая компания занижает размер страхового возмещения.
  2. Размер ущерба больше, чем максимальная сумма страховых выплат по ОСАГО.

В любом случае добиться полного возмещение ущерба от ДТП возможно, если не смириться с несправедливой ситуацией, не сложить руки, а своевременно обратиться за помощью к юристам и адвокатам. При грамотном подходе можно не только на 100 % возместить расходы на восстановление имущества и здоровья после ДТП, но и окупить юридические услуги, а также все сопутствующие затраты.

Как получить страховые выплаты по ОСАГО в полном размере?

Юридическая фирма «Правовой стандарт» имеет соответствующий опыт в спорах со страховыми компаниями по вопросам возмещения ущерба при ДТП в Туле, знает соответствующие рычаги законодательного и процессуального воздействия, которые позволяют получить страховые выплаты по ОСАГО в полном размере.

Для получения максимальных страховых выплат обычно рекомендуем:

  • отдельно от страховой компании организовать независимую экспертизу транспортного средства, пострадавшего в ДТП. Практика показывает, что эксперт со стороны страховой компании не указывает все повреждения машины (в частности, упускает невидимые на первый взгляд повреждения и не учитывает потерю товарного вида автомобиля), а также занижает (рассчитывает не в соответствии с реальными рыночными ценами) стоимость ремонта и деталей. В итоге различия между экспертизами оказываются значительными, и определяется реальный ущерб для расчета страховых выплат по ОСАГО. Важно учесть, что до проведения своей экспертизы обязательно следует направить страховщику письмо с уведомлением о месте и времени такой экспертизы (скорее всего представитель страховщика будет присутствовать при оценке ущерба).
  • предъявить страховщику требование о выплате страхового возмещения в полном размере с приложением соответствующих документов, подтверждающих результаты независимой экспертизы, а также затраты на лечение (при получении вреда здоровью). Также следует в письменной форме сообщить руководству страховщика, что оно должно дать ответ на данное требование в установленный законодательством срок и, в случае отказа в выплате требуемой суммы страхового возмещения, решение вопроса будет проводиться в судебном порядке.
  • при получении отказа обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании со страховщика сумм страховых выплат по ОСАГО, а также возмещении расходов на проведение сопутствующих мероприятий и судебные издержки. К такому исковому заявлению обязательно нужно приложить документы, обосновывающие указанные в нем требования. А само содержание иска должно содержать аргументированные расчеты, убедительные доводы и ссылки на Закон.

Конечно, данные рекомендации имеют общий характер и не адаптированы к индивидуальным случаям, поэтому раскрыты лишь поверхностно. Каждый конкретный случай требует тщательного правового анализа и непосредственного участия грамотного юриста в работе над делом, что и является залогом успеха.

Как заставить виновника ДТП возместить ущерб при недостаточности страховых выплат по ОСАГО

Если страховая компания осуществила страховые выплаты по ОСАГО в максимально возможном размере, а ущерб имуществу или здоровью остался непокрыт полностью, недостающую часть возмещения следует требовать с виновника ДТП.

Читать еще:  Видеотехническая экспертиза

Иногда получается уладить все споры и получить причитающиеся деньги в досудебном порядке посредством грамотно составленной досудебной претензии, ведь виновник ДТП понимает, что в случае судебного разбирательства он понесет большие затраты. Однако, это редкие случаи и в основном лица, виновные в аварии, не идут на контакт и отказываются возмещать причиненный вред добровольно. Тогда единственный выход – взыскание суммы ущерба через суд.

Здесь и потребуется помощь адвоката, который составит обоснованное исковое заявление и эффективно представит интересы пострадавшего в суде. При этом иск может быть предъявлен не только физическому, но и юридическому лицу, если его представитель был виновником ДТП при исполнении своих обязанностей на служебном транспортном средстве.

Юристы фирмы «Правовой стандарт» в Туле отлично ориентируются в законодательной и процессуальной сфере, что позволяет эффективно в судебном порядке решать споры по возмещению ущерба от ДТП при недостаточности страховых выплат по ОСАГО.

Есть вопросы? Звоните: (4872) 70-32-74 , (953) 196-86-00 .

Страховые выплаты при ДТП: сколько выплачивает страховая компания по ОСАГО

Согласно украинскому законодательству, для компенсации ущерба при ДТП водитель должен иметь полис ОСАГО. Ситуация участия в аварии неприятна сама по себе. За ней, как правило, следуют хлопоты по получению выплат. Владение информацией по данному вопросу дает возможность действовать грамотно, получить законное возмещение ущерба с минимальными нервными и временными затратами.

