Mitsubishi-ufa.ru

Авто СТО Онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обоюдное согласие при ДТП выплаты

Кому заплатят по ОСАГО, если оба виноваты?

Каждый водитель прекрасно понимает, что если он станет виновником ДТП, полис ОСАГО позволит ему полностью или частично избежать необходимости компенсировать финансовые потери пострадавшего. Но будет ли платить страховая компания, а главное – сколько и кому, если причиной аварии частично выступят обе стороны? Иными словами, что будет, если вина окажется обоюдной.

Что такое «обоюдная вина»?

Сразу оговоримся, что в административном праве (Гражданском кодексе, законе об ОСАГО) такого понятия, как «обоюдная вина» не существует. Под так называемой «обоюдкой» страховщики и сотрудники ГИБДД подразумевают ситуации, когда все участники ДТП в той или иной степени оказались нарушителями правил дорожного движения. Итак, при дорожно-транспортном происшествии могут возникнуть три ситуации:

  1. ДТП однозначно произошло по вине одного из участников дорожного движения. Все последствия этого очевидны, следовательно, выплату по ОСАГО получает потерпевший.
  2. Автоинспекторы выносят официальное постановление о прекращении производства по делу «в связи с невозможностью установить картину ДТП из-за противоречивых показаний его участников». В случае несогласия заинтересованных сторон с таким решением, дальнейшее выяснение обстоятельств происшествия будет происходить в суде.
  3. Нарушителями ПДД в группе разбора признаются оба участника аварии. Каждому выписываются протокол и постановление по делу об административном правонарушении.

С точки зрения юристов говорить об обоюдной вине можно только в третьем случае.

Кому и сколько заплатят при «обоюдке»

Поскольку наше законодательство никак не регулирует вопросы, связанные с обоюдной виной в ДТП, страховые компании решают проблему с выплатами по ОСАГО в подобных случаях очень просто:

  • Компенсируют каждому потерпевшему-виновнику по 50% ущерба, поскольку сложившаяся на данный момент судебная практика диктует именно такое развитие ситуации. Суды при этом основываются на закрепленной в ГК РФ норме (ст. 1083), что в случае невозможности установления степени вины, она автоматически признается равной. В то время, как доказать обратное, т.е. «неравность» оказывается порой очень сложно.
  • Отказывают в выплате всем заявителям, объясняя это невозможностью установить степень вины каждого участника ДТП. Зачастую при этом страховщики прекрасно осознают неправомерность своих действий и просто надеются, что клиенты не пойдут доказывать свою правоту в суд.

Между тем, справедливость и п. 2 ст. 1083 ГК РФ требуют, чтобы выплаты каждой стороне производились пропорционально степени вины. Теоретически никто с этим не спорит. Только вот установить меру истинной виновности и убедить в этом суд весьма непросто. Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях. Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца. Особенно из-за небольших сумм.

В случаях обоюдной вины большинство водителей с легкостью соглашаются на предложение страховой компании о половинчатой компенсации: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Одним словом, «обоюдка» выгодна страховой компании, поскольку правовая неразбериха оставляет ей немалое пространство для маневра. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере. Водитель А получил ущерб на 50 000 рублей, а водитель В – на 100 000 рублей. В случае признания обоюдной вины, они, соответственно, получат 25 000 и 50 000 рублей.

Обоюдная вина при ДТП

  • Какое ДТП считается обоюдным
  • Определение страховых выплат
  • Степень виновности

Законодательство Российской Федерации возлагает ответственность на каждого водителя автотранспортного средства заключать обязательный договор о страховании автогражданской ответственности, наступающей в случае дорожно-транспортного происшествия. Федеральный закон об ОСАГО, регулирующий правовые отношения между страховщиком, потерпевшим и виновником ДТП, предусматривает возмещение ущерба лишь одной стороне — потерпевшей.

Основными принципами обязательного страхования являются: гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом.

Данное утверждение подтверждается ст.3 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» N 40-ФЗ от 25.04.2002 с изменениями от 1 сентября 2016 года

Что такое обоюдное ДТП

Получается, что страховая компания покрывает ущерб потерпевшей стороне, а виновник вынужден компенсировать свои убытки самостоятельно. Однако на дорогах случаются ситуации, когда в дорожно-транспортном происшествии виноваты обе стороны. И если обоюдная вина при ДТП доказана сотрудниками ГИБДД или признана обеими сторонами, тогда наступает неординарный случай — обоюдное ДТП.

