Mitsubishi-ufa.ru

Авто СТО Онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ДТП с несколькими участниками ОСАГО

ДТП с несколькими участниками

Ежедневно по всему миру случается огромное количество ДТП, которые наносят колоссальный ущерб жизни, здоровью и имуществу граждан. Некоторые из них на столько неоднозначны и запутаны, что приходится обращаться к специалистам за помощью.

Итак, каждое из таких ДТП в зависимости от количества участников можно подразделить на следующие виды:

  • ДТП с одним виновником и одним пострадавшим;
  • ДТП с участием одного виновника и нескольких пострадавших;
  • ДТП с участием нескольких виновников и одного пострадавшего;
  • ДТП с несколькими виновниками и несколькими пострадавшими.

Данная классификация, позволит нам лучше разобраться в том, на какую выплату можно рассчитывать в той или иной ситуации.

Происшествия с одним виновником и одним потерпевшим являются, своего рода, классической ситуацией в которой размер страховой выплаты по ОСАГО (в случае отсутствия вреда жизни и здоровью) ограничен 120 тысячами рублей, если, конечно, у виновника нет «расширения». При таком ДТП вы можете обратиться как в страховую виновника, так и в свою страховую, которая также должна будет произвести выплату.

Что касается превышения по ОСАГО, то взыскать его можно будет с виновника ДТП либо в добровольном порядке, либо через суд с помощью автоюристов.

Также не редки случаи, когда в результате ДТП, произошедшем по вине одного человека, пострадало сразу несколько авто. Согласно ст. 7 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, которую обязан возместить страховщик при наступлении страхового случая при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей. Таким образом, страховая сумма вроде бы возрастает, но по сути улучшений нет, поскольку из смысла закона следует, что выплата в данном случае одному из пострадавших не может превышать 120 тысяч рублей. Вот и получается, что увеличения страховой суммы не происходит.

Что делать если суммарный размер необходимых выплат по ДТП всех потерпевших превысит 160 тысяч?! Поскольку ответственность страховых ограничена строго определенной суммой, то выплаты сверх нее они не производят и по прежнему будет необходимо обращаться к виновнику ДТП за получением суммы недоплаты. Стоит отметить, что в данном случае страховая компания удовлетворит требования пострадавших в рамках 160 тысяч пропорционально суммам, насчитанным независимой экспертизой.

В том случае, когда в ДТП было несколько виновников, то потерпевший может обратиться в страховую компанию любого из них. После его обращения, эта компания выплачивает ему всю сумму ущерба, предусмотренную договором ОСАГО, после чего страховые компании виновников делят ущерб между собой. Если в результате аварии обе стороны и потерпевшие и пострадавшие, так называемая «обоюдка», то каждый из них, после обращения в страховую, получит только 50% от суммы восстановительного ремонта.

ДТП с несколькими виновниками и несколькими пострадавшими встречаются не часто. Однако, схема их разрешения выглядит следующим образом: потерпевшие в результате ДТП могут обратиться в страховую любого из виновников, которые, в последствии, делят между собой выплаты по ОСАГО.

Стоит заметить, что в том случае, если вы попали в ДТП и обратились в страховую компанию по КАСКО, то со страховой виновника можно получить сумму утраты товарной стоимости.

Помните, что только внимание на дороге лишит вас проблем со страховыми и сэкономит время.

Видео по теме:

Как избежать аварии?

Выплата по ОСАГО, если в ДТП пострадало несколько автомобилей

Ругать страховые компании за выплаты по ОСАГО давно считается правилом хорошего тона для большинства российских водителей. Все знают, что страховщики платят мало и неохотно. При этом далеко не каждый страхователь способен ответить на вопрос, который также напрямую касается его финансовых интересов, а именно: «Какова максимальная сумма, которую страховая компания может заплатить по ОСАГО в случае ДТП?».