Расчет ущерба по ОСАГО

Возмещение по страховому полису автогражданки – это средства, которые выплачивает страховая компания пострадавшим в дорожном происшествии. Имеются в виду аварии, спровоцированные водителями, управляющими застрахованными транспортными средствами (ТС). По закону Украины, выплаты производятся до 90 дней после подачи всех документов страховщику. Некоторые компании возмещают ущерб в течение 10-15 дней, до получения судебного решения.

После наступления страхового случая, которым является исключительно ДТП, пострадавшая сторона обращается с заявлением в СК, после чего проводится процедура осмотра автомобиля и анализ ущерба.

Факторы, влияющие на сумму компенсации:

  • количество пострадавших автомобилей. Общая сумма за ущерб имуществу всем пострадавшим в одном дорожном происшествии равна пятикратной сумме максимального лимита (650 000 гривен в 2020 году);
  • степень износа транспортных средств;
  • рыночная стоимость автомобиля;
  • степень нанесенных повреждений;
  • стоимость ремонта;
  • затраты на эвакуацию авто.

Износ насчитывают, если фактический пробег авто в два раза больше нормативного, если составные части кузова были восстановлены, если транспортное средство эксплуатировалось как автомобиль специального назначения (например, такси).

Насчитывать износ разрешается для транспортных средств производства СНГ, срок эксплуатации которых больше 5 лет, для авто других стран со сроком более семи лет.

Сумма ущерба складывается из стоимости работ по ремонту, покраске автомобиля, лакокрасочных материалов, комплектующих, которые подлежат замене. В расчет принимается цена деталей с учетом их амортизации. При оценке ремонта на СТО берется стоимость новых узлов и составных частей, поэтому реальная цена восстановления авто и сумма ущерба, рассчитанная страховой компанией, могут существенно отличаться.

В таких случаях суд обязывает виновника аварии возместить убытки, вне зависимости от начального уровня износа узлов и деталей авто, после осуществления и оплаты потерпевшей стороной ремонтных работ.

Выполнять восстановление поврежденного автомобиля следует только после расчета компенсации по полису ОСАГО. Оценка должна быть произведена в течение 10 дней после наступления страхового случая.

Если в результате аварии был нанесен ущерб жизни и здоровью людей, действует следующий порядок расчетов:

  • выплаты на лечение, транспортировку в медицинское учреждение, реабилитацию пострадавших;
  • компенсация в период временной нетрудоспособности, выплата недополученных доходов;
  • 12-36 минимальных затрат при длительной потере пострадавшими трудоспособности;
  • 12 минимальных затрат при смертельном исходе.

Ущерб компенсируется не ранее, чем через 15 суток и не позднее, чем через 3 месяца после подачи заявления о наступлении страхового события. Неполучение денег от СК по истечении 90 дней – повод для судебного разбирательства.

Лимиты выплат по ОСАГО

Согласно законодательным изменениям, в 2020 году в Украине установлены новые лимиты страховых выплат. Компенсация за вред имуществу, нанесенный пострадавшей стороне, составляет 130 000 гривен, за ущерб, причиненный жизни и здоровью, – 260 000 гривен.

В ситуации, когда фиксация страхового случая происходит путем оформления европротокола, установлен отдельный размер максимального лимита – 50 000 гривен. Воспользоваться европротоколом можно по обоюдному согласию водителей-участников, у которых есть полисы ОСАГО. При этом в ДТП не должно быть пострадавших людей, а у автовладельцев – признаков наркотического, алкогольного опьянения.

При серьезных авариях максимального лимита недостаточно для полного покрытия ущерба. Статистика показывает, что так происходит в четырех из десяти дорожно-транспортных происшествий. В этих случаях виновник ДТП выплачивает разницу из собственных средств. Избежать непредвиденных расходов позволяет заключение дополнительного договора к обязательному полису автогражданки, который покрывает расходы сверх лимита ответственности.

Если полиса дополнительной гражданской ответственности нет, получить недостающие средства можно по добровольному согласию виновника ДТП или через суд, если договориться не удалось.