Сложность сложившегося положения в том, что при «обоюдке» обе стороны являются потерпевшими и виновниками одновременно. А согласно федеральному закона об ОСАГО, они имеют право на компенсацию как потерпевшие, и в тоже время — они виновники ДТП, а потому им не причитается никакого возмещения ущерба. Без того трудная ситуация усугубляется еще и тем, что законодательство не предписывает конкретных мер при наступлении такого страхового случая.

Многие водители, осознавая свою вину в произошедшей аварии, отчаиваются и не надеются на получение страховки. Страховые компании могут активно пользоваться правовой неграмотностью своих клиентов, не особо утруждая себя целью переубедить их в обратном. Однако не пытаться отстоять своих прав является в корне неправильным решением. Существует уже множество судебных прецедентов, когда страховые выплаты получали обе стороны, участвовавшие в ДТП, хоть и на особых условиях.

Как определяется страховая компенсация при обоюдном ДТП

Если обе стороны признали свою вину и между ними достигнуто обоюдное согласие при ДТП, то им, как потерпевшим лицам, для получения страховой выплаты необходимо обратиться в суд общей юрисдикции.

Учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред

п.2 ст.1083 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)

Потерпевший имеет право на возмещение ущерба, даже если в возникновении этого ущерба есть и его вина:

Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

п.2 ст.1083 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)

Стоит обратить внимание на то, что закон не отменяет выплаты в данном случае, а предписывает коррекцию суммы в зависимости от вины потерпевшего и виновника ДТП. Получается, что пока не определена степень вины обеих сторон, то неизвестна и сумма компенсации. Если же сумма выплаты не установлена, то страховая компания имеет полное право не выплачивать ее до момента конкретизации суммы. Установить же насколько виновна та или иная сторона может только суд.

По какому принципу определяется степень вины участников обоюдного ДТП

Для принятия решения о степени вины участников ДТП судья изучает ряд устных и письменных доказательств, имеющих отношение к делу. Это может быть все, что позволит пролить свет на истинное положение вещей:

материалы административного дела;

пояснения, отзывы и доводы участников дела;

заключения медицинской экспертизы;

заключения сотрудников ГИБДД и др.

На основании изученных материалов судья принимает решение. Из судебной практики видно, что часто степень вины распределяется между обеими сторонами поровну — 50 на 50. Данный вердикт позволено принимать в случае, если решение о том, чья вина преобладает, принять затруднительно. В таком случае судья руководствуется п.2 ст.1081 Гражданского кодекса Российской Федерации:

Причинитель вреда, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины этого причинителя вреда. При невозможности определить степень вины доли признаются равными.

п.2 ст.1081 Гражданского кодекса Российской Федерации

Однако случаи, когда за одним из виновников обоюдного ДТП закрепляется преобладающая доля вины, тоже нередки. Например признание вины в соотношении 70 на 30, или 80 на 20. В такой ситуации выплата страховой компенсации тоже будет происходить в соответствующих пропорциях. После того, как суд утвердил размер компенсационных выплат, потерпевшие могут получить возмещение ущерба от страховой компании.

Читать еще:  ДТП и уголовная ответственность водителя

Несмотря на то, что доступ к законодательной базе Российской Федерации является открытым и любой гражданин может ознакомиться со своими правами и обязанностями, все же для решения судебных дел мы настоятельно рекомендуем обращаться за консультацией к специалисту. Помните, что скупой платит дважды, а профессиональный консультант поможет сберечь драгоценное время и финансы!

Случай когда обе стороны участвующие в ДТП являются виновниками.

Да, Вам нужно обратиться в суд. Так как потерпевший имеет право на возмещение ущерба, даже если в возникновении этого ущерба виноват он сам. Закон не отменяет выплаты, а только регулирует сумму выплаты в зависимости от вины.

Для этого судья изучает ряд доказательств, таких как:

материалы административного дела;

пояснения, отзывы и доводы участников дела;

Суд поможет решить, кто виноват в ДТП

Кто виноват?