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Между тем, п. 4 полиса и п. 10 Правил ОСАГО 2012 информирует автовладельцев, что:

«Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора,) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 тысяч рублей.»

Любой мало-мальски грамотный автомобилист или водитель, уже попадавший в серьезные аварии, может себе представить, насколько малы эти узаконенные размеры страховых выплат. Особенно, если «угораздило» встретиться с иномаркой представительского класса или стать виновником ДТП с участием нескольких автомобилей.

И если с одним автомобилем все очевидно (максимум 120 тысяч), каким образом рассчитывается возмещение, если пострадавших ТС несколько, а заплатить всем вместе могут не более 160 тысяч рублей?

Из пункта 65 Правил ОСАГО: «В случае если страховая выплата будет выплачена нескольким потерпевшим и сумма их требований . превышает установленную пунктом 10 Правил страховую сумму (160 тысяч), страховые выплаты производятся пропорционально отношению этой страховой суммы к сумме указанных требований потерпевших. ».

Разберем ситуацию на конкретном примере

В происшествии пострадали 3 автомобиля. После проведения технической экспертизы оказалось, что ущерб, нанесенный 1-му авто составил 20 тысяч, 2-му – 120 тысяч, 3-му – 180 тысяч.

Вычислим Кпр – коэффициент пропорциональности.
Кпр = 160 / (20 + 120 + 180) = 0,5.

  1. Выплата 1-му = 0,5 х 20 = 10 тысяч.
  2. Выплата 2-му = 0,5 х 120 = 60 тысяч.
  3. Выплата 3-му = 0,5 х 180 = 90 тысяч.

В сумме все выплаты составят, соответственно, 10 + 60 + 90 = 160 тысяч рублей.

Но тут важно не забывать еще одно условие, которое также оговаривает п. 65 Правил ОСАГО – «выплата на одного пострадавшего не может превысить 120 тысяч»

Что делать, если не доплатили

Как видно из приведенного выше примера, при пропорциональном распределении страхового возмещения на нескольких пострадавших ТС, недовольными остаются зачастую все автовладельцы. И все те, кого страховая выплата не устроила, в одинаковой степени, вправе подать на виновника ДТП в суд и взыскать с него недостающие суммы.

Конечно, если имеется полис КАСКО , лучше и проще обратиться за выплатой по нему. Но, даже если бы все пострадавшие были застрахованы по КАСКО и дружно обратились бы за полноценным возмещением в свои страховые компании, это совсем не означает, что виновнику крупного ДТП не придётся в дальнейшем раскошеливаться.

Для многих водителей оказывается неожиданным существование такого понятия, как суброгация. Суброгация – право страховщика по КАСКО после всех произведенных своему клиенту выплат потребовать с причинителя вреда (и его страховой компании) компенсации понесенных расходов. Понятно, что 120 тысяч заплатит СК по полису ОСАГО, а все, что выше. придется возмещать из своего кармана незадачливому автолюбителю. Если, конечно, он не был столь предусмотрителен и не оформил дополнительно к ОСАГО страховку ДСАГО (расширение автогражданки), увеличивающую ответственность страховщика от 120 до 300, 600 и более тысяч рублей, и позволяющую избежать множества проблем.

Читать еще:  ДТП на парковке

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
18 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Минфин РФ предложил уточнить применение европротокола в ОСАГО

Москва. 19 февраля. INTERFAX.RU — Минфин РФ предложил отменить принятую недавно поправку в закон об ОСАГО о распространении порядка урегулирования по европротоколу на дорожные происшествия с участием более двух автомобилей, сообщил «Интерфаксу» представитель министерства.

Как заявил собеседник агентства, «с принятием этой инициативы законодатели явно поторопились».

Банк России по поводу изъятия этого положения из закона об ОСАГО пока не определился, сообщил агентству источник, знакомый с позицией Центробанка РФ. Зато инициативу ведомства поддержал Российский союз автостраховщиков (РСА).