Особенности расчета страхового возмещения при ДТП по ОСАГО

Расчет ущерба проводят по методикам товароведческих экспертиз. Применяется следующая формула:

Ущерб = СР + СМ + СС * (1 – ФЗ) + ВТВ, где

СР – стоимость работ по ремонту и покраске;

СМ – стоимость материалов для восстановления;

СС – стоимость подлежащих замене деталей и узлов авто;

ФЗ – коэффициент физического износа;

ВТВ – величина товарного вида.

Из насчитанного страхового возмещения вычитается налог на добавленную стоимость. Но эту часть выплат можно дополучить, если ремонт производился на СТО.

Экспертиза по определению размера повреждений ТС и сумме компенсации проводится в присутствии владельца авто. Если он не согласен с выводами, может организовать независимое исследование.

Исходными данными для расчета являются год выпуска, марка, модель авто. В алгоритмы работы инструмента заложены цены запасных частей на все марки и модели авто, среднерыночная стоимость нормо-часа работы специалиста станции технического обслуживания. Онлайн-калькулятор дает ориентировочный результат.

Что делать для получения выплат от страховой компании

Желательно сообщить представителю СК о наступлении страхового события с места происшествия, не позднее, чем в течение трех рабочих дней. Агенту нужно сказать Ф.И.О., серию и номер страхового полиса, номер мобильного телефона, данные о других участниках аварии. Желательно описать визуальные повреждения транспортных средств, обстоятельства ДТП. На место аварии, если нет условий для оформления европротокола, необходимо вызвать полицию.

Дальнейшие инструкции по урегулированию страхового случая дает представитель СК. Без письменного согласия страховщика не рекомендуется возмещать убытки третьим лицам и их представителям.

Если вина водителя установлена, он сообщает пострадавшей стороне о том, что является владельцем автогражданки, и предоставляет данные своей СК.

Для обеспечения выплаты компенсации за ущерб, причиненный транспортному средству, потерпевшая сторона предоставляет в СК ряд документов: европротокол, если ДТП было оформлено без представителей полиции, водительские права, паспорт, копию полиса ОСАГО, решения суда – при наличии, заявление о выплате страхового возмещения.

В течение десяти рабочих дней с момента наступления страхового случая необходимо предоставить представителю СК поврежденное транспортное средство для осмотра.

Для получения выплат по ущербу, причиненному жизни и здоровью, потерпевшая сторона предоставляет документы, подтверждающие оплату расходов на лечение, копию больничного листа, выписку из амбулаторной карты.

В случае смерти потерпевшего для получения выплат нужны нотариально заверенное свидетельство о смерти, документы, подтверждающие расходы на погребение.

В некоторых случаях возмещение убытков проводит МТСБУ. Ведомство выплачивает компенсацию, если страховая компания виновника ДТП стала банкротом, при отсутствии у него полиса автогражданки, если виновник аварии относится к льготным категориям граждан.

Что делать, если сумма страховой выплаты по ОСАГО не покрывает расходы на ремонт

В силу положений ст.7 Закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлены некие лимиты страховых сумм, в пределах которых страховая компания лавирует при наступлении страхового случая.

Так, лимитом возмещения ущерба, причиненного здоровью и жизни, является сумма в 500 000 рублей, а лимитом возмещения материального ущерба – сумма в 400 000 рублей.

Как быть, если ремонт дороже

Сумма страхового возмещения (выплаты) может не покрыть расходы на ремонт в трех случаях:

  1. если страховщик занизил сумму возмещения;
  2. если страховщик выплатил максимально возможную сумму (400 000 рублей), но стоимость ремонта оказалась больше;
  3. если из документов о ДТП невозможно установить вину конкретного водителя (например, оба водителя нарушили ПДД), то страховщик возместит ущерб в равных долях. Это значит, что возмещение каждому потерпевшему составит половину от размера ущерба или в иных пропорциях в зависимости от степени вины участников ДТП, установленной судом (п. 22 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).

Ниже мы рассмотрим, что делать при каждом из вышеуказанных вариантов.

Занижение стоимости ремонта

Самостоятельно страховщик сумму ремонта не занижает, для этого ему требуется заключение экспертизы, которая определит сумму, необходимую для ремонта, в размере, меньшем, чем это необходимо.

Поскольку экспертизу проводят эксперты или экспертные бюро, которые сотрудничают со страховой компанией на постоянной основе, то занижение стоимости ремонта встречается достаточно часто.