Произошло ДТП с участием двух машин. Владелица одного из автомобилей Нина Тлюнева* обратилась в САО «ВСК» за взысканием страхового возмещения. Страховая компания признала вину водителей обоюдной, осмотрела машину, определила 750 037 руб. ущерба и выплатила половину этих денег – 375 019 руб. Не согласившись с размером возмещения, Тлюнева подала несколько претензий, а затем иск.

ИСТЕЦ: Нина Тлюнева*

ОТВЕТЧИК: САО «ВСК»

СУТЬ СПОРА: О взыскании страховой выплаты, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда

РЕШЕНИЕ: Апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд второй инстанции

Майкопский городской суд Республики Адыгея изучил административный материал, из которого усматривается обоюдная вина водителей: один не уступил дорогу встречной машине при повороте (п. 8.8 ПДД), второй управлял автомобилем без полиса ОСАГО и с покрытием на переднем стекле, ухудшающим обзор. Документ, определяющий степень вины каждого водителя, отсутствует. Поэтому суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Верховный суд Республики Адыгея оставил это решение без изменения. Они напомнили: при обоюдной вине участников ДТП выплате подлежит 50% суммы страхового возмещения.

Верховный суд решил, что факт привлечения участников ДТП к административной ответственности не является безусловным основанием для возложения на них гражданско-правовой ответственности за ущерб. Причинно-следственная связь между ДТП и управлением машиной с покрытием на переднем стекле не устанавливались, а отсутствие страхового полиса ОСАГО в принципе нельзя связать с аварией. ВС считает, что нижестоящие суды должны были установить степень вины каждого лица, и с учетом этого взыскать со страховой выплату. Поскольку это не было сделано, ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (№ 24-КГ18-17). Пока еще оно не рассмотрено.

Что делать?

По мнению управляющего партнера Althaus Legal Althaus Legal Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения Профайл компании × Андрея Бежана, позиция судов общей юрисдикции была неверной. Она основывалась на том, что при установлении факта привлечения к административной ответственности обоих участников ДТП вина считается обоюдной. Это, уверен Бежан, свидетельствует о неустановленности степени вины участников ДТП. «Лицо может быть привлечено к ответственности только в том случае, если нарушение непосредственно или опосредованно привело к причинению ущерба», – отметил старший юрист BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Международные судебные разбирательства группа Семейное и наследственное право группа Банкротство (включая споры) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Уголовное право 11 место По количеству юристов Профайл компании × Олег Хмелевский.

Суд самостоятельно обязан установить такие важные обстоятельства, как наличие вреда, противоправность действий его причинителя, причинно-следственную связь ними и вину причинителя вреда, отметил адвокат КА «Меклер и партнеры» Анатолий Клейменов. «Сделать это суд должен на основании всех имеющихся доказательств, к которым относятся не только материалы дела об административном правонарушении, но и результаты судебных экспертиз, а также показания свидетелей», – считает Клейменов. Юрист ЮФ Надмитов, Иванов и партнеры Надмитов, Иванов и партнеры Федеральный рейтинг. × Делгира Ходжаева рассказала, что суды часто определяют степень вины участников ДТП (например, в этих делах № 33-19245/2016, № 33-6977/2016).

«Если вина обоих водителей будет установлена, должна быть установлена и степень их вины. Она, по сути, является той пропорцией, в которой стороны обязаны возместить причиненный вред. Степень вины одного водителя может быть оценена, например, в 60%, а другого в 40%. Такие прецеденты по этой категории дел уже были»

Что касается судьбы этого дела, при новом рассмотрении суд апелляционной инстанции должен будет учесть все неучтенные обстоятельства и вынести новое решение. Достоверно установить, каким оно будет, сейчас не представляется возможным, говорит Клейменов. Все будет зависеть от оценки ранее не учтенных обстоятельств и новых доказательств, которые представят стороны.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

ВС указал судам на тонкости рассмотрения споров по ОСАГО при обоюдной вине участников ДТП

Если в ДТП усматривается обоюдная вина участников аварии, то для определения размера выплат по ОСАГО суды должны установить степень вины каждой из сторон, указал Верховный суд.