Последние изменения в порядке применения урегулирования по европротоколу в ОСАГО (небольшие ДТП без пострадавших людей, которые можно урегулировать без вызова представителя ГТБДД) содержали три важные новации. Во-первых, действие европротокола распространялось на ДТП с числом участников более двух, что раньше не позволялось. Во-вторых, этот порядок стало возможно использовать даже в том случае, если участники ДТП не согласны относительно определения виновника аварии и ее обстоятельств.

В-третьих, с 1 июля 2018 года сумма выплат по европротоколу в большинстве регионов РФ увеличивается с 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей. Но это положение будет работать при условии создания для водителей бесплатного мобильного приложения, которое в известном смысле должно заменить сотрудника ГИБДД, «привязать» к местности ДТП и передать данные о происшествии страховщику в режиме реального времени.

«Новация в европротоколе по выплатам без четкого определения виновной стороны — а значит, и ответственного страховщика — стала камнем преткновения на практике, — пояснил «Интерфаксу» вице-президент РСА Сергей Ефремов. — Мы с двумя-то участниками не всегда можем определиться при отсутствии согласованной позиции сторон по виновнику ДТП, а тут ставится задача определиться с несколькими участниками. Если страховщик заплатит всем участникам ДТП в условиях неопределенности вины, то позже, после уточнения виновника (или виновников), необоснованно полученные водителями деньги они должны будут возвращать страховой компании в регрессном порядке? Вряд ли такое прогрессивное новшество понравится самим водителям на практике».

Обобщая позицию РСА, Ефремов сказал: «Мы приняли положение, которое позволяет использовать европротокол в ОСАГО при отсутствии согласия двух участников ДТП и без привлечения дорожной полиции. Сегодня важно отработать эту модель взаимодействия сторон. На следующем этапе возможно распространение привычного порядка на ДТП с участием более двух водителей».

«Авария с пострадавшими»: как получить компенсацию

Как считать страховое возмещение?

Столкнулись две машины, в этой аварии один из водителей погиб, а его пассажирка Ольга Кудрина* получила тяжкий вред здоровью. Приговором Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области второй водитель признан виновным в нарушении ПДД, повлекшем по неосторожности смерть человека (ч. 4 ст. 264 УК). Кудрина обратилась заявлением о страховой выплате, а затем с претензией, но страховая пострадавшего АО «ГСК «Югория» ей отказала. Тогда Кудрина подала иск к этой страховой компании о взыскании 343 100 руб. страхового возмещения (275 000 руб. вреда здоровью и 68 100 руб. утраченного заработка), 5 000 руб. компенсации морального вреда, 15 000 руб. расходов на представителя, 133 руб. убытков и штраф по ст. 161 закона об ОСАГО.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлекли страховую виновника ДТП – ПАО СК «Росгосстрах». Она уже выплатила Кудриной 175 250 руб. страхового возмещения.

ИСТЕЦ: Ольга Кудрина*

ОТВЕТЧИК: АО «ГСК «Югория»

СУТЬ СПОРА: О взыскании страхового возмещения, штрафа, судебных расходов и компенсации морального вреда

РЕШЕНИЕ: Апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд второй инстанции

Среднеахтубинский райсуд Волгоградской области исковые требования удовлетворил частично: взыскал с АО «ГСК «Югория» в пользу Кудриной 293 100 руб. страхового возмещения, 3 000 руб. морального вреда, 10 000 руб. расходов на представителя, 133 руб. убытков и 146 550 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказано. Суд пришёл к выводу, что причинение вреда третьему лицу в результате ДТП влечёт наступление страхового случая по каждому заключённому договору ОСАГО, а значит, страховая выплата должна быть произведена по каждому из этих договоров. При определении размера страхового возмещения суд первой инстанции согласился с расчётом утраченного заработка, произведённым истцом, а сумму страхового возмещения определил исходя из диагноза Кудриной с учётом Правил расчёта суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего.