Для того чтобы оспорить сумму, назначенную страховщиком, рекомендуем выполнить ряд последовательных действий:

  1. ознакомьтесь на нашем сайте с материалом, содержащим необходимые инструкции;
  2. получите у страховщика копию акта о страховом случае. Это документ, который страховщик составляет по результатам рассмотрения заявления страхователя о возмещении ущерба;
  3. зайдите на официальный сайт Российского Союза страховщиков и проверьте правильность расчетов при помощи специального сервиса (опционально, если вы не хотите проводить экспертизу зря);
  4. обратитесь к эксперту по вашему выбору, заключите с ним договор на проведение экспертизы. О процедуре проведения экспертизы и о порядке предоставления автомобиля к осмотру вас проинформирует эксперт;
  5. получите акт экспертизы и, если по ее выводам сумма ущерба выше, чем назначил ее страховщик, то напишите претензию в страховую компанию с требованием об увеличении суммы. С правилами составления претензии страховщику вы можете ознакомиться в соответствующем материале нашего сайта;
  6. если страховщик откажет в удовлетворении претензии или проигнорирует ее, то составляйте исковое заявление и идите в суд.
Читать еще:  Страховщики больше не смогут требовать с водителей справки о ДТП

Экспертиза

Экспертное заключение, которое опровергало бы выводы экспертизы, проведенной страховщиком, будет необходимо как для направления претензии, так и для мотивировки искового заявления.

Экспертизу по оценке причиненного ущерба проводят эксперты-техники, внесенные в государственный реестр экспертов-техников.

То есть если вы решили вступить в спор со страховщиком, то без экспертизы не обойтись. Для проведения экспертизы выберите эксперта, работающего самостоятельно или в составе экспертного бюро, и заключите с ним договор на проведение экспертизы.

Проверить, включен ли выбранный вами эксперт в реестр экспертов-техников, вы можете на официальном сайте Министерства Юстиции РФ.

Претензия

Закон устанавливает обязательный досудебный порядок рассмотрения споров со страховыми компаниями. Это значит, что без условия направления претензии вы не сможете обратиться с иском в суд.

Страховщик обязан рассмотреть претензию в 10-дневный срок, по истечении которого он должен направить вам письменный ответ о согласии с доводами претензии либо об отказе в удовлетворении претензии.

Вполне возможна ситуация, что страховщик просто проигнорирует претензию, а значит, ответ вы не получите. Отсутствие ответа не станет препятствием для обращения в суд, поскольку суд интересует не ответ страховщика, а сам факт, что вы соблюли досудебный порядок рассмотрения спора.

Исковое заявление

В исковом заявлении вы можете заявить требования о взыскании:

  • разницы между размером ущерба (по заключению независимой экспертизы) и размером полученного страхового возмещения;
  • неустойки за нарушение срока выплаты указанной разницы — 1% от разницы в выплате за каждый день просрочки, но не более максимального лимита страховой суммы, и/или финансовой санкции за нарушение срока направления мотивированного отказа в страховом возмещении — 0,05% от максимального лимита страхового возмещения за каждый день просрочки, если страховщик нарушил срок направления вам письменного отказа.

Как правило, минимальным набором документов, прилагаемых к исковому заявлению, являются:

  1. копии документов, подтверждающих направление страховщику претензии;
  2. копии документов, подтверждающих право собственности на транспортное средство;
  3. копии документов о ДТП, выданные ГИБДД;
  4. копия акта о страховом случае;
  5. копия заключения независимой технической экспертизы;
  6. копия искового заявления и прилагаемых к нему документов для страховщика.

Вы можете подать исковое заявление и приложенные к нему документы:

  • по месту нахождения страховщика (его филиала или представительства);
  • по месту своего жительства или пребывания;
  • по месту заключения или исполнения договора страхования.

Если цена иска не больше 1 млн руб., вы освобождаетесь от уплаты госпошлины.

Если заявлены требования имущественного характера и цена иска не превышает 50 000 руб., то иск подается мировому судье (ст. 23 ГПК РФ).

Если цена иска превышает 50 000 руб. или если вы предъявляете также требования неимущественного характера (например, об установлении степени вины в ДТП), то иск следует подавать в районный суд (ст. 24 ГПК РФ).

При удовлетворении судом требований истца, которые не были удовлетворены ответчиком добровольно, суд взыскивает с ответчика в пользу истца штраф в размере 50% от разницы между суммой страхового возмещения, подлежащего выплате, и суммой страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке (п. 3 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ).