Это следует из определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Июньской ночью 2017 г. столкнулись автомобили ВАЗ-2112 и ВМW 760. Сотрудники ГИБДД привлекли обоих водителей к административной ответственности: владельца отечественного автомобиля – за нарушение правил разворота (пункта 8.8 Правил дорожного движения), водителя ВМW – за тонировку лобового стекла и отсутствие полиса ОСАГО.

Собственница ВМW обратилась за возмещением в ВСК (страховщику ОСАГО другой стороны). Страховщик после осмотра ТС установил размер ущерба в 750 тыс. р., но выплатил лишь половину – 375 тыс. р. Снижение выплаты аргументировано тем, что при обоюдной вине участников ДТП выплате подлежит 50% суммы страхового возмещения, указывается в акте Верховного суда.

Т. (собственница BMW) подала иск в суд. Майкопский городской суд пришел к выводу об обоюдной вине участников дорожно-транспортного происшествия в равной степени. Признав обязательство по выплате страхового возмещения исполненным ответчиком, суд отказал в удовлетворении исковых требований. Данную позицию поддержал Верховный суд Республики Адыгея.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не согласилась с выводами нижестоящих судов. Привлечение водителей к административной ответственности не является безусловным основанием для возложения на них гражданско-правовой ответственности за ущерб, указала коллегия ВС. Причинно-следственная связь ДТП и тонировки на стекле автомобиля судами не устанавливалась, а «управление автомобилем в отсутствие страхового полиса ОСАГО в принципе не может находиться в причинно-следственной связи с совершением аварии», – указала коллегия ВС.

Существенным обстоятельством является установление степени вины лиц, признанных ответственными за причиненный вред, указывается в акте Верховного суда.

Дело возвращено на новое рассмотрение в Верховный суд Адыгеи, апелляция должна установить степень вины обоих водителей. Заседание назначено на 14 мая.

В ответ на запрос АСН в пресс-службе ВСК сообщили, что в постановлении Пленума Верховного Суда от декабря 2017 г., посвященном применению судами законодательства об ОСАГО, указывается, что на суд возлагается обязанность по установлению степени вины участников ДТП, если из документов, составленных сотрудниками полиции, невозможно установить степень вины участников.

В решении суда первой инстанции указывается, что представленные доказательства свидетельствуют о наличии обоюдной вины обоих участников ДТП в равной степени (то есть в размере 50%), обращают внимание в ВСК. По мнению страховщика, суды первых двух инстанций вынесли акты в соответствии с вышеуказанным постановлением ВС.

Обоюдная вина при ДТП: как происходят выплаты по ОСАГО

«Обоюдная вина» – такой вердикт часто выносит суд, рассматривая дело о ДТП, где имело место одновременное нарушение Правил дорожного движения двумя водителями. Кто из них имеет право на страховые выплаты? Обоюдная вина в ДТП и выплата по ОСАГО – достаточно непростая тема, поскольку законодательно основные нормы были закреплены только несколько лет назад. Если в аварии на дороге виноваты оба водителя, добиться выплат от страховых компаний крайне сложно. Обоюдное нарушение при ДТП – это ситуация, когда участники дорожного движения становятся и виновниками, и потерпевшими.

Читать еще:  Не сдали карты: страховщики нашли повод не платить по ОСАГО

Страховые выплаты при обоюдной вине

Каждый водитель уверен: если он станет виновником ДТП, то полис ОСАГО даст ему возможность в полной мере или частично избежать компенсации ущерба пострадавшему. Если виноваты обе стороны, каждому из водителей выписывается протокол и постановление о правонарушении. В этом случае страховые агентства привыкли поступать просто:

  • Каждый из нарушителей получает по 50% от причиненного ущерба. В соответствии со сложившейся судебной практикой такое решение считается наиболее верным. Рассматривая дела, связанные с обоюдной виной в ДТП и выплатами по ОСАГО, судьи до недавнего времени руководствовались статьей 1083 Гражданского кодекса РФ. В ней прописано, что если невозможно установить вину участников происшествия, она признается автоматически равной. Доказать обратное, то есть неравность, достаточно сложно. В 2014 году выплаты по ОСАГО были урегулированы Законом об ОСАГО, ст. 12 п.22.
  • В выплате отказывают обоим сторонам ДТП, объясняя это невозможностью определить процент вины каждого. Такое решение страховщиков неправомерно. Доказать свою правоту в данной ситуации можно через суд.