Волгоградский областной суд изменил решение суда первой инстанции, уменьшив размер страхового возмещения с 293 100 руб. до 117 850 руб., а размер штрафа – со 146 550 руб. до 58 925 руб. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Апелляция указала: с учётом солидарной ответственности страховщиков возмещение с АО «ГСК «Югория» подлежит взысканию за вычетом уже выплаченных ПАО СК «Росгосстрах» 175 250 руб.

Дело дошло до Верховного суда, который сослался на свой Обзор судебной практики за второй квартал 2012 года, где указано: при причинении вреда третьему лицу в результате ДТП взыскание страховых выплат в максимальном размере производится одновременно с двух страховщиков по ОСАГО. При этом страховая сумма в части возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью каждого потерпевшего, составляет 500 000 руб. (подп. «а» ст. 7 закона об ОСАГО). Таким образом, при наступлении у владельцев машин обязанности возместить третьему лицу причиненный вред каждый из страховщиков производит соответствующую выплату по каждому из договоров страхования. Поэтому ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в апелляцию (№ 1б-КГ19-4). Пока что оно не рассмотрено.

Две страховые лучше, чем одна

Некоторые страховщики полагают, что выплата возмещения должна быть только от одной страховой, отметила юрист S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 18 место По выручке 25-27 место По количеству юристов 6 место По выручке на юриста (более 30 юристов) × Анастасия Гурина. Они обосновывают это тем, что по договору ОСАГО компенсируется именно имущественный вред – расходы на лечение и утраченный заработок, и в результате компенсации не должно возникнуть неосновательное обогащение. Исходя из позиции ВС, пассажир может получить двойную или даже тройную компенсацию, в зависимости от того, сколько машин столкнулись в аварии. «С позицией страховщиков нельзя согласиться, так как ВС в своем определении отмечает: дополнительные расходы в виде конкретных материальных убытков (например, расходов на проведение операции) возмещаются солидарно. А компенсационные выплаты за вред, причиненный здоровью, подлежат уплате именно за сам факт причинения вреда (например, перелом костей черепа, ожог, разрыв органов), а не за факт несения расходов на восстановление здоровья», – объяснила Гурина.

Читать еще:  Автотехническая экспертиза

«Я положительно оцениваю подход ВС к выплате страхового возмещения по ОСАГО. Разъяснения высшей судебной инстанции позволят увеличить случаи досудебного урегулирования споров со страховыми и добиться максимальной защиты прав пострадавших»

Гурина особо подчеркнула: даже если ответственность автомобилистов будет застрахована в одной компании, ей все равно придется платить столько раз, сколько полисов ОСАГО заключили участники ДТП. По мнению Гуриной, с большой долей вероятности Волгоградский областной суд взыщет со второй страховой компании компенсацию в пользу потерпевшей, так как именно по такому пути идет правоприменительная практика в аналогичных делах (№ 41-КГ18-57, № 9-КГ18-9, № 9-КГ17-8).

Руководитель практики уголовного и административного права ООО Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × , адвокат Алена Зеленовская напомнила: с 1 мая 2019 вступили в силу изменения в закон об ОСАГО о солидарной ответственности всех страховщиков при причинении вреда жизни и здоровью одному потерпевшему при наступлении одного и того же страхового случая. «Теперь потерпевшие будут требовать разницу между понесенными для восстановления здоровья расходами и суммой страхового возмещения в судебном порядке у виновников ДТП», – считает Зеленовская.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Изменились правила определения коэффициента «бонус-малус»

Разбираемся в логике расчетов страховых компаний, чтобы избежать финансовых потерь

Коэффициент «бонус-малус» (КБМ) – одна из величин, используемых страховщиками для определения суммы, которую собственник автомобиля ежегодно должен выплачивать по договору ОСАГО.