Что делать, если ремонт дороже максимума страхового возмещения

В этом случае оставшуюся сумму следует взыскивать с виновника ДТП (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).

До обращения в суд рекомендуем направить виновнику ДТП письменное требование о возмещении причиненного вам ущерба. Такой досудебный порядок урегулирования спора не является обязательным, однако иногда позволяет получить полагающееся вам возмещение без обращения в суд.

Если виновник ДТП оставил ваше требование без ответа или отказался возместить ущерб, вы вправе обратиться в суд. Для этого рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Доказательством размера взыскиваемой суммы будет служить заключение, полученное по итогам независимой технической экспертизы.

Чтобы получить этот документ, необходимо обратиться к эксперту-технику или в организацию, имеющую в штате экспертов-техников, и заключить договор на проведение независимой технической экспертизы. Реестр экспертов-техников размещен на официальном сайте Минюста России. Стоимость экспертизы обычно зависит от ее сложности и стоимости поврежденного имущества.

В споре с виновником ДТП износ заменяемых запасных частей может не учитываться (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25). Доказательством размера ущерба могут выступать документы о произведенном и оплаченном ремонте (платежные поручения, чеки, акты выполненных работ и т.п.). При этом нужно учесть, что в суде, возможно, возникнет вопрос о наличии связи между отремонтированными повреждениями и ДТП, что потребует проведения судебной экспертизы.

Вы вправе требовать возмещения не только ущерба, причиненного автомобилю, но и расходов на проведение экспертизы, хранение автомобиля на стоянке, судебных расходов.

Подсудность иска к виновнику ДТП определяется по месту жительства последнего.

В исковом заявлении изложите суть проблемы и заявите свои требования о взыскании разницы между размером ущерба (по заключению независимой экспертизы) и выплаченной страховщиком страховой суммы. К исковому заявлению приложите следующие документы:

  1. копии документов, подтверждающих направление виновнику ДТП претензии;
  2. копии документов, подтверждающих право собственности на транспортное средство (ПТС или свидетельства о регистрации, выданного ГИБДД);
  3. копии документов о ДТП (справки о ДТП, протокола, постановления, определения);
  4. копию акта о страховом случае;
  5. копию заключения независимой технической экспертизы;
  6. копию искового заявления и прилагаемых к нему документов для виновника ДТП;
  7. документ, подтверждающий уплату госпошлины.

Если заявлены требования имущественного характера и цена иска не превышает 50 000 руб., то иск подается мировому судье (ст. 23 ГПК РФ).

Если цена иска превышает 50 000 руб. или вы предъявляете также требования неимущественного характера (например, об установлении степени вины в ДТП), то иск следует подавать в районный суд (ст. 24 ГПК РФ).

Как составить и подать исковое заявление о возмещении ущерба от ДТП? Узнать →

Каков порядок налогообложения НДФЛ сумм страхового возмещения, выплаченных по договору имущественного страхования? Узнать →

КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО

11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Читать еще:  10 вопросов про надбавки за аварийность в ОСАГО

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден. «В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда. Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО. «Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина. – Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»

Если ремонт авто дороже, чем страховая выплата

Дорожно-транспортное происшествие — это всегда неприятность, даже если оно незначительное и повреждения получили только автомобили. Трудности возникают не только у виновника, но и в пострадавших, поскольку возникает необходимость в получении компенсации причиненного вреда.

На определенном этапе законодателем было принято важное решение о введении обязательного страхования гражданско-правовой ответственности водителей. Такой шаг был призван защитить имущественные интересы как виновников, так и пострадавших в результате ДТП. Данный институт в Украине введен уже достаточно давно, однако спорные ситуации и недоразумения возникают постоянно.

Одним из проблемных моментов является то, что иногда страхового возмещения недостаточно для полноценного восстановления автомобиля. Причиной этого в большинстве случаев является то, что страховая компенсирует не всю стоимость восстановительного ремонта, а с учетом износа автомобиля. Таким образом, если автомобиль эксплуатируется более 7 лет (5 лет — для авто из стран СНГ), то при определении суммы страховой компенсации будет учитываться износ соответствующих деталей. При этом при осуществлении ремонта деталь будет ставится новая, а соответственно — дороже.