Как вести себя при обоюдной вине

В судебной практике найдется немало случаев, когда обоюдное согласие при ДТП (признание вины на равных) не было достигнуто, и стороны добивались, чтобы был установлен процент ущерба для каждого в отдельности. В такой ситуации судьи будут искать ответ на вопрос, действия какого водителя в большей степени способствовали возникновению ДТП.

Если вы считаете себя невиновным или виноватым в меньшей степени, чем второй участник, необходимо искать свидетелей происшествия и доказывать свою минимальную причастность к аварии, выявлять причинно-следственные связи случившегося.

Кто может рассчитывать на страховку при обоюдной вине

Мало кто знает об этом, но с 2002 года виновность участника дорожно-транспортного происшествия устанавливается только судом. ГИБДД лишь констатирует факт аварии, а также указывает нарушения водителем Правил дорожного движения. Именно поэтому при обоюдном ДТП ответ на вопрос, Кому выплачивает страховая компания, зависит от решения суда. Если его нет, то и виновника нет, а значит, страховщики могут отказать в выплате.

На получение денег, если была доказана обоюдка, могут рассчитывать все участники дорожно-транспортного происшествия. Процент возмещения ущерба каждому из водителей зависит от степени нарушения. Если удастся доказать, что обоюдка при ДТП не была равной, то выплаты могут отличаться. В судебной практике были ситуации, когда один из участников получал 20, а другой 80% или 90/10. Но реальность такова: даже когда вина одного водителя меньше, шансы получить значительные выплаты минимальны. Просто автовладельцам не хочется идти до конца, в особенности если речь идет о небольших суммах.

Многие водители задаются вопросом: если в ДТП обоюдная вина, оплачивает ли страховая ущерб. Здесь может быть несколько вариантов развития событий. При наступлении страхового случая страховщики изначально считают своего клиента виноватым в случившемся и готовы компенсировать ущерб.

Но в ситуации, когда виноват не он один, страховые компании приостанавливают дела о выплате и ждут решения суда. В таком случае у них появляется шанс не платить. Дальше признание обоюдки при ДТП и выплаты по ОСАГО зависят от адвокатов. Если по решению суда виноваты оба, то на частичную выплату ущерба в большей степени может рассчитывать тот водитель, чей автомобиль пострадал сильнее.

Итак, кратко о том, что нужно сделать:

  • Постараться трезво оценить ситуацию, действовать согласно инструкции: остановить машину, включить аварийку, выставить аварийный знак, надеть жилет. Нельзя трогать предметы, относящиеся к аварии.
  • Сообщить о случившемся в ГИБДД.
  • Сообщить о происшествии в страховую компанию; сделать это необходимо как можно раньше.
  • Осмотреть транспортные средства, записать контакты и данные свидетелей аварии. Если есть техническая возможность, то последствия происшествия лучше запечатлеть на видео или фото. Хорошо, когда отснятые материалы будут максимально подробными. При съемке автомобилей важно захватить проезжую часть. Запечатлеть необходимо: тормозные пути, разлетевшиеся куски стекол и деталей, номера машин. Крупно должны быть отсняты все повреждения.
  • Собрать данные свидетелей.
  • Предоставить всю информацию в ГИБДД и страховую компанию.

Только на основании протокола осмотра и решения о возбуждении дела с учетом объяснений участников аварии может быть доказана в суде обоюдная вина при ДТП: ОСАГО вступит в силу, ущерб будет возмещен страховой компанией.

Подводные камни: нюансы оформления обоюдки

Если при происшествии наблюдаются хоть какие-либо признаки обоюдной вины сторон, необходимо критически оценить ситуацию и проверить, чтобы сотрудники ГИБДД учли все детали.

Нередки случаи, когда один из водителей берет всю вину на себя в надежде на ОСАГО, но потом узнает, что ущерб не будет полностью компенсирован и ему придется значительную часть выплачивать самому.