Страховщики по ОСАГО не могут определять этот коэффициент самостоятельно. Он устанавливается Центральным Банком РФ. При этом КБМ не учитывается для КАСКО, где страховщики самостоятельно определяют сумму страховых платежей и порядок их расчета.

Как рассчитывается цена полиса ОСАГО?

Расчет производится по формуле: ОСАГО = БЗ х КВС х КБМ.

БЗ (базовое значение) – это индивидуальные факторы использования транспортного средства, с которыми можно ознакомиться на сайте Российского союза автостраховщиков или узнать у представителей страховых компаний. КВС (возраст и стаж водителя) и КБМ (коэффициент «бонус-малус») в совокупности составляют понятие класса водителя. Он является важным показателем при расчете стоимости полиса ОСАГО.

Зачем ввели коэффициент «бонус-малус»?

Страхуя ответственность водителей, страховщики несут риски, ведь человек, например, может попадать в ДТП слишком часто. Чтобы эти риски компенсировать и заодно побуждать граждан водить более аккуратно, был введен КБМ. Это система скидок для водителей, которые не попадают в аварии. При этом КБМ предусматривает увеличение страховых платежей для тех, у кого на счету много ДТП. Но это вовсе не наказание для неосторожных водителей. При ДТП страховщик несет значительные расходы, и увеличение суммы страховых платежей призвано их компенсировать.

Как рассчитывается КБМ?

Основная величина, используемая при расчете КБМ, – количество страховых возмещений, вне зависимости от их размера. Но считается, что после одного ДТП было выплачено одно возмещение, даже если их было больше, например, когда несколько пассажиров потребовали компенсации за вред, причиненный их здоровью.

При определении КБМ учитываются случаи возмещения с 1 апреля года, предшествующего расчету, до 31 марта года, в котором производится расчет. То есть в 2019 г. не будут приниматься во внимание возмещения по ДТП, которые были произведены в марте 2018 г. и ранее. Прежде КБМ рассчитывался иначе. Новые правила вступили в силу 1 апреля этого года.

Когда водитель впервые оформляет ОСАГО, его КБМ равняется 1. Он оплачивает страхование в базовом размере. В следующем году его КБМ будет рассчитываться на основании количества страховых возмещений за прошедший год, а также предыдущего КБМ. Для расчета КБМ существуют специальные таблицы, содержащиеся в Указании Банка России 1 .

Для расчета КБМ необходимо знать количество страховых возмещений за предыдущий год.

№ п/пКБМ за предыдущий годКБМ за текущий год в зависимости от количества страховых возмещений
0 возмещений1 возмещение2 возмещения3 возмещения

больше 3 возмещений
1234567
22,452,32,452,452,452,45
32,31,552,452,452,452,45
41,551,42,452,452,452,45
51,411,552,452,452,45
610,951,552,452,452,45
70,950,91,41,552,452,45
80,90,8511,552,452,45
90,850,80,951,42,452,45
100,80,750,951,42,452,45
110,750,70,91,42,452,45
120,70,650,91,41,552,45
130,650,60,8511,552,45
140,60,550,8511,552,45
150,550,50,8511,552,45
160,50,50,811,552,45

Если страховые возмещения по вине водителя не выплачивались, то КБМ понижается. Сумма страховых взносов становится для водителя меньше. Это правило можно разобрать на примере.

Предположим, что водитель в 2019 г. впервые оформляет ОСАГО. Его КБМ равен 1. Он уплачивает базовые страховые взносы. За год по его вине было выплачено одно страховое возмещение. С 1 апреля 2020 г. его КБМ составит 1,55. Он должен будет выплачивать страховые платежи в полуторном размере. Если за этот год он не попадет в ДТП, то его КБМ с 1 апреля 2021 г. станет 1,4. Сумма платежей уменьшится.

Минимальный размер КБМ составляет 0,5. То есть при безупречном вождении человек платит только половину базовой суммы. Максимальный КБМ составляет 2,45.