В связи с этим страховая компенсация не всегда покрывает стоимость ремонта поврежденного автомобиля. Возможно ли получить разницу между страховым возмещением и реальной стоимостью ремонта? Чем может помочь адвокат по ДТП? Об этом подробно расскажем далее.

Начнем с главной ответы, если страховая компенсация не покрывает полностью нанесенного ущерба и ремонта авто, остальные средства можно взыскать непосредственно с самого виновника ДТП.

Дело в том, что согласно Гражданскому кодексу Украины, нанесенный ущерб возмещается в полном объеме лицом, причинившим вред. Однако в соответствии с Законом о ОСАГО страховому возмещению подлежит материальный ущерб с учетом износа.

В то же время, согласно правовой позиции Верховного Суда, которая является актуальной на сегодня, водитель, ответственность которого застрахована, отвечает за причиненный вред в объеме, который не покрытый страховым возмещением.

Таким образом, если страховое возмещение не покрывает стоимость восстановительного ремонта, остальную сумму можно взыскать с виновника ДТП, что неоднократно подтверждал Верховный Суд в своих решениях. Если в добровольном порядке это сделать не удается, советуем обратиться к автоадвокату и с его помощью получить остаток долга в судебном порядке.

При этом доказательством стоимости восстановительного ремонта может служить отчет об оценке, который сделан страховой. В нем обычно указывается полная стоимость восстановительного ремонта, а также сумма компенсации с учетом износа.

Кроме того, советуем не проводить ремонта до тех пор, пока страховая не сделает оценку. Если сумма компенсации вас не устраивает, быстро обратитесь к адвокату за консультацией и принятия решения о возможных дальнейших действиях.

Деньги вместо ремонта после ДТП: как выиграть в суде

7 марта 2018 года Иван Коновалов* на своем автомобиле врезался в припаркованный Lexus Светланы Максимовой*. Обе машины были застрахованы. Но ни одна из ремонтных станций, на которую «РЕСО-Гарантия» могла направить автомобиль на ремонт, не отвечала необходимым требованиям. Поэтому Максимова получила возмещение деньгами, а не непосредственно ремонтом — страховая заплатила ей 81 500 руб.

Но Максимовой показалось, что эта сумма не покрывает причиненный ей ущерб. В итоге вопрос о размере выплаты пришлось решать суду. Вологодский городской суд Вологодской области назначил автотовароведческую экспертизу, согласно которой стоимость восстановительного ремонта автомобиля Lexus с учётом износа составила 116 123 руб., без учёта износа — 134 013 руб.

Суд первой инстанции решил, что разницу в стоимости восстановительного ремонта с учётом износа и без него должен выплатить Коновалов. А по мнению апелляции, Максимова добровольно выбрала вариант страхового возмещения в виде страховой выплаты с учётом износа запасных частей. Поэтому никто разницу доплачивать ей не должен. Тогда пострадавшая пожаловалась в Верховный суд.

Верховный суд обратил внимание на процессуальные ошибки

Коллегия по гражданским делам ВС в своем решении подробно разобрала законодательство об ОСАГО и указала, что по общему правилу расходы на запасные части определяются с учётом износа комплектующих. То есть, выбирается меньшая сумма для возмещения. При этом Гражданский кодекс все еще дает возможность потерпевшему на полное возмещение ущерба. Потерпевший может потребовать доплаты, если в суде докажет, что ущерб оказался дороже полученных им денег, пояснили судьи ВС. Даже если он получил страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой с учётом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.

В случае выплаты страхового возмещения в денежной форме именно потерпевший должен доказывать, что действительный ущерб превышает полученные от страховой деньги. А виновник ДТП вправе выдвинуть свои возражения о том, что выплата возмещения деньгами вместо ремонта авто была злоупотреблением правом, отметил ВС.

Таким образом, Максимова не выбирала деньги вместо ремонта, а просто оказалась в ситуации, когда другого выбора не оставалось. «Однако суд апелляционной инстанции не учел эти обстоятельства и не поставил их на обсуждение сторон, вследствие чего выводы о злоупотреблении правом со стороны Максимовой* нельзя признать законными», — указал ВС в решении по делу.

То есть, дело рассмотрели неправильно. Суд апелляционной инстанции должен был изучить доводы Максимовой о том, что денег на ремонт ей не хватит, а не приходить к выводу о недобросовестном поведении потерпевшей. При новом рассмотрении у него будет такая возможность (прим. ред. — пока еще не состоялось).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×