Доказанная обоюдная вина при ДТП в судебной практике даст возможность оказаться в выигрыше. Главное, чтобы обоюдная вина не была кажущейся: то есть, когда оба участника движения нарушили правила дорожного движения, но у одного из них нет причинно-следственной связи с происшествием. В такой ситуации страховщик полностью компенсирует ущерб потерпевшему. Например, если участник ДТП ничего не нарушил, но при этом забыл документы на автомобиль дома.

Несуразностей и сложностей, когда принимается обоюдное решение при ДТП, может быть много. Так, законом четко не предусмотрена возможность уменьшения выплат, даже если была доказана степень вины водителя.

Обоюдная вина в ДТП: Видео

Страховые выплаты при ДТП: сколько выплачивает страховая компания по ОСАГО

Согласно украинскому законодательству, для компенсации ущерба при ДТП водитель должен иметь полис ОСАГО. Ситуация участия в аварии неприятна сама по себе. За ней, как правило, следуют хлопоты по получению выплат. Владение информацией по данному вопросу дает возможность действовать грамотно, получить законное возмещение ущерба с минимальными нервными и временными затратами.

Расчет ущерба по ОСАГО

Возмещение по страховому полису автогражданки – это средства, которые выплачивает страховая компания пострадавшим в дорожном происшествии. Имеются в виду аварии, спровоцированные водителями, управляющими застрахованными транспортными средствами (ТС). По закону Украины, выплаты производятся до 90 дней после подачи всех документов страховщику. Некоторые компании возмещают ущерб в течение 10-15 дней, до получения судебного решения.

После наступления страхового случая, которым является исключительно ДТП, пострадавшая сторона обращается с заявлением в СК, после чего проводится процедура осмотра автомобиля и анализ ущерба.

Факторы, влияющие на сумму компенсации:

  • количество пострадавших автомобилей. Общая сумма за ущерб имуществу всем пострадавшим в одном дорожном происшествии равна пятикратной сумме максимального лимита (650 000 гривен в 2020 году);
  • степень износа транспортных средств;
  • рыночная стоимость автомобиля;
  • степень нанесенных повреждений;
  • стоимость ремонта;
  • затраты на эвакуацию авто.

Износ насчитывают, если фактический пробег авто в два раза больше нормативного, если составные части кузова были восстановлены, если транспортное средство эксплуатировалось как автомобиль специального назначения (например, такси).

Насчитывать износ разрешается для транспортных средств производства СНГ, срок эксплуатации которых больше 5 лет, для авто других стран со сроком более семи лет.

Сумма ущерба складывается из стоимости работ по ремонту, покраске автомобиля, лакокрасочных материалов, комплектующих, которые подлежат замене. В расчет принимается цена деталей с учетом их амортизации. При оценке ремонта на СТО берется стоимость новых узлов и составных частей, поэтому реальная цена восстановления авто и сумма ущерба, рассчитанная страховой компанией, могут существенно отличаться.

В таких случаях суд обязывает виновника аварии возместить убытки, вне зависимости от начального уровня износа узлов и деталей авто, после осуществления и оплаты потерпевшей стороной ремонтных работ.

Выполнять восстановление поврежденного автомобиля следует только после расчета компенсации по полису ОСАГО. Оценка должна быть произведена в течение 10 дней после наступления страхового случая.

Если в результате аварии был нанесен ущерб жизни и здоровью людей, действует следующий порядок расчетов:

  • выплаты на лечение, транспортировку в медицинское учреждение, реабилитацию пострадавших;
  • компенсация в период временной нетрудоспособности, выплата недополученных доходов;
  • 12-36 минимальных затрат при длительной потере пострадавшими трудоспособности;
  • 12 минимальных затрат при смертельном исходе.
Читать еще:  Образец расписки о возмещении ущерба при ДТП

Ущерб компенсируется не ранее, чем через 15 суток и не позднее, чем через 3 месяца после подачи заявления о наступлении страхового события. Неполучение денег от СК по истечении 90 дней – повод для судебного разбирательства.

Лимиты выплат по ОСАГО

Согласно законодательным изменениям, в 2020 году в Украине установлены новые лимиты страховых выплат. Компенсация за вред имуществу, нанесенный пострадавшей стороне, составляет 130 000 гривен, за ущерб, причиненный жизни и здоровью, – 260 000 гривен.