Как рассчитывается КБМ, если в страховку включено несколько человек?

С 9 января этого года в правила определения КБМ были внесены изменения, и расчет коэффициента на 1 апреля был произведен по-новому. Так, изменения коснулись случаев, когда в страховку включено несколько человек. Если договор ОСАГО заключен с несколькими водителями, то общий коэффициент «бонус-малус» равен максимальному КБМ, который был рассчитан для каждого страхователя отдельно. Если договор заключен в отношении неограниченного круга лиц, то КБМ всегда равен 1. По ранее действовавшим правилам коэффициент определялся на основании КБМ собственника автомобиля.

Как узнать свой КБМ?

Сведения о КБМ каждого водителя и его классе содержатся в Автоматизированной информационной системе ОСАГО (АИС ОСАГО), ведение которой осуществляет Российский союз автостраховщиков. Эти сведения открыты, и их может получить любой желающий. Например, их можно запросить в АИС ОСАГО, если необходимо проверить свои данные или оформить договор ОСАГО в отношении нескольких лиц, для чего потребуется их КБМ.

Проверить свой КБМ можно на официальном сайте РСА.

Что делать, если не получилось узнать КБМ?

Как показывает практика, при использовании АИС ОСАГО у водителей периодически возникают затруднения. Часто человеку не удается получить сведения из-за ошибочно введенных данных. При проверке КБМ необходимо использовать данные именно из страхового полиса, так как они могут расходиться с теми, что указаны в паспорте транспортного средства.

Как быть, если КБМ рассчитан неверно?

Ошибка в расчете КБМ повлияет на размер страховых платежей. В таком случае нужно подать в Российский союз автостраховщиков заявление об исправлении сведений, содержащихся в АИС ОСАГО.

Перед этим необходимо запросить у своего страховщика информацию о страховых возмещениях за предыдущий год. Эти сведения или письменный отказ в их предоставлении нужно приложить к заявлению. В заявлении должны быть указаны данные водителя: Ф.И.О., дата рождения, серия и номер водительского удостоверения и полиса ОСАГО. Претензия может быть направлена обычной почтой или на адрес электронной почты, указанный на сайте РСА.

В случае отказа в изменении КБМ водитель может подать в суд исковое заявление. В суде можно использовать документы, которые ранее были получены у страховщика для подачи заявления в РСА. Также нужно будет предоставить полис ОСАГО и справки о ДТП за предыдущий год.

Стоит иметь в виду, что соблюдение претензионного порядка не является обязательным. То есть водитель может сразу обращаться в суд без подачи заявления в Российский союз автостраховщиков. Однако порой направление претензии в РСА является более целесообразным, так как это позволяет сэкономить время и средства.

1 Указание Банка России от 4 декабря 2018 г. № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Обоюдная вина при ДТП: заплатят ли по ОСАГО

Сразу следует отметить, что такого понятия, как обоюдная вина, в российском законодательстве в настоящее время нет — эту формулировку не сыскать ни в одном нормативном акте. Под этим неофициальным термином сотрудники ГИБДД и представители страховых компаний подразумевают аварии, в которых обе стороны нарушили ПДД и одновременно выступили как виновниками, так и потерпевшими.

В подобных ситуациях гаишники вручают каждому участнику ДТП «свой» протокол об административном нарушении. Однако пренебрежение ПДД вовсе не является доказательством обоюдной вины — каждый конкретный случай рассматривается в частном порядке. Разве может идти речь об «обоюдке», когда, скажем, один водитель оставил дома «права», а второй — превысил на 60 км/ч максимально разрешенную скорость? Конечно, нет. Ведь забытое удостоверение никак не могло спровоцировать аварию.

Совсем другое дело, если оба автовладельца допустили существенные нарушения Правил, которые и привели к ДТП: одному, к примеру, инспекторы вменили несоблюдение приоритета при движении, а второму — разворот в неположенном месте. Такие спорные аварии по умолчанию признаются равнозначными, и каждый водитель получает по 50% от возможной суммы компенсации ущерба по ОСАГО.