В ситуации, когда фиксация страхового случая происходит путем оформления европротокола, установлен отдельный размер максимального лимита – 50 000 гривен. Воспользоваться европротоколом можно по обоюдному согласию водителей-участников, у которых есть полисы ОСАГО. При этом в ДТП не должно быть пострадавших людей, а у автовладельцев – признаков наркотического, алкогольного опьянения.

При серьезных авариях максимального лимита недостаточно для полного покрытия ущерба. Статистика показывает, что так происходит в четырех из десяти дорожно-транспортных происшествий. В этих случаях виновник ДТП выплачивает разницу из собственных средств. Избежать непредвиденных расходов позволяет заключение дополнительного договора к обязательному полису автогражданки, который покрывает расходы сверх лимита ответственности.

Если полиса дополнительной гражданской ответственности нет, получить недостающие средства можно по добровольному согласию виновника ДТП или через суд, если договориться не удалось.

Особенности расчета страхового возмещения при ДТП по ОСАГО

Расчет ущерба проводят по методикам товароведческих экспертиз. Применяется следующая формула:

Ущерб = СР + СМ + СС * (1 – ФЗ) + ВТВ, где

СР – стоимость работ по ремонту и покраске;

СМ – стоимость материалов для восстановления;

СС – стоимость подлежащих замене деталей и узлов авто;

ФЗ – коэффициент физического износа;

ВТВ – величина товарного вида.

Из насчитанного страхового возмещения вычитается налог на добавленную стоимость. Но эту часть выплат можно дополучить, если ремонт производился на СТО.

Экспертиза по определению размера повреждений ТС и сумме компенсации проводится в присутствии владельца авто. Если он не согласен с выводами, может организовать независимое исследование.

Исходными данными для расчета являются год выпуска, марка, модель авто. В алгоритмы работы инструмента заложены цены запасных частей на все марки и модели авто, среднерыночная стоимость нормо-часа работы специалиста станции технического обслуживания. Онлайн-калькулятор дает ориентировочный результат.

Что делать для получения выплат от страховой компании

Желательно сообщить представителю СК о наступлении страхового события с места происшествия, не позднее, чем в течение трех рабочих дней. Агенту нужно сказать Ф.И.О., серию и номер страхового полиса, номер мобильного телефона, данные о других участниках аварии. Желательно описать визуальные повреждения транспортных средств, обстоятельства ДТП. На место аварии, если нет условий для оформления европротокола, необходимо вызвать полицию.

Дальнейшие инструкции по урегулированию страхового случая дает представитель СК. Без письменного согласия страховщика не рекомендуется возмещать убытки третьим лицам и их представителям.

Если вина водителя установлена, он сообщает пострадавшей стороне о том, что является владельцем автогражданки, и предоставляет данные своей СК.

Для обеспечения выплаты компенсации за ущерб, причиненный транспортному средству, потерпевшая сторона предоставляет в СК ряд документов: европротокол, если ДТП было оформлено без представителей полиции, водительские права, паспорт, копию полиса ОСАГО, решения суда – при наличии, заявление о выплате страхового возмещения.

В течение десяти рабочих дней с момента наступления страхового случая необходимо предоставить представителю СК поврежденное транспортное средство для осмотра.

Для получения выплат по ущербу, причиненному жизни и здоровью, потерпевшая сторона предоставляет документы, подтверждающие оплату расходов на лечение, копию больничного листа, выписку из амбулаторной карты.

В случае смерти потерпевшего для получения выплат нужны нотариально заверенное свидетельство о смерти, документы, подтверждающие расходы на погребение.

В некоторых случаях возмещение убытков проводит МТСБУ. Ведомство выплачивает компенсацию, если страховая компания виновника ДТП стала банкротом, при отсутствии у него полиса автогражданки, если виновник аварии относится к льготным категориям граждан.

В помощь водителю

Европротокол

Европротокол — это извещение о ДТП, которое самостоятельно оформляется участниками ДТП для обозначения факта происшествия и не требует присутствия на месте ДТП сотрудников ГИБДД.

Оформление ДТП с помощью Европротокола экономит время участников ДТП. Европротокол позволяет урегулировать ситуацию на месте, не создавая дорожных заторов и затруднений для остальных участников движения.

Заполняя Европротокол, участники ДТП подтверждают свое согласие с определением виновной и пострадавшей сторон ДТП и, соответственно, с правом пострадавшей стороны на получение страховой выплаты по ОСАГО за счет виновной стороны.

Обязательными условиями для оформления ДТП с помощью Европротокола являются:

  • Отсутствие пострадавших
  • Контактное ДТП с участием двух автотранспортных средств (не считая прицепы)
  • В ДТП не причинен вред иному имуществу, кроме транспортных средств участников ДТП
  • Оба автотранспортных средства имеют полис ОСАГО
  • Водители обоих автотранспортных средств вписаны в страховые полисы
  • Стороны пришли к согласию относительно обстоятельств ДТП и имеющихся повреждений
  • Обе стороны выразили готовность оформить ДТП с помощью Европротокола и в дальнейшем следовать всем обязанностям участников ДТП

Оформление ДТП с помощью Европротокола проводится по обоюдному согласию участников происшествия. Если вы не уверены в обстоятельствах аварии, оценке нанесенного ущерба, конструктивном настрое второго участника ДТП, – необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления аварии в обычном порядке!

Как оформить европротокол (памятка):

Если в ДТП участвовало только 2 машины, не было пострадавших, оба участника имеют полисы ОСАГО и согласны с обстоятельствами происшествия, можно приступать к документальному оформлению аварии без участия сотрудников ДПС.

Cумма ущерба в ДТП по Европротоколу не должна превышать 400 тыс. рублей (в Москве, МО, Санкт-Петербурге и Ленинградской области) и 50 тыс. рублей (в остальных регионах РФ).

Оформлять аварию по упрощенной схеме можно только в том случае, если речь идет о незначительной царапине. За скрытые повреждения, которые будут выявлены в ходе детальной оценки, страховая компания доплачивать не будет. Если оба водителя видят, что машины получила только царапину, то есть смысл заполнить документы и разъехаться. Если речь идет о более крупном повреждении, то лучше вызвать полицию, сумму выплаты по европротоколу в суде оспорить нельзя.

Пошаговая инструкция:

1. Сфотографировать место ДТП, пострадавшие автомобили с номерными знаками, поврежденные элементы обоих автомобилей, следы торможения, обломки деталей.

2.Участники аварии должны убрать транспортные средства с проезжей части. В противном случае им будет грозить штраф в 1 000 рублей. Время, которое отводится водителям на фотофиксацию, никак не регламентируется.
Пункт 2.6.1 ПДД РФ устанавливает обязанность по освобождению проезжей части, если движению других транспортных средств создается препятствие. Соответственно, водитель должен принять во внимание интенсивность потока транспортных средств, количество полос движения, условия видимости и на основании этого предпринимать действия по освобождению проезжей части

3. Зафиксировать контактные данные свидетелей, по возможности взять у них письменные показания об обстоятельствах ДТП.

4.Приступить к заполнению лицевой стороны Европротокола совместно с другим участником ДТП.

5.Нарисовать схему ДТП, обозначив названия улиц, направление движения транспортных средств, расположение разметки, объектов дорожной инфраструктуры, следов торможения и осколков.

6.Тщательно описать повреждения, указать на схематических изображениях автомобилей места первоначального удара.

7. Галочками отметить все обстоятельства ДТП на бланке.

8. Обязательно указать в 15 пункте, кто из участников ДТП является виновником, а кто – пострадавшим, записать это в примечании.

9. Вместе с другим водителем поставить подписи. Любые исправления в Европротоколе допустимы только при наличии подписей двух водителей.

10. Разделить Европротокол: оригинал остается у виновника, копия – у пострадавшего.

11.Заполнить оборотную сторону своей части: максимально подробно описать обстоятельства ДТП, пустые графы заполнить прочерком, поставить подпись.

12.Указать в примечании факт наличия записи с видорегистратора или фотоаппарата.

13.В течение пяти дней после аварии предоставить заполненный бланк в свою страховую компанию.

Памятка для родителей-водителей

Создано: 17.03.2016 13:50

Дата последнего обновления страницы: 19.04.2016 11:34

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×