Как показывает практика, многие «обоюдки» приводят автовладельцев в суд. Чаще всего водители обращаются к Фемиде, когда страховые компании отказывают им даже в частичной компенсации, что хоть и редко, но случается, или если они не согласны с равной степенью вины (50/50). Последняя по итогам заседаний может быть пересмотрена и определена в другом процентном соотношении: 10/90, 20/80, 30/70 или 40/60. Каждый случай, повторимся, рассматривается индивидуально.

Если суд постановил, что один участник ДТП виновен на 70%, то ему страховая компания выплатит по ОСАГО уже не 50% от возможной суммы, а только 30%. Второй водитель, соответственно, получит больше половины — а именно 70% — поскольку его вина составляет 30%. Напомним, что на сегодняшний день максимальная компенсация за «раненую» машину по обязательной «автогражданке» равняется 400 000 рублей.

Важно отметить, что помимо «обоюдных» аварий существуют и те, в которых установить зачинщика никак не представляется возможным. Участники таких ДТП, согласно постановлению Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года, не имеют права на возмещение вреда друг от друга. Иными словами, ремонтировать автомобиль придется своими силами или силами страховой компании при наличии полиса КАСКО.

Авария на троих

Это называется «прямое возмещение ущерба». Этот вариант до сих пор был возможен только в тех случаях, когда в аварии пострадали только два автомобиля, нет пострадавших и оба участника застрахованы по ОСАГО. Если в аварии участвовало три автомобиля и более, то за возмещением ущерба требовалось обращаться в страховую компанию виновника ДТП. С сегодняшнего дня условия изменились.

— Теперь система, когда потерпевший идет за возмещением в страховую компанию, с которой заключал договор ОСАГО, действует в отношении ДТП с участием более двух автомобилей. То есть в этих случаях потерпевшие теперь обязаны обращаться в так называемую свою страховую компанию. Это правило действует, когда не причинен вред здоровью или жизни людей или иному имуществу, кроме автомобилей участников ДТП, — сообщил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Система действует следующим образом: страховщик потерпевшего выплачивает ему деньги или производит ремонт автомобиля, а затем обращается к страховщику причинителя вреда, чтобы тот компенсировал эти расходы. Напомним, что эта поправка была внесена законом, который ввел преимущество ремонта перед денежной выплатой. Но вступление в силу этого пункта было отсрочено на полгода. Таким образом дали страховщикам возможность подготовиться к нововведению.

Дело в том, что при заключении договора со страховщиком автовладелец теперь выбирает и сервис, в котором, если что, будут восстанавливать его автомобиль. В случае обращения к страховщику виновника может оказаться, что сервис пострадавшего не устроит. Поэтому распространение прямого возмещения на аварии с большим участием машин — вполне логично.

Одна из довольно частых аварий на наших дорогах — это так называемый «паровозик». Он может случиться потому, что одна машина врезалась в другую, а следом в эту группу врезалось еще несколько машин. А может произойти потому, что один водитель не заметил, что впереди все стоят, врезался в крайнюю машину и собрал всех стоящих впереди. Зачастую даже ГИБДД сложно определить, как все произошло и кто виноват. Стоит ли разделить такой «паровозик» на две, а то и три аварии или считать это одним ДТП. Теперь это предстоит делать страховщикам, чтобы определить, кому положены выплаты, а кому повышенные коэффициенты.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание автовладельцам. Новые условия по прямому возмещению ущерба на Европротокол не распространяются. По упрощенному оформлению ДТП условия те же: два автомобиля, оба застрахованные по ОСАГО, нет пострадавших и есть согласие в обстоятельствах случившегося.

Эксперты «РГ» рассказывают о взыскании ущерба по ОСАГО в рубрике «Юрконсультация».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector